Дипломная работа: Механизмы снижения себестоимости производства молока
В соответствии с вышеприведенной классификацией молока исчисляется цена
реализации молока, которая рассчитывается по формуле:
БЦ*(0,6*Пб/3,0+0,4*Пж/3,4)*Кк,
где БЦ – базовая цена (руб/кг), Пб –
содержание белка в молоке (%); Пж – содержание жира в молоке (%); Кк –
коэффициент качества.
Базовая цена устанавливается за килограмм поставляемого молока базисного
содержания белка (3,0%), базисной содержания жира, соответствующего по качеству
показателям первого сорта. В 2007 году она была установлена на уровне 815
руб./ц.
Таблица 2.38.
Условия приемки и оплаты молока по
количеству и качеству
Наименование показателя
Стандарт ЮНИМИЛК
Высший сорт
Первый сорт
Второй сорт
Несортовое
1
2
3
4
5
6
Плотность, кг/м³,
не менее
1029,0
1028,0
1027,0
1027,0
менее 1027,0
Температура замерзания, ºС
не выше минус 0,520
выше минус 0,52
Группа чистоты,
не ниже
I
I
I
II
III
Кислотность, ºТ
от 16,00 до 18,00
от 16,00 до 20,99
менее 16,00 или 21,00 и более
Бактериальная обсемененность, тыс/см³
высший класс, до 100
высший класс, 101-300
1 класс, 301-500
2 класс, 501-4000
более 4000
Содержание соматических клеток, тыс/см³
до 300
301-500
501-1000
более 1000
Коэффициенты качества:
·
1,2 – за молоко стандарта ЮНИМИЛК
·
1,1 – за молоко высшего сорта
·
1,0 – за молоко 1 сорта
·
0,9 – за молоко 2 сорта
·
0,7 – за несортовое молоко
Молоко с жирностью свыше 4,2% оплачивается из расчета содержания жира
4,2%
Таким образом, если рассмотреть формулу образования цены реализации
молока, то становится понятно, что она состоит из нескольких качественных
показателей (классность, жирность, содержание белка). С улучшением данных показателей
качества увеличивается и цена исходной продукции. Хозяйству есть к чему
стремиться, ведь при увеличении качества до высшего сорта цена увеличивается на
целых 10%, а оно вполне достижимо. Существуют также резервы увеличения жирности
молока как минимум у 238 коров, входящих в группу 3,60-3-79% жирности до 4%,
для чего необходимо еще более усовершенствовать рацион кормления, ведь
образование молока напрямую связано с уровнем протеинового питания и качеством
протеина. Рационы лактирующих животных должны включать протеина в 1,5 раза
больше, чем его выделяется в молоке, а в сухом веществе рациона должно
содержаться 3-5% жира. Большое значение имеет удовлетворение потребности в
минеральных веществах (в 1 кг молока животное выделяет от 4 до 10 г минеральных веществ), также необходимо увеличить содержание в рационе сахара, которого в
действующем рационе не хватает в значительной степени.
В настоящее время качество сдаваемого хозяйством молока следующее: 98% -
высший сорт, 1% - I сорт, 1% - II
сорт.
К качества = ТП в зачет. весе/ТП в физ. весе=2007/2073=0,97- достаточно
высокое качество молока, но есть к чему стремиться.
Рассмотрим динамику цен реализации молока в таблице 2.39.
Таблица 2.39.
Выручка от реализации молока в ГОУ СПО
«Безенчукский агротехникум»
Показатель
2002
2003
2004
I период
2005
2006
2007
II период
Отн-е II
пер. к I
Объем реализации, ц.
20273
18330
17825
18809
15713
18305
20073
18030
95,9
Цена реализации, руб./ц.
395
498
570
488
678
734
815
742
152,1
Выручка от реализации, тыс. руб.
7996
9123
10559
9179
10661
13437
16359
13378
145,7
Полная себестоимость, тыс. руб.
7437
7438
6970
7282
7008
9671
10733
9137
125,5
в т.ч. на 1 ц, руб.
366,8
405,8
391,4
388
446
528,3
534,7
503
129,6
Прибыль, тыс. руб.
559
1685
3589
1944
3653
3766
5626
4348
223,7
в т.ч. на 1 ц, руб.
27,6
91,9
201,3
106,9
232,5
205,7
280,3
239,5
224
Уровень рента -бельности, %
7,5
22,7
51,4
27,2
52,1
38,9
52,4
47,6
175
Судя по данным таблицы 2.39., объем реализации продукции сократился (на
4,1% во втором периоде по сравнению с первым). Это произошло в наибольшей
степени за счет уменьшения товарности молока. Однако, не смотря на данный
негативный фактор, это не помешало предприятию практически достигнуть в 2007
году объема реализации 2002 года. При этом цены реализации имели стойкую
тенденцию к увеличению, в особенности в отчетном периоде, в котором по
сравнению с базисным в среднем цена реализации возросла более чем в 1,5 раза.
Выручка также выросла почти на 50% во втором трехлетии по сравнению с первым
при росте общей себестоимости лишь на 25,5%. В соответствии с этим прибыль во
втором периоде по сравнению с первым увеличилась более чем в 2 раза, незамедлительно
сказавшись на рентабельности, возросшей соответственно на 75%.