Программа по Технологии
| |Сборка технических|машина, деталь, |техническому |перевозить |
| |устройств из |инструмент, |рисунку. Проверка |крупногабаритные |
| |деталей наборов |сборка, монтаж, |модели в действии.|грузы. |
| |типа «Конструктор»|регулировка, |Демонтаж |Решение задач на |
| |(транспортирующие |модель, макет. |(разборка). |изменение |
| |устройства — |Общие |Определение |конструкции - по |
| |подъемный кран, |представления о |последов-и сборки |устранению |
| |транспортер и др.)|транспортирующих |технических |различных |
| | |устройствах, их |устройств по |недостатков, |
| | |видах и применении|рисунку, |неустойчивость; |
| | |в народном |распределение |изменение формы |
| | |хозяйстве. Принцип|работы в паре и |при работе; |
| | |paботы, и |тройке. |зацепление |
| | |устройство |Коллективная |деталей, при |
| | |простейшего крана,|сборка модели по |работе. |
| | |транспортера. |образцу и | |
| | |Понятия: машина, |техническому | |
| | |узел, блок, |рисунку. | |
| | |ременная передача,|Взаимоконтроль и | |
| | |груз, противовес. |самоконтроль в | |
| | | |процессе работы и | |
| | | |при регулировании | |
| | | |модели. | |
| | | |Индивидуальная и | |
| | | |коллективная | |
| | | |сборка моделей | |
| | | |различных | |
| | | |устройств. | |
Продолжение
|Кла|Практические работы |Опорные |Упражнения, |
|сс | | |технологические |
| | | |задания |
| | |знания |умения | |
|IV |Сборка моделей |Общие представления | |Упражнения в |
| |технических |о технологических | |классификации |
| |устройств из деталей|машинах,, их видах и| |машин Решение |
| |наборов типа |применении в | |задач на |
| |«Конструктор» |народном хозяйстве. | |конструирование |
| |(швейная машина, |Принцип работы и | |объектов по |
| |станки). |устройство станка | |техническим |
| | |(токарный, | |условиям |
| | |сверлильный), | | |
| | |швейной машины. | | |
| | |Понятия: машина; | | |
| | |двигатели, | | |
| | |передающее | | |
| | |устройство, рабочий | | |
| | |орган. | | |
Модуль 13. Обработка бумаги и картона
Бумага и картон – самые распространенные и доступнее в обработке
материалы. В процессе работы с ними учащиеся получают представление об их
производстве, видах, свойствах, об использовании в быту и технике, о
профессиях людей, связанных с получением бумаги и картона и их обработкой.
Формирование у учащихся практических умений по обработке данных
материалов осуществляется в процессе изготовления изделий. С дошкольного
периода детям известны приемы резания бумаги ножницами, соединения деталей
клеем. В начальной школе учащиеся расширяют знания и осваивают умений по
разметке деталей из бумаги и картона сгибанием по шаблону, с Помощью
измерительных инструментов, приемы резания картона ножом, различные способы
оформления изделий аппликацией, окрашиванием, с использованием других видов
материалов.
Бумага и картон – материалы, при работе с которыми закладываются основы
графической грамотности. Учащиеся получают общее представление о
техническом рисунке, эскизе, чертеже, учатся понимать простейшие чертежи
(эскизы) и выполнять по ним разметку.
В основу предложенной программы по обработке бумаги и картона положена
определенная последовательность практических заданий, которые включают в
себя группы изделий, сходные по конструктивным особенностям и
технологическим операциям. Младшие школьники изготавливают следующие виды
изделий: игрушки, открытки, сувениры, панно, дидактический материал
простейшие наглядные пособия, блокноты, книжки-малютки др.
Развитию технического мышления школьников способствует. включение в
различные этапы урока наблюдении; с последующим, обобщением опыта, решение
задач по совершенствованию технологического процесса изготовления
предложенного учителем изделия или его конструкции с последующим внесением,
изменений в технологический процесс.
Данный раздел; может быть расширен по усмотрению учителя за счет времени,
отведенного на дополнительные виды работ, например на ремонт и переплет
книг, работу с папье-маше и другие виды обработки бумаги и картона,
доступные младшим школьникам.
Модуль 14. Обработка ткани
Ткань – основной текстильный материал, с которой работают младшие школьники
на уроках труда. Учащиеся получают общее представление об ассортименте
тканей и ниток, сырье, используемом для их изготовления, профессиях
текстильной и швейной промышленности. Общие свойства ткани определяют
основные особенности технологии ее обработки. Разметка деталей из ткани
осуществляется по лекалу (готовому или построенному самими учащимися).
Детали соединяются с помощью клея (коллажи, мелкие детали аппликаций), но
главным образом нитками. Оформляются изделия аппликацией или вышивкой.
В основу предложенного в программе порядка изучения стежков и строчек
положено сходство приемов выполнения отдельных стежков каждой группы
строчек. Освоение стежков осуществляется в процессе упражнений и при
изготовлении изделий. В урок обязательно включаются наблюдения, опыты,
технологические задания, способствующие общему развитию и развитию
технического мышления учащихся.
Предложенные группы практических заданий в основе своей сходны с
предыдущим видом работ, что облегчает сравнительное изучение материалов и
перенос известных учащимся знаний и умений в новые условия
В процессе практической работы школьники изготавливают изделия
общественно полезной направленности: сувениры, салфетки, закладки,
прихватки, панно, игрушки, несложную одежду для кукол и т. п.
Практическая работа с тканью носит в основном индивидуальный характер, но
может быть и коллективной, в зависимости от вида работы.
Данный раздел может быть расширен по усмотрению школы (учителя) за счет
времени, отведенного на дополнительные виды работ. В программе предложен
вариант «Обработка текстильных Материалов», основная направленность
которого – развитие эстетического вкуса учащихся. При изготовлении изделий
особое внимание обращается на подбор тканей по фактуре (например, атлас и
ворсовая ткань), по цвету (контрастные, тональные), на сочетание цвета
ткани и ниток.
Модуль 13. Обработка бумаги и картона
|Клас|Практические |Опорные |Упражнения, |
|с |работы | |технологические |
| | | |задания |
| | |знания |умения | |
|I |1. |Виды бумаги: Писчая |Сгибание |Деление |
| |Изготовление |бумага (белая), |прямоугольника в |прямоугольника на |
| |изделий из |тетрадная – ее |разных направлениях.|равные и неравные |
| |заготовок |использование. | |части. |
| |прямоугольной |Свойства бумаги; |Разрыв бумаги |Получение |
| |формы |пластичность, | |одинаковых деталей|
| |сгибанием. |упругость, | |сгибанием |
| | |прочность. Приемы |Разметка деталей по | |
| | |сгибания бумаги. |шаблону. Резание |Деление |
| |2. |Бумага цветная, |бумаги ножницами. |геометрических |
| |Изготовление |бархатная, ее |Склеивание деталей |форм па части. |
| |аппликаций из |использование. |Сушка под прессом. |Экономное |
| |деталей разной|Свойство бумаги – | |расходование |
|II |формы |отношение к влаге. | |материала. |
| | |Приемы разметки по | |Оформление изделий|
| | |шаблону, резание | |(по образцу, с |
| | |бумаги ножницами, |Разметка с помощью |внесением |
| | |склеивание. Понятия,|измерительных |отдельных |
| | |конструкция, |инструментов |изменений, по |
| | |изделие, заготовка, |(линейка, угольник, |замыслу, по |
| |Изготовление |деталь, шаблон, |циркуль). Резание |условиям). |
| |плоских |трафарет, |картона ножницами. | |
| |изделий из |композиция. |Склеивание картона | |
| |деталей |Бумага рисовальная, |бумагой. Соединение |Определение |
| |правильной |чертежная – ее |деталей различными |размеров на |
| |геометрической|использование. |видами, «замков» |чертеже (эскизе). |
| |формы |Свойства бумаги: |(клапаны, щелевой, |Расчет размеров |
| | |плотность, |полоской бумаги) |заготовки. |
| | |прочность. Картон, |проволокой. Работа |Рациональные |
| | |его свойства: |по инструкционной |способы соединения|
| | |ломкость, плотность,|карте. |деталей, нанесение|
| | |отношение к влаге. | |клея на большие и |
| | |Технический рисунок,| |малые плоскости. |
| | |эскиз, чертеж. | |Внесение изменений|
| | |Приемы работы | |в конструкцию |
| | |измерительными | |изделий. |
| | |инструментами. | | |
| | |Порядок построения | | |
| | |прямоугольника с | | |
| | |помощью | | |
| | |контрольно-измерител| | |
| | |ьных инструментов. | | |
| | |Приемы резания | | |
| | |тонкого картона | | |
| | |ножницами. | | |
|Клас|Практические |Опорные |Упражнения, |
|с |работы | |технологические |
| | | |задания |
| | |знания |умения | |
|III |Изготовление |Понятие о развертке.|Выбор заготовки. |Преобразование |
| |объемных |Эскиз развертки. |Разметка развертки |плоских форм в |
| |изделий |Определение размеров|изделия по |полуобъемные и |
| | |деталей по эскизу и |техническому |объемные. |
| | |образцу. Приемы |рисунку, чертежу |Разработка |
| | |резания картона |(эскизу). Резание |собственных |
| | |ножом. |картона ножом, |конструкций |
| | | |надрезание линий |изделий. |
| | | |сгиба | |
Оборудование: линейка (250Х30), угольник, (Циркуль; карандаш простой,
ножницы (тупоконечные), нож переплетный малый с укороченным клинком, шило
канцелярское с укороченной иглой, гладилки, подкладной лист, кисточки и
баночка для клея, кисть для покраски, пресс переплетный, игла канцелярская,
фальцлинейка.
Модуль 14. Обработка ткани
|Клас|Практические |Знания |Умения |Упражнения, |
|с |работы | | |технологические |
| | | | |задания |
|I |1. Изготовление|Материалы. Общее |Определение длины |Рациональные |
| |изделий из |понятие о ткани |нити, вдевание в |способы |
| |готового кроя. |Свойства ткани. |иглу, закрепление |закрепления ниток|
| | |Нитки и их |ее на ткани. |на ткани, в |
| | |назначение. |Разметка |зависимости от |
| | |Инструменты иглы, |продергиванием |назначения |
| | |ножницы, приемы |ниток. Обработка |изделия |
| | |работы ими. |края заготовки | |
| |2 Изготовление |Понятия: заготовка,|бахромой. | |
| |изделий из кроя|деталь, стежок, |Оформление изделия| |
| |разной формы по|строчка. |прямыми стежками и|Рациональные |
| |готовым лекалам| |их вариантами. |соединения де |
| | |Виды ниток для |Разметка деталей |талей. Экономное |
|II | |шитья и вышивания. |по лекалам |расходование |
| | |Приемы разметки |Резание, ткани |материала. |
| | |ткани по шаблону |ножницами |Оформление |
| |1. Изготовление|(лекалу), резание |Соединение деталей|изделий (по |
| |изделий из кроя|ножницами. |нитками, клеем. |образцу, с |
| |разной формы по| | |внесением |
| |готовым лекалам| | |отдельных |
| | |Ткани растительного|Определение |изменений, по |
| | |происхождения их |лицевой и |замыслу, по |
| | |виды и |изнаночной сторон |условиям). |
| | |использование. |ткани. Соединение |Выбор стежков для|
| |2. Изготовление|Лицевая и |деталей |соединения |
| |изделий по |изнаночная стороны |петлеобразными |деталей и |
| |лекалам с |ткани. |стежками. |оформления |
| |правильной |Петлеобразные |Пришивание |изделий |
| |геометрической |стежки. Правила |пуговиц. | |
| |основой. |работы наперстком. | | |
| | |Понятия: шов, |Построение лекал | |
| | |основа, уток. |правильной | |
| | |Приемы построения |геометрической | |
| | |прямоугольника и |формы. | |
| | |окружности. | | |
Продолжение
|Клас|Практические |Знания |Умения |Упражнения, |
|с |работы | | |технологические |
| | | | |задания |
|III |То же. |Ткани животного |Разметка ткани, |Расчет размеров |
| | |происхождения, их |сложенной вдвое и |заготовки и деталей|
| | |виды и |ее раскрой. |изделия. |
| | |использование. |Обработка края швом|Определение |
| | |Косые стежки. |в подгибку с |недостающих |
| | |Стежки временного |открытым срезом. |размеров на |
| | |и постоянного |Выполнение косых |чертеже, эскизе. |
| | |назначения. |стежков и их |Выбор способов |
|IV |Изготовление | |вариантов (крестик,|обработки и отделки|
| |изделий по | |роспись и др.). |деталей. |
| |лекалам. | |Пришивание кнопок. | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
|