Программа по Технологии
электрический ток проводники и изоляторы;
действие тока (тепловое и механическое);
виды соединения элементов электрических цепей;
Учащиеся должны уметь:
определять соответствие источника тока и нагрузки по напряжению;
заменять источники тока с соблюдением полярности;
заменять электрическую лампу с учетом ее номинального напряжения;
находить (в простейших случаях) нарушение контакта в электрической цепи и
устранять его;
составлять простейшие электрические схемы;
собирать простейшие электрические цепи, состоящие из источника тока,
нагрузки и выключающего элемента.
Тематический план
|№ п/п |Тема |Количество|
| | |учебных |
| | |часов |
| |III класс | |
|1 |Электрические заряды и их |2 |
|2 |взаимодействие. Передача |2 |
|3 |электрических зарядов. |2 |
|4 |Источники электрического тока. |2 |
|5 |Электрическая цепь. |2 |
|6 |Действие электрического тока. |2 |
|7 |Последовательные электрические |2 |
| |цепи. | |
| |Параллельные электрические цепи| |
| |Итого |14 |
| |IV класс |2 |
|1 |Виды бытовой радиоаппаратуры. |2 |
|2 |Элементарное понятие о |2 |
|3 |грамзаписи. | |
| |Элементарное понятие о |2 |
|4 |магнитофонной записи. |2 |
|5 |Звукозапись на магнитофоне. |2 |
|6 |Элементарное понятие о |2 |
|7 |радиовещании. Элементарное | |
| |понятие о телевидении. | |
| |Новая бытовая радиоаппаратура | |
| |Итого |14 |
ПРОГРАММА
III класс (элементы электротехники)
Электрические заряды и их взаимодействие (2ч)
Роль электричества в жизни современного общества. Электризация тел. Два
рода электрических зарядов и их условные обозначения. Взаимодействие
электрических зарядов. Электроскоп.
Практическая работа. Электризация тел и наблюдение их взаимодействия.
Передача электрических зарядов (2 ч)
Передача электрических зарядов от одного тела к другому. Передача
электрических зарядов на расстоянии. Электрический ток. Проводники и
изоляторы, область их применения. Устройство проводов.
Практическая работа. Определение проводимости различных веществ.
Источники электрического тока (2ч)
Простейший гальванический элемент. Устройство простейшего промышленного
гальванического элемента Гальваническая батарея. Полярность зажимов
гальванического элемента и батареи. Напряжение как, характеристика
источника тока.
Практическая работа. Изучение различных гальванических источников тока
(элементов, батарей) и составление их электрических схем.
Электрическая цепь (2 ч)
Простейшая электрическая цепь, состоящая из гальванического источника
тока, ключа, предохранителя и нагрузки. Условные обозначения элементов
электрической цепи. Схематическое изображение простейших электрических
цепей.
Практическая работа. Сборка простейшей электрической цепи, состоящей из
источника тока, нагрузки и ключа.
Действие электрического тока (2ч)
Нагревание проводника электрическим током, нагревание нити накала лампы.
Устройство электрической лампы, виды нагревательных элементов в бытовых
электрических приборах. Магнитное действие катушки с током. Роль сердечника
в обмотке электромагнита. Механическое взаимодействие проводника с током и
магнитом.
Практическая работа. Ознакомление с устройством и маркировкой
электрической лампы (по напряжению). Ознакомление с устройством
электромагнита и внешним видом двигателя. Включение их в электрическую
цепь.
Последовательные электрические цепи (2 ч)
Последовательное соединение двух одинаковых электрических ламп.
Heдocтaтки последовательного соединения потребителей.
Практическая работа. Последовательное соединение двух ламп и подключение
их к источнику тока.
Параллельные электрические цепи (2 ч)
Параллельное соединение двух электрических ламп. Преимущества
параллельного соединения потребителей перед последовательным.
Практическая работа. Параллельное соединение двух ламп и подключение их к
источнику.
IV класс (элементы радиоэлектроники)
Виды бытовой радиоаппаратуры (2ч)
Аудио- и видеотехника для воспроизведения звука и изображения. Запись и
передача информации с помощью радиоаппаратуры. Радиоприемники, телевизоры,
электропроигрыватели, магнитофоны.
Электропитание радиоаппаратуры. Превращение электрической энергии питания
в энергию звуковых волн и изображения.
Практическая работа. Включение электропроигрывателя и управление им.
Элементарное понятие о грамзаписи (2 ч)
Чем различаются звуки. Громкость и полоса частот звука. Запись и
воспроизведение звука в грамзаписи. Пластинка и обращение с ней. Как
доставать пластинку из конверта, ставить на диск электропроигрывателя,
снимать с диска, убирать в конверт и хранить. Части электропроигрывателя.
Акустические системы. Звукосниматель.
Практическая работа. Обращение с пластинками, регулировка громкости и
частотной характеристики воспроизведения грамзаписи.
Элементарное понятие о магнитофонной записи.(2 ч)
Запись звуков на магнитную ленту и считывание с нее. Кассетные
магнитофоны и плееры. Магнитолы. Типы магнитных лент. Части магнитофона.
Практическая работа. Включение магнитофона. Воспроизведение записи,
регулировка громкости и частотной характеристики воспроизведения.
Звукозапись на магнитофоне (2ч)
Подготовка магнитофона к звукозаписи.
Роль микрофона. Подключение его к магнитофону. Осуществление записи.
Проверка качества записи.
Практическая работа. Обучение звукозаписи на магнитофоне.
Элементарное понятие о радиовещании (2ч)
Передача информации от радиостанции к радиоприемнику. Части приемника.
Роль антенны. Настройка – выделение сигналов нужной радиостанции.
Регулировка громкости и частотной характеристики воспроизведения передачи.
Борьба с помехами.
Практическая работа. Включение приемника, настройка, регулировка
громкости и частотной характеристики, воспроизведение передачи.
Элементарное понятие о телевидении (2ч)
Передача телевизионного изображения от телецентра к телевизору. Части
телевизора. Телевизионная антенна. Настройка телевизора – переключение
каналов. Регулировка громкости звука и яркости изображения Дистанционное
управление.
Практическая работа. Включение телевизора, переключение каналов,
регулировка громкости звука и яркости изображения.
Новая бытовая радиоаппаратура (2 ч)
Видеомагнитофоны. Видеокамеры. Проигрыватели компакт-дисков (лазерные
проигрыватели). Понятие о музыкальных центрах и аудио видео комплексах.
Демонстрационный эксперимент (III кл.)
1. Электризация.
2. Взаимодействие наэлектризованных тел. Два вида электрических, зарядов.
3. Передача электрических зарядов.
4. Устройство и действие электроскопа.
5. Проводники и изоляторы.
6. Гальванический элемент (простейший).
7. Различные виды гальванических источников тока и их маркировка
(полярность, напряжение).
8. Таблица условных обозначений.
9. Тепловое действие тока электрическая лампа, бытовые
электронагревательные приборы, устройство нагревательных элементов (натура
и таблицы).
10. Простейшая электрическая цепь.
11. Магнитное действие тока.
12. Электромагнит.
13. Механическое действие тока.
14. Электромотор.
15. Последовательное соединение ламп.
16. Параллельное соединение ламп.
VIII – IX классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вариант I
Использование электроэнергии для освещения, работы бытовых нагревательных
приборов и транспорта, в промышленности, сельском хозяйстве, системах
связи, для обработки информации, в медицине и т. д. стало неотъемлемой
частью жизни современного общества. Поэтому каждый человек должен быть
знаком с основными принципами производства, передачи и потребления
электрической энергии, а также и связанными с этим экологическими
проблемами. Раздел «Электрорадиотехнология» является составной частью
образовательной области «Технология» и включает блоки: электротехника,
радиоэлектроника, автоматика, цифровая электроника.
Учащиеся, занимающиеся по варианту I программы «Технология» (углубленное
изучение техники), в одной четверти VIII класса изучают электротехнику, а в
двух четвертях IX класса – радиоэлектронику, автоматику, цифровую
электронику. В последних четвертях VIII и IX классов предусмотрены проекты,
при выполнении которых учащиеся могут реализовать полученные знания, умения
и навыки.
Обучение может проводиться на базе электро- и радиоконструкторов, а
выполнение проектов – на базе комплектов, выпускаемых НИИ
радиоприборостроения и содержащих набор электротехнических изделий и
радиодеталей. Эти комплекты выгодно отличаются от различного рода
конструкторов надежностью контактов, безопасностью при выполнении работы и
возможностью неограниченного усовершенствования комплекта.
В основу отбора материала по основам электротехники положен принцип
целесообразности, т. е. включен тот материал, который позволяет создать у
учащихся общее представление об электротехнике, обеспечивает им
сознательное использование учебного оборудования (двигатели в станках и
швейных машинах. пусковая и защитная аппаратура), создает базу для
дальнейшего усвоения технических дисциплин и знакомит с основными видами
бытового электрооборудования (осветительными и электронагревательными
приборами).
Основу материальной базы изучения электротехники составляет оборудование
физического кабинета. Однако его необходимо дополнить техническими
устройствами: электромагнитными и герконовыми реле, контакторами,
однофазными конденсаторными двигателями переменного тока (например, от
'лентопротяжного механизма), трехфазным двигателем и т. д. При фронтальном
методе проведения практических работ все это оборудование требуется в
единичных экземплярах. .
При изучении основ «Радиоэлектроники» учащиеся должны за весьма
ограниченное время (18 ч) познакомиться с областями применения
радиоэлектроники и ее элементной базой: вакуумными и полупроводниковыми
приборами, интегральными микросхемами и т. п. Далее рассматриваются
усилители, избирательные цепи и простейший детекторный приемник, генераторы
синусоидальных колебаний, понятие о модуляции и принципы действия систем
связи.
Подраздел «Автоматика и цифровая электроника» знакомит учащихся с
основными элементами систем автоматического регулирования' датчиками и
усилителями постоянного тока. Рассматривается структурная схема и принцип
действия систем автоматического регулирования, базовые логические элементы
цифровой электроники, большие интегральные схемы, роботы, проблемы
автоматизации производства и понятие о высоких технологиях.
Изучение всех перечисленных выше подразделов сопровождается выполнением
практических работ, на которые отводится не менее 50% времени.
Сложности с оборудованием не позволяют выполнять все их фронтально, ряд
работ выполняется методом практикума.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,
ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
принципы производства, передачи и использования электрической энергии;
принципы устройства и действия защитной и пусковой аппаратуры;
устройство электроизмерительных и электронагревательных приборов;
устройство электрических двигателей переменного и постоянного токов;
принципы передачи информации с помощью электромагнитных волн;
элементная база радиотехнических устройств, назначение и принцип действия
усилителей и автогенераторов на транзисторах;
принцип действия и состав устройств автоматического регулирования
технологических параметров;
логика работы базовых элементов устройств цифровой электроники.
Учащиеся должны уметь:
соединять провода;
подключать электрические элементы;
составлять простейшие электрические схемы;
производить измерения тока, напряжения, сопротивления;
собирать простейшие электрические цепи;
читать простейшие электрические схемы на транзисторах, проектировать
простые радиоэлектронные устройства;
составлять структурные схемы автоматических регуляторов технологических
параметров, проектировать простейшие устройства цифровой электроники с
использованием базовых логических элементов;
собирать и регулировать простейшие электронные устройства.
Тематический план
|№ |Тема |Количеств|
|п./п. | |о учебных|
| | |часов |
| |Электротехника (VIII кл.) | |
|1 |Электрические цепи. |2 |
|2 |Провода и способы их |2 |
|3 |соединения. Электромагниты и |2 |
|4 |их применение. |2 |
|5 |Электроизмерительные приборы. |2 |
|6 |Двигатели постоянного тока. | |
| |Бытовые электроосветительные и|2 |
|7 |электронагревательные приборы.|2 |
|8 | |2 |
|9 |Переменный электрический ток. |2 |
|10 |Выпрямители. |2 |
| |Двигатели переменного тока. | |
|1 |Понятие о трехфазной системе | |
| |переменного тока |2 |
|2 |Радиоэлектроника (IX кл.) |2 |
|3 |Понятие о радиоэлектронике. |2 |
|4 |Преобразования сигналов. |1 |
|5 |Элементная база |2 |
|6 |радиоэлектроники. | |
| |Усилитель переменного тока. |2 |
|7 |Избирательные цепи. |2 |
|8 |Детекторный приемник. |2 |
|9 |Генератор синусоидальных |2 |
| |колебаний. Телеграфная, | |
|1 |телефонная, радио- и |2 |
|2 |оптическая связь. |2 |
|3 |Генератор несинусоидальных | |
|4 |колебаний. Имитаторы звука, на| |
| |мультивибраторах. |2 |
|5 |Охранные устройства на |2 |
|6 |транзисторах. |2 |
|7 |Автоматика и цифровая |2 |
| |электроника (IX кл.) | |
| |Датчики. | |
| |Усилители постоянного тока. | |
| |Простейшие автоматы. | |
| |Базовые логические элементы | |
| |цифровой электроники. | |
| |Триггеры. | |
| |Большие интегральные схемы. | |
| |Робототехника и автоматизация | |
| |производства | |
ПРОГРАММА
Электротехника
(VII класс, 20 ч)
Электрические цепи (2ч)
Область применения электрической энергии. Правила безопасной работы с
электрооборудованием. Источники тока, потребители энергии, аппараты
управления и защиты (выключатель, кнопка, предохранитель).
Практическая работа (по выбору). Сборка электрической цепи с элементами
управления и защиты. Проверка исправности электрической цепи.
Провода и способы их соединения (2 ч)
Типы проводов. Используемые материалы, виды соединений. Соединения
проводов между собой и их подключение к элементам электрических цепей.
Практическая работа. Соединения проводов и их подключение к электрическим
устройствам.
Электромагниты и их применение (2 ч)
Магнитные свойства тока. Принцип действия и назначение электромагнитного
реле и контактора. Герконы и их применение.
Практическая работа (по выбору). Изучение электромагнита.
Электромагнитное реле. Однополюсный контактор.
Электроизмерительные приборы (2 ч)
Амперметры, вольтметры и омметры магнитоэлектрической и электромагнитной
систем. Омметры. Измерение тока, напряжения, сопротивления.
Практическая работа (по выбору). Измерение, сопротивления. Градуировка
вольтметра. Изучение измерительного механизма магнитоэлектрической системы.
Двигатели постоянного тока (2 ч)
Принцип действия и конструкции коллекторных двигателей постоянного тока с
электромагнитным возбуждением и возбуждением от постоянных магнитов.
Практическая работа (по выбору). Двигатель постоянного тока с
возбуждением от постоянных магнитов. Двигатель постоянного тока с
электромагнитным возбуждением.
Бытовые электроосветительные и электронагревательные приборы (2 ч)
Нагревательные элементы. Конструкция и принцип действия бытовых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
|