Программа по Технологии
прямоугольную изометрическую проекции изделия с натуры (с необходимым
уменьшением в 5, 10, 15. 20, ... раз) или по его рисунку (с размерами). В
качестве изделий можно предложить стол, стул, шкаф и т. п. знакомые вещи (с
упрощением их форм). На горизонтальной плоскости изделия изобразите круг
(круглая салфетка на столе, рисунок круга на сидении стула и т. п.).
4. «Технический рисунок» (бумага чертежная).
Содержание работы: а) закончите заданный технический рисунок изделия;
б) выполните технический рисунок геометрических тел (отдельные цилиндры и
призмы, а также их простейшие композиции) с передачей объема посредством
линейной штриховки; одно тело нарисуйте с выделением фактуры материала
(например, древесины); рисунки выполняйте на базе аксонометрических и
перспективных проекций.
5. «Геометрические построения» (бумага чертежная). Выполните простые
геометрические построения и сопряжения. В качестве объектов изображений
могут быть изделия (упрощенные) ДПИ, дерево- и металлообрабатывающие
инструменты и приспособления, несложные (но красивые) изделия из древесины,
пластмассы и металла, которые можно изготовить в школьной мастерской силами
учащегося.
6. «Комплексный чертеж» (бумага в клетку и чертежная).
Содержание работы: а) постройте третью проекцию по двум заданным;
б) постройте основные виды предмета по его аксонометрическому
изображению;
в) выполните технический рисунок предмета и его модель по комплексному
чертежу;
г) выполните комплексный чертеж предмета с натуры.
7. «Эскизирование» (бумага в клетку).
Содержание работы: а) выполните эскиз предмета с натуры;
б) выполните эскиз предмета по техническому рисунку (с указанными
размерами) или по аксонометрическому изображению.
8. «Развертки».
Выполните изделие в материале по его развертке. В качестве изделий' могут
быть даны многогранники. Склейте изделие по швам (наиболее рационально),
раскрасьте и назовите его.
9. «Занимательная графика».
Решите занимательные задачи с использованием элементов творчества
(учебного), эвристики и изобретательства – на базе геометрических эффектов
в несложных приборах и конструкциях (оптических, механических...).
10. «Проект на плакате».
Выполните плакат по теме проекта (учебно-исследовательского характера),
предложенной учителем или самим учеником (при одобрении учителя), например
«Преобразование кубика». На плакате представьте в наглядной, четкой форме,
как исходный объект – кубик (например, из древесины), преобразовать в
требуемое на выходе изделие. При этом желательно показать обрабатывающий
инструмент. Возможна разработка нескольких путей достижения цели, анализ
этих путей и выбор оптимального варианта.
IX класс
11. «Пересечение фигур» (бумага чертежная). Постройте линии пересечения
поверхностей двух геометрических тел.
12. «Сечения» (бумага в клетку).
Содержание работы.
а) выполните эскиз детали с построением сечения (с натуры, по
комплексному чертежу; по аксонометрической проекции);
б) изготовьте модель формы изделия по заданным сечениям (детали типа ось,
валик и т. п.).
13. «Разрезы» (бумага в клетку или чертежная).
Выполните чертеж (эскиз) детали с натуры с построением необходимых (или
полезных) разрезов.
14. «Чертеж (эскиз) резьбового соединения» (бумага чертежная или в
клетку).
Выберите тип резьбового соединения с натуры (откорректировав на чертеже
все необходимые размеры по ГОСТу). Например, крепление ручки к двери.
15. «Эскиз технической детали» (бумага в клетку). Для эскизирования
возьмите техническую.ддеталь с резьбой средней сложности. При простановке
размеров учитывайте технологию изготовления этой детали.
16. «Чтение и деталирование чертежа общего вида» (бумага чертежная и в
клетку).
Выполните комплексные чертежи (эскизы) двух-трех деталей средней
сложности, входящих в сборочную единицу «Кран газовый», «Тиски трубные»,
«Домкрат автомобильный», и т. п. Для одной детали выполните технический
рисунок.
17. «Схемы» (бумага чертежная или в клетку). Вычертите кинематическую и
электрическую принципиальную схему несложного изделия (типа
электромеханической игрушки).
18. «Мой дом» (бумага чертежная, или в клетку).
Выполните план своей комнаты (имеющийся или проектируемой) с расстановкой
мебели (указав основные размеры).
Используйте макеты (можно изготовить их самостоятельно) выберите наиболее
оптимальный вариант интерьера.
19. Контрольная работа (бумага чертежная или в клетку).
Выполните чертеж детали средней сложности по чертежу общего вида.
20. «Проект на плакате».
Выполните плакат по теме проекта (учебно-творческого характера),
выбранной учащимся. Примерные темы проекта: «Усовершенствование формы
приспособления для инструмента для работы в школьной мастерской»;
«Оформление малых архитектурных форм и конструирование их узлов» (лестница,
фонтан, ограда...); «Проектирование детской площадки»; «Конструирование
крепления для установки елки»; «Разработка фасада садового домика» (по
известным размерам) и т. д. Желательно, чтобы тема проекта была выбрана в
начале учебного года. В процессе работы над проектом рекомендуется активно
использовать эскизы, схемы, символы, технический рисунок в цвете,
техническую иллюстрацию и комплексные чертежи.
Вариативная часть «Машинная графика»
Тематический план (1 ч в неделю, всего 34 ч)
|№ |Тема |Количест|Примечание |
|п./| |во | |
|п. | |учебных | |
| | |часов | |
|1 |Введение |2 |Основная задача – |
| | | |приобщить (поддержать, |
| | | |развить) интерес к |
|2 |Технические |6 |компьютерной графике. |
| |средства машинной| |На уровне знакомства |
|3 |графики |12 | |
|4 |Графические | |Один из наиболее |
| |редакторы |12 |простейших редакторов. |
| |Программное | |На базе простейших |
|5 |обеспечение |2 |алгоритмических языков. |
| |машинной графики | |Выставка работ учащихся |
| | | |и их обсуждение. |
| | | | |
| |Обобщение знаний | | |
ПРОГРАММА
1. Введение (2ч)
Что такое машинная графика? Краткая история механизации и автоматизации
графических операций. Применение машинной графики в технике, науке,
искусстве, в учебном процессе – яркие, интересные примеры и иллюстрации.
Перспективы использования машинной графики в различных сферах деятельности
человека.
2. Технические средства машинной графики (6 ч)
Графический вывод. Печатающее устройство, арифметическое печатающее
устройство (АПУ). Графопостроители (плоттеры) – планшетные и барабанные.
Основные части графопостроителей. Главные характеристики: точность и
скорость вычерчивания, четкость, контрастность и размер изображения.
Матричные печатающие устройства. Дисплеи. Электронно-лучевые трубки (ЭЛТ).
Графические дисплеи. Основные параметры дисплеев и их характеристики
Оптические фотозаписывающие устройства.
Графический ввод Функциональная клавиатура «Световое перо», «мышь»,
джойстик – основные принципы работы. Считывание информации на кодировочных
планшетах.
Основные правила работы с ПЭВМ в режиме графики
3. Графические редакторы (12 ч)
Знакомство с графическим редактором (например, PAINTBRUSH) Вход в
редактор, начало рисования, проба пера, генерация рисунка, запись картинки
на диск. Выход из редактора.
Инструменты редактора. Меню. Раскраска рисунка. Работа с фрагментами, их
копирование и Перемещение; запись и чтение.
Графические примитивы. Оформление текста. Выбор типа и размера шрифта.
Работа с символами.
Изменение масштаба. Редактирование рисунка. Удаление с экрана и
восстановление управляющих полей. Выбор кисти и толщины линии. Сохранение и
установка режимов работы редактора.
Работа с палитрой. Цветовые эффекты. Редактирование цвета или узора.
Запись палитры на диск и считывание, с диска. Подбор оттенков и
использование полутонов. Вывод картинки на принтер.
Понятие о графическом обеспечении в системах автоматизированного
проектирования, (САПР).
Понятие об автоматизированных обучающих системах (АОС); примеры обучающих
и контролирующих программ, в системе АОС.
4. Программное обеспечение машинной графики (12 ч)
Языки и команды. Понятие об алгоритмических графических языках (последние
версии языков Бейсик, Паскаль и др.). Правила кодирования графической
информации в системах машинной, графики. Графический вывод простейших
геометрических элементов, (примитивов). Основные управляющие команды.
Простейшие фигуры. Генерация на экране ПЭВМ ломаных линий,
прямоугольников. эллипсов н плоских геометрических фигур, составленных из
них. Закрашивание областей. Построение обводов я контуров технических
деталей и художественных изделий. Сопряжения и лекальные кривые.
Преобразования. Примеры использования простейших преобразований на
плоскости: гомотетия (масштабирование), перенос, симметрия, поворот,
инверсия. Построение с помощью преобразований узоров, орнаментов, обводов и
контуров различных изделий.
5. Обобщение знаний (2 ч)
Общий обзор пройденного материала. Просмотр работ учащихся на экранах
дисплеев ПЭВМ. Анализ и оценка работ. Выставка работ учащихся, выведенных
на твердый носитель; их анализ и оценка.
Примерный перечень индивидуальных графических работ по машинной графике
1. Шрифт и шрифтовая композиция, выполненная с использованием
графического редактора.
2. Произвольная композиция в цвете, выполненная на базе меню графического
редактора.
3. Геометрические узоры и орнаменты, выполненные: а) на базе примитивов
графического редактора; б) средствами псевдографики, в) программными
средствами.
4. Линии чертежа.
5. Чертежи стандартных деталей (гайки, болты и др.).
6. Условные графические обозначения на электрических схемах;
электрические принципиальные схемы простейших изделий (например,
электронных игрушек).
7. Условные графические обозначения на архитектурно-строительных
чертежах; фрагменты архитектурно-строительных чертежей (например, фасад
домика или его фрагмент – оформление оконного или дверного проема; деталь
плана жилой комнаты).
8. Библиотека элементов учебного САПР (машиностроение; радиоэлектроника;
строительство и архитектура; художественное конструирование изделий и др.).
Вариативная часть. Раздел «Графический дизайн»,
Тематический план
(1 ч в неделю, всего 68 ч в IX—Х или X—XI классах)
|№ |Тема |Количест|Примечание |
|п.| |во | |
|/п| |учебных | |
|. | |часов | |
|1 |Введение |2 |На этом этапе особенно |
| | | |велика роль ярких |
|2 |Дизайн-техника |14 |увлекательных примеров. |
| |графики | |Обратить особое внимание |
| | | |на подбор и качество |
|3 | |8 |индивидуального набора |
| |Шрифты и | |инструмента каждого |
| |шрифтовые | |учащегося. |
|4 |работы |8 |Постараться, чтобы каждый |
| | | |учащийся освоил написание |
| |Перспектива | |хотя бы одного вида шрифта|
|5 | |2 |на уровне навыка. |
|6 | |8 |Наиболее просты в усвоении|
| |Обобщение | |способы перспективной |
| |знаний | |сетки и прием «делительных|
| |Цветоведение | |масштабов». |
| | | |Выставка работ учащихся и |
| | | |их обсуждение. Желательно |
| | | |сделать акцент на |
| | | |выработке умения в подборе|
| | | |гармоничного сочетания |
| | | |цветов |
|7 |Композиция |12 |Наиболее существенные темы|
| | | |– свойства и средства |
|8 |Форма и |6 |композиции. |
| |формообразовани| |Необходимо опираться на |
| |е | |знание базовых тем курса |
|9 | |6 |графики – «Образование |
| | | |поверхностей», «Понятие |
| |Дизайн как | |формы» и т.д. |
|10 |последовательно|2 |На примере художественных |
| |развивающийся | |и технических изделий, |
| |творческий | |изготовление которых |
| |процесс | |посильно для учащегося. |
| |проектирования | |Выставка работ учащихся и |
| |Обобщение | |их обсуждение. |
| |знаний | | |
ПРОГРАММА
1. Введение (2 ч)
Знакомство с графическим дизайном; что такое графический дизайн? Краткая
история развития графического дизайна. Сферы применения графического
дизайна в жизни и деятельности человека.
2. Дизайн-техника графики (14 ч)
Краткий обзор простейших приемов дизаин-техники графики, общие понятия о
дизайн-технике графики и ее определение.
Основные инструменты, используемые графическими дизайнерами: карандаши,
рейсфедеры (прямой и циркульный), перо рапидограф, мягкие и жесткие кисти,
губки, аэрограф. Основные материалы графика-дизайнера бумага, тушь,
акварель, темпера, гуашь. Приемы и правила работы с инструментами и
материалами в дизайн-технике.
Виды графики Черно-белая линейная графика: линии, штрихи, точки. Тоновая
графика – отмывка. Работа цветом: отмывка, ретушь, лессировка, имитация
цвета и текстуры материала. Аппликация.
3. Шрифты и шрифтовые работы (8 ч)
Краткая история шрифта Основные виды шрифтов и их классификация.
Элементы букв. Различие шрифтов по начертанию и по характеристикам.
Требования, предъявляемые к шрифту удобочитаемость, красота, простота
выполнения, единство стиля, соответствие содержанию (с использованием
плакатов и таблиц с различными видами шрифтов – антиква, рубленые,
брусковые, чертежные и другие шрифты).
Техника исполнения шрифтов пером (редис, рондо, плакатное), кистью, с
использованием трафаретов.
Шрифтовые надписи и композиции. Эстетические и функциональные требования
к шрифтам и шрифтовым композициям. Шрифт и цвет: шрифт и оптические
иллюзии. Исторические и национальные особенности шрифтовых надписей и
композиций.
4. Перспектива (8 ч)
Общие понятия о перспективе. Основные элементы аппарата перспективы.
Основные способы построения перспективы: способ архитекторов, способ
перспективной сетки, способ следа луча. Основные приемы построения
перспективы: прием «боковой стенки» и перспективных делительных масштабов.
Выбор наиболее рационального приема или способа построения перспективы в
зависимости от вида объекта.
Выбор оптимальной точки зрения. Особенности зрительного восприятия
изображения и перспективные искажения.
Классификация перспективных изображений, в зависимости от высоты,
горизонта и ракурса.
Общее знакомство со стереоскопическими изображениями.
Обобщение знаний (2 ч)
Общий обзор пройденного материала. Общий опрос учащихся по пройденному
материалу. Выставка работ учащихся. Обсуждение, анализ и оценка работ
учащихся (в том числе и творческих).
6. Цветоведение (8ч)
Свет и цвет – основные понятия. Цвета ахроматические и хроматические.
Основные цвета. Круг естественных цветов (по Гёте; по Оствальду).
Цвета теплые и холодные. Контраст и нюанс цветов. Дополнительные цвета.
Цветовая гармония – правила определения гармоничных цветов (двух, трех,
четырех). Цветовой тон, насыщенность и светлота.
Смешение красок. Оптическое смешение цветов. Психофизиологическое
воздействие цвета на человека. Основные правила оформления (цветового
решения) интерьера жилища в городе, в сельской местности.
7. Композиция (12 ч)
Основные понятия и определения Главные законы композиции. Свойства и
качества композиции Средства композиции Композиционные приемы. Виды и типы
композиции. Гармонические прогрессии, ряд Фибоначчи, золотое сечение.
Роль композиции в эстетическом восприятии объектов материального мира
вещей. Роль законов композиции в качественной оценке дизайна промышленных и
художественных изделий.
8. Форма и формообразование (6 ч)
Основные понятия и. определения. Выразительность формы и внешний вид
(стайлинг) изделия. Основные свойства объемно-пространственных форм: масса,
фактура, величина, геометрический вид, положение в пространстве.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
|