Программа по Технологии
XI класс
Развитие и закрепление творческих способностей и навыков.
Выбор и анализ совершенствуемого объекта техники, формулирование
технической задачи (2 ч)
Выбор объекта техники, подлежащего усовершенствованию. Анализ этого
объекта техники, формулирование требований и выявление недостатков.
Анализ и определение наиболее существенных недостатков. Анализ причин,
препятствующих устранению недостатков. Формулирование исходной технической
задачи.
Поиск Оптимального варианта решения задачи (6 ч)
Поиск возможных вариантов решения задачи с помощью методов гирлянд,
ассоциаций, мозгового штурма и морфологического анализа.
Анализ и сравнение вариантов. Уточнение исходной задачи. Выбор
оптимального варианта, в том числе экспертным путем.
Оформление технического описания нового объекта техники и технологии его
изготовления (6ч)
Составление описания нового объекта техники в такой последовательности:
название, назначение, состав (перечисление основных функциональных узлов),
технические требования, новизна.
Разработка эскизов нового технического объекта. Разработка
технологического маршрута изготовления объекта техники и определение
необходимых средств технологического оснащения.
Изготовление (доработка) объекта техники (32 ч)
Подготовка и участие в выставке или конкурсе технического творчества (2ч)
XI класс
Основы проектирования изделий
Последовательность проектирования (3 ч)
Стадии проектирования: техническое задание, техническое предложение,
эскизный проект; технический проект, рабочий проект.
Процедура проектирования: определение потребности проектирования,
определение цели, определение основных признаков, поиск вариантов
технических решений, принятие и анализ решений, выбор параметров и режимов
действия технического объекта, конструирование технического объекта
(изделия, сборочных единиц, деталей).
Методы решения задач проектирования: моделирование, обработка
статистических данных, методы оптимизации, отработка на технологичность,
стандартизация и унификация.
Информационная база технического творчества (3 ч)
Понятие информации и информационного поиска, решаемые задачи.
Классификация источников информации. Последовательность проведения
информационного поиска. Литературные источники информации. Газеты, журналы,
научно-технические сборники, реферативные сборники, рекламная продукция
фирм и др.
Патентная информация.
Опыт разработки, испытаний и эксплуатации объектов техники. Отчеты о
научно-исследовательских работах и опытно-конструкторских разработках.
Типовые решения, стандарты.
Фонды технического творчества.
Фонд типовых технических противоречий и эвристических приемов их
разрешения, фонд физико-технических эффектов, фонд технических решений,
список типовых требований.
Основы изобретательской деятельности (6 ч)
Патентный закон Российской Федерации. Понятие изобретения, промышленного
образца, полезной модели. Сущность патентной защиты.
Порядок разработки, оформления и подачи заявок на объекты промышленной
собственности. Научно-техническая экспертиза.
Описание изобретения Структура описания, формула изобретения, требования
к оформлению Требования к оформлению заявок на другие объекты промышленной
собственности.
Классификация изобретений.
Структура международного классификатора изобретений (МКИ) и порядок
работы с ним. Бюллетень изобретений, промышленных образцов и товарных
знаков.
Результат технического творчества как товар определенного свойства.
Понятие лицензионного договора, виды договоров, по рядок подготовки и
заключения.
Выбор темы проекта и проведение экспериментов (8 ч)
Выбор и анализ совершенствуемого объекта техники, формирование
технической задачи, определение, требований и выявление недостатков, поиск
оптимального варианта, решения задачи, проведение экспериментов, разработка
эскизов нового технического решения.
Работа над проектом и его защита (6 ч)
Разработка технологического маршрута изготовления или модернизации
объекта техники, выбор и назначение средств технологического назначения.
Оформление технического описания, изготовление, испытание и защита объекта
техники.
ВВЕДЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как правило, объекты труда, на примере которых школьников обучают основам
обработки материалов, подбирают исключительно с точки зрения соответствия
технических операций, лежащих в основе их изготовления, разделам программы.
При этом в большинстве случаев упускается из виду естественное стремление
человека к красивому. В результате этого обучение детей основам ремесла
ведется на примере изделий, не имеющих эстетической ценности. А это в свою
очередь способствует закреплению равнодушного отношения школьников к
уродливому и нефункциональному.
Все вышесказанное определило основную цель введения данного раздела –
способствовать формированию у детей эстетического отношения к окружающему
предметному миру, показать им место и значение художественного
проектирования при создании современных изделий, научить, их понимать
основные закономерности формообразования, ознакомить с основами проектной
деятельности, дать понятия об этапах создания красивых и полезных изделий.
В дополнение к этому сформировать начальные умения в выполнении графических
и объемных проектов, сочетающих в себе как технические, так и эстетические
начала.
Знакомство школьников с художественным проектированием и выполнение ими
проектов помогут скорейшему становлению новой системы современных объектов
труда для учебных мастерских и будут способствовать улучшению трудового
обучения в целом.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ
Х класс
Учащиеся должны знать:
общие сведения о народных ремеслах;
о единстве красивого и функциональною в народном искусстве;
историю зарождения и развития дизайна;
принципы формообразования и композиции;
роль цвета.
Учащиеся должны уметь:
составлять эскизы несложных изделий с учетом формообразующих факторов;
выполнять эскизы предметов с целью получить простую, функциональную,
конструктивную и эстетически значимую форму;
использовать цветовое оформление изделий.
Тематический план
|№ |Тема |Количество |
|п./| |учебных часов |
|п. | | |
| |X класс (20 ч) | |
|1 |Развитие материальной | |
| |культуры и прикладного |2 |
|2 |искусства. |1 |
|3 |Зарождение и становление |2 |
|4 |дизайна. |2 |
|5 |Дизайн в России. |2 |
|6 |Формообразование. |2 |
|7 |Практическая работа. |4 |
|8 |Композиция. |1 |
|9 |Практическая работа. |4 |
| |Цвет. |20 |
| |Практическая работа | |
| |Всего | |
| |XI класс (20 ч) | |
|1 |Последовательность выполнения|2 |
|2 |проекта. |2 |
|3 |Техника выполнения проектной |4 |
|4 |графики. |2 |
|5 |Практическая работа. |10 |
| |Объемное проектирование |20 |
| |(макетирование). Практическая| |
| |работа | |
| |Всего | |
XI класс
Учащиеся должны знать:
последовательность выполнения проекта;
технику выполнения проекта;
принципы объемного проектирования (макетирования).
Учащиеся должны уметь:
выполнять графический проект изделия, рассчитанного на изготовление в
школьных учебных мастерских.
изготовлять проекты изделий с учетом требований художественного
конструирования.
ПРОГРАММА
X класс
Развитие материальной культуры и прикладного искусства (2 ч)
Единство красивого и функционального в народном искусстве. Значение
канонов для сохранения и рационального развития предметной среды. Общие
сведения о народных ремеслах: строительных, деревообрабатывающих,
кузнечных, ювелирных и т.д.
Зарождение и становление дизайна (1 ч)
Развитие машинного производства и деятельность Г. Земпера. Создание в
Германии П. Бернсом художественно-промышленного союза.
Дизайн в России (2 ч)
Деятельность В. Е. Татлина. Открытие Высших художественно-технических
мастерских (ВХУТЕМАС), преобразование их в институт (ВХУТЕИН). Первые
отечественные разработки «инженерного» дизайна. Бурное развитие дизайна в
послевоенные годы. Единство эстетики и техники. Внедрение художественного
конструирования во все области промышленного производства: бытовых
предметов, одежды, транспорта, станков, строительства и др.
Современные промышленные изделия и влияние дизайна на их потребительские
качества и конкурентоспособность.
Формообразование (2 ч)
Факторы, влияющие на формообразование социальные (развитие общества, его
запросы, благосостояние, традиции), функция, выполняемая вещью, и ее формы,
эргономические требования к изделию (человеческий фактор). Изменение формы
изделия под воздействием выбора того или иного материала для ее
изготовления.
Влияние на форму изделия технологии и последовательности производства,
ремонтоспособности и др. Форма, размеры изделия и их взаимосвязь со средой,
в которой предполагается эксплуатировать проектируемое изделие.
Практическая работа (2 ч)
Составление эскизов несложных бытовых изделий с учетом формообразующих
факторов: шкатулка для рукоделия, лопата для уборки снега, настольная
лампа.
Композиция (2ч)
Геометрическая форма. Зрительное восприятие массивности предмета в
зависимости от геометрической формы и фактуры.
Влияние текстуры на восприятие формы. Пропорции. Контраст, нюанс,
тождество. Масштабность. Антропометрические данные. Ритм. Метрические,
динамические ряды. Понятие о модуле.
Симметрия и ее виды. Композиция: фронтальная, объемная, глубинно-
пространственная. Членение и группировка элементов композиции.
Практическая работа (4 ч)
Выполнение эскизов предмета с целью получить простую, функциональную,
конструктивную и эстетически значимую форму.
Рабочий стол, корпус простого радиоэлектронного устройства, карманный
фонарик, выставочный стенд для учебных мастерских и др.
Цвет (1 ч)
Цветовой тон, яркость. Ахроматические и хроматические цвета. Теплая гамма
и холодная. Дополнительные цвета. Светотень и зрительное восприятие объема.
Практическая работа (4 ч)
Решение цветового оформления изделия или группы простых предметов.
Используются в качестве основы удачные эскизы, уже выполненные учащимися.
XI класс
Последовательность выполнения проекта (2 ч)
Сбор сведений и анализ требований к проектируемому изделию. Изучение
факторов, влияющих на формообразование. Изучение аналогов.
Формирование первоначальных вариантов (идей) в виде фор-эскизов. Выбор
масштаба, материала и вида проекта с целью наиболее полно представить
разработанное изделие. Виды выполняемых проектов. Графические решения.
Краткие сведения о перспективе. Требования к оформлению листа (планшета).
Линейное изображение, монохромное или полихромное.
Техника выполнения проектной графики (2 ч)
Отмывка, заливка, работа по влажной бумаге. Работа акварелью, гуашью,
темперой – технология наложения цвета: кистью, тампоном, валиком,
набрызгом, использование трафаретов и кальки. Аппликация.
Практическая работа (4 ч)
Выполнение графического проекта изделия из древесины, металла, ткани или
других материалов, рассчитанного на изготовление в школьных учебных
мастерских. Детский стульчик, совок для уборки мусора, укладка для хранения
инструмента, игрушки и др.
Объемное проектирование (макетирование) (2 ч)
Понятие о макетировании, классификация макетов. Достоинство объемных
проектов. Выбор материалов для макета в связи с художественно-
конструкторской задачей. Основные макетные материалы и технология их
обработки: глина, пластилин, бумага, картон, папье-маше, фанера, древесина,
газонаполненные пластики – пенопласт (ПВХ, ПС), поролон, оргстекло.
Имитация макетных материалов: фактуры, цвета, текстуры, блеска и т. п. – с
целью приближения их внешнего вида к реальному изделию.
Практическая работа (10 ч)
Изготовление макетов ручного инструмента, мебели, светильников, бытовых
приборов, посуды, несложных механических устройств, детских игр.
ОТРАСЛИ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель изучения данного раздела – сформировать готовность учащихся
к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих
склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в
специалистах.
В ходе занятий по этому разделу решаются следующие задачи:
обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях,
карьере;
сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня
развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с
требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой
деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
воспитывать уважение к рабочему человеку.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,
ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
уровень развития своих профессионально важных качеств;
сферы трудовой деятельности;
правила выбора профессии, карьеры;
значение правильного самоопределения для личности и общества;
возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять самоанализ развития своей личности,
проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования
профессий к человеку с его личными достижениями.
ПРОГРАММА
Внутренний мир человека и система представлений о себе (2 ч)
Сущность концепции «я» Самооценка и ее роль в профессиональном
самоопределении личности Методика определения уровня самооценки.
Тематический план
|№ |Тема |Количест|
|п/| |во |
|п | |учебных |
| | |часов |
|1 |Внутренний мир человека и система |2 |
|2 |представлений о себе. |2 |
| |Профессиональные интересы и |2 |
|3 |склонности. |2 |
|4 |Способности, условия их проявления и| |
|5 |развития. Природные свойства нервной|2 |
| |системы. | |
|6 |Психические процессы и их роль в |2 |
| |профессиональной деятельности. | |
|7 |Мотивы, ценностные ориентации и их |2 |
| |роль в профессиональном |2 |
|8 |самоопределении. | |
|9 |Профессиональные и жизненные планы. |2 |
| |Профессиональная пригодность. |2 |
|10|Здоровье и выбор профессии. | |
| |Отрасли общественного производства. | |
| |Профессии, специальности, должности.| |
| | | |
| |Профессиональная проба | |
Профессиональные интересы и склонности (2 ч)
Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Выявление и
опенка профессиональных интересов с помощью методик «Карта интересов»,
«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), коммуникативных
организаторских склонностей (КОС-1).
Способности, условия их проявления и развития (2 ч)
Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее
условие проявления и развития способностей. Выявление и оценка
математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методики
«Числовые ряды», «Быстрый счет», тесты Айзенка.
Природные свойства нервной системы (2 ч)
Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной
деятельности. Выявление типа темперамента. Тест Русалова.
Психические процессы и их роль в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
|