МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Адовкатура в России

    присяжная и частная адвокатура родилась в условиях демократических судебных

    реформ 60-х годов XIX в. в царствование императора Александра II.

    В известной мере это было вынужденное решение: введение суда присяжных и

    состязательного судебного процесса не могло состояться без профессиональной

    адвокатуры.

    К кандидатам в присяжные поверенные предъявлялось требование наличия

    законченного высшего образования.

    По причине отсутствия достаточного количества дипломированных

    специалистов Учреждением судебных установлений допускались частные

    поверенные без высшего образования. Сохранялись (практически) и

    предшественники адвокатуры — стряпчие («крапивное семя», «ябедники»).

    Государственная ангажированность присяжных поверенных обеспечивалась не

    только присягой, в которой они обязывались сохранять верность государю-

    императору, самодержцу всероссийскому, не ослаблять православной церкви, но

    и порядком комплектования адвокатуры.

    Состав присяжных поверенных контролировался Судебной палатой округа, при

    которой создавался Совет присяжных поверенных, деятельность которого также

    была поднадзорна Судебной палате.

    В присяжные поверенные не допускались иностранцы, несостоятельные

    должники, лица, состоящие на правительственной службе, подвергшиеся по

    приговору суда лишению или ограничению прав состояния, находящиеся под

    следствием, лица, которые исключены из числа присяжных поверенных и др.

    Совет присяжных поверенных рассматривал вопросы приема и отчисления, жалоб

    на действия присяжных, контролировал соблюдение ими законов и правил

    профессии, включая размеры взимаемых вознаграждений, устанавливал

    очередность «хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности»,

    и др. (ст. 354,367 Учреждения судебных установлений). Жалобы на решение

    Совета присяжных подавались в Судебную палату.

    Таким образом, независимость создаваемой в результате реформы адвокатуры

    была достаточно относительной, а самоуправление — в пределах,

    контролируемых судом. С созданием профессиональной адвокатуры формировались

    определенные нравственные ориентиры профессии адвоката — в требованиях к

    кандидатам в присяжные, а также при определении их правовых обязанностей и

    ограничений.

    Так, присяжным поверенным запрещалось приобретать права своих доверителей

    по тяжбам, вести дела против своих родственников (родителей, жены, детей,

    братьев и сестер), представлять сразу обе стороны тяжущихся или переходить

    с одной стороны на другую, оглашать тайны своего доверителя. Существовала и

    такса оплаты труда адвоката, утвержденная Министром юстиции для ведения

    гражданских дел в 1868 г. (отсчет гонорара шел от цены иска).

    Любопытно, что благотворительность государства уже тогда осуществлялась

    за счет присяжных поверенных: их назначали по очереди для безвозмездного

    хождения по делам лиц, пользующихся на суде правом бедности (ст.367

    Учреждения судебных установлений. Ноябрь 1864 г.).

    С присяжного поверенного тяжущийся (доверитель) мог взыскать причиненные

    нерадением адвоката убытки. Было возможно и уголовное преследование

    присяжного поверенного за серьезное злоупотребление.

    В принципе, все эти положения вполне импонируют и современному адвокату,

    но следует отметить, что в практической жизни они соблюдались далеко не

    всегда, тем более что сами идеи судебной реформы конца XIX в. в России

    оказались во многом не реализованными, плавно перетекшими в меры

    реакционного характера, которые принято относить к «контрреформам».

    ЛИТЕРАТУРА

    Учреждение судебных установлений 20.11. 1996 г. (Российское

    законодательство Х-ХХ веков. М., 1991. Т. 8. Ст. 379-406).

    Тема IV. РУССКАЯ АДВОКАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

    . Первые декреты о суде 1917—1918 гг.: упразднение судебных учреждений,

    прокуратуры, присяжной и частной адвокатуры. Правовая помощь как

    общественная функция «неопороченных граждан», институт

    «правозаступничества».

    . Создание института советской адвокатуры (решение ВЦИК от 26 мая 1922

    г.).

    . Положение об адвокатуре СССР от 16 августа 1939 г. Закон об адвокатуре

    СССР от 30 ноября 1979 г. и Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября

    1980 г. об организационных принципах построения адвокатуры.

    Становление русской адвокатуры после судебной реформы 1864 г. отмечено

    формированием процессуального статуса адвоката, участвующего в гражданском

    и уголовном судопроизводстве, отвечавшего европейским образцам становлением

    профессиональных нравственных требований. Выдвинулись и яркие личности в

    среде адвокатов: Спасович, Александров, Андреевский, у русов, Плевако и др.

    Это были люди высочайшей профессиональной культуры, подлинные защитники

    правды и справедливости, выдающиеся судебные ораторы. Октябрьская революция

    1917 г. разрушила и судебные учреждения и адвокатуру. «Мы расчистили этим

    дорогу для настоящего народного суда», — с торжеством говорил основатель

    нового государства (см.: В.И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 35, с. 270).

    Место права заняло «правосознание революционного класса», а

    профессионально подготовленные судьи были заменены солдатскими и рабоче-

    крестьянскими активистами.

    Спустя несколько недель после октябрьского переворота, 24 ноября 1917 г.,

    был принят Декрет о суде № 1. Он был ориентирован на создание «советских

    судов». Адвокатура им создана не была, однако в качестве защитников и

    обвинителей были допущены «все непороченные лица обоего пола». Инструкцией

    Наркомюста 19.12.1917 г. при ревтрибуналах учреждались «коллегии

    правозаступников», в которые могли вступать любые лица, желающие «помочь

    революционному правосудию» и имеющие соответствующие рекомендации от

    Советов депутатов.

    Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. предусмотрел создание коллегий

    правозаступников при Советах депутатов из любых лиц, желающих «помочь

    революционному правосудию». Позже (Декретом «О народном суде РСФСР» от

    30.11.1918 г.) коллегии правозаступников стали именоваться коллегиями

    «защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе».

    Их составляли должностные лица, получавшие зарплату от государства по смете

    Наркомюста. О независимости такого рода правозащитников вопрос,

    естественно, не стоял.

    Вскоре эти коллегии были упразднены под тем предлогом, что в них были

    «сильны элементы буржуазной адвокатуры». Защита стала осуществляться в

    порядке трудовой повинности лицами, включенными в списки местными

    исполкомами. Эти меры были направлены на окончательное уничтожение

    дореволюционной адвокатуры России.

    Днем рождения советской профессиональной адвокатуры принято считать 26

    мая 1922 г.. когда решением III сессии ВЦИК IX созыва было утверждено

    первое Положение" об адвокатуре. Коллегии защитников создавались при

    губернских отделах юстиции. Общим собранием защитников избирался президиум,

    который ведал приемом и отчислением адвокатов, наложением дисциплинарных

    взысканий, решением финансовых и административных вопросов.

    С этого времени начался рост численности коллегий адвокатов, создания

    сети юридических консультаций. Частнопрактикующие адвокаты были объявлены

    вне закона. Положениями об адвокатуре от 27 февраля 1932 г., 16 августа

    1939 г. развивались принципы организации адвокатуры, установленные первым

    положением, более четко определялись права и обязанности структурных

    подразделений коллегии адвокатов и их членов. Положение от 16 августа 1939

    г. впервые закрепило принцип, в соответствии с которым в адвокатуру могли

    вступать лишь лица, имеющие юридическое образование, либо не менее трех лет

    опыта работы в качестве судьи, прокурора, следователя или юрисконсульта.

    Повышалась самостоятельность коллегий путем расширения полномочий общих

    собраний адвокатов и избираемого им тайным голосованием президиума. Оплата

    труда адвокатов регулировалась таксой, утверждаемой Наркомюстом.

    Роль адвокатуры в правоохранительной системе как органа оказания

    населению юридической помощи и обеспечения защиты по уголовным делам

    возрастала по мере утверждения лозунга об укреплении социалистической

    законности.

    Конституция РСФСР 1978 г. содержала в разделе о правосудии упоминание об

    адвокатуре (ст. 173), но лишь в функциональном плане: «Для оказания

    юридической помощи гражданам и организациям действуют коллегии адвокатов».

    Эта норма в законодательстве о судоустройстве не нашла существенного

    развития. Указывалось лишь на участие адвоката в формах судопроизводства —

    гражданском и уголовном — с целью оказания помощи гражданам и организациям.

    Первый «Закон об адвокатуре в СССР» был принят Верховным Советом СССР 30

    ноября 1979 г. Этим законом вносилось единообразие в принципы организации и

    деятельности адвокатуры всех союзных республик. Впервые было установлено

    правило, действующее и ныне, о порядке создания добровольных объединений

    лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Окончательно утверждался

    принцип обязательного высшего юридического образования для членов коллегий

    адвокатов, устанавливались сроки стажировки для претендентов, не имеющих

    практического опыта, расширялось поле деятельности адвокатов.

    На базе союзного закона об адвокатуре было принято Положение об

    адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г., действующее ныне. Оно

    предусматривало наряду с традиционными региональными коллегиями (область,

    край, автономная республика) создавать «межрегиональные и иные коллегии

    адвокатов», что позволило при переходе к рыночным отношениям формировать

    вначале юридические кооперативы, а затем и так называемые параллельные

    коллегии.

    Положение 1980 г. наряду с некоторым развитием демократических принципов

    организации и деятельности коллегий адвокатов сохранило значительные права

    Минюста и исполкомов областных (краевых и т.д.) советов по «руководству

    адвокатурой».

    Таким образом, суждения об адвокатуре как автономном учреждении,

    независимой организации, построенной по профессиональному признаку,

    оказалось предметом научных дискуссий и доктринерских концепций. Позиции

    законодателя были достаточно прозрачны и несли печать иных установок. Так,

    при определении задач адвокатуры, подчеркивалось, что она содействует

    укреплению социалистической законности, воспитанию граждан в духе точного и

    неуклонного исполнения советских законов, соблюдению дисциплины труда...» и

    т.п.

    Не скрывалась и руководящая роль государства: «Министерство юстиции

    РСФСР, министерства юстиции автономных республик, отделы юстиции

    исполнительных комитетов краевых, областных, городских советов народных

    депутатов в пределах своей компетенции контролируют соблюдение коллегиями

    адвокатов требований Закона СССР «Об адвокатуре в СССР», Положения, других

    актов законодательства Союза ССР и РСФСР, регулирующих деятельность

    адвокатуры;

    . устанавливают порядок оказания адвокатами юридической помощи

    гражданам и организациям;

    . заслушивают сообщения председателей президиумов коллегий адвокатов о

    работе коллегий;

    . издают инструкции и методические рекомендации по вопросам

    деятельности адвокатуры;

    . осуществляют другие полномочия, связанные с общим руководством

    адвокатурой»[4].

    Расширение прав коллегий адвокатов на самоуправление и независимость —

    медленный процесс, происходящий ныне в русле судебно-правовых реформ.

    В целом же, проанализировав историю становления советской адвокатуры,

    начавшуюся с разгона ее профессионального дореволюционного ядра, добавив

    воспоминания о господстве в течение десятилетий представления об

    адвокатуре, как об организации чуждой социалистическим идеалам, нетрудно

    представить ту суть, с какой она вошла в период судебно-правовой реформы 90-

    х годов XX столетия: государственная ангажированность, малочисленность

    коллегий, невысокий профессиональный уровень, робость в отстаивании

    интересов доверителя и подзащитного.

    Крайне ограничено было и поле деятельности адвокатов, которое

    соответствовало приниженному положению судебных учреждений, узости их

    юрисдикционных полномочий, тенденциозности законодательства, урезанной

    гласности.

    Специальные исследования последних десятилетий советского периода роли

    адвоката в уголовном судопроизводстве показывали, что адвокаты слабо

    использовали даже те возможности, которые им представлял уголовно-

    процессуальный закон. Отмечалась пассивность многих адвокатов при

    осуществлении защиты на предварительном следствии и в суде, приводились

    достаточно многочисленные случаи, когда суды оправдывали подсудимых вопреки

    позиции защитника-адвоката, спешившего признать его виновным. На

    статистическом уровне показывалось, как часто выявление следственных и

    судебных ошибок, приводивших к необоснованному осуждению, нельзя было

    поставить в заслугу адвокату[5].

    На деятельность адвокатов в уголовном судопроизводстве отрицательно

    сказывались недостатки их процессуального статуса, ограничивавшего

    возможности активного участия в доказывании, особенно на предварительном

    следствии. Предрешенность многих дел в результате господства «телефонного

    права» и административно-командных методов руководства. Не последнюю роль

    играла и система оплаты труда адвокатов, ориентированная на материальные

    возможности советского клиента и не создававшая стимулов для кропотливого

    творческого труда.

    ЛИТЕРАТУРА

    Роль и задачи российской адвокатуры. Сборник статей под ред. А.Я.

    Сухарева. М., 1972 г.

    Закон об адвокатуре СССР от 30.11.1979 г. Положение об адвокатуре РСФСР

    от 20.12.1980 г.

    Тема V. АДВОКАТУРА РОССИИ ПЕРИОДА

    СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ

    90-Х ГОДОВ XX СТОЛЕТИЯ

    . Изменения правового статуса адвоката в связи с формированием судебной

    власти.

    . Расширение гарантий самостоятельности и независимости адвокатуры от

    органов государственной власти и управления.

    . Появление новых организованных структур адвокатуры (адвокатские

    кооперативы, бюро, фирмы, лицензионные правовые услуги, «создание

    параллельных» коллегий адвокатов).

    . Создание адвокатских объединений (союзы адвокатов, адвокатские гильдии

    и ассоциации), их значение для решения общих проблем адвокатуры,

    защиты адвокатов, повышения профессиональной культуры и расширения

    международных связей адвокатуры.

    . Проекты закона об адвокатуре РФ о перспективах развития адвокатуры.

    . Переход на новые принципы оплаты труда адвокатов. Налогообложение

    доходов адвокатов.

    Судебно-правовая реформа 90-х годов XX в., вызывающая не только

    положительные оценки, но и обоснованную критику, существенно изменила

    правовой статус адвоката и адвокатских объединений.

    Хотя новый Закон об адвокатуре РФ длительное время оставался в проектах

    (на начало 2001 г.) и действовало Положение об адвокатуре РСФСР 1980 г.

    права адвоката и его правозащитные возможности расширялись с вязи с

    формированием в стране судебной власти, внедрением в правовую систему

    России общепризнанных международных пактов о правах человека,

    совершенствованием уголовно-процессуального и созданием арбитражно-

    процессуального законодательства.

    Так, появление помимо системы общих и военных судов Конституционного Суда

    РФ, системы арбитражных судов и мирового судейства, а также снятие

    ограничений на участие адвоката в дознании, административном производстве

    расширило его сферу деятельности, создало новые возможности защиты

    адвокатами прав и интересов граждан и организаций. Правовой статус адвоката

    в новых для него видах судопроизводства будет рассмотрен подробно в

    соответствующих темах особенной части пособия. Здесь же следует

    подчеркнуть, что реализация ст. 46 Конституции РФ 1993 г. о праве каждого

    на судебную защиту не только повышает роль суда в нашем обществе, но и

    создает предпосылки для активной правозащитной деятельности адвоката с

    использованием судебной трибуны, возможностей правосудия.

    Эффективность оказываемой адвокатом правовой помощи определяется не

    только уровнем его профессиональной подготовки, но и состоянием правовой

    системы, статусом личности в государстве. Конституция РФ 1993 г. в главе

    «Права и свободы человека и гражданина» сделала значительный шаг в

    направлении к построению правового государства. Учитывая прямое действие

    Конституции и отражение ее принципов в отраслевом законодательстве, адвокат

    получил возможность активного воздействия на создание условий для

    реализации прав человека.

    Статья 48 Конституции РФ 1993 г. провозгласила: «Каждому гарантируется

    право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях,

    предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно».

    Толкователи Конституции РФ, не утруждая себя сомнениями, видят в этой

    формуле именно адвокатскую юридическую помощь[6].

    Нельзя не согласиться с тем, что квалифицированная юридическая помощь —

    это, конечно же, адвокатская помощь.

    Однако нельзя не признать, что из ст.48 Конституции РФ такой вывод

    однозначно не вытекает. Квалифицированную юридическую помощь может оказать

    и любой искушенный юрист, правовед, ученый. Что же касается практики, то

    она по-своему расцвечивает, как и всегда, мысль законодателя. Известны

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.