Адовкатура в России
Адовкатура в России
АДВОКАТУРА РОССИИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема I. Правоохранительная система государства и адвокатура
Тема II. Понятие адвокатуры, ее значение
Тема III. История русской дореволюционной адвокатуры
Тема IV. Русская адвокатура советского периода
Тема V. Адвокатура России периода судебно-правовой реформы 90-х гг. XX
столетия
Тема VI. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации
Тема VII. Объединения адвокатских коллективов
Тема VIII. Адвокат
Тема IX. Правовое регулирование и общие требования к деятельности
адвокатов
Тема X. Профессиональная этика адвоката
Тема XI. Проблемы адвокатского красноречия
Тема XII. Зарубежный опыт организации и деятельности
адвокатуры
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Тема XIII. Адвокат — участник судопроизводства (общие вопросы)
Тема XIV. Адвокат в конституционном судопроизводстве
Тема XV. Адвокат в гражданском судопроизводстве
A. Адвокат – представитель в гражданском процессе в системе судов общей
юрисдикции
Б. Адвокат – представитель в арбитражном процессе (АПКРФ)
B. Адвокат — представитель в третейском суде
Тема XVI. Адвокат в процессе производства по делам
об административных правонарушениях
Тема XVII. Адвокат в уголовном судопроизводстве
A. Общие вопросы
Б. Адвокат на предварительном следствии
B. Участие адвоката в суде первой инстанции
Г. Обжалование приговора (постановления судьи, определения суда) и
участие адвоката в апелляционной, кассационной и надзорной судебной
инстанции
Д. Участие адвоката в процессуальной стадии исполнения приговора
Е. Участие адвоката при рассмотрении уголовных дел судом присяжных
Ж. Участие адвоката в «особых производствах» в связи с дифференциацией
уголовно-процессуальной формы
3. Участие адвоката в производстве по уголовным делам в связи с вновь
открывшимися обстоятельствами
Тема XVIII. Участие адвоката в подготовке и рассмотрении дел Европейским
Судом по правам человека
Тема XIX. Консультационная работа адвоката
Тема XX. Адвокат-поверенный
Тема XXI. Правовое обслуживание сферы хозяйственных отношений
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема I. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
ГОСУДАРСТВА И АДВОКАТУРА
. Общее представление о правоохранительной системе государства, ее
структуре и назначении.
. Место адвокатуры в правоохранительной системе.
. Роль адвокатуры в обеспечении юридической помощи, защите прав и
законных интересов физических и юридических лиц.
. Проблемы защиты частного и публичного интереса в деятельности
адвокатуры.
Одним из направлений государственной деятельности является обеспечение
функционирования права. Эта деятельность осуществляется специально
уполномоченными органами, составляющими правоохранительную систему, в
определенном, установленном законом порядке путем применения юридических
мер воздействия к физическим и юридическим лицам, допускающим нарушение
правопорядка.
Способами охраны права являются: конституционный контроль, правосудие,
обеспечение деятельности судов, прокурорский надзор, выявление преступлений
(оперативно-розыскная деятельность), их расследование (дознание,
предварительное следствие), исполнение судебных решений, оказание
юридической помощи и защита по уголовным делам, предупреждение преступлений
и иных правонарушений.
Соответственно этому к государственным правоохранительным органам принято
относить: суды, органы юстиции, органы предварительного расследования,
прокуратуру, органы обеспечения охраны правопорядка (внутренних дел,
безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы). К
ним примыкают нотариат и адвокатура.
Как видим, правоохранительная деятельность является деятельностью
государственных органов, ибо она предполагает применение к нарушителям
права юридических мер воздействия властными субъектами.
Однако эта деятельность включает в себя ряд функций, выполнение которых
обязательно предполагает либо допускает участие адвокатов (виды
судопроизводства, расследование преступлений, оказание юридической помощи,
гарантируемой государством через профессиональную адвокатуру). Именно
отсюда вытекает публично-правовой характер деятельности адвокатов и место
адвокатуры в правоохранительной системе, которое никак не может быть
замещено так называемыми общественными объединениями. Это концептуальный
вопрос и многочисленных проектов Закона об адвокатуре, и принятого в апреле-
мае 2002 г. Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в
Российской Федерации». Хотя на адвокатуру возложены функции публичного,
государственного значения — обеспечение квалифицированной юридической
помощи и защиты по уголовным делам (ст. 48 Конституции), — она по ряду
важных признаков не является государственным формированием. Ее скорее
следует отнести к институтам гражданского общества, формируемым на
добровольных началах из лиц, подготовленных к адвокатской профессии.
Адвокатура — самоуправляющееся объединение профессионалов, действующее
независимо от государственных правоохранительных органов и органов
управления.
Возникший в последние годы спор по вопросу о том, не входит ли адвокатура
в число общественных объединений (ст. 30 Конституции), должен быть решен
отрицательно. Общественные объединения создаются для защиты интересов лиц,
в него входящих. Им не присущ жесткий отбор членов по профессиональному
признаку, они не наделены специальными полномочиями, реализация которых
требовала бы тесного сотрудничества с органами государственной власти.
Коллегии адвокатов не являются общественными организациями и их создание и
функционирование должно основываться не на законе «Об общественных
объединениях», а на законодательстве об адвокатуре — профессиональной
организации, составляющей часть правоохранительной системы государства и
вместе с тем представляющей собой институт гражданского общества. Права
адвоката определяются не только юридическим статусом коллегии, в состав
которой он входит, но и процессуальным законодательством, определяющим
порядок отправления судами различных видов судопроизводства
(конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное).
Участвуя в любом из видов судопроизводства, оказывая юридическую помощь
гражданам и организациям в связи с их конфликтами в сфере административных
правоотношений, адвокат отстаивает частный интерес путем защиты прав и
законных интересов клиента (доверителя, подзащитного).
Однако защита частного интереса правовыми средствами приобретает
публичный характер, ибо общество и государство заинтересованы в нормальном
функционировании правовой системы, в неукоснительном исполнении законов как
гражданами, так и должностными лицами и органами государства.
Защита прав человека и гражданина, а именно этой цели служит адвокатура,
приобретает значение важнейшей публичной функции в государстве, объявившем
себя правовым (ст. 1 Конституции РФ).
Судебная защита, гарантированная «каждому» (ст.46 Конституции РФ), отнюдь
не решает всех правовых конфликтов, рождаемых общественными отношениями.
В России ежегодно (по приблизительным данным) привлекается к
административной ответственности около восьми миллионов граждан. Из этих
дел об административных правонарушениях лишь четвертая часть
рассматривается судьями, остальные — органами административной юстиции,
чаще всего органами МВД.
Нетрудно представить, какое море беззаконий и ущемлений прав человека
скрывает эта практика. Достаточно сказать, что в 2001 г. только согласно
официальных данных, прокуратурой разрешено около 1 млн. жалоб, 210 тыс. из
которых связаны с восстановлением нарушенных прав, при этом отменено по
протестам прокуроров 55 тыс. незаконных правовых актов государственной и
муниципальной власти и должностных лиц; самостоятельно прокуратурой
ежегодно выявляется около 100 тыс. нарушений законодательства в
административной деятельности, более 160 тыс. правонарушений в сфере
соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
До 70 тыс. заявлений о совершенных преступлениях оставляются без
своевременного реагирования и скрываются от регистрации в органах
внутренних дел[1]. Остается неустановленной судьба более 30 тыс. граждан
пропавших без вести. Арест и содержание под стражей более 1300 человек
только по постановлениям следователей прокуратуры признаны незаконными[2].
Эти цифры, свидетельствующие о масштабах нарушений законности органами
управления и ущемлениях прав человека, впечатляют даже с оговоркой об их
неполноте, вызванной недостаточной эффективностью методов их выявления.
Сама судебная защита прав и свобод человека и гражданина, в которой
многим видится панацея если не от всех, то от многих бед, пока еще очень
далека от идеала. Непросто добиться приема у судьи, нередки случаи
незаконного отказа в приеме исковых заявлений (отказ в судебной защите). В
1999 г. таких случаев зарегистрировано вышестоящими судами более трех с
половиной тысяч. Часто законность судебных решений оказывается
сомнительной. Например, только в 1999 г. признано неправосудными, отменено
и изменено около 100 тыс. судебных актов по гражданским спорам.
Все эти соотношения и цифры свидетельствуют о том, что без помощи
опытного адвоката защита прав человека, даже и судебная защита, дело весьма
проблематичное.
Отсюда значение организации правовой помощи населению в России, отсюда и
роль адвокатуры в нашей современной правовой жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
К.Ф. Гуценко, М.А. Ковалев. Правоохранительные органы. М., 1995.
Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник/ Под ред. В.П.
Божьева М., 1997.
А.В.Наумов. Суд как орган борьбы с преступностью, а прокуратура — как
институт общего надзора//Российская юстиция. №1. С.24.
Состояние законности в Российской Федерации (1998-1999 гг.) — Издание НИИ
проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре
РФ. М., 2000.
Тема II. ПОНЯТИЕ АДВОКАТУРЫ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
. Адвокатура как добровольное профессиональное объединение юристов с
целью оказания юридической помощи населению.
. Особенности адвокатуры как общественной самоуправляющейся организации.
. Взаимодействие адвокатуры с органами государственного управления.
Независимость адвокатуры от государственных органов. Гарантии
независимости адвокатуры (ограничение государственного руководства
адвокатурой, самоуправление, экономическая самостоятельность и др.).
. Принципы деятельности адвокатуры (гуманизм, законность, независимость,
профессиональная тайна, нравственные начала профессии и др.).
Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов,
объединенных в адвокатских палатах субъектов Российской Федерации (по
старой терминологии — в коллегиях адвокатов) и имеющих задачей оказание
юридической помощи физическим и юридическим лицам, включающую в себя
участие в различных видах судопроизводства, разъяснение правовых вопросов,
подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров и т.п.).
Функционирование адвокатуры является основным способом обеспечения
положения ст. 48 Конституции РФ, часть 1 которой гласит: «Каждому
гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи».
Поскольку коллегии адвокатов являлись практически единственной формой
объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь,
адвокатура как институт отождествляется именно с ними.
Из Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ» вытекает, что
адвокатура является некоммерческой, коллегия адвокатов определена как
«некоммерческое, самоуправляемое профессиональное объединение, основанное
на индивидуальном членстве лиц, занимающееся адвокатской деятельностью. Как
институт гражданского сообщества адвокатура не входит в систему органов
государственной власти и местного самоуправления» (см.: ст. 1,3,29,31 и
др.).
Это определение подчеркивает самостоятельность адвокатских объединений,
их независимость от органов государственного управления. Правовые основы
взаимодействия адвокатуры с органами государственной власти — это один из
концептуальных вопросов, ответ на который определяет в значительной мере
правовой статус адвокатуры, ее место в системе государственных и
общественных институтов.
Указание на некоммерческий характер означает, что адвокатура не ставит
целью извлечение прибыли. Гонорары, поступающие в коллегию за оказание
правовой помощи адвокатами, используются для оплаты их труда, содержания
технического аппарата, хозяйственно-канцелярские расходы, а также для
отчислений в страховые и пенсионные фонды.
К принципам деятельности адвокатуры, помимо ее независимости и
самоуправления, относят добровольность вступления в ее ряды, законность
деятельности, гуманизм, соблюдение нравственных начал профессии.
Из этих принципов, содержание которых достаточно очевидно[3], в особом
разъяснении нуждается принцип законности. Строгое следование требованиям
закона — обязательное условие деятельности адвоката и адвокатуры.
Это означает, что адвокат призван защищать подлинные (а не мнимые) права
лица, не любые его интересы, а только законные. Не случайно в законе «Об
адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» впервые четко изложено
требование о том, что «Адвокат не вправе принимать от лица, обратившегося к
нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет
заведомо незаконный характер» (п.п.1 п.4 ст.6). Средства и методы защиты
должны быть основаны на законе. Адвокат не вправе в интересах клиента
представлять правоохранительным органам подложные документы,
фальсифицированные доказательства, воздействовать на свидетелей и
потерпевших, дабы склонить их к отступлению от правды и даче ложных
показаний и т.п.
Это значит, что адвокат не слуга клиента — он самостоятелен в выборе
правовой позиции и средств защиты, при неизменном условии не вредить
клиенту, всегда оставаться защитником его законных интересов (но не ложных
притязаний).
Начинающему адвокату следует усвоить формулу: все законные действия
адвоката порождают права и обязанности для его клиента, а все незаконные
действия адвоката порождают обязанности лично для него самого.
В действовавшем ранее Положении об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 г. в
числе задач адвокатуры предусматривалось «содействие осуществлению
правосудия». В новом Законе это требование отсутствует. Однако вопрос о
том, должен ли адвокат содействовать правосудию постоянно, возникает и
требует пояснений. Функция адвоката односторонняя. Реализуя ее, адвокат,
естественно, объективно содействует осуществлению правосудия. Но это не
главная его задача и он не может предавать клиента ради «торжества
правосудия».
Существенно изменилось в годы реформ представление о «государственном
руководстве адвокатурой». Практически не применялись статьи «Положения об
адвокатуре РФ», в которых говорилось о государственном контроле. Численный
состав, штаты, смета доходов и расходов коллегии адвокатов не утверждались
исполнительными органами субъектов Федерации. Были ограничены функции
Минюста по установлению правил оплаты труда адвокатов, поскольку при
наличии соглашения адвоката с клиентом ставка гонорара определялась ими
самими. Минюст не заслушивал отчеты председателей коллегий адвокатов и т.д.
В результате ведущейся в стране судебно-правовой реформы адвокатура
постепенно обретала независимость, а принцип самоуправления в адвокатских
коллективах обретал реальное содержание.
Эти достижения длительное время носили характер практических завоеваний
адвокатуры. Юридическое оформление они получили в Законе «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре Российской Федерации».
ЛИТЕРАТУРА:
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре РФ».
Положение об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 г. Правоохранительные органы РФ
/ Под. ред. В,П. Божьева. М., 1996. Гл. 17.
Тема III. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ АДВОКАТУРЫ
. Предшественники русской адвокатуры— стряпчие, частные ходатаи по
судебным делам.
. Судебная реформа 1864 г. — начало формирования присяжной адвокатуры.
. Учреждение судебных установлений 1864 г. о присяжных поверенных
(требования к присяжным поверенным, совет присяжных поверенных; права,
обязанности и ответственность присяжных поверенных).
Изучение истории российской адвокатуры призвано не просто удовлетворить
естественное любопытство, но и выявить сложности, стоящие на пути этого
института, определить принципы организации и деятельности адвокатуры в
процессе ее становления, показать их в динамике и увидеть их перспективу.
Ныне мы с полным основанием относим к принципам организации и
деятельности адвокатуры добровольность объединения адвокатов, независимость
и самоуправление адвокатских корпораций, законность деятельности,
соблюдение нравственных начал профессии, профессионализм, гуманизм и др.
История адвокатуры России позволяет утверждать, что эти принципы далеко
не в полной мере реализовались в прошлом, да и ныне они нуждаются в
постоянной защите, правовом и организационном обеспечении. Русская
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29
|