Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики
2001, с.18). Этим основанием (Dasein) являемся мы сами. Существование
человека, а не его интерпретация, редуцирующая представление о человеке к
мышлению, сознанию или инстинкту является исходным пунктом для философского
вопрошания. В первых набросках своих идей, предшествуюших публикации «Бытия
и времени», Хайдеггер говорит о «фактической жизни», как понятию
предшествующему понятию Dasein. При этом жизнь понимается им близко к
традиции связанной с именами Ницше, Дильтея и Бергсона. Жизнь – есть нечто
предельно изначальное, всеохватывающее и конечное, по отношению к чему все
остальные возможные формы ее манифестации являются производными.
Согласно Хайдеггера уже неверна сама традиционная постановка вопроса
о человеке, т.е. «Что есть человек?». Хайдеггер вопрошает «Каким образом
есть человек?». Он выступает против такого понимания человека, который
заключается, в признании субстанциональной природы человеческого
существования и в выявлении тех имманентных свойств, конституирующих
природу этого существования.
Чтобы избежать предвзятости умозрительных интерпретаций человеческой
реальности, Хайдеггер формально обозначает человека термином Dasein (Бытие-
вот, Присутствие), а затем пытается дать тщательное феноменологическое
описание этого явления предельно изначально в том виде, в котором оно
всегда имеет место до возможного теоретического постижения. Фундаментальной
особенностью, которая изначальна присуща человеческому существованию,
является по Хайдеггеру его отношение к собственному бытию. Подчеркнем не
рацио, не социальность, а именно отношение к собственному бытию. Dasein
существует таким образом, что для него его собственное бытие всегда
является проблемой. Dasein есть сущее, которое, понимая в своем бытии,
относится к своему бытию (Хайдеггер, 1993 б, с.53).
В своем бытии, Dasein всегда определенным образом относится к бытию в
целом и тем самым пребывает в модусе понимания бытия. Таким образом,
человек не просто присутствует, наличествует в мире вместе с другими
сущими. В своей жизни он сталкивается с проблемой исполнения, реализация
своего бытия, к которому он относится как к своей собственной возможности.
Однако исполнение и реализация своего бытия согласно Хайдеггеру возможна
лишь в состоянии открытости. Человек сам есть «просвет бытия», открытость,
через которую вещи переходят в состояние явленности, исполняются.
Слово Dasein традиционно обозначает наличествование (Vorhandensein),
существование. В «Бытии и времени» Dasein однако понимается по другому… Это
«Da» не имеет ввиду указания места для сущего, но должно обозначать
открытость, в котором сущее может быть присутствующим для человека, а также
он сам для себя самого. (Хайдеггер, 1992, с.87).
По Хайдеггеру Dasein ни сознание и ни вещь, также неверно было бы
говорить о нем, как о субъекте, которого можно поставить на место сознания.
Скорее наоборот, словом Dasein названо такое, в чем впервые только и можно
иметь опыт места, а именно место истинности бытия, чтобы потом
соответственно осмыслить его. Все, с чем мы сталкиваемся в этом мире,
выступает не как противостоящая нашему сознанию предметность, но всегда
определенным образом воздействующая на нас реальность. Мы оказываемся
вовлеченными в совокупную целостность связей, предшествующую и не
поддающуюся рефлексивному постижению. Эта совокупная целостность связей
составляет неявный имплицитный фон предопределяющий бытие Dasein. При этом
в определении Хайдеггеровского Dasein не субстанциональный, а предикативный
подход является решающим. По Хайдеггеру неверна сама постановка вопроса
«Что такое Dasein?»
Для Хайдеггера также неприемлемо использование термина сознание,
которое является производным от дуалистической умозрительной установки,
фиксирующей разорванность тела и духа. Хайдеггер утверждает, что бытие нас
самих может быть обозначено с помощью другого термина – «Бытие-в-мире». По
словам В.В.Бибихина «В основной мелодии своей жизни человек не другое, чем
мир» (Бибихин, 1995). Мы существуем, находясь в мире. Существование
человека имеет место лишь там и тогда, где и когда мир задан этому
существованию. Между человеком и миром существует неразрывная глубинная
связь. Всегда, до любого рефлексивного обращения мы уже обнаруживаем себя
находящимися в мире, переживаем этот мир, который каким-то образом
воздействует на нас. Он определяет наши состояния, наши переживания. Мы
всегда определенным образом «настроены» до того, когда можем осознавать
себя в этом мире.
Таким образом, существование (экзистенция) по Хайдеггеру является не
данностью, не субстанцией, а скорее возможностью, открытостью, проектом.
Иными словами, человек представляет проект, который находится в постоянной
динамике, в постоянной открытости и еще подлежит реализации. Причем такие
как понятия как возможность и проект несут не умозрительную
«психологическую», а бытийную отологическую семантику.
Dasein аналитика
Возможно первое, на что следует обратить внимание при подходе к
Dasein аналитике Хайдеггера – это то, что Хайдеггер весьма далек от
традиционного понимания анализа как расчленения к простейшим составляющим.
Согласно Хайдеггеру Dasein аналитика – это и не возвращение симптома к его
истоку (Фрейдовский психоанализ). Для Dasein аналитики, кроме того, ни коим
образом не приемлемы определения человека как субъективности и
трансцендентального Я-сознания (Гуссерль). В Dasein аналитике само
человеческое существование понимается как Dasein. Поэтому феномен человека
понимается не онтически – т.е. в его полной детерминации как конкретный
феномен, а онтологически – т.е. в его полном бытии. Dasein аналитика
старается постичь основание самой возможности феномена человека – то есть
того, что дает возможность этому феномену быть так как он есть. А поскольку
по Хайдеггеру наиболее точный способ подхода к рассматриванию самой
возможности существования феноменов, – это феноменология, следовательно,
основной инструмент онтолога (Dasein аналитика) есть феноменология.
«Онтология возможна только как феноменология» (Хайдеггер а, 1993).
Возможно проведение параллели понятия аналитики Хайдеггера и Канта.
Оба под аналитикой понимают выделение некоего структурного целого,
благодаря которому нечто существующее вообще возможно. В этом смысле
аналитика не есть расчленение на отдельные составляющие, а скорее
возвращение к самой «предметности» предмета, т.е. тому, благодаря, чему
предмет предстает единым целым. Задача аналитики – высветить целое единства
онтологических условий. Именно этот пункт - выделение структурного целого
как условия существования человека как сущего позже станет основополагающим
моментом в «Психиатрическом Dasein анализе Бинсвангера».
Под аналитикой понятий я понимаю не их анализ и не обычный в
философских исследованиях прием разлагать встречающегося понятия по
содержанию и делать их отчетливыми, а еще мало применявшееся до сих пор
расчленение самой способности рассудка для изучения возможности априорных
понятий, отыскивая их исключительно в рассудке как месте их происхождения,
и анализируя чистое применения рассудка вообще… принципиальный характер
этого расчленения означает не разделение на элементарное, а возвращение к
единству (синтезу) онтологической возможности бытия сущего, или в
кантовском смысле: к предметности предметов опыта. Потому здесь не может
быть и речи о какой-либо каузальности, которая всегда касается лишь
онтического отношения между сущей причиной и сущим действием. Целью
аналитики, следовательно, будет выявление первичного единства функции
способности. В аналитике дело идет о возвращении к «связности в системе».
Задача аналитики – увидеть целое единства онтологических условий.
Аналитика, онтологична по своему характеру, не есть разрешение на
элементарное, но артикуляция единства структурного строения. (Хайдеггер,
1992).
В докладе «Время и бытие», прочитанном Хайдеггером 31.01. 1962 в
актовом зале Фрайбургского университета Хайдеггер все время подчеркивает,
что наше мышление побуждает нас концептуализировать понятие бытия (кстати,
также как и времени) как некоего предмета или объекта, то есть сущего.
Проблема заключается в том, что бытие – не есть сущее. Про него нельзя
сказать, что оно есть. Хайдеггер приводит в качестве примера понятие
лекционного зала. Мы можем с уверенностью сказать, что этот зал есть.
Однако вот где это «есть»? Согласно Хайдеггера, неправомерно говорить
«бытие есть», бытие нам дано. Мы должны понять как это «дано» дает себя
увидеть и испытать. Необходимо понять способ, которым дано бытие. Именно
тем способом, которым нам дано человеческое бытие и занимается аналитика
Dasein.
Чтобы мыслить собственное бытие, требуется оставить его как основу
сущего в пользу играющего давания, скрытого в раскрытии, т.е. ради дано.
Бытие принадлежит этому дано в давании как дар. Бытие как дар не
откалывается от давания. Бытие, присутствие лишь преображается. В качестве
позволения присутствовать оно принадлежит раскрытию и, будучи даром
раскрытия, удерживается в давании. Бытие не есть. Бытие дано как раскрытие
присутствия. (Хайдеггер, 1991, с.84).
Хайдеггер сложен вследствие радикальности своего подхода, он пытается
выйти за рамки двух самых устойчивых традиций философского мышления: это с
одной стороны субъект-объектное разделение реальности, а с другой –
метафизическая дихотомия сущего и сущности, чувственного и
сверхчувственного. Человек Хайдеггера – ни субъект и ни объект. Он есть
присутствие чего-то большего, что через него посылает весть миру. В этом
смысле задача человека – свидетельство об этой вести. Человек есть просвет
бытия, через который сокрытое становится явленным. Согласно Хайдеггеру,
неверно было бы рассматривать человека отдельно от этого присутствия, он
уже в нем. Оно и есть его суть.
Само бытие – это значит: присутствие присутствующего, т.е.
двусложность обоих в их простой односложности. Она есть то, что захватывает
человека, требуя его, чтобы он отвечал ее существу. Человек тем самым
осуществляется как человек, поскольку отвечает требованию этой двусложности
и так свидетельствует о ней в ее вести. (Хайдеггер, 1993, с.289).
Кто мы? Отвечая, останемся предусмотрительны, потому что может
оказаться так, что то, что отличает людей как людей, зависит как раз от
того, что мы должны обдумать здесь. А мы должны обдумать здесь человека –
человека, к которому приближается, обращаясь, присутствие человека, который
от этого и присутствует сам своим особым образом, присутствует для всего
подступающего-присутствующего и отступающего присутствующего (Хайдеггер,
1991, с.89-90).
Из вышеизложенного мы можем констатировать тот факт, что человек, сам
являясь бытием (Dasein – Вот-бытие) способен осуществиться только отвечая
собственной открытостью на призыв вещей явиться в мире всей своей полнотой,
т.е. в полноте своего бытия. При этом, следует постоянно иметь в виду, что
эти вещи – не есть нечто противопоставленное человеку в смысле
предметности. Мы соединены с ними не видимыми связями, еще до того как они
достигли своей явленности в мире (бытие-в-мире, бытие-с-другими). Каким
образом это происходит становится понятнее при рассмотрении других
основополагающих понятий Хайдеггера – Время и Забота.
Забота.
В своей экспликации понятия заботы Хайдеггер использует греческую
легенду о Заботе, которую помимо него упоминал В.Гете: Однажды Забота плыла
вдоль реки и увидела кусок земли. Она оформила (придала ему форму) его и
попросила Юпитера дать ему Дух. Юпитер дал ему Дух. Потом они все (Юпитер,
Земля, Забота) стали спорить, как назвать то, что получилось, и кому оно
будет принадлежать. Позвали Сатурна и тот определил так: Поскольку ты,
Юпитер, дал Дух, то со временем ты заберешь его обратно смертью. Ты, Земля,
тогда получишь обратно тело, поскольку ты дала ему тело. А ты, Забота,
будешь владеть им всю его жизнь, пока он не умрет. А назовем его homo (от
homos - земной).
Хайдеггер различает два вида заботы – антиципирующую заботу и
замещающую заботу. Если благодаря антиципирующей заботе человек, будучи
открытостью («просветом в бытии») способствует тому, чтобы вещи переходили
из состояния сокрытости в состояние явленности во всей своей полноте, то
замещающая забота препятствуют их нормальному, естественному рождению в
мире. Применительно к психотерапевтической практике это может означать, что
в случае антиципирующей заботы психотерапевт всегда находится на шаг
впереди своего пациента, стараясь бережно довести его до максимально полной
реализации собственных возможностей. В случае замещающей заботы
психотерапевт (или воспитатель, или родитель) сам выполняет те действия,
которые необходимо выполнить пациенту (ученику, ребенку), в результате чего
последний попадает от первого в зависимость.
Согласно Хайдеггера Забота – формальная структура бытия сущего, «для
которого идет речь о самом его бытии», т.е. о формальная структура бытия
человека как такового. Dasein (Вот-бытие, каким нам видится человек, без
сведения его к разного рода концептам) оказывается определенным в его бытии
посредством формальной структуры заботы. Заботу следует разграничивать с
озабоченностью, которая представляет собой бытийный модус заботы, ее
производное. В качестве «устремленности к чему-то, направленности на что-
то» Забота Хайдеггера близка интенциональности Гуссерля. Однако Хайдеггер
понимает под «устремленностью к чему-то» прежде всего устремленность Dasein
к своему собственному бытию, к тому, чтобы «быть именно своим бытием».
«Dasein в своей заботе словно бы предвосхищает само себя. Предвосхищение
большей частью неосознанно. Оно является онтологической характеристикой
заботы, которую в свою очередь «можно постичь как прежде-себя бытие самого
Dasein» (Хайдеггер М., Пролегомены к истории понятия времени, с. 311).
Предвосхищение как модус заботы оказывается возможным только при
условии предварительной вовлеченности в реальность мира, т.е. бытие прежде,
выявляемое в феномене предвосхищения, уже оказывается существующим при
мире. Смысл формальной структуры заботы в ее отношении к Dasein следующий:
«Dasein в то же время озабочено своим бытием как «экзистенциальной
фактичностью, которая предвосхищающим образом наброшена им. (Там же, с.
312). Речь идет о чем-то, к чему стремишься, но еще не обладаешь. Хайдеггер
обозначает такой феномен «еще не обладания», нуждой. При этом нужда имеет
конститутивный характер. Т.о. Dasein всегда несет в себе двуединство «бытия-
прежде-себя» и «бытия-уже-при». Загадочность такого единства вытекает из
загадочности природы времени.
Время
Для того, чтобы ближе подойти к пониманию феномена времени
Хайдеггером, целесообразно провести сопоставительный анализ представлений о
времени в других походах. Более полезным для нас будет проведение такого
рода сопоставления у авторов так или иначе связанных с психотерапевтической
практикой.
Известно, что в психоанализе З.Фрейда пристальное внимание уделяется
прошлому, исследованию истории жизни. При этом особый акцент делается на
раннее детство, травмы и конфликты которого определяю способы реагирования
взрослых на проблемные ситуации в их жизни. Таким образом, прошлое как бы
проектирует дальнейший ход развития психической жизни индивида. Именно в
прошлом скрывается тайный смысл человеческой жизни, ее настоящее и сокрытое
будущее. Осознание настоящего возможно только через обращение к прошлому.
Именно это осознание способно изменить как настоящее так и будущее. В
конечном итоге, – если сегодня не истолковано психоаналитиком, сохраняется
вариант патологического проектирования, если психоаналитическая сессия
завершилась успешно, открывается возможность относительно свободного
проектирования.
К.Г.Юнг и в большей степени А.Адлер смещают акценты с прошлого на
будущее. В отличие от устремленности в прошлое, предпочтение отдается
исследованию финальных тенденций человеческого развития. Вводится принцип
телеологичности, задающий устремленность причинно-следственных связей в
будущее. Однако если Адлер говорит о сознательной телеологической
детерминации с ведущей ролью компенсаторных механизмов, то для Юнга особое
значение приобретает бессознательное, именно оно предоставляет человеку в
символической форме ориентиры его движения по жизненному пути. Жизнь
человека предстает как сцепление метаморфоз. Человек в течение жизни должен
преодолеть все перипетии, определяющие его настоящее, чтобы обрести
фундаментальную связь со своим прошлым и будущим.
В отличие от Фрейда и его учеников, К.Роджерс и Ф.Перлз акцентируют
внимание на настоящем, на «здесь и теперь». Именно сейчас, в этом мгновении
раскрываются горизонты времени. Мысли о прошлом и заботы о будущем
ослабляют нас и сводят к минимуму наш потенциал реализовать
предоставляющиеся нам в конкретный момент времени возможности.
Культивирование «здесь и теперь» состояния пациента – один из основных
факторов способствующих исцелению в их терапии.
Темпоральность человеческого существования – одна из основных тем
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|