МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики

    2001, с.18). Этим основанием (Dasein) являемся мы сами. Существование

    человека, а не его интерпретация, редуцирующая представление о человеке к

    мышлению, сознанию или инстинкту является исходным пунктом для философского

    вопрошания. В первых набросках своих идей, предшествуюших публикации «Бытия

    и времени», Хайдеггер говорит о «фактической жизни», как понятию

    предшествующему понятию Dasein. При этом жизнь понимается им близко к

    традиции связанной с именами Ницше, Дильтея и Бергсона. Жизнь – есть нечто

    предельно изначальное, всеохватывающее и конечное, по отношению к чему все

    остальные возможные формы ее манифестации являются производными.

    Согласно Хайдеггера уже неверна сама традиционная постановка вопроса

    о человеке, т.е. «Что есть человек?». Хайдеггер вопрошает «Каким образом

    есть человек?». Он выступает против такого понимания человека, который

    заключается, в признании субстанциональной природы человеческого

    существования и в выявлении тех имманентных свойств, конституирующих

    природу этого существования.

    Чтобы избежать предвзятости умозрительных интерпретаций человеческой

    реальности, Хайдеггер формально обозначает человека термином Dasein (Бытие-

    вот, Присутствие), а затем пытается дать тщательное феноменологическое

    описание этого явления предельно изначально в том виде, в котором оно

    всегда имеет место до возможного теоретического постижения. Фундаментальной

    особенностью, которая изначальна присуща человеческому существованию,

    является по Хайдеггеру его отношение к собственному бытию. Подчеркнем не

    рацио, не социальность, а именно отношение к собственному бытию. Dasein

    существует таким образом, что для него его собственное бытие всегда

    является проблемой. Dasein есть сущее, которое, понимая в своем бытии,

    относится к своему бытию (Хайдеггер, 1993 б, с.53).

    В своем бытии, Dasein всегда определенным образом относится к бытию в

    целом и тем самым пребывает в модусе понимания бытия. Таким образом,

    человек не просто присутствует, наличествует в мире вместе с другими

    сущими. В своей жизни он сталкивается с проблемой исполнения, реализация

    своего бытия, к которому он относится как к своей собственной возможности.

    Однако исполнение и реализация своего бытия согласно Хайдеггеру возможна

    лишь в состоянии открытости. Человек сам есть «просвет бытия», открытость,

    через которую вещи переходят в состояние явленности, исполняются.

    Слово Dasein традиционно обозначает наличествование (Vorhandensein),

    существование. В «Бытии и времени» Dasein однако понимается по другому… Это

    «Da» не имеет ввиду указания места для сущего, но должно обозначать

    открытость, в котором сущее может быть присутствующим для человека, а также

    он сам для себя самого. (Хайдеггер, 1992, с.87).

    По Хайдеггеру Dasein ни сознание и ни вещь, также неверно было бы

    говорить о нем, как о субъекте, которого можно поставить на место сознания.

    Скорее наоборот, словом Dasein названо такое, в чем впервые только и можно

    иметь опыт места, а именно место истинности бытия, чтобы потом

    соответственно осмыслить его. Все, с чем мы сталкиваемся в этом мире,

    выступает не как противостоящая нашему сознанию предметность, но всегда

    определенным образом воздействующая на нас реальность. Мы оказываемся

    вовлеченными в совокупную целостность связей, предшествующую и не

    поддающуюся рефлексивному постижению. Эта совокупная целостность связей

    составляет неявный имплицитный фон предопределяющий бытие Dasein. При этом

    в определении Хайдеггеровского Dasein не субстанциональный, а предикативный

    подход является решающим. По Хайдеггеру неверна сама постановка вопроса

    «Что такое Dasein?»

    Для Хайдеггера также неприемлемо использование термина сознание,

    которое является производным от дуалистической умозрительной установки,

    фиксирующей разорванность тела и духа. Хайдеггер утверждает, что бытие нас

    самих может быть обозначено с помощью другого термина – «Бытие-в-мире». По

    словам В.В.Бибихина «В основной мелодии своей жизни человек не другое, чем

    мир» (Бибихин, 1995). Мы существуем, находясь в мире. Существование

    человека имеет место лишь там и тогда, где и когда мир задан этому

    существованию. Между человеком и миром существует неразрывная глубинная

    связь. Всегда, до любого рефлексивного обращения мы уже обнаруживаем себя

    находящимися в мире, переживаем этот мир, который каким-то образом

    воздействует на нас. Он определяет наши состояния, наши переживания. Мы

    всегда определенным образом «настроены» до того, когда можем осознавать

    себя в этом мире.

    Таким образом, существование (экзистенция) по Хайдеггеру является не

    данностью, не субстанцией, а скорее возможностью, открытостью, проектом.

    Иными словами, человек представляет проект, который находится в постоянной

    динамике, в постоянной открытости и еще подлежит реализации. Причем такие

    как понятия как возможность и проект несут не умозрительную

    «психологическую», а бытийную отологическую семантику.

    Dasein аналитика

    Возможно первое, на что следует обратить внимание при подходе к

    Dasein аналитике Хайдеггера – это то, что Хайдеггер весьма далек от

    традиционного понимания анализа как расчленения к простейшим составляющим.

    Согласно Хайдеггеру Dasein аналитика – это и не возвращение симптома к его

    истоку (Фрейдовский психоанализ). Для Dasein аналитики, кроме того, ни коим

    образом не приемлемы определения человека как субъективности и

    трансцендентального Я-сознания (Гуссерль). В Dasein аналитике само

    человеческое существование понимается как Dasein. Поэтому феномен человека

    понимается не онтически – т.е. в его полной детерминации как конкретный

    феномен, а онтологически – т.е. в его полном бытии. Dasein аналитика

    старается постичь основание самой возможности феномена человека – то есть

    того, что дает возможность этому феномену быть так как он есть. А поскольку

    по Хайдеггеру наиболее точный способ подхода к рассматриванию самой

    возможности существования феноменов, – это феноменология, следовательно,

    основной инструмент онтолога (Dasein аналитика) есть феноменология.

    «Онтология возможна только как феноменология» (Хайдеггер а, 1993).

    Возможно проведение параллели понятия аналитики Хайдеггера и Канта.

    Оба под аналитикой понимают выделение некоего структурного целого,

    благодаря которому нечто существующее вообще возможно. В этом смысле

    аналитика не есть расчленение на отдельные составляющие, а скорее

    возвращение к самой «предметности» предмета, т.е. тому, благодаря, чему

    предмет предстает единым целым. Задача аналитики – высветить целое единства

    онтологических условий. Именно этот пункт - выделение структурного целого

    как условия существования человека как сущего позже станет основополагающим

    моментом в «Психиатрическом Dasein анализе Бинсвангера».

    Под аналитикой понятий я понимаю не их анализ и не обычный в

    философских исследованиях прием разлагать встречающегося понятия по

    содержанию и делать их отчетливыми, а еще мало применявшееся до сих пор

    расчленение самой способности рассудка для изучения возможности априорных

    понятий, отыскивая их исключительно в рассудке как месте их происхождения,

    и анализируя чистое применения рассудка вообще… принципиальный характер

    этого расчленения означает не разделение на элементарное, а возвращение к

    единству (синтезу) онтологической возможности бытия сущего, или в

    кантовском смысле: к предметности предметов опыта. Потому здесь не может

    быть и речи о какой-либо каузальности, которая всегда касается лишь

    онтического отношения между сущей причиной и сущим действием. Целью

    аналитики, следовательно, будет выявление первичного единства функции

    способности. В аналитике дело идет о возвращении к «связности в системе».

    Задача аналитики – увидеть целое единства онтологических условий.

    Аналитика, онтологична по своему характеру, не есть разрешение на

    элементарное, но артикуляция единства структурного строения. (Хайдеггер,

    1992).

    В докладе «Время и бытие», прочитанном Хайдеггером 31.01. 1962 в

    актовом зале Фрайбургского университета Хайдеггер все время подчеркивает,

    что наше мышление побуждает нас концептуализировать понятие бытия (кстати,

    также как и времени) как некоего предмета или объекта, то есть сущего.

    Проблема заключается в том, что бытие – не есть сущее. Про него нельзя

    сказать, что оно есть. Хайдеггер приводит в качестве примера понятие

    лекционного зала. Мы можем с уверенностью сказать, что этот зал есть.

    Однако вот где это «есть»? Согласно Хайдеггера, неправомерно говорить

    «бытие есть», бытие нам дано. Мы должны понять как это «дано» дает себя

    увидеть и испытать. Необходимо понять способ, которым дано бытие. Именно

    тем способом, которым нам дано человеческое бытие и занимается аналитика

    Dasein.

    Чтобы мыслить собственное бытие, требуется оставить его как основу

    сущего в пользу играющего давания, скрытого в раскрытии, т.е. ради дано.

    Бытие принадлежит этому дано в давании как дар. Бытие как дар не

    откалывается от давания. Бытие, присутствие лишь преображается. В качестве

    позволения присутствовать оно принадлежит раскрытию и, будучи даром

    раскрытия, удерживается в давании. Бытие не есть. Бытие дано как раскрытие

    присутствия. (Хайдеггер, 1991, с.84).

    Хайдеггер сложен вследствие радикальности своего подхода, он пытается

    выйти за рамки двух самых устойчивых традиций философского мышления: это с

    одной стороны субъект-объектное разделение реальности, а с другой –

    метафизическая дихотомия сущего и сущности, чувственного и

    сверхчувственного. Человек Хайдеггера – ни субъект и ни объект. Он есть

    присутствие чего-то большего, что через него посылает весть миру. В этом

    смысле задача человека – свидетельство об этой вести. Человек есть просвет

    бытия, через который сокрытое становится явленным. Согласно Хайдеггеру,

    неверно было бы рассматривать человека отдельно от этого присутствия, он

    уже в нем. Оно и есть его суть.

    Само бытие – это значит: присутствие присутствующего, т.е.

    двусложность обоих в их простой односложности. Она есть то, что захватывает

    человека, требуя его, чтобы он отвечал ее существу. Человек тем самым

    осуществляется как человек, поскольку отвечает требованию этой двусложности

    и так свидетельствует о ней в ее вести. (Хайдеггер, 1993, с.289).

    Кто мы? Отвечая, останемся предусмотрительны, потому что может

    оказаться так, что то, что отличает людей как людей, зависит как раз от

    того, что мы должны обдумать здесь. А мы должны обдумать здесь человека –

    человека, к которому приближается, обращаясь, присутствие человека, который

    от этого и присутствует сам своим особым образом, присутствует для всего

    подступающего-присутствующего и отступающего присутствующего (Хайдеггер,

    1991, с.89-90).

    Из вышеизложенного мы можем констатировать тот факт, что человек, сам

    являясь бытием (Dasein – Вот-бытие) способен осуществиться только отвечая

    собственной открытостью на призыв вещей явиться в мире всей своей полнотой,

    т.е. в полноте своего бытия. При этом, следует постоянно иметь в виду, что

    эти вещи – не есть нечто противопоставленное человеку в смысле

    предметности. Мы соединены с ними не видимыми связями, еще до того как они

    достигли своей явленности в мире (бытие-в-мире, бытие-с-другими). Каким

    образом это происходит становится понятнее при рассмотрении других

    основополагающих понятий Хайдеггера – Время и Забота.

    Забота.

    В своей экспликации понятия заботы Хайдеггер использует греческую

    легенду о Заботе, которую помимо него упоминал В.Гете: Однажды Забота плыла

    вдоль реки и увидела кусок земли. Она оформила (придала ему форму) его и

    попросила Юпитера дать ему Дух. Юпитер дал ему Дух. Потом они все (Юпитер,

    Земля, Забота) стали спорить, как назвать то, что получилось, и кому оно

    будет принадлежать. Позвали Сатурна и тот определил так: Поскольку ты,

    Юпитер, дал Дух, то со временем ты заберешь его обратно смертью. Ты, Земля,

    тогда получишь обратно тело, поскольку ты дала ему тело. А ты, Забота,

    будешь владеть им всю его жизнь, пока он не умрет. А назовем его homo (от

    homos - земной).

    Хайдеггер различает два вида заботы – антиципирующую заботу и

    замещающую заботу. Если благодаря антиципирующей заботе человек, будучи

    открытостью («просветом в бытии») способствует тому, чтобы вещи переходили

    из состояния сокрытости в состояние явленности во всей своей полноте, то

    замещающая забота препятствуют их нормальному, естественному рождению в

    мире. Применительно к психотерапевтической практике это может означать, что

    в случае антиципирующей заботы психотерапевт всегда находится на шаг

    впереди своего пациента, стараясь бережно довести его до максимально полной

    реализации собственных возможностей. В случае замещающей заботы

    психотерапевт (или воспитатель, или родитель) сам выполняет те действия,

    которые необходимо выполнить пациенту (ученику, ребенку), в результате чего

    последний попадает от первого в зависимость.

    Согласно Хайдеггера Забота – формальная структура бытия сущего, «для

    которого идет речь о самом его бытии», т.е. о формальная структура бытия

    человека как такового. Dasein (Вот-бытие, каким нам видится человек, без

    сведения его к разного рода концептам) оказывается определенным в его бытии

    посредством формальной структуры заботы. Заботу следует разграничивать с

    озабоченностью, которая представляет собой бытийный модус заботы, ее

    производное. В качестве «устремленности к чему-то, направленности на что-

    то» Забота Хайдеггера близка интенциональности Гуссерля. Однако Хайдеггер

    понимает под «устремленностью к чему-то» прежде всего устремленность Dasein

    к своему собственному бытию, к тому, чтобы «быть именно своим бытием».

    «Dasein в своей заботе словно бы предвосхищает само себя. Предвосхищение

    большей частью неосознанно. Оно является онтологической характеристикой

    заботы, которую в свою очередь «можно постичь как прежде-себя бытие самого

    Dasein» (Хайдеггер М., Пролегомены к истории понятия времени, с. 311).

    Предвосхищение как модус заботы оказывается возможным только при

    условии предварительной вовлеченности в реальность мира, т.е. бытие прежде,

    выявляемое в феномене предвосхищения, уже оказывается существующим при

    мире. Смысл формальной структуры заботы в ее отношении к Dasein следующий:

    «Dasein в то же время озабочено своим бытием как «экзистенциальной

    фактичностью, которая предвосхищающим образом наброшена им. (Там же, с.

    312). Речь идет о чем-то, к чему стремишься, но еще не обладаешь. Хайдеггер

    обозначает такой феномен «еще не обладания», нуждой. При этом нужда имеет

    конститутивный характер. Т.о. Dasein всегда несет в себе двуединство «бытия-

    прежде-себя» и «бытия-уже-при». Загадочность такого единства вытекает из

    загадочности природы времени.

    Время

    Для того, чтобы ближе подойти к пониманию феномена времени

    Хайдеггером, целесообразно провести сопоставительный анализ представлений о

    времени в других походах. Более полезным для нас будет проведение такого

    рода сопоставления у авторов так или иначе связанных с психотерапевтической

    практикой.

    Известно, что в психоанализе З.Фрейда пристальное внимание уделяется

    прошлому, исследованию истории жизни. При этом особый акцент делается на

    раннее детство, травмы и конфликты которого определяю способы реагирования

    взрослых на проблемные ситуации в их жизни. Таким образом, прошлое как бы

    проектирует дальнейший ход развития психической жизни индивида. Именно в

    прошлом скрывается тайный смысл человеческой жизни, ее настоящее и сокрытое

    будущее. Осознание настоящего возможно только через обращение к прошлому.

    Именно это осознание способно изменить как настоящее так и будущее. В

    конечном итоге, – если сегодня не истолковано психоаналитиком, сохраняется

    вариант патологического проектирования, если психоаналитическая сессия

    завершилась успешно, открывается возможность относительно свободного

    проектирования.

    К.Г.Юнг и в большей степени А.Адлер смещают акценты с прошлого на

    будущее. В отличие от устремленности в прошлое, предпочтение отдается

    исследованию финальных тенденций человеческого развития. Вводится принцип

    телеологичности, задающий устремленность причинно-следственных связей в

    будущее. Однако если Адлер говорит о сознательной телеологической

    детерминации с ведущей ролью компенсаторных механизмов, то для Юнга особое

    значение приобретает бессознательное, именно оно предоставляет человеку в

    символической форме ориентиры его движения по жизненному пути. Жизнь

    человека предстает как сцепление метаморфоз. Человек в течение жизни должен

    преодолеть все перипетии, определяющие его настоящее, чтобы обрести

    фундаментальную связь со своим прошлым и будущим.

    В отличие от Фрейда и его учеников, К.Роджерс и Ф.Перлз акцентируют

    внимание на настоящем, на «здесь и теперь». Именно сейчас, в этом мгновении

    раскрываются горизонты времени. Мысли о прошлом и заботы о будущем

    ослабляют нас и сводят к минимуму наш потенциал реализовать

    предоставляющиеся нам в конкретный момент времени возможности.

    Культивирование «здесь и теперь» состояния пациента – один из основных

    факторов способствующих исцелению в их терапии.

    Темпоральность человеческого существования – одна из основных тем

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.