Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики
походах является большая акцентированность в подходе Дюркхайма на работу с
телесным аспектом человеческой экзистенции. Дюркхайм специально вводит для
этой цели понятие Leib – «тело, которое есть я сам», тело как совокупность
телесных, душевных и духовных элементов. Он разрабатывает специальную
технику работы с телом, так им и названную Leibarbaiten. В отличие от
Босса, провозглашающего «тотальный холизм», и тем не менее, продолжающего
«по старинке» беседовать с лежащим на кушетке пациентом о его бытии в
экзистенциале телесности, Дюркхайм непосредственно работает в этом
экзистенциале, используя не только столь любимый возросшими на почве
психоанализа психотерапевтами медиум «говорящего мира», но и широко
задействуя другие не менее, а иногда и более эффективные медиумы.
Таким образом, мы можем видеть, что онтоцентрические ЭА подходы
гораздо в большей степени ориентированы на практику. В этих подходах по
сравнению с АЭА подходами в большей степени выражен собственно
терапевтический аспект. Не случайно клинические описания представителей
данного подхода, это описания не столько процесса течения болезни, сколько
процесса терапии, причем как правило с успешным для пациентов завершением
этого процесса. В этом смысле мы можем говорить о, несомненно, большем
терапевтическом потенциале онтоцентрических ЭА подходов по сравнению с
антропоцентрическими ЭА подходами. Из перечисленных онтоцентрических ЭА
подходов к психотерапевтической более перспективной нам представляется
концепция К.Дюркхайма, вследствие того, что он охватывает более широкий
спектр каналов взаимодействия между пациентом и терапевтом. Тем не менее,
каждый из этих подходов обладает своими ярко выраженными достоинствами.
Например, ЭА В.Франкла довольно легко операционализируется и довольно
быстро дает положительные результаты. ЭА М.Босса в большей степени нацелен
на целостное и гармоничное существование человека с другими людьми и с
миром вообще, он более экологичен.
Практика онтоцентрического ЭА не ограничивается только лишь
психотерапией, отмечены удачные попытки применения онтоцентрического ЭА в
таких сферах человеческой деятельности как педагогика, политика (Директор
Dasein аналитического института в Цюрихе Жион Кондрау является одновременно
видным швейцарским политиком, депутатом парламента), социология и экология.
В рамках научных исследований онтоценрический ЭА открывает перспективу
поиска новых методологических оснований науки. Идеи, обозначенные
онтоцентрическими аналитиками, созвучны тому направлению в современной
отечественной психологии, которое у нас принято называть гуманитарным,
ориентированным в своей деятельности в первую очередь на методы
гуманитарных наук, а не естественных, как это всего лишь пару десятилетий
назад было повсеместно принято в СССР. В определенном смысле как приложение
методологии ОАЭ к приумножению научного знания, мы можем рассматривать
экологическую теорию восприятия Дж. Гибсона, испытавшему весьма заметное,
если не сказать определяющее, влияние Босса и Хайдеггера.
Заключение
Таким образом, по завершению проведенного исследования, мы можем
говорить о том, что главная его цель – высветить и раскрыть феномен
экзистенциального анализа в его синхроническом и диахроническом аспектах
достигнута. Впервые выполнено систематическое исследование всех наиболее
известных версий экзистенциального анализа. Проведен последовательный
анализ их методологии, теоретических оснований и истории развития.
Проделанная работа привела к следующим выводам:
1. В феномене экзистенциального анализа мы по сути дела сталкиваемся с
двумя коренным образом различающимися в методологическом смысле
подходами, названными нами соответственно антропоцентрическим, т.е.
принимающим за точку отсчета человека и онтоцентрическим, т.е.
принимающим за точку отсчета бытие.
2. Историческим источником методологии экзистенциального анализа обеих
версий, следует считать не психоанализ Зигмунда Фрейда, а феноменологию
Эдмунда Гуссерля. Экзистенциальный анализ не является родственным
психоанализу, ни в смысле продолжения психоаналитической традиции, не в
смысле ее критического осмысления.
3. Феноменологическая установка и эйдетическая редукция Гуссерля легла в
основу методологии антропоцентрированных версий экзистенциального
анализа, к которым можно отнести Ж.П.Сартра, а также с некоторыми
оговорками, Л.Бинсвангера и К.Ясперса. Определенную тягу к
антропоцентрированным подходам испытывает экзистенциальный анализ
А.Лэнгле.
4. В основу методологии онтоцентрической версии экзистенциального анализа
Медарда Босса легла фундаментальная онтология Мартина Хайдеггера,
являющаяся развитием и одновременно радикальным преобразованием
феноменологического метода Гуссерля.
5. Считавшиеся родственными версии экзистенциального анализа Л.Бинсвангера
и М.Босса, на самом деле, несмотря на сходную терминологию, имеют
различные методологические основания.
6. Подобным образом значительно различаются в методологическом плане,
рассматриваемые ранее как одно направление версии экзистенциального
анализа А.Лэнгле и В.Франкла.
7. В качестве метода научного исследования, в традиционном его понимании,
мы можем признать только антропоцентрические версии экзистенциального
анализа, поскольку они сохраняют как таковые субъект и объект
исследования. Примерами такого рода исследования могут служить описания
психопатологических нозологий Л.Бинсвангером, К.Ясперсом, Э.Минковским и
Р.Куном.
8. Онтоцентрические версии экзистенциального анализа, ставящие своей целью
преодоление разделения субъектом между объектом, в традиционном понимании
науки, научными методами исследования считаться не могут. Однако они
могут выступить в качестве в качестве эвристических моделей для
разработки новых не традиционных методов исследования..
9. Онтоцентрические версии экзистенциального анализа в большей степени, чем
антропоцентрические, могут служить основанием психологической практики,
более того, они уже являются в своей сути такого рода практикой, которая
может быть реализована в психотерапии, педагогике, экологии, а также в
социальной сфере.
Новизна. В рассмотренных выводах пункты 1, 5 и 6 могут быть признаны в
качестве новых. В данных пунктах все версии экзистенциального анализа
разводятся по своему методологическому основанию на антропоцентрическое и
онтоцентрическое направление. Именно по этому основанию разводятся как
разные, считавшиеся прежде родственными, версии экзистенциального анализа
М.Босса и Л.Бинсвангера, а также, хотя опять-таки с небольшими оговорками,
версии экзистенциального анализа В.Франкла и А.Лэнгле. Оговорки касаются
присутствия в концепциях Бинсвангера и Лэнгле некоторого методологических
смешения. Указанное методологическое деление может быть применено не только
к экзистенциальному анализу, но и ко всем экзистенциально ориентированным
подходам в психологии и философии. В определенном смысле о новизне можно
говорить относительно всех остальных пунктов вытекающих из указанного выше
методологического разделения. Имеются в виду те пункты, в которых идет речь
о методологических источниках различных версий экзистенциального анализа
(пункты 3 и 4), а также их практического приложения (пункты 7, 8 и 9). В
пункте 2 автор присоединяется к тем исследователям, которые настаивают на
феноменологических основаниях экзистенциального анализа, и оппонирует тем,
которые видят в экзистенциальном анализе продолжение или версию
психоанализа Зигмунда Фрейда.
Практическое приложение экзистенциального анализа, как уже было
указано ранее, целесообразно рассматривать с учетом введенного нами
методологического разделения. В этом смысле, антропоцентрический
экзистенциальный анализ (прежде всего, версия Л.Бинсвангера) может
рассматриваться как полноценный метод научного исследования феноменов
психической жизни человека. Тем не менее, он требует серьезной работы по
систематизации заложенной в нем методологии и более строго определения
терминологии. Приложение антропоцентрических версий экзистенциального
анализа непосредственно к сфере психологической практики ограничивается, в
основном, исследовательскими и диагностическими функциями, способствуя
лучшему пониманию исследуемых феноменов.
Онтоцентрические версии экзистенциального анализа, в
противоположность антропоцентрическим, являются не столько методом
исследования, сколько самой практикой, направленной на то, чтобы
способствовать максимально полной реализации человеком выпадающих на его
долю возможностей (М.Босс), обретение и реализацию главных смыслов в жизни
человека (В.Франкл), обретение адекватного и аутентичного с точки зрения
бытия способа личного существования (К.Дюркхайм). Проведенное исследование
показало, что онтоцентрические версии экзистенциального анализа обладают
большим терапевтическим и творческим потенциалом, и приложимы не только к
сфере психотерапии, но также и к другим сферам человеческой деятельности,
например, как педагогика, медицина, политика, экология, а также социальная
сфера. Таким образом, в качестве перспективных мы можем рассматривать оба
направления экзистенциального анализа, причем антропоцентрическое в большей
степени в сфере научного исследования, онтоцентрическое – в сфере
психологической практики.
В плане перспектив дальнейшего исследования особый интерес вызывают
практические применения концепции времени Мартина Хайдеггера в рамках
психотерапевтического процесса – тема лишь отчасти освященная Медардом
Боссом. Речь идет о предвосхищениях, преперцептах и предпонимании
открывающихся человеку в набросках смысла, то есть о будущем уже реально и
непосредственно присутствующем в настоящем. Кроме того, особый интерес
вызывают техники экзистенциально-инициальной психотерапии, выходящие за
рамки «говорящего мира», а именно техника Leibarbaiten К.Дюркхайма.
Экологичная и гуманная идеология, заложенная в онтоцентрической
версии экзистенциального анализа, четко артикулирующая неразрывную связь
людей друг с другом, а человека с природой и миром, приобретает особую
значимость в стремительно меняющихся реалиях наступившего XXI века, когда
манипулятивные технологии с одной стороны и техногенные катастрофы с
другой становятся повседневной реальностью. Данный факт обуславливает
актуальность рассматриваемой и развиваемой автором темы.
Литература
1. Арендт Х. Vita activa, или о деятельной жизни. – СПб.:Алетея 2000г. –
437с.
2. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л.Рубинштейна «Человек и Мир» //
Вопросы философии. 1993. №5, с. 130-143
3. Башкирцева Мария. Дневник. – М.,1991. – 318с.
4. Бибихин В.В. Мир. - Томск, 1995. – 144с.
5. Бинсвангер Людвиг. Бытие-в-мире. – М., 1999. – 300с.
6. Бубер Мартин. Два образа веры. – М:. Республика, 1995 – с.418-421., с.15-
84, 233-341
7. Булгаков Сергей. Человекобог и человекозверь (по поводу посмертных
произведений Л.Н.Толстого «Дьявол» и «О.Сергий») Культуралогия. XX век.:
- Антология. Том 1 – М.: Юрист, 1995.с.259-276
8. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта – СПб.:Питер, 2001. – 304 с.
9. Виндельбанд Вильгельм. Философия культуры и трансцендентальный идеализм.
// Культуралогия. XX век.: - Антология – М.: Юрист, 1995. с.57-69
10. 648.
11. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н/Д: изд-во «Феникс» 1998.
– 480 с.
12. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6-ти томах, М., т.1, 1982
13. Гуссерль Эдмунд. Амстердамские доклады. - // Логос 1992, №3. - с. 62-80
14. Гуссерль Эдмунд. Философия как строгая наука. – Новочеркасск: «Сагуна»,
1994. – 353с.
15. Деринг Э. К проблеме анализа «Dasein» // Dasein анализ в философии и
психологии. Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001. С. 23-39.
16. Деринг Э. Философские аспекты вопроса о смысле жизни и смерти. //
Dasein анализ в философии и психологии. Мн.: Европейский гуманитарный
университет, 2001. С. 39-51.
17. Джованни Реале, Анисери Дарио. Западная философия от истоков до наших
дней. Том.4. – Санкт-Петербург, 1997.-с.3-107,137-183, 278-323, 331-
446,489-521,552-640, 701-733.
18. Дильтей Вильгельм Понимающая психология // Хрестоматия по истории
психологии. М., 1980. С. 258-285
19. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. М.: Смысл, 1997. – 424с
20. Дробницкий Понятие морали. М., - 1974, с.183-212
21. Дюркхайм Калфрид. О двойственном происхождении человека. - Спб.,
-Импакс, 1992. – 156 с.
22. Знаков В.В., Понимание субъектом мира как проблема психологии
человеческого бытия. // Проблема субъекта в психологической науке / Под.
ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.:
Академический проект, 2000. С. 86-105
23. Каган В. Одиночество и психотерапия. 1 Всероссийская научно-
практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы
сообщений. – М.2001. – с.57-61
24. Кузьмина Т.А. Человеческое бытие и личность у Фрейда и Сартра. //
Проблема человека в современной психологии // Психологический журнал
1993б Т.14б №2
25. Кеппе Н., Восславление. – М: Красный пролетарий»,1994. – 248 с.
26. Кучинский Г.М. Развитие феноменологического метода и Dasein анализ. //
Dasein анализ в философии и психологии. Мн.: Европейский гуманитарный
университет, 2001. с.94-170.
27. Кьеркегор С. Страх и трепет: Пер. с дат. – М.: Республика, 1993. –
383с.
28. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. –
416с.
29. Лаврухин А.В. К истории формирования методологии Dasein-аналитической
психологии. // Dasein анализ в философии и психологии. Мн.: Европейский
гуманитарный университет, 2001. с.51-94.
30. Левицкий С.А. Трагедия свободы. 2-е изд. фототип. 1984, Possev-Verlag,
V.Gorachek K.G., Germany 1958
31. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание. Личность. М., 1977.
32. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности М.:Смысл,1993
33. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой
реальности. – М.: Смысл, 1999. с. 3,444.
34. Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология? Психология с
человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской
психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: СМЫСЛ, 1997. C. 40-54
35. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы
самодеткерминации. // Психологический журнал, т.21, №1, 2000
36. Леонтьев Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира.
1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной
психологии. Материалы сообщений. – М.2001. – с.100-109
37. Леонтьев Д.А. Курс лекций по экзистенциальной психологии на
психологической факультете МГУ, 2001
38. Летуновский В.В. Экзистенциальный анализ. Перспективы метода в
психологической практике. // 1 Всероссийская научно-практическая
конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений. –
М.2001а. – с.28-32
39. Летуновский В.В. Экзистенциальная парадигма и проблема понимания. // 5
Международная конференция «Психология, педагогика и социология чтения».
Материалы сообщений. – М.2001б.
40. Летуновский В.В. Психология духовного бытия (в печати).
41. Лэнг Рональд. Разделенное Я. – К.: Государственная библиотека Украины
для юношества, 1995. – 320с.
42. Лэнгле. Экзистенциальный анализ – найти согласие с жизнью. Пер.
Г.Похмелкиной и О.Ларченко. // Fundamenta Psychiatrica 1999, v.12, s. 139-
146
43. Маечек С. З.Фрейд и М.Босс. // Dasein анализ в философии и психологии.
Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001. с.170-185.
44. Мамардашвили. Лекции о Прусте, психологическая топология Пути.
М.1995.,с.9
45. Мамардашвили. Психологическая топология Пути. - Спб., - 1997
46. Мамардашвили М. Эстетика мышления. – М:. Московская школа политических
исследований, 2000. – 416с. (I)
47. Мамардашвили М. Кантианские вариации. – М.: «Аграф», 2000. – 320с.(II)
48. Мамардашвили М. Мой опыт нетипичен. – Азбука, 2000. – 400с.(III)
49. Марсель Габриэль. Трагическая мудрость философии. Избранные работы. –
М.,1995. – 187с.
50. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: «Класс», 1999
– 144с.
51. Мэй Р. Любовь и воля. – М.,1997. – 376с.
52. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб.: Питер,
2001. – с.138-186
53. Нидлман Джекоб. Критическое введение в экзистенциональный психоанализ
Людвига Бинсвангера. // Бытие в мире. – М., 1999. – с.17 – 127
54. Никифоров О. В. Терапевтическая антропология Людвига Бинсвангера
Предисловие к публикации. // Интернет. - 2001
55. Поликарпов В.А. Dasein анализ как метод психотерапии. // Dasein анализ
в философии и психологии. Мн.: Европейский гуманитарный университет,
2001. с. 170 -185.
56. Похмелкина Г.Ф. Понятия «ценность» и «духовное» в экзистенциальном
анализе и логотерапии В.Франкла-А.Ленгле. // 1 Всероссийская научно-
практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы
сообщений. – М.2001. – с. с.25-28
57. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|