МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики

    экзистенцию в нашем поведении и в отношениях к вещам и к людям. Еще два

    клинических случая могут проиллюстрировать эту мысль:

    Случай 2. 34-х летняя женщина, сны которой анализировались в течение 3-

    х лет. Ей снилось, что она была заключена в тесной камере. Там же

    находились мужские часы. Пришел грабитель и их повредил, но они продолжали

    тикать. «Часы предупреждали меня, что секунда за секундой проходят, но

    реальное время остается тем же.» Она заметила, что внешнее время проходит и

    она становится сморщенной. Дежурный принес большую зеленую бутылку, которая

    имела форму человека и прекрасно пахла. Затем бутылка стала человеком,

    который повел ее на свадьбу. «Теперь я была снова живой и стрелки часов

    больше не стояли».

    Будучи очень чувственной девушкой, однажды она была грубо использована

    мужчиной и была вынуждена вернуться домой к родителям, чтобы остаться под

    их защитой: время для нее больше не «прогрессировало». Разница между

    неподвижной темпорализацией ее экзистенции и продолжающимся временем мира

    приводили ее к ощущению жути. Босс интерпретирует эту разницу как разницу

    между детским бытием-в-мире и поверхностными отношениями, в которых она

    оказалась в мире взрослых. В ходе анализа она научилась позволять своим

    эротическим фантазиям созреть. Она нашла свой путь к другому полу, смогла

    жениться во сне и в бодрствовании. Темпорализация ее собственного

    существования началась снова (Boss, 1977).

    Случай 3. Другой сновидец Босса – женщина, которая была успешным

    врачом. Ее женские возможности как бы прятались за фасадом агрессивного

    маскулинного поведения. Ей снилось большое путешествие длиною в половину

    жизни, которое она совершила за полчаса. В этом путешествии она нашла

    мужчину, которого она смогла полюбить, и с которым в ее сне они жили

    счастливо целые годы. Босс говорит о том, что этот сон был возможен только

    благодаря горизонту ожидания, протянутому далеко-далеко в ее будущее. Ее

    внутренняя темпорализация, ее история, ее экзистенциальная открытость, в

    которой она жила аутентично, развернулись в ее сне в такой далеко

    простирающейся манере.

    Неважно, во сне ли или в бодрствовании находится человек, это так или

    иначе, всегда касается его отношений с вещами и с людьми, он аутентично

    есть, существует как бытие в отношении к ним. Это отношение к его миру

    можно сравнить с отношением света к тому, кто стоит в его свечении. Спящий

    или бодрствующий индивид может совершить свое существование в очень разных

    видах поведения и отношений. Босс придерживается мнения, что мы осознаем

    историческую континуальность нашей «бодрствующей» жизни через прерывистость

    наших снов.

    Босс также говорит о том, что появляющийся в сновидении объект может

    иметь для сновидца разное значение и включаться в разные системы отношений.

    Чтобы выявить эти значения, Dasein аналитик не просит пациента

    ассоциировать как в психоанализе (Фрейд), либо амплифицировать (Юнг),

    вместо этого он задает пациенту вопросы, которые дадут терапевту, а самое

    главное сновидцу увидеть значение сна в соотнесении с его бодрствующей

    жизнью. Пациент обретает ценные инсайты касающиеся его бытия-в-мире. Причем

    подобные инсайты даются пациенту совсем непросто, и аналитик должен быть

    очень настойчивым, задавая одни и те же вопросы в течение долгого времени.

    Экзистенциальный анализ сновидений помогает пациенту в формировании более

    открытого и «светлого» Dasein.

    Босс уверен, что сновидения запечатлевают экзистенциальную конституцию

    пациента в наиболее конденсированной форме. На этом материале аналитик

    пытается выделить присущий человеку способ бытия-в-мире. Его внимание

    сконцентрировано на том, для каких именно данностей сновидение открыто, а

    для каких закрыто. Например, есть ли в сновидении представители мира людей

    и животных, или же это механический роботообразный мир как в случае

    указанном выше. Анализируется детерминация снов по временной оси и

    отношение сновидца к содержанию своих сновидений. Установки пациента по

    отношению к самому себе и к миру в целом выявленные в ходе анализа

    сновидений используются для переоценки пациентом своих и установок по

    отношению к действительности бодрствующей жизни (Boss,1977).

    3.6. Медард Босс и Людвиг Бинсвангер

    На первый взгляд, подход М.Босса очень близок подходу Л.Бинсвангера.

    Близость заключается в том, что оба стараются тщательно исследовать миры

    своих пациентов (применительно к психиатрии и психотерапии). Существенная

    разница заключается в позиции исследователя и в конечных целях

    исследования. В случае Бинсвангера мир пациента – объект изучения (несмотря

    на весь его пафос о любовном бытии-друг-с-другом), а цель анализа –

    экспликация экзистенциально априорной структуры как своего рода

    квинтэссенции мира пациента, инвариантной смысловой матрицы. В случае Босса

    позиция исследователя неотделима от позиции терапевта, а в свою очередь

    отношение терапевт-пациент есть само по себе определенная целостность –

    Бытие-вместе. Именно с точки зрения этой целостности только и возможно

    изучение мира пациента. Что же касается цели анализа, то цель -

    освобождение пациента, «расчищение того просвета в бытии», каковым является

    Dasein пациента, для того чтобы сущие, с которыми встречается пациент,

    могли свободно высвечиваться, переходя из состояния сокрытости в явленность

    бытия. Обратной стороной этого процесса будет свободная реализация

    человеком возможностей, которые ему открываются.

    Понять человека как служителя и хранителя истины… значит, освободить

    его от эгоцентрического самовосхваления, автономии и автаркии

    субъективистских мировоззрений. Точка зрения аналитика Dasein возвращает

    человеку его достоинство: он является наследником того, что лежит в основе

    всего сущего; посланником, который послан в жизненную историю с возложенной

    на него задачей дать истине… проявиться настолько, насколько это, возможно,

    в данном времени и месте». (Boss,1963)

    Босс ставит под сомнение саму возможность индивидуальных вариаций

    онтологической структуры «заботы», что имеет место у Бинсвангера. Босс

    утверждает, что, по Хайдеггеру, формальная структура заботы неизменна, и

    что все индивидуальные различия следует рассматривать как попадающие под

    строго определенное правило взаимосвязи экзистенциалов, которому дано имя

    забота.

    В отличие от Бинсвангера, наделяющего Dasein конституирующей

    способностью, Босс понимает Dasein, как необъективируемый «приниматель

    объектов», «воспринимающую открытость». Медарда Босса в концепции

    Бинсвангера также не устраивала идея миропроекта. Босс считал не

    соответствующей действительности саму идею о том, что человек приходит в

    мир с какими-либо пресуппозициями. С экзистенциальной точки зрения мир –

    это не то, что мы интерпретируем, а то являет нам себя в свете нашего

    Dasein. Босс совершенно справедливо критикует Бинсвангера, когда тот

    использует понятие Dasein и миропроект в качестве синонимов, вследствие

    этого в онтологическую структуру Dasein вносится элемент случайности и

    изменчивости, предназначенные только для онтических структур:

    Так же, как в рамках концептуального горизонта (Хайдеггеровского)

    анализа Dasein нельзя говорить о модификациях Бытия в мире, так мы не

    можем рассматривать психотиков и невротиков как имеющих особые и уникальные

    проекты мира… Даже от Хайдеггера мы слышим, что понятие «проект мира», в

    его анализе Dasein, нужно понимать как миропроектирующий Welt-Erwurf,

    потому что это свет, который исходит от бытия. Но если понятие

    микропроектирования выражает сущность человека в (Хайдеггеровском) анализе

    Dasein, сущность, которая есть необъективируемый свет и открыватель бытия,

    тогда нельзя характеризовать проект мира такими качествами, как особая

    пространственность и временность, материальность или согласованность[18].

    Цель Dasein анализа по Медарду Боссу – проявить связную структуру

    человеческого существа. Причем связность возможна лишь в контексте целого,

    не подвергшегося повреждению. Связность как таковая приходит из

    целостности. Экзистенциалы, им выделенные, могут служить своего рода

    ориентирами на этом пути. В то время как Бинсвангер пытается отразить

    структуру онтологии Хайдеггера в каждом отдельном индивиде, Босс не может

    признать правомерность перенесения онтологической проблематики в сферу

    онтического. Для Босса применение самого понятия экзистенциального априори

    в Хайдеггеровской системе неправомерно и, следовательно, исследование на

    метоонтическом уровне невозможно как таковое.

    Таким образом, Медард Босс не выделяет никакой априорной структуры,

    конституирующей мир человека (Бинсвангер). В этом смысле он верен

    Хайдеггеру, согласно которому не проект задает бытие, а само бытие «светит

    человеку в эк-статическом проекте, в наброске мысли, которое оно ему

    бросает». Тем не менее, оба мыслителя чрезвычайно близки в своих вариантах

    экзистенциального анализа. Их близость заключается в подходе к конкретному

    индивидуальному способу существования своих пациентов. И тот и другой на

    базе феноменологического анализа, выделяют целостные структуры

    существования своих пациентов, стержневыми элементами которых являются

    самые существенные для их бытия-в-мире характеристики и свойства. Разница

    заключается в том, что Босс вслед за Хайдеггером говорит о возможности

    раскрытия (или нераскрытия) через человеческую экзистенцию самого Бытия, в

    то время как Бинсвангер акцентирует свое внимание не на самом Бытии, а на

    экзистенциально априорной структуре, конституирующей бытие. По Бинсвангеру

    смысл не брошен (не задан) человеку Бытием (Хайдеггер), а задан априорной

    структурой, через которую Dasein конституирует свой мир.

    Можно предположить, что с прагматической точки зрения точки зрения эта

    разница не столь существенна. Целостная структура конкретного способа

    существования индивида может быть выделена и без учета вышеуказанных

    различий. Тем не менее, достоинство каждой системы могут быть использованы

    в построении новой более строгой концепции экзистенциального анализа, с

    большим объяснительным потенциалом. Очевидное достоинство концепции Босса в

    отсутствие какой-либо расплывчатости относительно природы смысловой

    детерминации деятельности индивида, а следовательно четкие ориентиры в

    процессе терапии. По сути дела, Dasein анализ М.Босса и есть сама терапия.

    Очевидное достоинство концепции Бинсвангера - приближенность

    детерминирующей смысловой структуры индивиду, ее большая конкретность.

    Применительно к медицинской и психологической практике экзистенциальный

    анализ Л.Бинсвангера – это не терапия, а диагностика. В этой связи не

    случайно, что Л.Бинсвангер делает акцент на том, что его экзистенциальный

    анализ – это новый научно-исследовательский метод, в то время как Босс

    настаивает, что его Dasein анализ – это, прежде всего практика.

    3.7. Современное состояние Dasein анализа.

    В настоящее время, Dasein анализ располагает большим количеством

    теоретических и практических исследований, публикаций, богатым клиническим

    опытом. Все это позволяет ему успешно развиваться как в научном так и в

    терапевтическом направлении. Имея мощный философский фундамент, Dasein

    анализ распространяется и в другие сферы человеческой деятельности такие

    как экология, социология, политика, образование, социальная сфера. По

    словам М. Босса, Dasein анализ применим везде, где человек должен что-либо

    делать.

    Центром Dasein аналитической мысли и клинической практики является

    Цюрих. В Цюрихе подготовкой Dasein аналитически ориентированных мыслителей

    и практиков занимаются две организации – это Dasein аналитический Институт

    и Швейцарское Общество Dasein анализа. Они предлагают желающим обучающие

    семинары, супервизию и индивидуальный анализ. Если Dasein аналитический

    Институт в большей мере центрирован вокруг проблем медицины, психологии и

    психотерапии, то Общество Dasein анализа гораздо более вовлечено в

    общественную жизнь, развивая идеи Dasein анализа в образовании, политике и

    социальной сфере.

    После смерти в 1990г. Медарда Босса главной фигурой в Dasein анализе

    является его ученик и коллега Жион Кондрау. Кондрау родился в 1919г., к

    1940г. стал доктором медицины и философии. Подобно Бинсвангеру и Боссу, он

    учился психиатрии, ассистируя Э.Блейлеру. Ранние научные публикации Кондрау

    связаны с проблемами шизофрении и психоделиков, в частности ЛСД. В течении

    2-х лет Кондрау жил и работал в США. Кондрау прошел курс анализа

    непосредственно у М.Босса, посещая одновременно Цолликоновские семинары. В

    это же самое время он активно занимался медицинской практикой, особенно в

    сфере психотерапии и психосоматики. Ж.Кондрау является автором более ста

    научных статей и нескольких книг. Помимо этого, он активно сотрудничает с

    медицинским факультетом Цюрихского Университета и факультетом философии

    Фрайбургского Университета.

    Кондрау активно развивал идеи Босса в сфере Dasein аналитической

    медицины, расширяя и дифференцируя схему четырех групп заболеваний (см.

    выше). Одна из самых значительных заслуг Кондрау заключается в том, что он

    смог изложить в своих книгах основные Dasein аналитические понятия на

    простом и понятном обычным людям языке. Его книги свободны от философского

    и психоаналитического жаргона. Он писал о проблемах семьи, образования,

    социологии и политики таким образом, что его читателям не требовалось

    предварительного изучения эзотерического языка Хайдеггеровской философии и

    навыков Dasein аналитического мышления. Таким образом, можно сказать, что

    Кондрау прокладывал мосты от Dasein анализа к народу, усиливая его влияние

    в обществе.

    Кондрау активно занимался политикой[19] и даже был выбран в

    Национальный Совет. В политике он развивал идеи антиципирующей заботы, в

    частности в сфере оказания помощи иностранным государствам. Более 20-ти лет

    Кондрау посвятил организаторской и административной деятельности, развивая

    институциональные образования Dasein анализа. Во многом по его инициативе в

    1970 году было образовано швейцарское общество Dasein анализа. Кондрау

    является бессменным директором Dasein аналитического Института Психотерапии

    и Психосоматики открытого при активном участии М.Хайдеггера в 1971г. на

    средства М.Босса. По сей день этот институт является самым известным

    учреждением в области Dasein анализа. Известно, что создание этого

    института «вызрело» из желания участников цолликоновских семинаров

    институционально закрепить Dasein анализ как отдельное направление в

    медицине и психотерапии.

    Третья по значимости фигура в Dasein анализе - Алойс Хиклин,

    заместитель директора Dasein аналитического Института. Хиклин развивает

    идеи так называемого Dasein анализа второго поколения. Пристальный интерес

    Хиклина – проблема нарцисизма, а также переноса и контрпереноса в

    психотерапии. Хиклин разделяет традиционную для Dasein анализа мысль о

    том, что перенос не связан с одним из родителей. По Хиклину, феноменология

    переноса проявляется, прежде всего, в 2-х полюсах: зависимость -

    автономность, нападение - оборона, и свидетельствует о закрытости пациента

    по отношению к своим возможностям. Неиспользованные возможности в свою

    очередь вызывают чувство вины, которое несет страдание.

    Большинство пациентов приходящих на терапию занимают в основном две

    позиции – либо «безнадежная жертва судьбы», либо «я ответственен за все на

    свете». Модели поведения в этих позициях обладают свойством рекурсивности,

    порочного круга, из которого человеку без помощи извне очень трудно

    вырваться. Выход Хиклину видится в своего рода балансе между этими двумя

    позициями. Еще одна излюбленная тема Хиклина – это экзистенциал

    историчности, описание жизне-истории. Осознание жизне-истории пациентом, по

    мнению Хиклина, может сыграть решающее значение в освобождении пациента,

    поэтому в терапии должна поощряться не только открытость будущему, но и

    прошлому.

    Переосмыслением ключевых понятий психоанализа в Dasein аналитическом

    ключе также занимается Алиса Холзи-Кунц. На проблемах языка Dasein анализа

    и Dasein аналитической педагогики концентрирует свое внимание Валерия

    Гампер. С проблемами Dasein аналитической терапии пациентов пожилого

    возраста работает Перикл Кастриндис. Кастриндис, кроме того, известен своим

    интересом к поэзии Гельдерлина. В сфере психосоматики известны работы Юрга

    Хефлигера. Главным популизатором идей Dasein анализа за океаном является

    Эрик Крейг, Директор Центра Экзистенциальной Педагогики и Службы Человека в

    США (The Center for Existential Studies and Human Services). Крейг выпустил

    большое количество книг и статей о Dasein анализе, в частности, он

    подготовил специальный выпуск американского журнала “The Humanistic

    Psychologist”, посвященный Dasein анализу.

    Резюме

    Dasein анализ М.Босса часто называют теорией без содержания, что

    свидетельствует скорее о непонимании самого метода. Dasein анализ – есть

    метод понимания и артикуляции, содержание же самого Dasein анализа не

    теоретично, это содержание – есть феноменологический материал конкретный

    случаев. Босса довольно часто критиковали с точки зрения

    естественнонаучного подхода. Такую критику он, просто оставлял без

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.