Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики
экзистенцию в нашем поведении и в отношениях к вещам и к людям. Еще два
клинических случая могут проиллюстрировать эту мысль:
Случай 2. 34-х летняя женщина, сны которой анализировались в течение 3-
х лет. Ей снилось, что она была заключена в тесной камере. Там же
находились мужские часы. Пришел грабитель и их повредил, но они продолжали
тикать. «Часы предупреждали меня, что секунда за секундой проходят, но
реальное время остается тем же.» Она заметила, что внешнее время проходит и
она становится сморщенной. Дежурный принес большую зеленую бутылку, которая
имела форму человека и прекрасно пахла. Затем бутылка стала человеком,
который повел ее на свадьбу. «Теперь я была снова живой и стрелки часов
больше не стояли».
Будучи очень чувственной девушкой, однажды она была грубо использована
мужчиной и была вынуждена вернуться домой к родителям, чтобы остаться под
их защитой: время для нее больше не «прогрессировало». Разница между
неподвижной темпорализацией ее экзистенции и продолжающимся временем мира
приводили ее к ощущению жути. Босс интерпретирует эту разницу как разницу
между детским бытием-в-мире и поверхностными отношениями, в которых она
оказалась в мире взрослых. В ходе анализа она научилась позволять своим
эротическим фантазиям созреть. Она нашла свой путь к другому полу, смогла
жениться во сне и в бодрствовании. Темпорализация ее собственного
существования началась снова (Boss, 1977).
Случай 3. Другой сновидец Босса – женщина, которая была успешным
врачом. Ее женские возможности как бы прятались за фасадом агрессивного
маскулинного поведения. Ей снилось большое путешествие длиною в половину
жизни, которое она совершила за полчаса. В этом путешествии она нашла
мужчину, которого она смогла полюбить, и с которым в ее сне они жили
счастливо целые годы. Босс говорит о том, что этот сон был возможен только
благодаря горизонту ожидания, протянутому далеко-далеко в ее будущее. Ее
внутренняя темпорализация, ее история, ее экзистенциальная открытость, в
которой она жила аутентично, развернулись в ее сне в такой далеко
простирающейся манере.
Неважно, во сне ли или в бодрствовании находится человек, это так или
иначе, всегда касается его отношений с вещами и с людьми, он аутентично
есть, существует как бытие в отношении к ним. Это отношение к его миру
можно сравнить с отношением света к тому, кто стоит в его свечении. Спящий
или бодрствующий индивид может совершить свое существование в очень разных
видах поведения и отношений. Босс придерживается мнения, что мы осознаем
историческую континуальность нашей «бодрствующей» жизни через прерывистость
наших снов.
Босс также говорит о том, что появляющийся в сновидении объект может
иметь для сновидца разное значение и включаться в разные системы отношений.
Чтобы выявить эти значения, Dasein аналитик не просит пациента
ассоциировать как в психоанализе (Фрейд), либо амплифицировать (Юнг),
вместо этого он задает пациенту вопросы, которые дадут терапевту, а самое
главное сновидцу увидеть значение сна в соотнесении с его бодрствующей
жизнью. Пациент обретает ценные инсайты касающиеся его бытия-в-мире. Причем
подобные инсайты даются пациенту совсем непросто, и аналитик должен быть
очень настойчивым, задавая одни и те же вопросы в течение долгого времени.
Экзистенциальный анализ сновидений помогает пациенту в формировании более
открытого и «светлого» Dasein.
Босс уверен, что сновидения запечатлевают экзистенциальную конституцию
пациента в наиболее конденсированной форме. На этом материале аналитик
пытается выделить присущий человеку способ бытия-в-мире. Его внимание
сконцентрировано на том, для каких именно данностей сновидение открыто, а
для каких закрыто. Например, есть ли в сновидении представители мира людей
и животных, или же это механический роботообразный мир как в случае
указанном выше. Анализируется детерминация снов по временной оси и
отношение сновидца к содержанию своих сновидений. Установки пациента по
отношению к самому себе и к миру в целом выявленные в ходе анализа
сновидений используются для переоценки пациентом своих и установок по
отношению к действительности бодрствующей жизни (Boss,1977).
3.6. Медард Босс и Людвиг Бинсвангер
На первый взгляд, подход М.Босса очень близок подходу Л.Бинсвангера.
Близость заключается в том, что оба стараются тщательно исследовать миры
своих пациентов (применительно к психиатрии и психотерапии). Существенная
разница заключается в позиции исследователя и в конечных целях
исследования. В случае Бинсвангера мир пациента – объект изучения (несмотря
на весь его пафос о любовном бытии-друг-с-другом), а цель анализа –
экспликация экзистенциально априорной структуры как своего рода
квинтэссенции мира пациента, инвариантной смысловой матрицы. В случае Босса
позиция исследователя неотделима от позиции терапевта, а в свою очередь
отношение терапевт-пациент есть само по себе определенная целостность –
Бытие-вместе. Именно с точки зрения этой целостности только и возможно
изучение мира пациента. Что же касается цели анализа, то цель -
освобождение пациента, «расчищение того просвета в бытии», каковым является
Dasein пациента, для того чтобы сущие, с которыми встречается пациент,
могли свободно высвечиваться, переходя из состояния сокрытости в явленность
бытия. Обратной стороной этого процесса будет свободная реализация
человеком возможностей, которые ему открываются.
Понять человека как служителя и хранителя истины… значит, освободить
его от эгоцентрического самовосхваления, автономии и автаркии
субъективистских мировоззрений. Точка зрения аналитика Dasein возвращает
человеку его достоинство: он является наследником того, что лежит в основе
всего сущего; посланником, который послан в жизненную историю с возложенной
на него задачей дать истине… проявиться настолько, насколько это, возможно,
в данном времени и месте». (Boss,1963)
Босс ставит под сомнение саму возможность индивидуальных вариаций
онтологической структуры «заботы», что имеет место у Бинсвангера. Босс
утверждает, что, по Хайдеггеру, формальная структура заботы неизменна, и
что все индивидуальные различия следует рассматривать как попадающие под
строго определенное правило взаимосвязи экзистенциалов, которому дано имя
забота.
В отличие от Бинсвангера, наделяющего Dasein конституирующей
способностью, Босс понимает Dasein, как необъективируемый «приниматель
объектов», «воспринимающую открытость». Медарда Босса в концепции
Бинсвангера также не устраивала идея миропроекта. Босс считал не
соответствующей действительности саму идею о том, что человек приходит в
мир с какими-либо пресуппозициями. С экзистенциальной точки зрения мир –
это не то, что мы интерпретируем, а то являет нам себя в свете нашего
Dasein. Босс совершенно справедливо критикует Бинсвангера, когда тот
использует понятие Dasein и миропроект в качестве синонимов, вследствие
этого в онтологическую структуру Dasein вносится элемент случайности и
изменчивости, предназначенные только для онтических структур:
Так же, как в рамках концептуального горизонта (Хайдеггеровского)
анализа Dasein нельзя говорить о модификациях Бытия в мире, так мы не
можем рассматривать психотиков и невротиков как имеющих особые и уникальные
проекты мира… Даже от Хайдеггера мы слышим, что понятие «проект мира», в
его анализе Dasein, нужно понимать как миропроектирующий Welt-Erwurf,
потому что это свет, который исходит от бытия. Но если понятие
микропроектирования выражает сущность человека в (Хайдеггеровском) анализе
Dasein, сущность, которая есть необъективируемый свет и открыватель бытия,
тогда нельзя характеризовать проект мира такими качествами, как особая
пространственность и временность, материальность или согласованность[18].
Цель Dasein анализа по Медарду Боссу – проявить связную структуру
человеческого существа. Причем связность возможна лишь в контексте целого,
не подвергшегося повреждению. Связность как таковая приходит из
целостности. Экзистенциалы, им выделенные, могут служить своего рода
ориентирами на этом пути. В то время как Бинсвангер пытается отразить
структуру онтологии Хайдеггера в каждом отдельном индивиде, Босс не может
признать правомерность перенесения онтологической проблематики в сферу
онтического. Для Босса применение самого понятия экзистенциального априори
в Хайдеггеровской системе неправомерно и, следовательно, исследование на
метоонтическом уровне невозможно как таковое.
Таким образом, Медард Босс не выделяет никакой априорной структуры,
конституирующей мир человека (Бинсвангер). В этом смысле он верен
Хайдеггеру, согласно которому не проект задает бытие, а само бытие «светит
человеку в эк-статическом проекте, в наброске мысли, которое оно ему
бросает». Тем не менее, оба мыслителя чрезвычайно близки в своих вариантах
экзистенциального анализа. Их близость заключается в подходе к конкретному
индивидуальному способу существования своих пациентов. И тот и другой на
базе феноменологического анализа, выделяют целостные структуры
существования своих пациентов, стержневыми элементами которых являются
самые существенные для их бытия-в-мире характеристики и свойства. Разница
заключается в том, что Босс вслед за Хайдеггером говорит о возможности
раскрытия (или нераскрытия) через человеческую экзистенцию самого Бытия, в
то время как Бинсвангер акцентирует свое внимание не на самом Бытии, а на
экзистенциально априорной структуре, конституирующей бытие. По Бинсвангеру
смысл не брошен (не задан) человеку Бытием (Хайдеггер), а задан априорной
структурой, через которую Dasein конституирует свой мир.
Можно предположить, что с прагматической точки зрения точки зрения эта
разница не столь существенна. Целостная структура конкретного способа
существования индивида может быть выделена и без учета вышеуказанных
различий. Тем не менее, достоинство каждой системы могут быть использованы
в построении новой более строгой концепции экзистенциального анализа, с
большим объяснительным потенциалом. Очевидное достоинство концепции Босса в
отсутствие какой-либо расплывчатости относительно природы смысловой
детерминации деятельности индивида, а следовательно четкие ориентиры в
процессе терапии. По сути дела, Dasein анализ М.Босса и есть сама терапия.
Очевидное достоинство концепции Бинсвангера - приближенность
детерминирующей смысловой структуры индивиду, ее большая конкретность.
Применительно к медицинской и психологической практике экзистенциальный
анализ Л.Бинсвангера – это не терапия, а диагностика. В этой связи не
случайно, что Л.Бинсвангер делает акцент на том, что его экзистенциальный
анализ – это новый научно-исследовательский метод, в то время как Босс
настаивает, что его Dasein анализ – это, прежде всего практика.
3.7. Современное состояние Dasein анализа.
В настоящее время, Dasein анализ располагает большим количеством
теоретических и практических исследований, публикаций, богатым клиническим
опытом. Все это позволяет ему успешно развиваться как в научном так и в
терапевтическом направлении. Имея мощный философский фундамент, Dasein
анализ распространяется и в другие сферы человеческой деятельности такие
как экология, социология, политика, образование, социальная сфера. По
словам М. Босса, Dasein анализ применим везде, где человек должен что-либо
делать.
Центром Dasein аналитической мысли и клинической практики является
Цюрих. В Цюрихе подготовкой Dasein аналитически ориентированных мыслителей
и практиков занимаются две организации – это Dasein аналитический Институт
и Швейцарское Общество Dasein анализа. Они предлагают желающим обучающие
семинары, супервизию и индивидуальный анализ. Если Dasein аналитический
Институт в большей мере центрирован вокруг проблем медицины, психологии и
психотерапии, то Общество Dasein анализа гораздо более вовлечено в
общественную жизнь, развивая идеи Dasein анализа в образовании, политике и
социальной сфере.
После смерти в 1990г. Медарда Босса главной фигурой в Dasein анализе
является его ученик и коллега Жион Кондрау. Кондрау родился в 1919г., к
1940г. стал доктором медицины и философии. Подобно Бинсвангеру и Боссу, он
учился психиатрии, ассистируя Э.Блейлеру. Ранние научные публикации Кондрау
связаны с проблемами шизофрении и психоделиков, в частности ЛСД. В течении
2-х лет Кондрау жил и работал в США. Кондрау прошел курс анализа
непосредственно у М.Босса, посещая одновременно Цолликоновские семинары. В
это же самое время он активно занимался медицинской практикой, особенно в
сфере психотерапии и психосоматики. Ж.Кондрау является автором более ста
научных статей и нескольких книг. Помимо этого, он активно сотрудничает с
медицинским факультетом Цюрихского Университета и факультетом философии
Фрайбургского Университета.
Кондрау активно развивал идеи Босса в сфере Dasein аналитической
медицины, расширяя и дифференцируя схему четырех групп заболеваний (см.
выше). Одна из самых значительных заслуг Кондрау заключается в том, что он
смог изложить в своих книгах основные Dasein аналитические понятия на
простом и понятном обычным людям языке. Его книги свободны от философского
и психоаналитического жаргона. Он писал о проблемах семьи, образования,
социологии и политики таким образом, что его читателям не требовалось
предварительного изучения эзотерического языка Хайдеггеровской философии и
навыков Dasein аналитического мышления. Таким образом, можно сказать, что
Кондрау прокладывал мосты от Dasein анализа к народу, усиливая его влияние
в обществе.
Кондрау активно занимался политикой[19] и даже был выбран в
Национальный Совет. В политике он развивал идеи антиципирующей заботы, в
частности в сфере оказания помощи иностранным государствам. Более 20-ти лет
Кондрау посвятил организаторской и административной деятельности, развивая
институциональные образования Dasein анализа. Во многом по его инициативе в
1970 году было образовано швейцарское общество Dasein анализа. Кондрау
является бессменным директором Dasein аналитического Института Психотерапии
и Психосоматики открытого при активном участии М.Хайдеггера в 1971г. на
средства М.Босса. По сей день этот институт является самым известным
учреждением в области Dasein анализа. Известно, что создание этого
института «вызрело» из желания участников цолликоновских семинаров
институционально закрепить Dasein анализ как отдельное направление в
медицине и психотерапии.
Третья по значимости фигура в Dasein анализе - Алойс Хиклин,
заместитель директора Dasein аналитического Института. Хиклин развивает
идеи так называемого Dasein анализа второго поколения. Пристальный интерес
Хиклина – проблема нарцисизма, а также переноса и контрпереноса в
психотерапии. Хиклин разделяет традиционную для Dasein анализа мысль о
том, что перенос не связан с одним из родителей. По Хиклину, феноменология
переноса проявляется, прежде всего, в 2-х полюсах: зависимость -
автономность, нападение - оборона, и свидетельствует о закрытости пациента
по отношению к своим возможностям. Неиспользованные возможности в свою
очередь вызывают чувство вины, которое несет страдание.
Большинство пациентов приходящих на терапию занимают в основном две
позиции – либо «безнадежная жертва судьбы», либо «я ответственен за все на
свете». Модели поведения в этих позициях обладают свойством рекурсивности,
порочного круга, из которого человеку без помощи извне очень трудно
вырваться. Выход Хиклину видится в своего рода балансе между этими двумя
позициями. Еще одна излюбленная тема Хиклина – это экзистенциал
историчности, описание жизне-истории. Осознание жизне-истории пациентом, по
мнению Хиклина, может сыграть решающее значение в освобождении пациента,
поэтому в терапии должна поощряться не только открытость будущему, но и
прошлому.
Переосмыслением ключевых понятий психоанализа в Dasein аналитическом
ключе также занимается Алиса Холзи-Кунц. На проблемах языка Dasein анализа
и Dasein аналитической педагогики концентрирует свое внимание Валерия
Гампер. С проблемами Dasein аналитической терапии пациентов пожилого
возраста работает Перикл Кастриндис. Кастриндис, кроме того, известен своим
интересом к поэзии Гельдерлина. В сфере психосоматики известны работы Юрга
Хефлигера. Главным популизатором идей Dasein анализа за океаном является
Эрик Крейг, Директор Центра Экзистенциальной Педагогики и Службы Человека в
США (The Center for Existential Studies and Human Services). Крейг выпустил
большое количество книг и статей о Dasein анализе, в частности, он
подготовил специальный выпуск американского журнала “The Humanistic
Psychologist”, посвященный Dasein анализу.
Резюме
Dasein анализ М.Босса часто называют теорией без содержания, что
свидетельствует скорее о непонимании самого метода. Dasein анализ – есть
метод понимания и артикуляции, содержание же самого Dasein анализа не
теоретично, это содержание – есть феноменологический материал конкретный
случаев. Босса довольно часто критиковали с точки зрения
естественнонаучного подхода. Такую критику он, просто оставлял без
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|