МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Экзистенциальный анализ. История, теория и методология практики

    трансцендентным. Он не устает повторять, что трансцендентное – не есть что-

    то абстрактное, термин «трансцендентальный реалист», которым Дюркхайм

    (Дюркхайм, 1992) называет себя, вполне применим и к Виктору Франклу. Право

    говорить о такого рода реализме Франкл заслужил, сохранив свою личную связь

    с трансцендентным, пройдя сквозь лагерные кошмары нацистских

    концентрационных лагерей, а также проанализировав не одну сотню случаев из

    своей клинической практики. Позиция Франкла в сравнении с позициями других

    психологов-экзистенциалистов может показаться теологической[27], однако,

    таковой не является, поскольку, во-первых, Франкл исходит из опыта, а не

    наоборот; а во-вторых, всякий раз оговаривает конкретные рамки и уровень

    рассмотрения исследуемой реальности.

    В своем биполярном разделении духовного и инстинктивного, Франкл не

    одинок, примерно таким же образом к данной проблеме подходил и Бинсвангер:

    Дух и инстинкт – это предельные понятия в том смысле, что «инстинкты»

    - это единственное, что остается, когда человек рассматривается как

    лишенный Духа, а Дух остается, когда человек полностью лишен жизненной

    силы. Но человеческое существование никогда не идет вперед исключительно

    как дух или инстинкт, это всегда и то и другое. Только теоретически и

    отвлеченно можно разделить инстинкт и Дух. Если Ницше и психоанализ

    показали нам, что инстинктивность, особенно в форме сексуальности,

    простирает свое влияние до высочайших вершин человеческой духовности, то мы

    сделали попытку показать степень, в которой духовность простирает свое

    влияние вниз вплоть до глубинных долин «витальности».

    Другими словами мы попытались продемонстрировать, что необходимо

    говорить также о религиозной, моральной и эстетической жизни в тех сферах

    человеческого существования, которые касались исключительно витальной или

    инстинктивной жизни. Рука об руку с этим идет представление о том, что о

    религиозности, морали и эстетике можно говорить не только в тех случаях,

    где человек достиг ясного самосознания устойчивого независимого «я», но во

    всех тех случаях, где «я» – постоянное устойчивое или иное – подразумевает

    объект (Gegenstandt). Вот и все, что можно сказать о несомненном прояснении

    такого термина как бессознательный Дух. (Бинсвангер, 1999; с.11).

    Возможно, показать «степень, в которой духовность простирает

    свое влияние вниз вплоть до глубинных долин «витальности»» Франклу удалось

    лучше, чем кому бы то ни было, в том числе и Бинсвангеру. Никто с такой

    предельной ясностью как Франкл не говорит о подлинном бытии, именно как о

    духовном бытии, т.е. бытии ответственном, ответ-ственным перед

    трансцендентной по отношению к человеку инстанцией, перед Богом.

    Экзистенциальный анализ Франкла и Dasein анализ.

    Необходимо отметить, что Франкл довольно уважительно отзывался о

    Хайдеггере, например, в статье «Ситуация в психотерапии и место в ней

    логотерапии» (Франкл, 2000 (III), с.219), он называет Хайдеггера

    «величайшим философом» с «революционными идеями» (Франкл, 2000 (III),

    с.219). Также лестно он отзывается и о Л.Бинсвангере, называя его великим

    швейцарским психиатром. С обоими Франкл не однократно встречался[28] и имел

    возможность обсудить интересующие его вопросы. Что же касается Босса, то

    складывается впечатление, что с ним Франкл знаком гораздо меньше, в своих

    книгах он не приводит воспоминаний о личных встречах, его высказывания по

    поводу Dasein анализа в основном основаны на понимании Dasein анализа в

    работах Бинсвангера. И, тем не менее, по отношению к своим коллегам он

    настроен весьма критически. Причем самая резкая критика Франкла направлена

    на холизм Dasein анализа:

    Типичная терминология Dasein анализа, которая претендует на

    преодоление разрыва между субъективностью и объективностью, представляется

    мне самообманом. Человек не в состоянии преодолеть этот разрыв, и попытки

    сделать это являются нецелесообразными. Познание неизбежно осуществляется в

    поле между полюсами объективного и субъективного, потому что сущностная

    динамика когнитивного акта может происходить только на этом основании. Я

    называю эту динамику в противоположность психодинамике ноодинамикой.

    (Франкл, 2000 (III), с.129).

    Согласно Франкла одним из самых важных свойств человеческого

    существования является трансценденция. Человек выходит не только за пределы

    своего наличного бытия, но в еще большей степени трансцендирует свое бытие

    к тому, бытию, каким он должен Быть. Когда же он делает это, то, поднимаясь

    над уровнем соматического и психического, он вступает в сферу чисто

    человеческого. Эта сфера образована новым измерением, ноэтическим

    измерением духа. Введение третьего ноэтического измерения человеческой

    реальности позволяет Франклу перейти к так называемой димензиональной

    онтологии, т.е. рассмотрения человеческого бытия в трех измерениях:

    соматическом, психическом и ноэтическом (духовном). При этом Франкл

    говорит, что в его онтологии не может быть ни параллелизма, ни монизма.

    «антропологическое единство и целостность человека сохраняются».

    Данную мысль Франкл иллюстрирует метафорой самолета. Самолет не

    становится автомобилем только потому, что он ездит подобно автомобилю по

    земле. Однако самолетом он становится только тогда, когда взлетает в

    воздух. Так и человек становится человеком только тогда, когда выходит в

    ноэтическое измерение бытия. Принципиальное различие экзистенциального

    анализа и Dasein анализа по Франклу заключается в том, что Dasein анализ

    старается установить целостность человеческого бытия-в-мире, в то время как

    «экзистенциальный анализ должен увидеть в этом единстве многообразие,

    должен расчленить целостность на отдельные измерения, вычленив в этом

    многообразии экзистенцию и бытие, личность и организм, духовное и

    психофизиологическое, чтобы апеллировать к личности и взывать к

    независимому волеизъявлению духа. Если он позволит духовной личности

    раствориться в некотором ноопсихофизиологически нейтральном существовании,

    то к чему он тогда должен обращаться и к чему апеллировать?». (Франкл,

    2001, с.65) По мнению Франкла, если не будет проведено различие между

    здоровой личностью и больным организмом, то человек, например, с эндогенной

    депрессией не сможет дистанцироваться сам от себя:

    «Он будет целостно поражен эндогенной депрессией, ибо психотический

    человек, чье-нынешнее-такое-и-никакое-иное-бытие-в-мире так успешно и

    заслуженно, постарался установить Dasein анализ, этот человек будет

    настолько проникнут и пронизан данным способом бытия-в-мире, что придется

    говорить об инфильтрации, инфузии и диффузии этого существования в

    психозе». (Франкл, 2001, с.66)

    Таким образом, по мнению Франкла, Dasein анализ не может ничего

    противопоставить фаталистичности психоза. В то время как логотерапия,

    опираясь на ноэтическое измерение человеческого бытия, противопоставляет –

    ему свободу человеческого духа:

    Экзистенциальный анализ выводит на первый план, экфорирует

    неповрежденную и неуязвимую духовность, которая все еще стоит за психозом;

    он апеллирует к свободе, которая все еще стоит над психозом: либо она

    устоит перед ним, либо с ним примирится. Другими словами экзистенциальный

    анализ, поскольку он является видом психотерапии или как он только

    становится видом логотерапии, не только экфорирует духовное, но и

    апеллирует к духовному – он апеллирует к своеволию духа (Франкл, 2001, с.64-

    65).

    С критикой Dasein анализа Франкла можно согласиться лишь отчасти и,

    в большей степени, применительно к Dasein анализу Л.Бинсвангера. Франкл

    критикует Бинсвангера за то, что он слишком мало обращается к человеческому

    духу. Очевидно, в этом пункте с Франклом вполне можно согласиться.

    Апеллирование к духовной составляющей у Бинсвангера в большей степени

    декларативно, и проявляется больше в его анализе сновидений, нежели в

    описании его классических клинических случаев, которые у него крайне

    пессимистичны. Бинсвангер полагал, что для исцеления будет достаточно факта

    осознания пациентом узости и ущербности своего миропроекта. Позже он

    вынужден был признать свой оптимизм на этот счет неоправданным и перенес

    свое внимание на отношения «Я – Ты» (Любовное бытие-вместе) в

    терапевтическом процессе.

    Относительно варианта Dasein анализа М.Босса критика Франкла уместна

    вряд ли, поскольку для Хайдеггера (а Босс в этом пункте следует за своим

    учителем) человеческая экзистенция – есть, прежде всего, духовное бытие

    (Хайдеггер, 1993 (I)). В своей терапии Босс опирается также на духовную

    составляющую человеческого бытия, проявляющуюся в той же самой свободе и

    отвественности. Однако в отличие от Франкла, Босс артикулирует не

    антагонизм духа по отношению к телу и психике, а их единство, если можно

    так выразиться, под главенством духа. Если клинические случаи Бинсвангера –

    это действительно описания тотального распространения болезни на всего

    человека, то случаи Босса, впрочем, как и самого Франкла – это описание

    процесса его освобождения от болезни.

    Франкл говорит о том, что и экзистенциальный анализ и Dasein анализ

    занимаются, чем-то вроде освещения бытия (Existenzerhellung), однако его

    экзистенциальный анализ превосходит Dasein анализ тем, что он представляет

    собой нечто большее, чем просто анализ существования или бытия. (Франкл,

    2000 (III), с.10). Франкла интересует не столько онтос, сколько логос, - и

    эта черта соответствует активной терапевтической ориентации логотерапии.

    Другими словами экзистенциальный анализ Франкла – это не только анализ, но

    и терапия. Как и в предыдущем случае данный упрек Франкла мы можем отнести

    скорее к Бинсвангеру, нежели к Боссу. Действительно, Бинсвангер признавал

    большую терапевтическую действенность логотерапии Франкла по сравнению с

    его психиатрическим Dasein анализом: «Однажды во время личной беседы, -

    пишет Франкл, - Людвиг Бинсвангер сказал мне, что в сравнении с

    онтоанализом,[29] - логотерапия оказывает более сильное воздействие и может

    быть предложена в качестве терапевтического дополнения к онтоанализу.

    (Франкл, 2000 (III), с.223)

    Далее Франкл пишет о том, что Dasein анализ не решает

    психотерапевтических задач, ссылаясь при этом на М.Босса. Как уже

    указывалось ранее, с Франклом вряд ли можно согласиться, поскольку Босс не

    однократно указывает на то, что Dasein анализ может рассматриваться как

    психотерапия (Boss,1962, р.81-89; 1979, р.85-125). Подобно самому Франклу,

    Босс видит задачу психотерапевта в освобождении человека, только Франкл

    решает ее, преимущественно в опоре на смысл (логос), а Босс, как бы это

    лучше сказать, – на само бытие, раскрывая человека (человек как

    пространство открытости) для реализации возможностей бытия. Тем не менее, у

    самого Босса иногда отмечается некоторая двусмысленность в этом вопросе,

    когда он говорит о Dasein анализе, как о философии и идеологии,

    вооружившись которой психотерапевт, будь он фрейдистом или юнгианцем в

    смысле используемой техники работы, способен более адекватно воспринимать

    исследуемые феномены[30].

    Возможно, утверждение Франкла, о том, что Dasein анализ не есть

    психотерапевтическая работа в большей степени можно отнести к

    Л.Бинсвангеру, который делал свой акцент на том, что его психиатрический

    Dasein анализ, прежде всего, научный метод исследования (Binswanger, 1962,

    pp. 17-23). К сожалению, Франкл не проводит различий между вариантами

    Dasein анализа Бинсвангера и Босса, в то время как проделанный нами анализ

    показывает, что они весьма значительно различаются. Что же касается Босса,

    его анализ как уже говорилось выше, – не есть анализ в привычном смысле

    этого слова, Босс понимает его как раскрытие и освобождение, что собственно

    и есть цель терапии. Наверное, Босс мог бы возразить и относительно

    смысла, ведь в его Dasein анализе, он призывает к восприятию каждого

    феномена в его конкретном значении, а значит всегда осмысленно. Более того,

    для Босса как и для его учителя Хайдеггера: «Логос есть истинность –

    открывание, то что выводит вещи из сокрытости – в явленность» (Хайдеггер,

    1993 (II)). Без определяющей роли логоса в процессе, Dasein анализ как

    таковой вообще невозможен.

    Существенное расхождение между Франклом и Хайдеггером заключено в том,

    что для Хайдеггера какое-либо напряжение между сущностью и существованием,

    между бытие и смыслом невозможно. Для Франкла же это напряжение является

    решающим. Именно между этими полюсами по Франклу разворачивается

    экзистенциальная динамика. (Франкл, 2000 (III), с.19). Тем не менее, при

    более глубоком рассмотрении, когда начинаешь понимать заметную разницу в

    понимании бытия обоими мыслителями, это противоречие заметно ослабляется.

    Для Франкла понимание бытия в большей степени традиционно, он понимает его

    как то, что есть сейчас, что нужно преодолеть в опоре на логос, на смысл.

    Для Хайдеггера бытие – это начало всех начал, исходный пункт рассмотрения,

    даже тогда, когда он пытается говорить о доонтологическом анализе. В бытии

    человека, в Dasein всегда уже присутствует будущее, которое открывается ему

    в набросках смысла. Если напряжение и возникает то только тогда, когда

    человека не видит эти наброски и не чувствует их.

    Франкл иллюстрирует свое утверждение примером творчества Гете, который

    был тяжело болен, но не умер до тех пор, пока не дописал своего «Фауста».

    Хайдеггер, возможно, прокомментировал этот случай тем, что Гете был просто

    был открыт для явления такого феномена как «Фауст», его экзистенция не

    могла завершиться (исполниться) до написания Фауста, в этом и заключалось

    его подлинное бытие. Настроенность на подлинное бытие собственно и помогла

    ему пройти свой путь до конца и преодолеть болезнь. Таким образом, более

    глубокий анализ позволяет говорить о том, что противоречие между Франклом и

    Хайдеггером лежит лишь на поверхностном уровне. Чем детальнее

    рассматриваешь обе концепции, тем больше противоречия снимаются.

    Кроме того, Франкл пытается провести различие в сфере применения

    Dasein анализа и Экзистенциального анализа: «Если экзистенциальный анализ

    пытается служить делу лечения неврозов, то заслуга Dasein анализа в том

    вкладе, который он внес в понимание психозов (В этом смысле является не

    противоположностью экзистенциального анализа, а его дополнением).» (Франкл,

    2001, с.65). Интересно, что Бинсвангер в свою очередь называл

    экзистенциальный анализ Франкла (в качестве терапии), дополнением к своей,

    как ему представлялось научной версии экзистенциального анализа как

    исследовательского метода.

    На этом взаимоотношения Франкла и Dasein аналитиков не исчерпываются.

    Известно, что Франкл был глубоко религиозным человеком. Хайдеггер помогал

    ему феноменологически описывать ту реальность, которую он чувствовал, но не

    мог выразить словами. Иногда с этой целью он обращался к понятию логоса,

    или «сверхсмысла», а иногда к бытию Хайдеггера, поскольку Хайдеггер первым

    сказал, что бытие – это не вещь, и подход к пониманию бытия по аналогии с

    пониманием вещи принципиально не верен. Франкл говорит о том, что разговор

    о Боге также предполагает превращение бытия вещь. Иными словами «человек не

    может говорить о Боге, но он может обращаться к Богу» (Франкл, 2000 в,

    с.341). Таким образом, мы можем говорить, что, не смотря на все различия,

    Франкл и Хайдеггер сходятся в одном: «нет такой вещи как человек, который

    существует благодаря самому себе», и оба видят подлинность человеческого

    существования в обращении (или настрое в случае Хайдеггера) к тому аспекту

    бытия, в котором только и возможна трансценденция человеческого, потому что

    он лежит за пределами человеческого. Франкл видит подход к нему в

    ноэтическом (духовном) измерении бытия, Хайдеггер в открытости самому

    бытию, которое у него также духовно, в «стражестве» и настрое на него.

    4.2. Психолог в концлагере

    В 1942-1945 годах Франкл пережил мучительный опыт пребывания в

    нацистских концентрационных лагерях: (Освенцим, Дахау и Терезиенштадт). Это

    событие самым существенным образом повлияло на основные идеи его концепции.

    Именно здесь он увидел, целительную силу смысла (сверхсмысла, логоса),

    способного придать человеку силы выстоять в нечеловеческих условиях жизни.

    Способность осмыслить, т.е. найти смысл в самом безысходном существовании,

    стала одной центральных линий в концепции человека Виктора Франкла. «Что же

    такое человек?» – спрашивает Франкл в заключении своей работы «Психолог в

    концентрационном лагере», принесшей ему всемирную славу,– Это существо,

    постоянно принимающее решения, что оно такое. Это существо, которое

    изобрело газовые камеры, но это и существо, котолрое шло в эти камеры с

    молитвой на устах» (Франкл, 1990, с.155).

    В Освенциме у Франкла сбрили все волосы на теле. Он был номером

    119194. Рукопись его первой и, в то время единственной, книги была

    конфискована. В течение последующих трех лет, он был вынужден ежедневно

    бороться за свою жизнь. Заключенным приходилось терпеть изнурительные

    работы по прокладке железнодорожных рельс и рытью окопов, зверства охраны,

    постоянное недоедание и недосыпание. Благодаря своей огромной вере в смысл

    бытия Франклу удавалось не только выживать, но и поддерживать своих

    слабеющих товарищей.

    Экстремальное человеческое бытие на грани смерти стало для Франкла

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.