Актуальные проблемы оценки деятельности и инвестирования субъектов хозяйствования в современной Росс...
Делопроизводство по контрактам
Заказчик ведет
делопроизводство по контрактам с должной добросовестностью,
контролирует их выполнение и отчитывается об этом перед Банком. Заказчик
предварительно испрашивает согласия Банка на внесение каких-либо
существенных изменений в положения и условия контракта, в том числе, в
частности, на а) значительное продление установленного срока выполнения
контракта или на б) отдачу распоряжения или распоряжений о внесении изменений,
в совокупности увеличивающих стоимость контракта более чем на 15% по сравнению
с первоначальной сметой.
Контроль Банка за закупками товаров и услуг
В качестве одной
из своих важнейших обязанностей по выполнению проектов заказчики после
присуждения контрактов (подрядов) должны составлять и вести документацию для
учета процесса закупок и делопроизводства по контрактам. В ходе контроля Банка
за процессом закупок и делопроизводства по контрактам, он будет отслеживать
важнейшие этапы, необходимые для обеспечения приемлемости контрактов критериям
для финансирования их Банком, в частности, проверять план закупок, конкурсные
документы, оценку конкурсных заявок и рекомендации по присуждению контрактов
(подрядов), а также существенные изменения и претензии в период их выполнения.
Все контракты (подряды}, присуждаемые в порядке открытых торгов или торгов с
ограниченным числом участников, обычно подлежат предварительному рассмотрению
Банком. Контракты (подряды), подлежащие рассмотрению, указываются в договоре
займа.
При получении
Банном жалобы относительно любого аспекта проведения торгов Банк обеспечивает
всестороннее рассмотрение жалобы к своему удовлетворению, и до завершения
процесса рассмотрения не принимаются никакие решения и не даются никакие
согласия, которые могли бы отрицательно сказаться на результатах такого
рассмотрения.
Если Банк
считает, что закупки или делопроизводство по какому-либо контракту
осуществлялись с нарушением согласованного порядка, финансирование этого
контракта средствами займа прекращается, а выделенная, но неиспользованная
часть займа на этот контракт аннулируется.
6.3. Закупки товаров и услуг для
операций в частном секторе
Приобретение
товаров и услуг должно быть полностью открытым, основываться на организации
международных торгов, если это целесообразно; такие торги должны быть подлинно
конкурентными, предприятия частного сектора, долей акционерного капитала
которых владеет Банк или которые имеют задолженность перед Банком, будут
поощряться, но не будут обязаны использовать международные торги для получения
товаров или услуг на эффективных и экономичных условиях.
Забота Банка о
целевом использовании средств, а также об экономии и эффективности в равной
мере распространяется на его операции как в государственном, так и в частном
секторах. При проведении закупок частные предприятия с учетом этого зачастую
следуют сложившейся коммерческой практике вместо того, чтобы прибегать к
организации официальных открытых торгов. Тем не менее, по мере
целесообразности, Банк поощряет применение методики конкурсных торгов
заказчиками из числа его клиентов из частного сектора, особенно в отношении
крупных договоров.
Банку требуются
доказательства применения заказчиками из частного сектора целесообразных
закупочных методик, обеспечивающих им рациональный выбор товаров и услуг по
справедливым рыночным ценам, а также в рентабельности вложения ими своего
капитала, важнейшее значение для оценки Банком и одобрения им финансирования
имеет процесс тщательного планирования закупок с учетом конкретных потребностей
предприятия.
Контракты
(подряды), присуждаемые заказчиками из частного сектора должны
заключаться без личной заинтересованности и отвечать, прежде всего, финансовым
интересам компании заказчика, а не спонсоров. В тех случаях, когда акционер
компании заказчика или одна из аффилированных с ней организаций, включая
материнские компании и аффилированные организации таких материнских
компаний, является одновременно подрядчиком или поставщиком по данному проекту,
Банк должен убедиться в соответствии издержек текущим рыночным ценам и
первоначальной смете расходов, приведенным в отчете об операции, а также в
объективности и обоснованности договорных условий. Банк не оплачивает расходы,
если они превышают рыночные уровни.
В
тех случаях, когда Банк выступает советником или помощником правительственной
или государственной организации по заключению договоров с частными организациями
на производство общественных работ на концессионных началах, на операции СЭП
(строительство-эксплуатация-передача) или на иные аналогичные предприятия с
особыми или исключительными правами, или на другие государственные концессии,
признанные монопольными, и при этом конечной целью Банка является
финансирование победившего соискателя, то при выборе концессионера должен
соблюдаться приемлемый для Банка порядок проведения конкурсных торгов.
В тех случаях, когда средства на операцию выделяются финансовому посреднику
для перекредитования им частных выгодоприобретателей из числа малых или средних
предприятий закупки товаров и услуг по данным субкредитам производится
соответствующими выгодоприобретателями в порядке обычной и приемлемой для Банка
практики закупок для операций в частном секторе.
6.4. Наём
консультантов для оказания услуг
Банк и его
заказчики нанимают физических лиц и консультационные фирмы для получения от
них широкого круга экспертных рекомендаций и консультационных услуг
применительно к характеру своей деятельности и управленческими обязанностями.
Основным параметром выбора консультантов должно быть качество оказываемых ими
услуг. Для обеспечения эффективного и качественного выполнения заданий в
условиях требуемой подотчетности порядок отбора консультантов и заключения с
ними договоров на оказание услуг должен быть гибким и прозрачным. При оплате
договорных услуг консультантов заемными средствами Банка для операций в
госсекторе, а также договорных услуг консультантов, нанятых непосредственно
Банком, требуется соблюдать изложенный ниже порядок. Применительно к оплате
договорных услуг консультантов средствами фондов техсотрудничества, этот
порядок требуется также соблюдать в тех случаях, когда он не противоречит
соглашениям с донорами об использовании этих фондов.
Порядок отбора консультантов
Процесс отбора
консультантов обычно состоит из следующих этапов:
а) определение
масштабов, задач и примерной сметы планируемого задания и установление
порядка отбора;
б) поиск
квалифицированных консультантов для оказания требуемых услуг и составление
краткого списка отвечающих квалификационным требованиям фирм;
в) приглашение к
фирмам, включенным в краткий список, представить свои предложения;
г) оценка и
сравнительный анализ возможностей и предложений, а также отбор нужного
консультанта;
д) переговоры о
заключении договора найма с отобранным консультантом; и
е) делопроизводство по договорам
найма.
Ряд
этих этапов можно упростить или отменить вообще в зависимости от стоимости
договора на оказание услуг:
а)
применительно к договорам сметной стоимостью менее 50 000 евро с физическими
лицами или фирмами квалифицированного консультанта можно отобрать
непосредственно без составления
краткого списка соискателей и заключить с ним договор найма;
б)
применительно к договорам сметной стоимостью 50 000 евро или более физические
лица отбираются по итогам оценки вошедших в краткий список и удовлетворяющих
требованиям соискателей с обязательным протоколированием обоснования сделанного
выбора;
в)
применительно к договорам с фирмами сметной стоимостью 50 000 евро или более,
но менее 200 000 евро требуется готовить краткий список удовлетворяющих
квалификационным требованиям фирмы. Отбор производится по итогам оценки
задокументированного опыта работы и текущей квалификации, вошедших в краткий
список фирм применительно к данному заданию, причем от них подачи
конкретных предложений на выполнение задания не требуется;
г)
крупные договоры с фирмами сметной стоимостью 200 000 евро или более
заключаются в порядке конкурса по итогам оценки предложений, поступивших от
включенных в краткий список и удовлетворяющих квалификационным требованиям
фирм.
Составление краткого списка
В краткий список
соискателей обычно вносят не менее трех, но не более шести удовлетворяющих
квалификационным требованиям опытных консультантов (из числа физических или
юридических лиц). В него обычно включают консультантов из самых разных
географических регионов, в том числе по возможности, как минимум, одного
удовлетворяющего квалификационным требованиям консультанта из одной из стран
операций Банка, но обычно не более двух из одной отдельно взятой страны.
В краткий список не включают аффилированные с
заказчиком организации, если невозможно продемонстрировать отсутствие между
заказчиком и этой аффилированной организацией значительной степени общей
собственности, влияния или контроля, а также вероятности возникновения условий,
которые могут сказаться на объективности мнения этой аффилированной
организации в ходе выполнения заданий.
Применительно и
крупным, заданиям сметной стоимостью 200 000 евро или более, к сложным или
специализированным заданиям либо операциям, состоящим из значительного числа
однотипных заданий, в бюллетене Procurement Opportunities на сайте Банка в Интернете публикуются официальные объявления с
предложением к обладающим соответствующей квалификацией фирмам, выразить свой
интерес. Краткий список готовится на основе полученных на такое объявление
откликов.
Запросы на
предложения, включая публикуемые объявления о закупках, готовятся заказчиком
на одном из рабочих языков Банка. Банк может затребовать подготовку запросов
на предложения и на ином рабочем языке Банка, указав его в запросе на предложения
в качестве основного.
Оценка и отбор
При направлении
запроса к вошедшим в краткий список фирмам о подаче предложений следует четко
указать критерии оценки этих предложений. Оценку консультантов нужно обычно
производить на основании технических параметров, в том числе, в частности,
опыта исполнения аналогичных заданий, опыта работы и присутствия в данном
регионе, квалификации основных сотрудников, предлагаемых для выполнения
задания, а также обоснования и качества плана работы. Для некоторых сугубо
технических заданий цена услуг может иметь второстепенное значение, а главным
фактором отбора должно оставаться качество. После направления запросов о подаче
официальных предложений на переговоры с заказчиком о заключении договора найма
приглашается консультант, предложение которого получило наивысшую оценку.
Несмотря на
желательность организации конкурса на базе краткого списка, в некоторых
обстоятельствах все же нужно или целесообразно привлечь какую-либо конкретную
фирму или продолжить работу с ней, если:
а) она обладает
уникальной квалификацией или опытом;
б) она принимала
или принимает участие на таких начальных этапах проектного цикла, как
подготовка или выполнение проектно-конструкторских работ, и выявлена
потребность в обеспечении преемственности, в то время как конкурс не даст
никаких преимуществ. Положение о таком продлении сроков договора, если оно
планируется заранее, нужно предусматривать в первоначальном техническом
задании и в договоре найма, который желательно заключать по итогам конкурса.
В таких случаях,
с предварительного согласия Банка, заказчик вправе запросить у такой фирмы ее
предложение и провести с ней переговоры о заключении договора найма
консультанта.
Переговоры о заключении договора найма
В ходе
переговоров о заключении договора найма между заказчиком и консультантом по их
взаимному согласию в предложение отобранного консультанта можно вносить
изменения. Заказчик должен высказать пожелания об изменении номенклатуры
услуг и штатного расписания, предложенных консультантом, и затем обговорить
соответствующую корректировку цены услуг. До подписания проект окончательного
договора найма следует представить на рассмотрение Банку.
Делопроизводство
по договорам
Как и при других
договорах по финансируемым Банком проектам, заказчик отвечает за организацию
и руководство работой консультанта в интересах обеспечения высокого качества,
санкционирования платежей, внесения необходимых изменений в договор, разрешения
претензий и споров, своевременного и удовлетворительного завершения задания
и оценки работы консультантов.
Контроль со стороны Банка
В тех случаях,
когда консультантов нанимает заказчик, их квалификация, опыт и условия найма
должны удовлетворить Банк. Банк ознакомится с планируемыми номенклатурой услуг
и техническим заданием, предлагаемым кратким списком фирм, рекомендациями по
отбору консультанта и окончательным договором, чтобы убедиться о соответствии
задания установленным Банком критериям финансировании. Договоры на
консультационные услуги стоимостью 200 000 евро или более обычно подлежат
предварительному рассмотрению Банком. Подлежащие контролю договоры с консультантами
указываются в договоре займа. Банк также требует от заказчика оценки работы
консультанта.
Если Банк сочтет,
что заключение договора или делопроизводство по нему проходили с нарушением
установленного порядка, финансирование договора средствами займа прекращается,
а выделенная на договор, но неиспользованная часть займа аннулируется.
6.5.Контроль Банка за решениями
по закупке товаров и услуг
Договоры на поставку товаров,
производство работ оказание
услуг
1. По всем
договорам (контрактам, подрядам), подлежащим согласно юридическим документам
предварительному рассмотрению Банком:
а)
до направления приглашений к участникам торгов пройти предквалификационный
отбор или подачу конкурсных заявок заказчик представляет Банку на рассмотрение
и согласование полный комплект предквалификационной или конкурсной
документации;
б) до завершения
составления списка участников, прошедших предквалификационный отбор, или до
присуждения контракта (подряда) заказчик представляет Банку на рассмотрение и
согласование подробный отчет об итогах предквалификационного отбора или оценки
конкурсных заявок с изложением конкретной мотивировки рекомендаций о
прохождении фирмами предквалификационного отбора или о присуждении контракта
(подряда);
в) один
сверенный экземпляр контракта (договора, подряда) представляется Банку до
подачи заявки на выборку заемных средств по такому контракту (договору,
подряду).
2. По
контрактам (договорам, подрядам), не подлежащим предварительному
рассмотрению, заказчик представляет Банку на рассмотрение и согласованный до
подачи заявки на выборку заемных средств по такому контракту (договору,
подряду) сверенный экземпляр его, а также отчет об оценке конкурсных заявок.
Договоры найма консультантов для оказания услуг
По
всем консультационным договорам, подлежащим согласно договору займа предварительному
рассмотрению Банком:
а) до
направления приглашений о подаче Предложений заказчик представляет Банку на
рассмотрение и согласование предлагаемый им краткий список фирм, номенклатуру
услуг и техническое задание, а также критерии оценки выполнения задания;
б) до
приглашения отобранной фирмы на переговоры заказчик представляет Банку на
рассмотрение и согласование подробный отчет об оценке ее заявки с изложением
конкретной мотивировки рекомендации о выборе фирмы-победителя для переговоров с
ней; и
в) один сверенный
экземпляр договора представляется Банку до подачи заявки на выборку заемных
средств по такому договору.
По договорам, не
подлежащим предварительному рассмотрению, заказчик представляет Банку на
рассмотрение и согласование до подачи заявки на выборку заемных средств по
такому договору сверенный экземпляр, а также отчет об оценке конкурсной заявки.
Все договоры
(контракты, подряды):
Заказчик вносит
такие изменения в закупочные документы или отчеты, какие разумно требует Банк.
Без согласия Банка в утвержденные документы или отчеты существенные изменения
вносить запрещается.
Прежде чем дать
свое согласие на внесение любых существенных изменений в положения и условия
какого-либо договора, или на отказ от таковых, или на существенное продление
оговоренных сроков выполнении договора, или на отдачу какого-либо
распоряжения, или распоряжений о внесении изменений (за исключением
случаев крайней срочности), в совокупности увеличивающие стоимость договора
более чем на 15% от его первоначальной цены, заказчик должен получить
согласие Банка на планируемые изменения, отказ от условий, продление сроков
или на отдачу распоряжения о внесении в договор изменений.
Если Банк решает,
что присуждение какого-либо контракта (подряда), сам контракт (подряд) либо
любое изменение такого контракта (подряда) или отказ от его условий вступает в
противоречие с договором займа, он обязан незамедлительно уведомить об этом
заказчика с указанием мотивировки своего решения.
По присуждении
любого финансируемого Банком контракта (подряда), Банк может опубликовать
описание такого контракта, наименование и национальную принадлежность лица,
получившего контракт, а также его стоимость.
6.6 Рекомендательные указания
для участников торгов
Цель рекомендательных указаний
В этом разделе
содержится материал для потенциальных участников торгов, желающих
принять участие в конкурсе на поставку товаров, производство работ,
оказание услуг и выдачу концессий, а также на оказание
консультационных услуг.
Ответственность
за все аспекты заключенных договоров на товары и услуги возлагается на
заказчика. Он рассылает приглашения, получает и оценивает поступившие
конкурсные заявки и присуждает контракт (подряд), который во всех случаях
заключается между заказчиком и поставщиком, подрядчиком или концессионером.
Кроме того, заказчик отвечает за все аспекты заключения договоров с консультантами,
нанимаемыми заказчиком. Банк отвечает за наем своих консультантов.
Функции Банка в процессе закупок товаров и
услуг
Банк
рассматривает порядок производства закупок, документы, отчеты с оценкой конкурсных
заявок, рекомендации о присуждении контрактов (подрядов) и окончательно составленные
контракты (договоры), обеспечивая проведение торгов в согласованном порядке с
учетом требований договора займа. Применительно к крупным договорам (таковыми
обычно считаются договоры свыше конкретной пороговой суммы в евро,
предусмотренной каждым договором займа) договорные документы подлежат проверке
Банком до их публикации. Если в какой-либо момент времени в процессе закупок
товаров и услуг (даже после присуждения контракта) Банк выявляет значительные
нарушения каких-либо существенных позиций согласованного порядка проведения
торгов или делопроизводства по контракту, Банк может также
дисквалифицировать этот контракт и закрыть финансирование на него. Вместе с
тем, если заказчик все же присудил такой контракт (подряд) в отсутствие
возражений со стороны Банка, Банк дисквалифицирует его и лишит его финансирования,
если установит, что отсутствие у него возражений основывалось на
представленных заказчиком неполных, неточных или неверных сведениях о процессе
закупок, или если он установит факты совершения заказчиком или победителем
торгов коррупционных или мошеннических действий. Кроме того, Банк вправе также
дисквалифицировать контракт (подряд) полностью либо частично, лишив его своего
финансирования, если в ходе делопроизводства по контракту выявились факты
отклонения от согласованного порядка выполнения контракта, или если он
установит факты совершения либо заказчиком, либо победителем торгов
коррупционных или мошеннических действий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49
|