Актуальные проблемы оценки деятельности и инвестирования субъектов хозяйствования в современной Росс...
3.5 Анализ финансовых результатов.
В
условиях рынка каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный
товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен в выборе
сферы бизнеса, формировании товарного ассортимента, определяет затраты,
формирует цену, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет
прибыль или убыток по результатам деятельности. Получение прибыли является
непосредственной целью хозяйствующего субъекта в условиях рынка. Прибыль
отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли
ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема продукции, снижение
затрат. Прибыль сигнализирует, где можно добиться наибольшего прироста
стоимости, создает стимул для инвестирования в сферы деятельности. Прибыль
является основной формой чистого дохода предприятия. В условиях рынка субъект
хозяйствования стремится, если не к максимальной прибыли, то к такой величине
прибыли, которая обеспечит динамическое развитие производства в условиях
конкуренции, позволит ему удержать позиции на рынке данного товара, обеспечит
его выживаемость.
Система
показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные
(прибыль), но и относительные показатели (рентабельность) эффективности
хозяйствования. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность
хозяйствования.
Основными
задачами анализа финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта
являются:
·
оценка динамики абсолютных и относительных показателей
финансовых результатов (прибыли и рентабельности);
·
факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ,
услуг);
·
анализ и оценка использования чистой прибыли;
·
выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и
рентабельности на основе оптимизации объемов производства и издержек обращения.
Ранок
предъявляет определенные требования к субъектам хозяйствования в плане
организации реализации того или иного вида бизнеса.
Динамичность
рыночных отношений обусловливает принятие неординарных решений, связанных с
финансовыми результатами деятельности. Для оценки уровня эффективности работы
получаемый результат – прибыль – сопоставляется с затратами или используемыми
ресурсами.
Рентабельность
– относительный показатель, характеризует степень доходности, выгодности,
прибыльности. Показатели рентабельности отражают, насколько эффективно
предприятие использует свои средства в целях получения прибыли.
Наиболее
общим является показатель рентабельности активов (общая рентабельность
капитала) – экономическая рентабельность предприятия – показывает способность
активов генерировать прибыль от продажи товаров.
,
(3.4.1.)
где
– Пр.н/о – прибыль до налогообложения;
ФК – финансовый капитал.
Низкое
значение коэффициента обычно свидетельствует как о необходимости повышения
эффективности использования имущества, так и о целесообразности ликвидации
неиспользуемых основных фондов. На данный показатель влияют политика отражения
в балансе активов. Занижение валюты баланса на отчетные даты приводит к
завышению финансового результата; «раздувание» баланса за счет включения
активов повышенного риска – к занижению финансового результата. Чем выше доля
активов повышенного риска (например, просроченной дебиторской задолженности),
тем ниже «качество» прибыли.
Коэффициент
рентабельности оборотных активов – демонстрирует возможности предприятия в
обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым им
оборотным средствам.
,
(3.4.2.)
где
– Пр.- прибыль от обычной деятельности;
ОАср. – среднее значение за период оборотных активов.
Коэффициент
рентабельности внеобортных активов – характеризует способность предприятия
обеспечить достаточный объем прибыли по отношению к его основным средствам.
,
(3.4.3.)
где
- Пр.- прибыль от обычной деятельности;
ВАср. – среднее значение за период внеоборотных активов.
Рентабельность продаж – показывает
прибыль на одну денежную единицу выручки от продажи товара.
,
(3.4.4.)
где
- Пр.- прибыль от обычной деятельности;
Выр – выручка от реализации продукции.
Высокая
прибыль на единицу продаж, как правило, свидетельствует об успехах предприятия
в основной (операционной) деятельности. Низкая прибыль на единицу продаж может
говорить как о недостаточном спросе на продукцию, так и о высоких издержках,
что предполагает активизацию маркетинга на фирме, анализ по видам издержек и
поиск резервов их снижения.
Рентабельность
собственного капитала (финансовая рентабельность) – показывает доходность
вложений собственников предприятия.
,
(3.4.5.)
где
– Пр.ч – чистая прибыль;
СК – собственный капитал.
Данный
показатель обычно сравнивается с эффективностью альтернативного вложения
средств. Помимо потенциальных и реальных собственников уровень этого
коэффициента важен и для кредиторов, так как отражает в некоторой степени
возможности фирмы по погашению заимствований.
Рентабельность инвестиций
, (3.4.6.)
где
– Дцб – доходы по ценным бумагам;
Дду – доходы от долевого участия;
ФВ – среднегодовая величина долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений.
Отношение
чистой прибыли к перманентному капиталу наиболее точно характеризует
эффективность инвестирования в компании: насколько удачен выбор проектов, как
компания осваивает долгосрочные средства. Значение показателя может зависеть от
этапа реализации проекта.
Рентабельность
постоянных издержек
,
(3.4.7.)
где
– ВПр – валовая прибыль;
Сс – себестоимость проданных товаров.
Высокий
уровень свидетельствует о наличии мобильной чистой прибыли, а также возможности
расплачиваться по долгам и выплачивать дивиденды. Низкий уровень может
свидетельствовать о проблемах с расчетами по задолженности и невозможности
выплачивать дивиденды.
Норма
прибыли (коммерческая маржа) – показывает сколько выручка от продаж приносит
чистой прибыли:
,
(3.4.8.)
где
– ЧПр – чистая прибыль;
Чвыр – чистая выручка.
Данный
коэффициент показывает уровень окупаемости средств, направленных на цели
инвестирования. Показатель может быть интересен инвесторам, вкладывающим
средства в акции компании, т.к. размер дивидендов зависит от количества чистой
прибыли.
Фондорентабельность
– показывает, сколько рублей основного капитала требуется для формирования
прибыли.
,
(3.4.9.)
где
– Пр.н/о – прибыль до налогообложения
ОК – основной капитал.
Чем
выше этот показатель, тем лучше для предприятия.
Далее
проведем анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности
предприятий «Монополист» и «Бизнесмен».
|