Актуальные проблемы оценки деятельности и инвестирования субъектов хозяйствования в современной Росс...
Исключения из
требования о проведении открытых торгов
Порядок
проведения торгов с ограниченным числом участников построен по аналогии с порядком
проведения открытых торгов за тем исключением, что заказчик заранее отбирает
отвечающие квалификационным требованиям фирмы, которым будет предложено подать
конкурсные заявки. Такая методика присуждения контрактов (подрядов) пригодна в
случаях:
а) поставки
узкоспециализированной и сложной продукции;
б) ограниченности
числа поставщиков требуемых товаров или услуг;
в) наличия иных условий,
ограничивающих число фирм, которые отвечают договорным требованиям;
г) срочной
потребности в приобретении исключительно важных товаров, работ или услуг.
В этих случаях с
согласия Банка заказчик вправе запросить конкурсные заявки у фирм, вошедших в
список отвечающих квалификационным требованиям и отобранных на равных не
дискриминационных условиях. В такой список необходимо включать по мере
возможности и иностранные фирмы.
Торги с одним
участником допускаются
в исключительных случаях, когда:
а} продление
действующего контракта, (подряда), присужденного в приемлемом для Банка
порядке, на дополнительные товары, работы или услуги однотипного характера
обеспечит явный экономический эффект и оперативность, а новый конкурс не
даст каких-либо преимуществ;
б) торги открытые
или с ограниченным числом участников, проведенные согласно правилам закупок
товаров и услуг Банка, не дали удовлетворительных результатов;
г)
продукцию может поставить лишь единственный поставщик в силу его
исключительных возможностей или прав;
д)
серьезным обоснованием этому выступает фактор совместимости нового оборудования
с существующим; когда число единиц нового оборудования в целом меньше числа
единиц существующего оборудования и когда другие поставщики не могут
обеспечить совместимость оборудования; или
е) возникает
крайняя срочность. В этих случаям с согласия Банка заказчик вправе предложить
какой-либо одной фирме подать конкурсную заявку без предварительной публикации
объявления.
Применительно к
договорам (подрядам) небольшой стоимости Банк может дать согласие на закупки
в открытой торговой сети: а) находящихся в свободной продаже изделий и б)
изделий с типовыми характеристиками. Закупки в открытой торговой сети
представляют собой упрошенную форму закупок на состязательной основе, при
которой требуется получить в письменном виде лишь котировки цен от не менее чем
трех поставщиков, в том числе, по мере возможности, и от иностранных
поставщиков.
Проведение конкурсных
торгов в установленном национальным законодательством порядке может
обеспечить наибольший экономический эффект и оперативность в закупках товаров и
услуг или в производстве работ в условиях а) малой стоимости договоров
(подрядов), б) территориальной или временной разбросанности работ, в) более
низких, по сравнению с мировыми, местных цен на товары, работы или услуги или
в) отсутствия интереса со стороны иностранных конкурентов к этим договорам
(подрядам) из-за их характера или масштабов. Порядок проведения конкурсных
торгов в установленном национальным законодательством порядке должен быть
приемлем для Банка, а также гарантировать публикацию надлежащих объявлений и
состязательность с целью получения обоснованных цен; критерии оценки должны
доводиться до сведения всех участников торгов и применяться объективно, а
договорные условия должны быть справедливыми и учитывать специфику проекта. В
установленном национальным законодательством порядке и участию в торгах должны
допускаться иностранные фирмы.
При операциях с коммунальными
предприятиями, в которых контрольный пакет акций или оперативное управление
(контроль), в данный момент времени переходят в частную
собственность в результате проведения соответствующих мероприятий и которые в
значительной мере уже принадлежат частному капиталу или контролируются им, от
коммунальных предприятий обычно требуется производить закупки в порядке
открытых торгов. Вместе с тем, если такие коммунальные предприятия
функционируют самостоятельно и обязаны соблюдать или уже установили у себя
рациональный порядок закупок товаров и услуг, Банк может согласиться на
проведение такими предприятиями конкурсных торгов согласно установленному ими
порядку при условии, что он приемлем для Банка. Чтобы применяемый такими
коммунальными предприятиями порядок стал приемлемым для Банка, финансирующего
закупки, он должен предусматривать наличие надлежащего порядка публикации
международных объявлений и разных условий для конкуренции,
прозрачность и объективность системы оценки, проверяемость соблюдения
требований, а также объективность и взвешенность заключаемых договоров.
Конкурсная
документация для открытых торгов
Конкурсные
документы являются главным источником сведений для потенциальных участников
торгов о требованиях и поставке конкретных товаров и оказанию услуг или к
производству строительных работ. Поэтому в них должны содержаться все требующиеся
участникам торгов сведения для подачи ими грамотно составленных конкурсных
заявок. Конкурсные документы должны составляться с учетом создания условий и
стимулов для международной конкуренции. В них нужно четно указать
характеристики требуемых товаров, работ или услуг, права и обязанности
покупателя, поставщиков и подрядчиков, а также условия, которые необходимо
выполнить, чтобы конкурсная заявка была принята к рассмотрению, В этих
документах требуется прописать объективные и не дискриминационные критерии
определения выигравшей конкурс заявки. Различия в содержании и степени
сложности документации будут обусловливаться масштабами и характером договора
(подряда), однако, как правило, в ее состав входят приглашение к участию в
торгах, указания для участников торгов, вид торгов, внесение залога, для
участия в торгах, договорные условия, гарантии авансового платежа, гарантия
исполнения договора, технические спецификации и чертежи, список товаров, работ
или услуг или требований к ним и бланк договора. Заказчики должны пользоваться
типовой конкурсной документацией Банка по каждому виду закупок.
Критерии оценки.
Помимо
цены в конкурсных документах нужно указать учитываемые при оценке конкурсной
заявки иные факторы, а также способ их использования в целях определения
наиболее экономичной конкурсной заявки. К учитываемым факторам относятся,
среди прочего, расходы на внутренние перевозки к проектному объекту, график
платежей, сроки завершения строительных работ или поставок, эксплуатационные
издержки, эффективность и совместимость оборудования, техническое обслуживание
и наличие запасных частей, а также незначительные отклонения от предъявляемых
требований, если таковые имеются. Иные (помимо цены) факторы, учитываемые при
определении наиболее экономичной заявки, должны иметь денежное выражение, а
если это невозможно - их относительное значение нужно отразить в оценочных
положениях конкурсной документации.
Софинансирование.
Когда для
финансирования операции требуется привлечь ресурсы софинансирующих организаций
и целесообразно применить совместное софинасирование конкретных договоров, в
приглашения к участию и торгах можно внести требование к участникам торгов
сообщать в подаваемых ими заявках об имеющихся у них конкретных предложениях по
софинансированию договора (подряда). Такое требование вносится только в тех
случаях, когда, по мнению Банка, конкурентная борьба будет носить острый
характер. В конкурсной документации нужно указать согласованные объемы и общие
условия требуемого софинансирования, они, как правило, должны
соответствовать действующим в Организации по экономическому сотрудничеству и
развитию договорным {консенсусным) условиям привлечения экспортно-кредитных
агентств к финансированию. При оценке конкурсных заявок следует исходить из
цены прошедшей оценку конкурсной заявки с возможным включением в нее любых
издержек, превышающих оговоренные условия.
Язык.
Конкурсная
документация, включая все публикуемые объявления о закупках, составляется
заказчиком на одном из рабочих языков Банка. В интересах открытой конкуренции,
равно как экономии и оперативности Банк вправе затребовать представление
конкурсных документов и на еще одном рабочем языке Банка, который в конкурсных
документах нужно указать в качестве основного. Помимо этого, заказчик может подготовить
дополнительные комплекты конкурсной документации на местном языке в помощь
местным фирмам при подаче ими заявок на конкурс.
Стандарты и
технические спецификации.
При наличии и
пригодности для применения международных стандартов и технических спецификаций
заказчики должны ими пользоваться. При применении конкретных национальных или
иных стандартов в конкурсной документации указывается приемлемость и иных
стандартов, обеспечивающих равноценное или более высокое качество или
показатели по сравнению с предусмотренным стандартом. Следует избегать
использования фирменных марок или иных знаков, ведущих и дискриминации
поставщиков. Если они требуются для уточнения характера требований к изделию, в
конкурсной документации нужно указать приемлемость использования изделий
равноценного или более высокого качества.
Цены
конкурсных заявок.
Цены конкурсных
заявок на поставку товаров запрашиваются на основании международных
условий торговли ИНКОТЕРМ, СИП, ДАФ или аналогичных условий: цена
франко-граница на иностранные товары и цена
франко-завод на местные. Оценка конкурсных заявок на поставку товаров должна
производиться без учета ввозимых пошлин и налога на импортные товары и на
прямой импорт комплектующих для изделий местного производства, но с учетом
всех расходов на поставку и доставку товаров в конечный пункт назначения, а
также на их обработку и страхование. Цены конкурсных заявок на производство
работ и оказание услуг по подрядам и договорам, которые будут выполняться в
основном в стране покупателя, можно запрашивать с включением в них всех
пошлин, налогов и иных сборов. С учетом таковых и нужно производить оценку и
сравнительный анализ конкурсных заявок, а отобранный подрядчик будет обязан
уплатить все пошлины, налоги и сборы при выполнении договора (подряда).
Валюта.
Участник торгов
вправе указать цену конкурсной заявки в любой валюте или в евро или в их
сочетании. Заказчики могут потребовать от участников торгов указать в
конкурсной заявке долю местных расходов в честной валюте. В целях оценки и
сравнительного анализа конкурсных заявок указанные в них цены нужно пересчитать
в одной выбранной заказчиком валюте по официальному (например, установленному
Центробанком) обменному курсу для валют цены заявки применительно к аналогичным
трансакциям на дату, выбранную заранее и указанную в конкурсных документах, но
при том условии, что такая дата устанавливается не позднее, чем за 30 дней до
оговоренной даты вскрытия конкурсных заявок и не позднее первоначально
предусмотренной конкурсными документами даты истечения срока действия
конкурсной заявки. Платежи по договору {подряду) будут производиться в валюте
или валютах цены конкурсной заявки победителя торгов. Применительно к
строительным работам и другим аналогичным подрядам на. выполнение работ в
стране заказчика, а также при условии полной конвертируемости валюты страны
заказчика, цену конкурсной заявки можно пересчитать в этой валюте, а
выплата эквивалентных сумм будет производиться в валюте страны заказчика без
убытков или риска для подрядчика.
Платежи.
Условия и порядок
производства платежей должны соответствовать международной коммерческой
практике применительно к товарам, работам или услугам и данному рынку.
Договорами поставки товаров предусматривается полная оплата указанных в договоре
товаров по их доставке и осмотру, если таковое требуется, за исключением
договоров подряда на монтажные и пуско-наладочные работы, когда часть оплаты
можно задерживать до выполнения поставщиком или подрядчиком всех взятых ими
обязательств.
Сроки.
Сроки составления
и подачи конкурсных заявок должны быть достаточными для подготовки и подачи
всеми участницами торгов. Обычно на составление и подачу конкурсных заявок
следует отводить не менее 4-5 дней со дня публикации приглашения к участию в
торгах или представления конкурсной документации, в зависимости от того, какой
срок дольше. Применительно к крупным или сложным работам или номенклатуре
оборудования эти сроки следует продлевать до 90 дней или более. Сроки действия
конкурсных заявок и сроки поставки должны отвечать разумным требованиям
покупателя, но не использоваться в целях дискриминации любого потенциального
участника торгов. В исключительных случаях, возможно, потребуется просить
участников торгов продлить срок действия поданных ими конкурсных заявок. В
таких случаях участникам не разрешается и не требуется просить изменения в
поданные ими заявки, и они вправе отказаться продлевать сроки действия
поданных ими конкурсных заявок. При подаче заявки на договор (подряд) с
фиксированной ценой в конкурсных документах следует предусмотреть индексацию
цены заявки победителя торгов с учетом инфляции на срок до даты
присуждения контракта (подряда), чтобы уменьшить риск для участников торгов,
соглашающихся на продление сроков заявок.
Договорные
условия.
Форма договора (подряда) должна выбираться исходя из целей и конкретики
проекта. При составлении договорных условий необходимо объективно распределить
связанные с договором риски с учетом главной цели - обеспечить наиболее низкую
цену и наиболее эффективное выполнение договора. В договоре нужно четко
определить объемы выполняемых работ, характер поставляемых товаров или оказываемых
услуг, права и обязанности заказчика, поставщиков и подрядчиков, а также внести
в него, среди прочего, соответствующие положения о гарантиях параметров и
качества товаров, работ и услуг, об ответственности и страховании, приемке,
условиях и порядке производства платежей, корректировке цен, заранее оцененных
убытках и премиях, изменениях и рекламациях, форсмажорных обстоятельствах,
расторжении договора, разрешении споров
и регулирующем праве. По мере целесообразности следует пользоваться типовыми
договорами, содержащими общепринятые в международной практике условия.
Конкурсные
документы не ставят перед собой цели ограничить конкуренцию или предоставить
неосновательное преимущество какому-либо участнику торгов. Заказчикам
запрещается предоставлять какому-либо потенциальному поставщику или подрядчику
сведения о конкретной закупке, которые привели бы к ограничению или подрыву
принципа состязательности. Все поправки к конкурсным документам должны
направляться всем получателям первоначальных конкурсных документов.
Право на подачу конкурсных заявок
Участник торгов
может подавать только одну конкурсную заявку или принимать участие в каком бы
то ни было качестве только в одной заявке на каждый договор (подряд). В случае
подачи участником более чем одной заявки или в случае его участия в более чем
одной заявке на какой-либо договор все поданные на такой договор конкурсные
заявки отклоняются, что не препятствует, однако, участию одного и того же
субподрядчика в более чем одной конкурсной заявке.
К проведению
торгов, равно как и к участию в торгах в любом качестве не допускаются
организации, аффилированные с заказчиком или с нанятым заказчиком агентом по
закупке товаров и услуг, если только не будет доказано отсутствие значительной
степени общей собственности, влияния или контроля между заказчиком или
агентом заказчика и аффилированной организацией.
Когда фирма,
аффилированные с ней организации или материнская компания - помимо оказания
консультационных услуг имеют также мощности по изготовлению или поставке
товаров или производству строительных работ, такой фирме, аффилированным с
ней организациям и материнской компании обычно не разрешается поставлять
товары или производить работы по проекту, по которому она оказывает
консультационные услуги, если только не будет доказано отсутствие значительной
степени общей собственности, слияния и контроля. Исключениями являются
проекты "под ключ", проекты с единой ответственностью, концессии на
производство общественных работ или аналогичные предприятия, в которых
проектирование поставка и строительство являются неотъемлемой частью договора
или в которых существенное место в технологическом процессе занимают некоторые
запатентованные и принципиально важные виды оборудования и материалы.
Вскрытие конкурсных
заявок
Конкурсные
заявки, поданные в ходе открытых торгов и торгов с ограниченным числом
участников, принимаются и вскрываются в порядке и на условиях, гарантирующих
соблюдение правил вскрытия заявок, а также наличие информации в результате
вскрытия их. Указанный для вскрытия конкурсных заявок срок должен примерно
совпадать с последней датой подачи заявок. В дату, в момент и в месте,
указанные в конкурсных документах, заказчик вскрывает все заявки, полученные до
наступления последнего срока подачи заявок. Заявки должны вскрываться в
присутствии участников торгов или их представителей, желающих присутствовать
при этом. Название участника торгов и общая сумма каждой конкурсной заявки, в
том числе и альтернативных заявок, если таковые допускаются, зачитываются
вслух и документируются при вскрытии заявки. Заказчик ведет полный протокол
вскрытия заявок, копия которого должна быть направлена в Банк. Конкурсные
заявки, полученные после установленного последнего срока подачи заявок,
возвращаются участникам торгов невскрытыми.
Оценка
конкурсных заявок и присуждение контрактов (подрядов)
В случае
применения порядка конкурсных торгов заказчик обязан оценивать и сопоставлять
все конкурсные заявки только на основании критериев, изложенных в конкурсных
документах. Процесс оценки заявок вплоть до присуждения контракта (подряда)
должен проходить в условиях конфиденциальности. Контракт присуждается в течение
срока действия заявки тому участнику торгов, содержание конкурсной заявки
которого сочтено, в основном, отвечающим установленным требованиям, и с точки
зрения конкретных критериев оценки, изложенных в конкурсной документации,
заявка определена как наиболее экономичная, а участник конкурса признан
полностью способным выполнить контракт (подряд). Изменение заявок участниками
торгов, равно как и выставление им новых условий в ходе оценки поданной заявки
или в качестве условия присуждения контракта не допускаются. Без согласия
Банка в положения и условия контракта не разрешается вносить существенных
изменений по сравнению с положениями и условиями разосланных приглашений к
участию в торгах. Заказчик обязан отклонить все заявки в случае наличия
доказательств сговора или нечестной конкуренции, в том числе и в случае
значительного превышения цен конкурсной заявки над сметными расходами или
располагаемыми средствами. Прежде чем отклонить все заявки, заказчик должен
получить согласие на это со стороны Банка.
Заказчик должен
представить Банку отчет об оценке конкурсных заявок и свою рекомендацию о
присуждении контракта (подряда). Банк рассмотрит выводы и рекомендации на
заключительном этапе определения приемлемости контракта (подряда} для его
финансирования Банком.
Заблаговременное заключение контрактов
В ряде случаев
заказчику выгодно подписать контракт еще до заключения с Банком
соответствующего договора займа. Заказчики подписывают контракты заблаговременно
на свой страх и риск, и согласие Банка с порядком, документами или
предложением о присуждении контракта не накладывает на Банк обязательства
предоставить заем на данный проект. Чтобы подписанные до утверждения займа
контракты могли финансироваться Банком, весь порядок закупок должен
соответствовать принципам и правилам Банка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49
|