Юридическая психология (лекции-шпора)
эмоции человека*. Если профессиональная деятельность протекает успешно, в
эмоциональной сфере работника юридического труда создается состояние
эйфории (повышенная оживленность, разговорчивость), начинают преобладать
положительные эмоции. И наоборот, в случае неудачи у него появляются
неуверенность, боязнь, тревога и иногда даже страх. Все это дезорганизует
поведение молодого специалиста-юриста. У опытных работников юр-го труда, в
совершенстве владеющих своей профессией, такого, как правило, не
происходит. Необычайные и достаточно сложные ситуации, острые конфликты, в
ходе которых совершаются правонарушения, в ряде случаев способствуют
развитию у человека таких психических состояний (гнев, аффект, страх и
др.), которые в юридической психологии достаточно чаще становятся предметом
научного, чем в других областях психологии. Однако эти состояния так же,
как и устойчивые особенности характера и личности правонарушителя,
развиваются и протекают не иначе как подчиняясь общепсихологическим и
психофизическим законам. Специфика предмета юр-кой психологии заключается в
своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения, в
оценке их криминогенности, в поисках научно обоснованных методов снижения
возможности нарушений правовых норм путем психологической корреляции этих
состояний, равно как и свойств личности правонарушителей. В практической
деятельности эмоциональная активация возникает, как правило, в критические
моменты процесса решения тактических задач и связана с выявлением
правильного направления поисков. В такие моменты деятельность обычно
характеризуется очень быстрой реакцией в принятии решений. Общая
ориентировка в целом, предварительная оценка и являются функцией эмоций как
специфического знания. В эмоциональной оценке возникает первый, еще не
совсем ясный образ будущего единства ощущений и восприятия. В общении
следователя и судьи с участниками уголовного процесса эмоции и чувства
играют особую роль. В частности, без них было бы невозможно достижение
контакта с допрашиваемыми, в особенности в конфликтных ситуациях. Но
являясь необходимыми и неизбежными, эмоции и чувства в расследовании и
рассмотрении уг-го дела играют не только положительную роль. Отрицательные
эмоциональные состояния следователя и судьи могут нарушать, а иногда и
разрушать их деятельность. Эмоции и чувства способны вызывать
представления, не соответствующие действительности. Под влиянием чрезмерных
чувств следователь или судья могут иногда прийти к результатам, лишь
желаемым, но далеким от истинного положения дел. Кач-во восприятия также
зависит не только то состояния органов чувств человека, но и от его общего
физического и психического состояния в момент восприятия. Известно, что
болезненное состояние может не только влиять на достоверность получаемых
ощущений, но и быть причиной неполноты восприятия. Равным образом на
качестве восприятия сказывается и состояние усталости, раздражения,
опьянения, взволнованности и т. д. Усталость и болезненное состояние
притупляют интерес к окружающему. Восприятие во многим зависит от
настроения и особенностей характера человека, его привычек,
предопределяющих его отношение к окружающей действительности, его
наклонности и интересы. Чувства и эмоции могут влиять на процесс приема и
переработки информации. Испытываемые чувства в зависимости от
индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут
быть глубокими. Профессиональная деятельность следователя, прокурора,
судьи, да и вся жизнь современного человека насыщены событиями и
ситуациями, вызывающими самые различные эмоциональные отклики. Эти чувства
пронизывают, окрашивают в определенный тон всю деятельность человека,
включая его ощущения, восприятия, мысли, воображение. Воздействие ситуации
способно вызвать в организме интенсивное стрессовое состояние, которое
может или усилить работоспособность юриста, поднять его или стать причиной
болезни. В этих случаях говорят об эмоциональном стрессе. Чаще всего
эмоциональный стресс происходит в результате воздействия отрицательных
эмоций. Стресс 3 фазами: фазы тревоги, фазы сопротивляемости, фазы
истощения. Люди с устойчивой эмоциональной сферой, как правило,
преодолевают фазу тревоги и включаются в активную борьбу со стрессовыми
факторами: берут себя в руки, разумно взвешивают все «за» и «против».
Эмоционально неустойчивых людей охватывает тревога, кот-ая затем переходит
в страх, и за фазой тревоги сразу наступает фаза истощения. Человек,
оказавшийся очевидцем страшного преступления (например, убийства) или
ставший жертвой преступления, испытывает состояние напряженности. При этом
все его психические процессы как бы приторможены: человек плохо слышит,
мало видит, медленно соображает, плохо ощущает свои движения. У одних
картина напряженности может быть ярко выраженной, длительной, у других –
менее заметной и короткой. Растерянность, или фрустрация (англ. frusration
буквально означает расстройство планов), указывает на ситуацию, при которой
терпится неудача. Психолог Левитов определяет фрустрацию как психическое
состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения
и вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к
достижению цели или к решению задачи. В состоянии растерянности может
находиться потерпевший, не сумевший отразить нападение преступника, и
человек, оказавшийся не в состоянии реализовать до конца свой преступный
замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие растерянности от
напряженности состоит в их происхождении. Если при напряженности нарушения
во внимании и мышлении производны от эмоционального состояния, то при
растерянности они первичны, а эмоции – производны. Устойчивость любого
человека, как юридического работника, так и клиента, к стрессовым ситуациям
может быть обеспечена двумя путями: системой его эмоциональной тренировки и
тщательным его обучением, то есть подробнейшим информированием по
интересующим клиента фактам, проигрыванием возможных сложных ситуаций и т,
д. В методологическом плане эмоциональная тренировка опирается на принцип
психологической науки о связи психики и деятельности: психика, сознание
формируются в деятельности. Содержание тренировки базируется на положении
психологии о взаимосвязи чувств и физических действий. Воспитание
эмоциональной сферы человека возможно только через действие. Для этой цели
применяется специально разработанный тренинг – «гимнастика чувств».
Применяется и аутогенная тренировка, кот-ая представляет собой процесс
самовнушения. Главным орудием тренировки является слово, обращенное к
самому себе. Человек путем систематических и упорных занятий может
научиться расслаблять свою мускулатуру. Овладев навыками аутотренинга,
работник юридического труда в различных ситуациях сможет по своему желанию
замедлять дыхание, работу сердца, расширять кровеносные сосуды, вызывать
тепло в любой части тела, засыпать где и когда захочет, оставаться
хладнокровным в напряженных ситуациях. Это достигается потому, что почти
половина клеток головного мозга регулирует двигательный аппарат человека.
Поэтому при самовнушении, например о расслаблении мускулатуры, эти клетки
посылают в мышечную структуру соответствующие импульсы. И если мускулатура
расслабляется, в мозг поступают слабые сигналы, что успокаивающе действует
на человека. Особенно важно в этом отношении расслабление мышц лица: мышцы
лица посылают в головной мозг гораздо больше импульсов, чем мышцы всего
туловища. Вот почему, научившись управлять хотя бы мышцами лица, человек
может овладеть умениями и навыками воздействия на свою нервную систему.
Юрист-практик, овладевший навыками аутогенной тренировки, приобретает
уверенность в своих силах, а это благотворно сказывается на его
эмоционально-волевой устойчивости, способствует более быстрой адаптации к
постоянно меняющейся обстановке и повышает работоспособность.
50. СОСТОЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ, ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В УГОЛОВНОМ
И ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ.
Отличие растерянности от напряженности состоит в их происхождении. Если при
напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального
состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции – производны Все это
свидетельствует о том, что обыск во многих случаях происходит в довольно
острой конфликтной ситуации, может сопровождаться напряженностью, сложной
психологической атмосферой, проявлением неприязни, гнева, раздражения,
попыток оскорбления и т. д.
51. СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА.
52. ТЕМПЕРАМЕНТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА.
Темперамент (лат. Temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero -
смешиваю в надлежащем состоянии) - характеристика индивида со стороны
динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа,
быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических
процессов и состояний. Темперамент- кач-во личности, сформировавшееся в
личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа
нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности.
Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности.
Различают 4 осн-х типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и
меланхолик. Темперамент отражает динамические аспекты поведения,
преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента
наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим
особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента
заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не
случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой,
образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 3
темперамента. Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные
свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека,
которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее
содержания. целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во
взаимосвязи характеризуют тип темперамента. К св-вам темперамента относятся
индивидуальные особенности, которые регулируют динамику психической
деятельности в целом; характеризуют особенности динамики отдельных
психических процессов; имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются
в развитии на протяжении длительного отрезка времени; находятся в строго
закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента; однозначно
обусловлены общим типом нервной системы. Пользуясь определенными
признаками, можно отличить свойства темперамента от всех других психических
свойств личности. Основные Компоненты Темперамента: Анализ внутренней
структуры темперамента труден, из-за отсутствием у темперамента (в его
обычных психол-х хар-ках) единого содержания и единой системы внешних
проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению 3 главных, ведущих,
компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида,
его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, обладает
сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.
Особое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, кот-й
обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность
психической активности заключается в стремление личности к самовыражению,
эффективному освоению и преобразованию внешней действительности; конечно
при этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций
определяется другими особенностями личности: ее интеллектуальными и
характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов.
Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного
созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной
стремительности действий и постоянного подъема - на другом. К группе
качеств, составляющих 1 компонент темперамента, вплотную примыкает группа
качеств, составляющих 2- двигательный, или моторный компонент, ведущую роль
в котором играют качества, связанные с функцией двигательного (и спец-го
речедвигательного аппарата). Среди динамических качеств двигательного
компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм,
амплитуда и ряд других признаков мышечного движения. Совокупность
особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента,
кот-ая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит
основой для суждения о темпераменте их носителя. 3-им основным компонентом
темперамента явл-ся эмоциональность, представляющая собой обширный комплекс
свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и
прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с др.
составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает
разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик
эмоциональности выделяют впечатлительность. Импульсивность и эмоциональную
лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость
субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти
почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не
существует. Импульсивность -быстрота, с которой эмоция становится
побудительной силой поступков и действий без их предварительного
обдумывания и сознательного решения выполнить их. Эмоциональная
лабильностью обычно принимается скорость, с которой прекращается данное
эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим. Осн-
е компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то
своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет
говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность
относительно четко ограничить темперамент от других психических образований
личности - ее направленности, характера. способностей и др. Типы
Темпераментов И Их Психол-кая Хар-ка Под темпераментом - индивидуально
своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической
деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной
деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются
постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип
темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не
только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все
стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности,
сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере
умственной работы, особенностях речи и т.п. В настоящее время наука
располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную
психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной
стройной программе. Однако для составления психологической характеристик
традиционных 4 типов обычно выделяют следующие осн-е св-ва темперамента:
Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий,
необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и
какова скорость возникновения этой реакции. Реактивность характеризуется
степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий
одинаковой силы (критическое замечание. обидное слово, резкий тон - даже
звук). Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично
человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении
целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени
зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних
обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений,
убеждений. Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и
гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или
насколько инертно и косно его поведение. Экстраверсия, интраверсия
определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека
- от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от
образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
Учитывая все перечисленные свойства. Характеристики осн-х классических
типов темперамента: Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при
этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно
откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и
выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а
несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его
настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог
чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых
раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и
работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго
работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при
желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|