МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Юридическая психология (лекции-шпора)

    непосредственное общение следователя с допрашиваемым. Это диалог, в

    процессе которого происходят поиски и установление истины. На допросе

    сталкиваются два различных мировоззрения, две воли, две тактики борьбы,

    различные интересы. На допросе нередко решаются судьба допрашиваемого и

    судьбы многих людей. Победить в этой борьбе следователю помогают

    специальные научные знания в области психологии и тактики допроса и

    мастерство, проявляющееся в профессиональных навыках ведения диалога.

    Поэтому результат допроса в значительной степени будет зависеть от

    личностных качеств его участников, а в решающей мере – от профессионально

    необходимых психологических качеств следователя. Принципиальный,

    справедливый, честный, доброжелательный следователь вызывает уважение у

    допрашиваемого, желание дать правдивые показания, помочь следствию.

    Эффективность допроса обеспечивают и другие социально-психологические

    качества следователя, такие, как выдержка, самообладание, эмоциональная

    устойчивость, жизненный опыт, профессиональные знания, способность

    логически правильно вести допрос. Умение найти нужный индивидуально-

    психологический подход к допрашиваемому – одна из основных задач

    следователя. Этот подход предусматривает учет возраста, пола, образования,

    профессии, жизненного опыта допрашиваемого, уровня культуры, интересов,

    взглядов, испытываемых в момент допроса психических состояний. К внешним

    коммуникативным качествам следователя относятся внешний вид, физические

    данные, манера поведения, стиль одежды и т. п. Подтянутость, аккуратность,

    простота, общительность следователя, скромный, деловой стиль одежды,

    внимательность, доброжелательность – все это способствует появлению

    доверия, готовности к общению со стороны допрашиваемых, Необходимо

    учитывать и психологическое состояние свидетеля, пришедшего на допрос, так

    как для большинства людей вызов к следователю является необычным событием,

    вызывающим волнение и растерянность. Помехой на пути установления

    надлежащей психологической обстановки допроса становятся и отдельные

    психологические качества свидетеля, в частности недоверчивость,

    замкнутость, чрезмерная стеснительность, необщительность*. *См.: Соловьев

    А.Б. Допрос свидетеля и потерпевшего. М., 1974, с. 44. Во всех случаях

    допросу должна предшествовать беседа следователя со свидетелем. Беседа с

    учетом его взглядов, интересов, настроения, психологических особенностей

    способствует снятию психического напряжения, устранению недоверия,

    появлению готовности дать правдивые показания. Еще большей психологической

    подготовки требует допрос потерпевших, о чем изложено нами в главе 7 данной

    работы. Опытный следователь на допросе, целенаправленно воздействуя на

    личность допрашиваемого в рамках закона, умеет выбрать тот единственный

    катализатор, кот-й открывает интимный мир человека, его душу. Одной из

    ведущих характеристик этого процесса является закономерность его динамики,

    установление последовательных этапов, раскрытие психологических факторов,

    которые определяют особенности каждого из этапов. Первая, внешняя сторона –

    это вводная часть допроса, в ходе которой следователь получает от

    допрашиваемого анкетные данные: фамилию, имя, отчество, год рождения

    семейное положение и т. д. Ее внутренним содержанием является определение

    обоими собеседниками пути своего дальнейшего поведения по отношению друг к

    другу. Вторая стадия допроса – стадия перехода к психологическому контакту,

    под кот-м понимается готовность допрашиваемого к общению со следователем, к

    даче правдивых показаний. На этой стадии определяются такие общие параметры

    беседы, как ее темп, ритм, уровень напряженности, основные состояния

    собеседников и главные аргументы, кот-ми они будут убеждать друг друга в

    своей правоте. Способы установления психологического контакта весьма

    разнообразны и многочисленны. Их выбор зависит от сложившейся следственной

    ситуации, особенностей личности, психологического состояния допрашиваемого

    и самого следователя. Психологический контакт может быть установлен путем

    воздействия на социально-психологические качества потерпевших, свидетелей.

    Иногда следователь добивается психологического контакта, пробуждая доверие

    к себе, интерес у потерпевших, свидетелей к общению стремлением найти общие

    склонности, увлечения. Объяснив свидетелю, потерпевшему, в связи с чем они

    вызваны на допрос, следователь должен выслушать их свободный рассказ, что

    дает допрашиваемому возможность сосредоточиться, вспомнить обстоятельства,

    а следователю – избежать постановки наводящих вопросов, внушающего

    воздействия. Уважительность и доверие к показаниям свидетелей и потерпевших

    должны быть обязательными для следователя. С его стороны недопустимы

    грубость, насмешки, подчеркнутая недоверчивость, невнимательность,

    торопливость и т. п*. В ходе свободного рассказа или после его окончания,

    если следователь увидит, что допрашиваеммый значительно отклоняется от

    интересующих следствие обстоятельств, он может задавать дополняющие,

    уточняющие, контрольные вопросы. Следователь должен при этом внимательно

    следить за формой их постановки, за своей интонацией, контролировать свою

    мимику и жесты, так как и они могут оказывать внушающее воздействие.

    Установив мотивы дачи ложных показаний, следователь должен стараться

    убедить недобросовестного потерпевшего, свидетеля в необходимости изменить

    позицию. При расследовании преступлений очень часто возникает

    необходимость, допрашивая свидетелей, потерпевших, установить точное время

    воспринимаемого ими события. В частности, это позволяет, определить момент

    совершения преступления, время нахождения подозреваемого в определенном

    месте, другие существенные для дела обстоятельства. При расследовании

    преступлений, для которых характерна быстротечность преступного события и

    кратковременность восприятия, нужно стремиться к установлению возможно

    большего числа свидетелей, потерпевших, тщательно сопоставлять их показания

    с другими собранными по делу доказательствами. Следователь может оказать

    помощь допрашиваемому в припоминании времени события. С этой целью возможно

    применение метода хронометража. В качестве точки отсчета избирается какое-

    либо памятное потерпевшему, свидетелю событие, время которого известно.

    Затем следователь предлагает допрашиваемому вспомнить, что он еще делал в

    этот день, последовательность его действий, их длительность и тем самым

    хронометрирует день до интересующего следствие момента. В ходе

    заключительной части допроса следователь различными способами (рукопись,

    машинопись, магнитофонная запись) фиксирует полученную в результате допроса

    информацию и представляет эту информацию уже в письменном виде

    допрашиваемому, кот-й, подтвердив правильность записанного в протокол, его

    подписывает. В ходе допроса между следователем и допрашиваемым происходит

    обмен информацией, в которой выделяются два аспекта: это словесный обмен

    информацией между допрашиваемым и допрашивающим и получение информации о

    состоянии допрашиваемого и даже направление его мыслей путем наблюдения за

    его поведением (жесты, мимика, цвет кожных покровов и т. д.). В ходе

    допроса всегда должно быть обеспечено тщательное наблюдение за

    допрашиваемым для установления его состояния, которое определяется по его

    внешнему виду, поведению, реакции на передаваемую ему информацию, на

    основании анализа его речи (темп, связность, повторения, отрывистость и т.

    д.). Так, например, неожиданные спазмы, изменения скорости и ритма звука

    или хохот, быстрое или поверхностное дыхание и постоянное прерывание

    других... рассматриваются как симптомы напряжения*.. Допрос потерпевших,

    свидетелей требует глубокого изучения их личности, ее психологического

    содержания, что позволит оказать воспитательное воздействие на потерпевших

    и свидетелей с антиобщественными взглядами, частнособственической

    психологией, ведущих паразитический образ жизни, алчных, жестоких,

    трусливых, грубо нарушающих нормы морали, тем более если эти социально-

    психологические отклонения вошли в число причин, условий, способствовавших

    совершению преступления.

    Психология допроса подозреваемого и обвиняемого Подозреваемый и обвиняемый

    отнюдь не обязательно могут быть преступниками. Поэтому, решая основной

    вопрос по делу, совершено ли преступление данным лицом, нужно ясно понимать

    его психологию. Стремясь уклониться от ответственности и скрыгь свое

    участие в преступлении, виновный старается утаить от окружающих и связанные

    с этим переживания. Он оберегает свои воспоминания от внешнего проявления и

    тем самым постоянно оживляет их, а подавляя переживания, еще более их

    обостряет. В конце концов тенденция скрыть свои чувства и мысли вносит

    сильнейшую дезорганизацию в его психические процессы. Если процессуальное

    положение подозреваемого и обвиняемого имеет существенные различия, то в

    психологическом аспекте эти различия представляются значительно менее

    важными. В частности, у подозреваемого происходит частая смена состояний,

    сопровождаемая то появлением уверенности в себе, стремлением к активному

    противодействию, недооценкой возможностей следствия, самоуверенностью, то,

    напротив, возникновением подавленного, депрессивного состоянии,

    растерянности, безволия. В отличие от подозреваемого обвиняемый чаще всего

    имеет больше сведений о положении дел, о содержании имеющихся доказательств

    у следствия. Однако на предварительном следствии, у подозреваемого и

    обвиняемого наблюдаются многие сходные психологические состояния, мотивы,

    побуждения, а отсюда и особенности поведения*. *Все,что здесь и далее будет

    говориться об обвиняемом, в равной степени можно отнести к подозреваемому.

    Психические состояния, мотивы действий, личностные качества допрашиваемых

    определяют их поведение на предварительном следствии и тем самым

    обуславливают психологический подход к ним, избрание наиболее эффективных,

    тактических и психологических приемов. На допросе обвиняемый может

    испытывать самые разнообразные чувства. Совершивший преступление боится

    изобличении и, конечно же, наказания. Это обычно действует на психику

    угнетающе, может в значительной степени подавить волю допрашиваемого,

    снизить возможности правильной оценки сложившихся обстоятельств, ухудшить

    самоконтроль, привести обвиняемого в угнетенное, депрессивное состояние.

    Страх обычно возникает у лица, совершившего преступление, задолго до

    привлечения его к уголовной ответственности. Такие психологические

    состояния затрудняют установление с допрашиваемым психологического

    контакта, снижают эффективность тактических приемов допроса. На допросе

    обвиняемый может быть в состоянии душевного потрясения, стыда, опасаясь,

    что о случившемся узнают родные и близкие, друзья, сослуживцы, соседи.

    Моральные оценки и суждения окружающих небезразличны даже для людей с

    устоявшимися антиобщественными взглядами. Нежелание огласки является весьма

    сильным мотивом, во многом определяющим поведение обвиняемого. При

    выявлении такого мотива задача следователя – убедить допрашиваемого в

    необходимости дать правдивые и полные показания. Только это хоть в какой-то

    степени поможет сохранить понимание близких ему людей. Следователю иногда

    приходится встречаться и с обвиняемыми (чаще рецидивистами) для которых

    мнение других людей ничего не значит. Они руководствуются принципами «не

    пойман – не вор», «деньги не пахнут» и т. д. Для отдельных обвиняемых

    типична боязнь утраты достигнутого им социального, служебного и

    материального положения. Поэтому на допросе такой обвиняемый чаще всего

    уклоняется от дачи правдивых показаний. Здесь следователь, чтобы преодолеть

    указанное психологическое состояние обвиняемого, должен убедить его в

    возможности честным и добросовестным трудом восстановить социальное

    положение стать полноправным членом общества. Сильным психологическим

    состоянием, формирующим мотивы поведения обвиняемого, является страх

    лишения свободы, привычного образа жизни, оказаться среди преступников.

    Такое чувство, особенно присущее лицам, впервые совершившим преступление и

    привлеченным к уголовной ответственности, обычно приводит их в состояние

    глубокой депрессии. В такой ситуации обвиняемый полагает, что избежать

    задержания, ареста, содержания под стражей, приговора, связанного с

    лишением свободы, можно, только отрицая свою вину, давая ложные показания у

    него возникает соответствующее психологическое состояние, формируется

    позиция, кот-ую следователю необходимо преодолеть. Для этого требуется

    убедить обвиняемого, что доказывание вины мало зависит от его признания, а

    в решающей мере – от всей совокупности доказательств. Здесь требуется

    разъяснить обвиняемому, что чистосердечное раскаяние... а также активное

    способствование раскрытию преступления является для суда обстоятельством,

    смягчающим ответственность. Практика показывает, что в преступлениях,

    совершаемых группой, обвиняемый по-разному относится к соучастникам. Если

    кому-то он многим обязан, то старается скрыть причастность к преступлению

    этого человека, надеясь на его помощь и поддержку. Гораздо чаше система

    психологических отношений в преступной группе построена на подчинении силе,

    страхе, иных низменных побуждениях и инстинктах. Поэтому в процессе

    расследования, когда участники преступной группы изолированы друг от друга,

    построенные на такой основе отношения распадаются. У обвиняемого крепнет

    неприязнь к лицам, втянувшим его в преступную группу, по чьей вине он

    оказался привлеченным к уголовной ответственности. Следователь вправе

    использовать подобное психологическое состояние обвиняемого, раскрыть перед

    ним систему отношений, существовавших в преступной группе, показать, на чем

    построено ложное чувство товарищества среди преступников, использовать эти

    знания для выбора наиболее эффективных тактических приемов допроса. Однако

    следует помнить о необходимости очень осторожного их выбора с учетом

    психологических взаимоотношений участников преступной группы, поскольку

    недопустимы приемы, основанные на использовании, разжигании низменных

    чувств и побуждений. Для обвиняемого на предварительном следствии очень

    характерно психологическое состояние тревоги, неопределенности,

    невозможности правильного предвидения сложившейся ситуации и управления ею.

    Часто подозреваемому неизвестно, какими доказательствами располагает

    следователь, какая мера пресечения может быть избрана, какие следственные

    действия, в том числе и носящие принудительный характер, будут проведены и

    т. д. Такое психологическое состояние является основой для разработки и

    применения тактических и психологических приемов. Однако при этом

    недопустимы нарушения законности, нравственных, этических норм и принципов

    уголовного законодательства. Хочется отметить, что допрашиваемые могут

    испытывать одновременно целый комплекс чувств, тесно связанных между собой.

    Особое место занимают психологические состояния, переживаемые невинным

    человеком, кот-й в силу стечения обстоятельств оказался в положении

    подозреваемого или даже обвиняемого. Безусловно, он испытывает чувства

    возмущения, гнева, обиды, стремится скорее избавиться от необоснованных, с

    его точки зрения, подозрений, доказать свою невиновность; он также может

    ощущать беспомощность, невозможность опровергнуть имеющиеся против него

    улики, преодолеть предубеждение окружающих. Эффективность допроса во многом

    зависит от того, в каком психологическом состоянии находится допрашиваемый,

    от осознания обвиняемым своей вины, от готовности дать правдивые показания.

    Следователь должен тактически умело ослабить или нейтрализовать

    отрицательные психологические состояния и усилить, поддержать

    положительные. Поведение человека в значительной степени определяется

    воздействием на него доминанты* – господствующего в данный момент очага

    возбуждения в коре больших полушарий головного мозга, кот-й обладает

    повышенной чувствительностью к раздражению и способен оказывать тормозящее

    влияние на работу других нервных центров. В очаге при этом происходит

    концентрация возбуждения. Доминанта, как правило, возникает у человека в

    связи с более или менее серьезными событиями в его жизни, за исход которых

    он переживает, в связи с кот-ми испытывает чувство страха, неуверенности,

    беспокойства. Зачастую доминанта воздействует и на преступника. Испытывая

    чувства тревоги, сожаления, страха, раскаяния и т. д., правонарушитель

    мысленно многократно возвращается к событию преступления, обдумывает

    возможные неблагоприятные последствия. Этот процесс приводит к еще большему

    усилению переживаний, к постоянному подкреплению очага возбуждения –

    доминанты. Замечено, что чем тяжелее преступление, тем ярче изменения в

    поведении преступника. _Родственники К., подозреваемого в убийстве,

    сообщили на допросе, что начиная с весны (времени совершения преступления)

    он постоянно находится в очень подавленном состоянии, кричит во сне,

    вскакивает по ночам. Товарищи по службе на допросе показали, что К. пытался

    повеситься, заявляя, что он недостоин быть среди них. Среди юристов и

    психологов в последнее время проявляется интерес к исследованию защитной

    доминанты правонарушителя*. Под воздействие доминанты преступник стремится

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.