МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Юридическая психология (лекции-шпора)

    ораторского искусства является воздействие на окружающих к самостоятельному

    развитию их мысли. Раздел 9. Психология допроса и очной ставки ложно

    занятой позиции, потгому следователь должен правильно определять, когда

    защитник может задавать вопросы в процессе допроса Участие защитника тем не

    менее, не должно ослаблять внимания следователя к смягчающим вину

    обвиняемого обстоятельствам. Психология допроса свидетелей В соответствии с

    законом, качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое

    лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие

    успшевлс-нию по данному делу. Показания свидетеля как источник

    доказательств подразделяются на: прямые — основанные на непосредственном

    восприятии существенных для данного дела обстоятельств; косвенные —

    основанные на сообщениях других лиц. с указанием такого источника

    информации. Очевидно, что вначале должны быть допрошены свидетели,

    способные дать наиболее достоверные показания. В процессе свободного

    рассказа следователь слушает свидетеля. Не прерывая его, затем задает

    свидетелю вопросы для выяснения условий формирования у свидетеля образных

    представлений и установления фактических данных, которые легли в основу

    оценочных суждений свидетеля. Законом запрещены наводящие вопросы,

    содержащие прямую подсказку ответа. Особое внимание следователь должен

    обращать на оправдательный или обвинительный уклон свидетельских показаний.

    Обвинительные показания свидетеля выступают в виде активной лжи, а

    оправдательные — в виде умалчивания, т.е, пассивной лжи, кот-ая зачастую

    связана с нежеланием свидетеля общаться с правоохранительными органами.

    Такому обстоятельству могут содействовать частые и необоснованные вызовы к

    следователю, его некорректное поведение по отношению к свидетелю и т.п.

    Следователь должен отличать ложные показания от заблуждения, с этой целью

    необходимо детально выяснить условия восприятия событий непосредственно

    свидетелем, его сенсорные возможности.

    67. ПСИХОЛОГО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ДОПРАШИВАЕМЫХ ОБВИНЯЕМЫХ.

    ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДОПРОСА ЛИЦ РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТИПОВ.

    68. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА МАЛОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ.

    Психология допроса несовершеннолетних Особенности допроса

    несовершеннолетних заключаться в том, что они имеют меньший объем

    восприятия и долговременной памяти. Чтобы установить психологический

    контакт с несовершеннолетним, следователь должен предварительно

    ознакомиться с условиями его жизни, связями, составом семьи и особенностями

    воспитания. Такие сведения следователь может получить из бесед с

    родителями, участковыми инспекторами и в инспекции по делам

    несовершеннолетних. В процессе знакомства с условиями жизни

    несовершеннолетнего следователь выявляет состав его семьи, взаимоотношения

    в ней, занятия родителей, их культурный и моральный уровни и т.п. Допрос

    несовершеннолетнего обвиняемого проводится при обязательном участии

    родителей и защитника и не может продолжаться более одного часа. Если

    следователь сомневается в способности несовершеннолетнего правильно

    воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них показания,

    а также осознавать значение своих противоправовых действий, то он назначает

    судебно-психологическую экспертизу.

    69. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

    Как показывает изучение правонарушений несовершеннолетних, подросток чаще

    всего может совершить преступление под непосредственным воздействием

    сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы*. У большинства

    таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества:

    лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность и т. п.

    Важнейшим условием формирования личности трудного подростка в большинстве

    случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или

    родственников, их аморальное поведение и т. д. Однако нередки случаи, когда

    искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают

    любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной

    педагогической культурой родители. Для трудновоспитуемых подростков, как

    правило, характерно отрицательное отношение к учебе, которое в конечном

    счете противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т. п. В

    подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонарушителей

    попадают те, которые не нашли себя в школьном коллективе в связи с

    отрицательными отношениями с ними. Антисоциальное поведение

    несовершеннолетнего, таким образом взаимообусловлено влиянием факторов в

    первую очередь внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также

    индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его

    индивидуальное реагирование на различные жизненные неудачи. Подростковый

    возраст (11–15 лет) является переходным главным образом в биологическом

    смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому

    достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В

    плане социальном подростковая фаза – это продолжение первичной

    социализации. Как правило, все подростки этого возраста – школьники.

    Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически

    этот возраст крайне противоречив. Отсюда – типичные возрастные конфликты и

    их преломление в самосознании подростка. Юношеский возраст (14–18 лет)

    представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и

    взрослостью. В биологическом плане этот этап – период полного физического

    созревания. Юность - это завершающий этап первичной социализации.

    Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и

    особенности его психики. Перед ними стоит задача социального и личностного

    самоопределения, кот-ая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую

    ориентировку и определение своею места во взрослом мире*. Процессе усвоения

    моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте к

    14–16 годам. Это обстоятельство учитывается законодателем, кот-й установил

    частичную уголовную ответственность с 14 лет и полную уголовную

    ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, –

    с 16 лет. Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким

    уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах

    его воспитания: в семье, в школе (профессионально-техническом училище) и на

    производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка излишне

    большое влияние оказывает особая сфера – улица, двор, уличные группы,

    склонные к совершению правонарушений. Под трудновоспитуемостью прежде всего

    понимают негативизм и сопротивление педагогическим воздействиям, которое

    может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, выходящими за рамки

    педагогической и социальной запущенности. Конфликтность в отношениях со

    взрослыми, родителями и учителями очень часто проявляется в подростковом

    возрасте и объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что

    меняется вся система отношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками.

    Стремясь избавиться, отстраниться от оценки и влияния взрослых, подросток

    становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает

    обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы

    и мнения, высказывания старших. Кризисность подросткового возраста с более

    или менее выраженной тенденцией к криминализации проявляется и в том, что у

    подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для него в

    этот период характерна повышенная потребность общения со сверстниками,

    стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение

    сверстников. Следует отметить, что в подростковом возрасте закладываются

    самосознание, самооценка, основа и фундамент личности, играющие решающую

    роль в процессе личностного самоопределения и саморегулирования.

    Формирование самооценки, самосознания происходит прежде всего в общении в

    процессе активного взаимодействия с себе подобными. «Личность становится

    для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для

    других. Это и есть процесс становления личности»*. Потребность общения и

    самоутверждения подростка должна быть реализована в благоприятных условиях,

    на основе социально-значимой полезной деятельности. Если этого по каким-то

    причинам не происходит и самоутверждение осуществляется в неформальных

    подростковых группах, уличных компаниях в форме асоциальных проявлений

    (выпивка, употребление наркотиков, хулиганство и т. п.), оно может стать

    опасным криминализирующим фактором. Социальную адаптацию детей и подростков

    могут затруднять различные нервно-психические заболевания и отклонения.

    Поэтому в данном случае недостаточно мер педагогической коррекции,

    необходимы вмешательство и помощь психиатров, невропатологов,

    психотерапевтов, наряду с мерами воспитательного характера осуществляющих

    медицинскую коррекцию, а также проводящих специальные консультации для

    педагогов и родителей. Как правило, на практике неучет биологического

    фактора приводит к бесполезности воспитательных мероприятий в отношении

    психически неполноценных, совершивших преступления, поскольку шаблонными

    методами воспитательного воздействия пытаются исправить того, кто прежде

    всего нуждается в медицинском вмешательстве и чье поведение в значительной

    степени детерминировано аномалией психики*. Однако вмешательство врача

    далеко не всегда способно привести к желаемым результатам, поскольку оно не

    может устранить всех причин, вызывающих нервно-психические расстройства.

    Первое место занимают все-таки причины социального характера, различные

    психотравмирующие ситуации, которые переживает трудный подросток в семье и

    школе, а также наследственная алкогольная отягощенность, приводящая к

    патологическому отставанию в интеллектуальном и психофизиологическом

    развитии детей. Наряду с отклонениями нервно-психического характера особую

    проблему представляет социальная адаптация умственно отсталых детей,

    имбецилов и дебилов. Исследования показывают, что у олигофренов отсутствует

    фатальная предрасположенность к преступлениям*. Однако же умственная

    неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию,

    при особых неблагоприятных условиях в силу своей повышенной внушаемости они

    могут легко попадать под влияние более взрослых, опытных преступников и

    быть слепым орудием в их руках. Эти обстоятельства нельзя не учитывать в

    деятельности органов профилактики и специальных учебно-воспитательных

    учреждений, занимающихся проблемами социальной адаптации олигофренов. _

    Важнейшим условием формирования личности трудного подростка в большинстве

    случаев являются отрицательные семейные условия. Скандалы родителей,

    физические наказания подростков, естественно приводят к разрушению

    тормозных процессов, к воспитанию вспыльчивости, повышенной возбудимости,

    несдержанности. Тепличные условия, создаваемые детям в некоторых семьях,

    отстранение их от любой активной деятельности приводят к инфантильности и

    неспособности преодолеть жизненные трудности в критической ситуации,

    которые порой бывают довольно банальны: не прошел в вуз по конкурсу и

    другие. Конфликтные ситуации, в которых оказывается подросток, его

    неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

    Препятствием для нормального развития личности подростков с завышенной

    самооценкой является их пониженная критичность к себе. Как считают

    некоторые исследователи, дети с заниженной самооценкой не могут нормально

    развиваться из-за повышенной самокритичности*. Для несовершеннолетних

    правонарушителей характерно совершение преступлений в группе, так как

    многие преступления технически невыполнимы для одиночного подростка; кроме

    того, некоторые подростки, участвуя в действиях группы, смелеют и даже

    наглеют, поскольку это одобряется групповым авторитетом. В.Л. Васильев

    считает, что криминальную направленность группы характеризуют следующие

    количественные и качественные характеристики: участие в группе ранее

    судимых, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или

    наркотиками, занимаются азартными играми, а также наличие в группе

    осознанного лидера, авторитарный стиль управления группой, преимущественно

    криминальная направленность группы, формирование субкультуры группы

    (жаргон, специальные клятвы, особый ритуал поведения и т. д.). В дальнейшем

    при систематической преступной деятельности в группе происходит

    распределение ролей и функций при совершении преступлений*. В центре

    внимания внутренней картины преступления подростка находится его личность,

    в процессе изучения которой необходимо выделение психологических

    детерминант антиобщественного поведения на различных этапах его

    формирования. При анализе преступного поведения несовершеннолетних выделено

    четыре типа нарушителей, для которых общественно опасное деяние является:

    а) случайным, противоречит общей направленности личности; б) возможным с

    учетом общей неустойчивости личностной направленности но ситуативным с

    точки зрения повода и ситуации: в) результатом общей отрицательной

    ориентации личности, обуславливающей выбор среды, времяпрепровождения и

    непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера

    преступного поведения и т. п.; г) результатом преступной установки

    личности, включающей активный поиск, организацию повода и ситуации для

    преступных деяний, соответственно относительно устойчивой системы

    антисоциальных оценок и отношений. Предложенная типология не только

    фиксирует основные варианты возможной направленности личности

    несовершеннолетних правонарушителей, но и отражает процесс постоянного

    формирования социально негативных черт личности, переход от единичных

    деформаций к их цепочке. В результате взаимодействия неблагоприятных

    внешних условий с определенными пробелами или искажениями в психике

    подростка возникает трудновоспитуемость. Неблагоприятными условиями могут

    быть аморальное поведение родителей, кризис в семейных отношениях, ошибки в

    школьном и семейном воспитании. Однако ни в коем случае не следует считать,

    что у плохих родителей плохие дети, что типичные неблагоприятные условия

    порождают типичные недостатки любого подростка. Часто у пьющих родителей и

    взрослые дети не притрагиваются к вину, у отцов-грубиянов вырастают очень

    тактичные сыновья и т. д. Подросток, как правило, непросто воспринимает и

    усваивает неблагоприятные внешние воздействия. Он может их и не

    воспринимать, отвергнуть, а может с ними бороться. И тогда в борьбе с

    неблагоприятными условиями формируются положительные качества личности. §

    2. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних

    Практика показывает, что знание психологических особенностей подростков

    способствует правильному решению задач расследования преступлений и

    перевоспитания несовершеннолетних преступников. Работники

    правоохранительных органов, используя эти знания, обеспечивают правильную

    диагностику личности несовершеннолетнего, индивидуальный подход к нему,

    выбор и применение наиболее соответствующих ситуации тактических приемов и

    т. д. Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя на

    предварительном следствии, как правило, проводится по схеме: 1)

    наследственно-биологические факторы: предрасположение к нервным или

    психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность,

    ненормальные роды, отрицательное влияние алкоголизма, употребления

    наркотиков и др.; 2) ближайшее социальное окружение подростка: семья,

    социально-экономический статус родителей, отношения в семье, ценностные

    ориентации родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков,

    школа, отношение к учебе, отношения с учителями, положение подростка в

    классе, ценностные ориентации одноклассников, друзья, их социальное

    положение, статус подростка в группе друзей; 3) личностные характеристики

    подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный

    блок, ценностные ориентации подростка, уровень притязаний, самооценка и

    возможные конфликты в области самооценки, отношение к профессии:

    сознательность выбора, место профессии в системе ценностей подростка, планы

    на будущее; 4) правосознание подростка*. Для познания условий жизни и

    воспитания несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого необходимо

    также изучать и другие сферы – семью, место работы и учебы. Необходимо

    выяснить условия жизни несовершеннолетнего до и после совершения

    преступления, состав семьи, выяснить, интересовались ли родители или другие

    взрослые члены семьи учебой, досугом, кругом знакомых, друзей, среди

    которых несовершеннолетний проводил свободное время, замечали ли негативное

    поведение несовершеннолетнего и как реагировали на это, какие применялись

    меры наказания к нему за нарушения требований морали, например в случаях

    распития спиртных напитков, драк и т. д. Важно установить, посещал ли этот

    подросток занятия во время совершения преступления, чем он увлекался, учась

    в школе, каково было его отношение к общественной работе, как он учился, с

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.