Юридическая психология (лекции-шпора)
ораторского искусства является воздействие на окружающих к самостоятельному
развитию их мысли. Раздел 9. Психология допроса и очной ставки ложно
занятой позиции, потгому следователь должен правильно определять, когда
защитник может задавать вопросы в процессе допроса Участие защитника тем не
менее, не должно ослаблять внимания следователя к смягчающим вину
обвиняемого обстоятельствам. Психология допроса свидетелей В соответствии с
законом, качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое
лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие
успшевлс-нию по данному делу. Показания свидетеля как источник
доказательств подразделяются на: прямые — основанные на непосредственном
восприятии существенных для данного дела обстоятельств; косвенные —
основанные на сообщениях других лиц. с указанием такого источника
информации. Очевидно, что вначале должны быть допрошены свидетели,
способные дать наиболее достоверные показания. В процессе свободного
рассказа следователь слушает свидетеля. Не прерывая его, затем задает
свидетелю вопросы для выяснения условий формирования у свидетеля образных
представлений и установления фактических данных, которые легли в основу
оценочных суждений свидетеля. Законом запрещены наводящие вопросы,
содержащие прямую подсказку ответа. Особое внимание следователь должен
обращать на оправдательный или обвинительный уклон свидетельских показаний.
Обвинительные показания свидетеля выступают в виде активной лжи, а
оправдательные — в виде умалчивания, т.е, пассивной лжи, кот-ая зачастую
связана с нежеланием свидетеля общаться с правоохранительными органами.
Такому обстоятельству могут содействовать частые и необоснованные вызовы к
следователю, его некорректное поведение по отношению к свидетелю и т.п.
Следователь должен отличать ложные показания от заблуждения, с этой целью
необходимо детально выяснить условия восприятия событий непосредственно
свидетелем, его сенсорные возможности.
67. ПСИХОЛОГО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ДОПРАШИВАЕМЫХ ОБВИНЯЕМЫХ.
ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДОПРОСА ЛИЦ РАЦИОНАЛЬНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ТИПОВ.
68. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА МАЛОЛЕТНИХ СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ.
Психология допроса несовершеннолетних Особенности допроса
несовершеннолетних заключаться в том, что они имеют меньший объем
восприятия и долговременной памяти. Чтобы установить психологический
контакт с несовершеннолетним, следователь должен предварительно
ознакомиться с условиями его жизни, связями, составом семьи и особенностями
воспитания. Такие сведения следователь может получить из бесед с
родителями, участковыми инспекторами и в инспекции по делам
несовершеннолетних. В процессе знакомства с условиями жизни
несовершеннолетнего следователь выявляет состав его семьи, взаимоотношения
в ней, занятия родителей, их культурный и моральный уровни и т.п. Допрос
несовершеннолетнего обвиняемого проводится при обязательном участии
родителей и защитника и не может продолжаться более одного часа. Если
следователь сомневается в способности несовершеннолетнего правильно
воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них показания,
а также осознавать значение своих противоправовых действий, то он назначает
судебно-психологическую экспертизу.
69. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
Как показывает изучение правонарушений несовершеннолетних, подросток чаще
всего может совершить преступление под непосредственным воздействием
сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению толпы*. У большинства
таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества:
лень, безволие, безответственность, конформизм, агрессивность и т. п.
Важнейшим условием формирования личности трудного подростка в большинстве
случаев являются отрицательные семейные условия, алкоголизм родителей или
родственников, их аморальное поведение и т. д. Однако нередки случаи, когда
искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают
любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной
педагогической культурой родители. Для трудновоспитуемых подростков, как
правило, характерно отрицательное отношение к учебе, которое в конечном
счете противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т. п. В
подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонарушителей
попадают те, которые не нашли себя в школьном коллективе в связи с
отрицательными отношениями с ними. Антисоциальное поведение
несовершеннолетнего, таким образом взаимообусловлено влиянием факторов в
первую очередь внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также
индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его
индивидуальное реагирование на различные жизненные неудачи. Подростковый
возраст (11–15 лет) является переходным главным образом в биологическом
смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому
достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В
плане социальном подростковая фаза – это продолжение первичной
социализации. Как правило, все подростки этого возраста – школьники.
Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически
этот возраст крайне противоречив. Отсюда – типичные возрастные конфликты и
их преломление в самосознании подростка. Юношеский возраст (14–18 лет)
представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и
взрослостью. В биологическом плане этот этап – период полного физического
созревания. Юность - это завершающий этап первичной социализации.
Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и
особенности его психики. Перед ними стоит задача социального и личностного
самоопределения, кот-ая означает отнюдь не автономию от взрослых, а четкую
ориентировку и определение своею места во взрослом мире*. Процессе усвоения
моральных и правовых норм поведения заканчивается в подростковом возрасте к
14–16 годам. Это обстоятельство учитывается законодателем, кот-й установил
частичную уголовную ответственность с 14 лет и полную уголовную
ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, –
с 16 лет. Личность трудного подростка, как правило, характеризуется низким
уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах
его воспитания: в семье, в школе (профессионально-техническом училище) и на
производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка излишне
большое влияние оказывает особая сфера – улица, двор, уличные группы,
склонные к совершению правонарушений. Под трудновоспитуемостью прежде всего
понимают негативизм и сопротивление педагогическим воздействиям, которое
может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, выходящими за рамки
педагогической и социальной запущенности. Конфликтность в отношениях со
взрослыми, родителями и учителями очень часто проявляется в подростковом
возрасте и объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что
меняется вся система отношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками.
Стремясь избавиться, отстраниться от оценки и влияния взрослых, подросток
становится весьма критичным по отношению к родителям и учителям, начинает
обостренно чувствовать и замечать их недостатки, подвергать сомнению советы
и мнения, высказывания старших. Кризисность подросткового возраста с более
или менее выраженной тенденцией к криминализации проявляется и в том, что у
подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для него в
этот период характерна повышенная потребность общения со сверстниками,
стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение
сверстников. Следует отметить, что в подростковом возрасте закладываются
самосознание, самооценка, основа и фундамент личности, играющие решающую
роль в процессе личностного самоопределения и саморегулирования.
Формирование самооценки, самосознания происходит прежде всего в общении в
процессе активного взаимодействия с себе подобными. «Личность становится
для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для
других. Это и есть процесс становления личности»*. Потребность общения и
самоутверждения подростка должна быть реализована в благоприятных условиях,
на основе социально-значимой полезной деятельности. Если этого по каким-то
причинам не происходит и самоутверждение осуществляется в неформальных
подростковых группах, уличных компаниях в форме асоциальных проявлений
(выпивка, употребление наркотиков, хулиганство и т. п.), оно может стать
опасным криминализирующим фактором. Социальную адаптацию детей и подростков
могут затруднять различные нервно-психические заболевания и отклонения.
Поэтому в данном случае недостаточно мер педагогической коррекции,
необходимы вмешательство и помощь психиатров, невропатологов,
психотерапевтов, наряду с мерами воспитательного характера осуществляющих
медицинскую коррекцию, а также проводящих специальные консультации для
педагогов и родителей. Как правило, на практике неучет биологического
фактора приводит к бесполезности воспитательных мероприятий в отношении
психически неполноценных, совершивших преступления, поскольку шаблонными
методами воспитательного воздействия пытаются исправить того, кто прежде
всего нуждается в медицинском вмешательстве и чье поведение в значительной
степени детерминировано аномалией психики*. Однако вмешательство врача
далеко не всегда способно привести к желаемым результатам, поскольку оно не
может устранить всех причин, вызывающих нервно-психические расстройства.
Первое место занимают все-таки причины социального характера, различные
психотравмирующие ситуации, которые переживает трудный подросток в семье и
школе, а также наследственная алкогольная отягощенность, приводящая к
патологическому отставанию в интеллектуальном и психофизиологическом
развитии детей. Наряду с отклонениями нервно-психического характера особую
проблему представляет социальная адаптация умственно отсталых детей,
имбецилов и дебилов. Исследования показывают, что у олигофренов отсутствует
фатальная предрасположенность к преступлениям*. Однако же умственная
неполноценность этих детей, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию,
при особых неблагоприятных условиях в силу своей повышенной внушаемости они
могут легко попадать под влияние более взрослых, опытных преступников и
быть слепым орудием в их руках. Эти обстоятельства нельзя не учитывать в
деятельности органов профилактики и специальных учебно-воспитательных
учреждений, занимающихся проблемами социальной адаптации олигофренов. _
Важнейшим условием формирования личности трудного подростка в большинстве
случаев являются отрицательные семейные условия. Скандалы родителей,
физические наказания подростков, естественно приводят к разрушению
тормозных процессов, к воспитанию вспыльчивости, повышенной возбудимости,
несдержанности. Тепличные условия, создаваемые детям в некоторых семьях,
отстранение их от любой активной деятельности приводят к инфантильности и
неспособности преодолеть жизненные трудности в критической ситуации,
которые порой бывают довольно банальны: не прошел в вуз по конкурсу и
другие. Конфликтные ситуации, в которых оказывается подросток, его
неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки.
Препятствием для нормального развития личности подростков с завышенной
самооценкой является их пониженная критичность к себе. Как считают
некоторые исследователи, дети с заниженной самооценкой не могут нормально
развиваться из-за повышенной самокритичности*. Для несовершеннолетних
правонарушителей характерно совершение преступлений в группе, так как
многие преступления технически невыполнимы для одиночного подростка; кроме
того, некоторые подростки, участвуя в действиях группы, смелеют и даже
наглеют, поскольку это одобряется групповым авторитетом. В.Л. Васильев
считает, что криминальную направленность группы характеризуют следующие
количественные и качественные характеристики: участие в группе ранее
судимых, которые не работают и не учатся, злоупотребляют алкоголем или
наркотиками, занимаются азартными играми, а также наличие в группе
осознанного лидера, авторитарный стиль управления группой, преимущественно
криминальная направленность группы, формирование субкультуры группы
(жаргон, специальные клятвы, особый ритуал поведения и т. д.). В дальнейшем
при систематической преступной деятельности в группе происходит
распределение ролей и функций при совершении преступлений*. В центре
внимания внутренней картины преступления подростка находится его личность,
в процессе изучения которой необходимо выделение психологических
детерминант антиобщественного поведения на различных этапах его
формирования. При анализе преступного поведения несовершеннолетних выделено
четыре типа нарушителей, для которых общественно опасное деяние является:
а) случайным, противоречит общей направленности личности; б) возможным с
учетом общей неустойчивости личностной направленности но ситуативным с
точки зрения повода и ситуации: в) результатом общей отрицательной
ориентации личности, обуславливающей выбор среды, времяпрепровождения и
непосредственного варианта действий при наличии подстрекательства, примера
преступного поведения и т. п.; г) результатом преступной установки
личности, включающей активный поиск, организацию повода и ситуации для
преступных деяний, соответственно относительно устойчивой системы
антисоциальных оценок и отношений. Предложенная типология не только
фиксирует основные варианты возможной направленности личности
несовершеннолетних правонарушителей, но и отражает процесс постоянного
формирования социально негативных черт личности, переход от единичных
деформаций к их цепочке. В результате взаимодействия неблагоприятных
внешних условий с определенными пробелами или искажениями в психике
подростка возникает трудновоспитуемость. Неблагоприятными условиями могут
быть аморальное поведение родителей, кризис в семейных отношениях, ошибки в
школьном и семейном воспитании. Однако ни в коем случае не следует считать,
что у плохих родителей плохие дети, что типичные неблагоприятные условия
порождают типичные недостатки любого подростка. Часто у пьющих родителей и
взрослые дети не притрагиваются к вину, у отцов-грубиянов вырастают очень
тактичные сыновья и т. д. Подросток, как правило, непросто воспринимает и
усваивает неблагоприятные внешние воздействия. Он может их и не
воспринимать, отвергнуть, а может с ними бороться. И тогда в борьбе с
неблагоприятными условиями формируются положительные качества личности. §
2. Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних
Практика показывает, что знание психологических особенностей подростков
способствует правильному решению задач расследования преступлений и
перевоспитания несовершеннолетних преступников. Работники
правоохранительных органов, используя эти знания, обеспечивают правильную
диагностику личности несовершеннолетнего, индивидуальный подход к нему,
выбор и применение наиболее соответствующих ситуации тактических приемов и
т. д. Изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя на
предварительном следствии, как правило, проводится по схеме: 1)
наследственно-биологические факторы: предрасположение к нервным или
психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность,
ненормальные роды, отрицательное влияние алкоголизма, употребления
наркотиков и др.; 2) ближайшее социальное окружение подростка: семья,
социально-экономический статус родителей, отношения в семье, ценностные
ориентации родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков,
школа, отношение к учебе, отношения с учителями, положение подростка в
классе, ценностные ориентации одноклассников, друзья, их социальное
положение, статус подростка в группе друзей; 3) личностные характеристики
подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный
блок, ценностные ориентации подростка, уровень притязаний, самооценка и
возможные конфликты в области самооценки, отношение к профессии:
сознательность выбора, место профессии в системе ценностей подростка, планы
на будущее; 4) правосознание подростка*. Для познания условий жизни и
воспитания несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого необходимо
также изучать и другие сферы – семью, место работы и учебы. Необходимо
выяснить условия жизни несовершеннолетнего до и после совершения
преступления, состав семьи, выяснить, интересовались ли родители или другие
взрослые члены семьи учебой, досугом, кругом знакомых, друзей, среди
которых несовершеннолетний проводил свободное время, замечали ли негативное
поведение несовершеннолетнего и как реагировали на это, какие применялись
меры наказания к нему за нарушения требований морали, например в случаях
распития спиртных напитков, драк и т. д. Важно установить, посещал ли этот
подросток занятия во время совершения преступления, чем он увлекался, учась
в школе, каково было его отношение к общественной работе, как он учился, с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|