МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Юридическая психология (лекции-шпора)

    не могла оказать сопротивления. В постановлении о судебно-психологической

    экспертизе по делам об изнасилованиях обычно ставятся следующие вопросы:

    способность потерпевшей понимать характер и значение совершаемых с ней

    действий, способность оказывать сопротивление; психологический механизм

    сексуального общения, приводящего к изнасилованию. Эксперт-психолог

    выявляет устойчивость виктимной деформации личности потерпевшей,

    особенности ее ценностно-личностных ориентации и установок. При назначении

    судебно-психологической экспертизы в большинстве мест следователи

    сталкиваются со значительными организационными трудностями. В настоящее

    время у нас нет экспертных учреждений, которые могли бы проводить судебно-

    психологические экспертизы. В крупных научных центрах (Москва, Санкт-

    Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Ярославль и др.) производство

    экспертизы можно поручать научно-исследовательским лабораториям

    психологических факультетов университетов, психологическим отделам и

    лабораториям некоторых научно-исследовательских институтов. В других

    областных центрах производство психологической экспертизы целесообразно

    поручать наиболее квалифицированным сотрудникам кафедр психологии и

    педагогики педагогических вузов. Эти люди должны быть хорошо знакомы с

    методами экспериментально-психологических исследований. Экспертное

    разрешение психологических вопросов, возникающих в следственной и судебной

    практике, предъявляет к эксперту-психологу много дополнительных требований:

    он должен знать процессуальный закон в части проведения процедуры

    экспертного исследования, специфические условия предварительного следствия

    и судебного разбирательства. Результаты судебно-психологической экспертизы

    оформляются в соответствии с существующими правилами в виде письменного

    заключения. § 10. Психология проверки показаний на месте За последние годы

    особенно в следственной практике утвердилось специфическое следственное

    действие – проверка показаний выходом на место. Анализ практики

    свидетельствует о распространенности и в целом высокой эффективности этого

    следственного действия. Проверка показаний на месте является

    сложноструктурным следственным действием, включающим в себя элементы ряда

    других: осмотра места происшествия, допроса, следственного эксперимента и в

    основном сочетает в себе психологические особенности этих следственных

    действий. Главная цель воспроизведения показаний на месте – получить

    дополнительную информацию по отношению к той, кот-ая уже была получена в

    ходе допроса лица, показания которого подлежат воспроизведению. При

    проверке показания на месте у допрашиваемого лица путем ассоциативных

    связей улучшается память. На месте прошествия, находясь среди вещей и

    предметов, о которых во время допроса говорилось лишь по памяти, человек

    может вспомнить такие факты, о которых в кабинете следователя он просто

    забыл сказать. Следователь в ходе воспроизведения показаний на месте может

    получить информацию значительно большую, нежели при допросе, потому что он

    не только слушает, но видит и сравнивает. От восприятия информации на

    уровне символа-слова следователь в ходе проверки показаний на месте

    переходит к восприятию информации на уровне конкретных образов. Это

    позволяет ему более глубоко и всесторонне воспринимать и осмысливать

    исследуемое событие. Целями воспроизведения показаний на месте могут быть:

    1) получение новых доказательств по делу (например, обвиняемый покажет

    место захоронения трупа, тайник с похищенными ценностями и т. д.); 2)

    проверка уже существующих доказательств, установление конкретных причин и

    условий, способствующих совершению преступления. Лицами, чьи показания

    проверяются на месте, могут быть потерпевшие, свидетели, подозреваемые и

    обвиняемые. Чаще всего встречаются следующие основания для проведения

    проверки показаний на месте. 1. Необходимость обнаружения места

    происшествия. К следователю обратилась гражданка, кот-ая заявила, что,

    гуляя по лесу, случайно обнаружила труп человека с признаками

    насильственной смерти. Она не в состоянии объяснить, как найти это место,

    но с уверенностью заявила, что может показать, где оно находится. 2.

    Необходимость установления пути следования. Шофер Успенский, экспедитор

    Ильинский и грузчик Хрущев, похитив значительное количество фруктов,

    продавали их гражданам прямо с машины. Для установления свидетелей –

    покупателей фруктов необходимо узнать, по каким улицам проезжала автомашина

    и где останавливалась. Шофер Успенский, признавшись в совершении

    преступления, согласился показать тот маршрут, по которому они ехали с

    похищенными фруктами. 3. Установление местонахождения имеющих значение для

    следствия предметов. Обвиняемый согласился показать то место, куда выбросил

    нож после нанесения телесного повреждения, другой обвиняемый высказал

    намерение показать место, где он спрятал похищенные ценности. 4.

    Установление неизвестных следствию лиц. Взяткодатель К., плотник по

    профессии, признал, что за получение жилья передал должностному лицу

    взятку. По словам К., деньги он передал не непосредственно должностному

    лицу, а через посредника «дядю Петю», фамилии и адреса которого он не

    знает. На вопрос следователя: каким образом можно установить дядю Петю – К.

    заявил, что может показать одноэтажный дом, в котором он проживает. Знает

    он этот дом потому, что перестилал в нем полы. 5. Установление и уточнение

    отдельных обстоятельств происшествия. Здесь речь идет о различных

    обстоятельствах, деталях, которые могут быть установлены при проверке

    показаний на месте в ходе сопоставления показаний обвиняемого,

    подозреваемого, потерпевшего или свидетеля с объективной обстановкой на

    местности или в помещении. 6. Установление обстоятельств, способствующих

    совершению преступления. Следователем был задан вопрос обвиняемому: «Каким

    образом удавалось выносить с территории завода дефицитные детали?», на кот-

    й он ответил, что передал их через плохо прибитую в заборе доску, кот-ая

    легко отходит в сторону. Следователь предложил обвиняемому показать это

    место в заборе, и обвиняемый согласился. 7. Установление осведомленности

    лица, чьи показания проверяются, относительно места происшествия, отдельных

    объектов или маршрута. Здесь возможны различные варианты. Лицо, чьи

    показания проверяются, указывает, где спрятаны похищенные ценности, где

    находятся выброшенные орудия преступления, расположены следы - результаты

    его действий. Четверо рыбаков заявили, что дали взятку инспектору

    рыбоохраны. По их словам, передача денег имела место на углу Тверской и

    Красной улиц. Следователь провел проверку показаний на месте с каждым из

    заявителей в отдельности, предложив каждому точно указать то место, где

    были переданы деньги. В результате оказалось, что заявители указали

    различные углы, образующиеся при пересечении Тверской и Красной улиц. Так

    был разоблачен сговор, преследовавший целью оклеветать честного работника

    рыбоохраны*. Известны случаи, когда обвиняемые ложно соглашаются показать

    место, где ими было совершено преступление, где спрятаны ценности и т. д. В

    действительности же они выводят следователя и других лиц в такие места, где

    заведомо ничего нет и не было. Цель подобного согласия на участие в выходе

    на место заключается в том, что обвиняемый стремится создать основу для

    отказа в суде от своих показаний на предварительном следствии. Будучи

    вынужденным в процессе предварительного следствия признать определенные

    факты под воздействием собранных доказательств, обвиняемый иногда стремится

    активно противодействовать процессу дальнейшего собирания доказательств,

    что, по его мнению, может привести к еще большему разоблачению его

    преступной деятельности. Его признание части преступной деятельности и

    направлено на прекращение дальнейших поисков доказательств. Выход на место

    в подобных случаях рассматривается им как такое действие, которое

    одновременно подтверждает его признание и этим самым содействует

    прекращению процесса активных поисков доказательств и в то же время,

    поскольку выход на место был осуществлен в соответствии с его ложными

    показаниями, создает ему базу для последующего отказа от показаний в суде.

    Изменение цели может произойти и в ходе самого следственного действия.

    Обвиняемый по тем или иным причинам уже на месте может отказаться от

    имеющегося у него желания показать место сокрытия ценностей, трупа и т. д.,

    и в связи с этим он будет указывать место, где заведомо ничего не спрятано.

    Для своевременного разоблачения подобных попыток у обвиняемого надо все

    время внимательно следить за его поведением. Это поможет следователю

    выявить изменение в отношении обвиняемого к данному следственному действию,

    принять соответствующие меры для изменения его отношения, а в некоторых

    случаях позволяет даже разгадать, где действительно находится место

    сокрытия ценностей, которое обвиняемый уже в ходе следственного действия

    решил скрыть. Так, например, Н., обвиняемый в убийстве жены, на допросе

    признал себя виновным в совершении преступления, будучи убежденным, что

    труп уже найден следователем. После полученного признания с обвиняемым

    решено было провести следственное действие по выходу на место преступления,

    для того чтобы он показал место, где зарыл труп. Далее события описываются

    следующим образом: «Яков уверенно шел по лесу и, выведя нас прямо к

    полузасыпанной траншее, вдруг остановился и удивленно посмотрел на меня:

    траншея была завалена льдом и снегом, и было видно, что никто здесь труп не

    отыскивал. Яков понял, что труп его жены не найден и признался он

    преждевременно. Надо отдать должное, что он мгновенно оценил ситуацию и

    двинулся дальше по траншее. Но его остановка и замешательство не

    ускользнули от нашего внимания...»* Труп был найден в том месте, где

    обвиняемый сделал невольную остановку. Успешное воспроизведение показаний

    на месте требует от следователя организаторских способностей. Он должен

    руководить одновременно большой группой людей (специалисты, понятые, конвой

    и др.), воспринимать значительное количество информации, анализировать ее,

    направлять ход следственного действия, а также достаточно полно

    зафиксировать всю собранную информацию. При подготовке к проверке показаний

    на месте следует учитывать ряд организационных моментов, имеющих

    психологический аспект. В первую очередь нужно правильно выбрать время

    воспроизведения показаний. Обвиняемого после дачи им правдивых показаний

    следует готовить к выезду на место происшествия, промедление в несколько

    дней, а тем более недель может привести к утрате психологического контакта

    с обвиняемым, к изменению им своей позиции. Следователю нужно хорошо

    изучить психологию центральной фигуры этого следственного действия – лица,

    чьи показания проверяются. Это поможет в налаживании необходимого

    психологического контакта, даст возможность избежать ненужных конфликтов и

    получить в ходе проверки максимум необходимых доказательств. Существенное

    значение при проверке показаний на месте имеет надлежащий психологический

    контакт с обвиняемым и подозреваемым, кот-м нужно разъяснить, что участие в

    проверке направлено не на ухудшение его положения, а на то, чтобы все

    обстоятельства дела были установлены с максимальной точностью, что даст

    возможность по справедливости разрешить уголовное дело. В разговорах с

    подозреваемым или обвиняемым следует подчеркнуть, что проверка даст

    возможность отмести ложные обвинения, которые кто-либо возводит на него. Не

    должен забывать следователь и об отрицательном влиянии, которое оказывают

    подчас на позицию лица, чьи показания подлежат проверке, окружающие лица.

    Неразумно конфликтовать с обвиняемым по мелким несущественным деталям, с

    кот-ми можно разобраться потом, в ходе очередного допроса. В ходе самой

    проверки необходимо сократить до минимума отвлекающие моменты (наличие

    посторонних лиц, возможно, знакомых или родственников, ненужная для данного

    действия аппаратура и т. д.). Проверка показаний на месте требует также

    серьезной подготовки всех остальных участников (понятых, специалистов,

    работников органов дознания). Они должны не только хорошо знать свои

    процессуальные права и обязанности, но и быть готовы к любым ситуациям.

    Если речь идет о подозреваемом, обвиняемом, участники проверки должны быть

    предупреждены о недопустимости проявления вовне чувств презрения,

    негодования, жалости и т. д., ибо одно неосторожно брошенное слово может

    моментально разрушить атмосферу доверия к следователю и сделать невозможным

    дальнейшее проведение следственного действия. После совершения преступления

    на данном участке местности могли произойти существенные изменения (снесен

    старый или построен новый дом, вырублен участок леса, проведена шоссейная

    дорога и т. п.). Эти обстоятельства, если их не учитывать, могут привести к

    противоречиям между прежними и теперешними показаниями обвиняемого и

    затруднить узнавание обвиняемым искомых объектов. В этом случае очень

    важно, не торопясь, принять все возможные меры для того, чтобы оживить у

    допрашиваемого ассоциативные связи, помочь ему вспомнить те или иные

    обстоятельства, детали, которые дадут возможность правильно оценить

    результаты проверки. Существенное психологическое значение имеют объяснения

    обвиняемого с так называемым «упреждением»; обвиняемый до прихода на место

    происшествия должен рассказать участникам проверки показаний, как оно

    выглядит; до входа в помещение, где происходили интересующие следствие

    события, описать запомнившуюся ему обстановку этого помещения и т.д.*.

    Такой показ с «упреждением» оказывает в случае его подтверждения очень

    сильное психологическое воздействие как на понятых, так и на самого

    обвиняемого, препятствуя отказу впоследствии от правдивых показаний.

    Психологическое значение имеет и фиксация хода и результатов проверки

    показаний на месте. Важно, чтобы протокол ясно, логично последовательно

    отражал весь путь следования обвиняемого, характер его действий, содержание

    высказываний и объяснений. Не менее важный психологический аспект имеют

    изобразительные средства фиксации - фотосъемка, киносъемка, видеозапись.

    Они должны отражать основные этапы проверки показаний на месте, действия

    обвиняемого в пути следования, при поиске, обнаружении, показе,

    демонстрации искомых объектов.

    75. ИНТУИЦИЯ КАК ФОРМА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ИНТУИЦИИ.

    При все этом практическое мышление имеет творческий характер. Кратко

    остановимся на качествах творческого мышления. 1. Проблемный характер

    подхода к изучаемым явлениям – это качество творческого мышления

    проявляется в умении найти вопросы, подлежащие выяснению, исследованию,

    найти проблемную ситуацию там, где многим кажется, что ее нет, что все в

    расследуемом деле очень просто. Проблемный характер мышления следователь,

    например, использует на стыке реконструктивной и поисковой деятельности. 2.

    Динамичность мышления – способность быстро, творчески ориентироваться в

    расследуемом деле, выделить, на что именно нужно обратить больше внимания и

    от чего следует отвлечься, быстрота охватывания расследуемой ситуации и

    определение оснований, кот-ми нужно руководствоваться в последующем

    развитии версии. Это качество мышления помогает и в таком следственном

    действии, как допрос. 3. Оперативность мышления – включение умственных

    операций (наблюдательности, воображения), которые в исследовании

    вещественных доказательств и различных юридических фактов наиболее значимы;

    оперативность мышления относится и к поисковой деятельности следователя,

    обеспечивая разумное сочетание наблюдательности, воображения и интуиции. 4.

    Широта мышления – это продуктивность творческой работы при решении многих

    проблем. Данное качество особенно необходимо следователям и судья,

    расследующим или рассматривающим хозяйственные преступления, где нужны

    большая разносторонность, рациональное применение знаний, умений и опыта в

    процессе познавательной деятельности. 5. Глубина мышления проявляется в

    выявлении существенных свойств, связей и отношений между предметами и

    явлениями. Конкретным выражением глубины мышления является сочетание

    анализа и синтеза. Глубина мышления тесно связана с избирательностью. Чем

    уже проблема, явление, тем больше свойств, деталей можно рассмотреть при ее

    изучении. 6. Обоснованность в выдвижении версий по расследуемому делу – в

    их решении, смелость, оригинальность и обоснованность отличны от

    дискурсивного мышления тем, что эти качества в процессе познания

    предшествуют логике, особенно на первых этапах расследования. Так,

    следователь, обладая этими качествами, гораздо скорее составит вероятную

    версию при переборе вариантов, чем другой, кот-й не обладает этими

    качествами. 7. Логичность мышления – это развитие последовательности

    мыслительного процесса, строгость и «проницательность» доказательства,

    умение сделать обобщающие выводы из обширных и разнообразных юридических

    фактов. 8. Критичность и непредвзятость (объективность) мышления – стержень

    мыслительного процесса работника юридического труда, без которого он не

    может установить истину. Специфической особенностью творческих процессов

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.