МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Юридическая психология (лекции-шпора)

    тому, чтобы полнее закрепить воспринятое и тем самым существенно облегчить

    познание фактов судом, построение мысленных моделей исследуемого события.

    Если в работе следователя при установлении и выявлении фактов возможна (а

    иногда даже необходима) исключительная эмоциональная психическая

    напряженность, то в работе судьи такая эмоциональная напряженность является

    только отрицательным моментом и может помешать объективному и спокойному

    разбору. Краткость времени восприятия информации в суде приводит к

    необходимости особой дисциплины мыслительной деятельности. Это достигается

    строгим контролем за воспринимаемой информацией. Этой же цели служит и

    процессуальный принцип непрерывности судебного разбирательства. В случае

    отсутствия надлежащего контроля поток информации может стать таким, что

    судьи не будут успевать ее переработать, а это приводит к тому, что какие-

    то факты они вообще не воспримут, воспримут не полностью или ошибочно.

    Особенно это будет касаться рассмотрения уголовных дел судом присяжных. В

    соответствии с этим познавательная деятельность судьи и членов суда

    присяжных должна быть более равномерной в распределении психических и

    физических сил. При наличии значительно меньшего времени для восприятия

    всей необходимой информации в суде все же создаются условия, при которых

    имеется большая возможность регулировать порядок ее поступления, скорость.

    Суд сам определяет порядок восприятия информации (последовательность

    допроса свидетелей и обвиняемых), скорость поступления этой информации,

    наконец условия, восприятия информации (через определенные периоды

    объявляется перерыв в ходе судебного заседания). В ходе судебного заседания

    процесс познания включает в себя и сравнительное исследование модели

    события и конкретного закона, В материалах следствия уже имеется указание

    на определенную норму уголовного закона, которой, по мнению следователя,

    соответствует данное событие, деятельность, поведение. Однако суд имеет

    возможность тщательно проверить правильность проведенного предварительного

    расследования. В уголовном процессе суд обязан вновь воспроизвести и

    сопоставить события преступления со всеми иными сходными нормами закона.

    Мысленное сравнение обстоятельств дела с различными нормами закона

    обязательно на всем протяжении деятельности суда при рассмотрении дела, но

    этот процесс окончательно должен быть завершен в совещательной комнате.

    Следует отметить, что сложность познания в суде обуславливается и тем

    обстоятельством, что в одно и то же время суду в заседании необходимо

    воспринимать факты и источники, доказанные на следствии, получать новые

    факты, оценивать факты и источники фактов, сопоставлять факты по времени и

    месту совершения преступления, внутренне подготавливать себя к предстоящей

    основной конструктивной деятельности – вынесению приговора. Эта

    мыслительная деятельность постоянно еще усложняется необходимостью принятия

    частных определений по той или иной совокупности фактов. Так, суду бывает

    необходимо выносить определения по поводу заявленных ходатайств о вызове

    дополнительных свидетелей, истребовании документов, проведении экспертиз и

    т. п. Многообразие психических отношений, их острота приводят в заседании

    суда по рассмотрению уголовного дела к тому, что здесь в значительно

    большей степени воссоздается вся картина прошлого преступного события. Это

    в свою очередь приводит к сильному переживанию прошлого свидетелями,

    потерпевшими, обвиняемыми. В связи с этим русский дореволюционный юрист

    Л.Е. Владимиров отмечает: «...драматичность производства в уголовном деле

    ставит и подсудимых и свидетелей в разные положения, обнаруживающие

    психологические признаки, раскрывающие характеры, чувства, думы участвующих

    лиц. В суде как бы опять переживается драма, и в этом новом переживании

    исторгаются у людей секреты, глубоко запрятанные, проявляющиеся, если не в

    признаниях, то в невольном выражении ощущений, над кот-ми не властны самые

    испытанные лицемеры и лицедеи»*. Такая особенность судопроизводства всегда

    создает условия для выявления действительных психических качеств каждой

    личности, действительного отношения к событию, фактам, другим лицам.

    Познавательную деятельность в уголовном процессе, кроме самого состава

    суда, осуществляют прокурор, адвокат, гражданский истец, гражданский

    ответчик, эксперты, подсудимый и т. д. Каждый из них в зависимости от

    личных интересов, своего процессуального положения, своих субъективных прав

    воспринимает, объясняет, анализирует события, факты по-разному. В

    познавательной деятельности суда принимают участие лица с самыми различными

    интересами, что предопределяет различную оценку и объяснение фактов, их

    значимости и т. д. Суд, заслушивая их объяснения, речи, тем самым

    воспринимает результаты познания этими лицами обстоятельств дела, а это в

    свою очередь создает условия для познания фактов судом в судебном заседании

    во всех возможных противоречиях. Результаты познавательной деятельности

    находятся в прямой зависимости от степени активности каждого участника

    судебного процесса, от полноты использования коллегиальности при решении

    всех вопросов по уголовному делу. Сущность конструктивной деятельности в

    суде – это вынесение приговора по рассматриваемому уголовному делу. Все

    остальные виды деятельности подчинены этой задаче. К специальным условиям

    конструктивной деятельности следует отнести: 1. Вынесение приговора

    коллегиально, членами суда. 2. Обеспечение невмешательства в его принятии.

    3. Законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащее

    в основе каждого вынесенного приговора. 4. Требование непрерывности

    рассмотрения уголовного дела. Специфическая особенность деятельности суда

    состоит в том, что конструктивная деятельность вначале осуществляется

    каждым судьей в отдельности, а завершается всегда коллегиально при

    вынесении приговора. Суду необходимо завершить свою конструктивную

    деятельность определением меры наказания виновному, а также решением

    вопросов, связанных с порядком отбытия наказания. Конструктивной

    деятельности суда подчиняются все остальные компоненты его деятельности.

    Познавательная, коммуникативная, организаторская деятельность развиваются

    постольку, поскольку они могут облегчить, обеспечить выполнение этой

    основной функции суда. Чем полнее собраны факты на предварительном

    следствии, тем больше создано условий для реализации основной

    направленности конструктивной деятельности суда – вынесения приговора по

    уголовному делу. В некоторых случаях суду приходится принимать решения о

    производстве таких действий, которые на предварительном следствии не

    проводились (вызов новых свидетелей, экспертов и т. д.). И здесь

    конструктивная деятельность суда получает еще одно направление: обеспечение

    процесса познания, оценки всех фактов, как собранных в период следствия,

    так и тех, необходимость которых выявилась уже при рассмотрении уголовного

    дела. Конструктивная деятельность суда должна быть направлена и на

    реализацию, обеспечение и проверку выполнения вынесенного этим судом

    приговора в отношении подсудимого. Конструктивная деятельность – это не

    только обеспечение процесса познания и вынесения приговора по уголовному

    делу, но и обеспечение реальности исполнения вынесенного приговора по делу.

    Хочется сказать и о воспитательном воздействии суда, которое уже заложено в

    специфической форме его деятельности: полном, объективном рассмотрении в

    судебном заседании всех обстоятельств дела. Именно поэтому сам процесс

    судопроизводства оказывает огромное воспитательное воздействие на всех

    присутствующих в зале судебного заседания, в том числе и на подсудимого.

    Эффективность воспитательного воздействия процесса судебного заседания

    заключается в предельной наглядности, конкретности при восприятии фактов

    всеми присутствующими независимо от того, положительные или отрицательные

    эмоции возбуждает каждый отдельно взятый факт. Судебное заседание оказывает

    более целенаправленное воспитательное воздействие на коллектив, где было

    совершено преступление. Огромное воспитательное воздействие имеет и

    оглашение приговора. Здесь следует учитывать, чтобы приговор был

    справедливым, отвечал требованиям закона о соразмерности наказания тяжести

    совершенного преступления к личности подсудимого, был предельно четким,

    ясным, конкретным и доходчивым для всех присутствующих в зале судебного

    заседания. Воспитательное воздействие суда может продолжаться и после

    вынесения приговора, а также при стадии его исполнения. Суд реализует

    воспитательную функцию и в деятельности по наиболее полному собиранию,

    анализу и направлению в исправительно-трудовое учреждение сведений о

    личности осужденного. Важное значение для воспитательного воздействия на

    обвиняемого имеет и соблюдение нравственных начал предварительного

    расследования. На этическое значение и нравственную сторону отправления

    правосудия неоднократно указывали в свое время видные русские юристы. Так,

    А.Ф. Кони писал: «Можно также настойчиво желать, чтобы в выполнение формы и

    обрядов, кот-ми сопровождается отправление правосудия, вносился вкус,

    чувство меры и такт, ибо суд есть не только судилище, но и школа»*.. Каждый

    судья является воспитателем значительного количества людей. Опытного судью

    отличает высокая ответственность за свою деятельность, за принятые решения,

    принципиальность. Судья постоянно находится в центре внимания всех

    участников судебного процесса. Все его замечания и даже жесты подвергаются

    постоянному контролю и оценке присутствующих, поэтому опытного судью

    отличает беспристрастность и выдержка.

    Общая психологическая характеристика судебного процесса при рассмотрении

    уголовных дел Стадийность является существенной особенностью

    психологической структуры судебной деятельности. Судебная деятельность

    развивается в определенной, строго регламентируемой процессуальным законом

    последовательности, кот-ая создает соответствующие стадии развития общей

    судебной деятельности, что призвано обеспечить наиболее целесообразные

    условия исследования доказательств, способствовать установлению истины и

    осуществлению правосудия. Наличие стадий, четкое различие задач, условий

    деятельности на каждой стадии – все это создает наиболее оптимальные

    психологические предпосылки для правильного и полного осуществления

    правосудия судом. Усиление этих предпосылок достигается практической

    возможностью внутри регламентированных процессуальным законодательством

    стадий провести дополнительное их деление на определенные этапы, что также

    обосновывается выявлением различий в психологической структуре, в задачах

    деятельности. Уголовный процесс определяет следующие стадии развития

    судебной деятельности: предание суду, судебное рассмотрение, вынесение и

    исполнение приговора и другие. 1. В стадии предания суду решаются вопросы

    познания предварительного расследования и планирование собственной

    деятельности. 2. Непосредственное восприятие всех источников доказательств

    и познание обстоятельств дела осуществляется при проведении судебного

    следствия. 3. Заслушивание словесных сообщений о результатах познавательной

    деятельности, проведенной участниками судопроизводства (прокурором,

    адвокатом и т. д.). 4. Реализация основной конструктивной деятельности

    (вынесение приговора). 5. Осуществление действий, связанных с принятым

    конструктивным решением (исполнение приговора). На каждой из перечисленных

    стадий суд не только решает самостоятельные задачи; деятельность суда

    проходит в различных внешних условиях, по-разному складываются психические

    отношения, различно осуществляются компоненты общей психологической

    структуры судебной деятельности. Психология рассмотрения уголовного дела в

    суде исследует закономерности, связанные с психической деятельностью всех

    лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также воспитательное воздействие

    судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц, роль

    общественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс. Судебное

    следствие и вынесение приговора по делу являются логически неизбежной

    стадией, следующей за событием преступления и предварительным следствием.

    Деятельность суда, участников судебного процесса весьма многообразна.

    Правосудие, которое в большей степени, чем многие другие виды деятельности,

    выступает как сфера общения между людьми, связано с целым рядом социально-

    психологических явлений, например эффективностью деятельности социальных

    групп, особенностями оценочных суждений в группе, восприятием и пониманием

    людьми друг друга, внушением, авторитетностью, с социально-психологической

    ролью личности и т. д. При этом в сфере судопроизводства закономерности

    социальной психологии могут служить и улучшению и ухудшению результатов

    деятельности. Коллегиальное и состязательное начала при осуществлении

    правосудия отвечают закономерностям социальной психологии. Согласно этим

    закономерностям, решению сложных задач, к таким относится большинство

    уголовных дел, благоприятствует взаимодействие при принятии решения группой

    лиц. В ходе совместной деятельности смягчаются крайности показателей

    психических процессов всех членов группы, повышается эффективность

    мышления, сковывается действие тех субъективных факторов, которые могут

    привести к ошибочному результату. Коллективная оценка доказательств

    является максимально объективной, особенно в суде присяжных. Довольно редко

    в судебной практике встречаются случаи разногласия в судейской коллегии.

    Вынесение приговора по единогласному мнению состава суда можно

    рассматривать как дополнительную гарантию законности и обоснованности

    приговора, поскольку внутреннее убеждение всех членов судейской коллегии

    совпадает, что делает его несомненным. Такое единогласие, однако,

    встречается и при вынесении приговора, отмененного впоследствии вышестоящим

    судом, что может свидетельствовать о давлении неправильного мнения

    большинства в судейской коллегии на формирование собственного убеждения

    каждого члена суда. Поэтому все члены суда должны постоянно помнить о тех

    опасностях, которые подстерегают их при формировании коллективного мнения

    при разрешении уголовных дел. Они должны подвергать внутреннему

    самоконтролю свои выводы по данному уголовному делу, чтобы лишний раз

    проверить, не формируют ли они их таким образом под влиянием большинства.

    Следует учитывать и то, что состав суда действует при такой внутренней

    обстановке, кот-ая может усилить проявление конформизма. Эта обстановка

    характеризуется тем, что судья среди членов судейской коллегии находится в

    особом положении. Он более всех членов суда владеет информацией, связанной

    с рассмотрением дела, являясь как бы лидером в группе совместно действующих

    лиц. В судейской коллегии, кроме того, существует неравный социальный

    статус взаимодействующих лиц. Такой неравный социальный, а не правовой

    статус выражается в том, что судья выполняет свою профессиональную

    деятельность, остальные члены суда являются непрофессиональными судьями.

    Согласно закону председательствующий судья подает свой голос в процессе

    совещания судей последним, имеет своей целью ограничить возможность влияния

    мнения судьи на мнение других членов суда*.. Для судьи в его

    реконструктивной деятельности важны следующие моменты: предварительное

    изучение и оценка всех обстоятельств дела и квалификации, сопоставление

    полученной в ходе судебного процесса информации с материалами

    предварительного следствия, нормами закона, окончательный синтез всей

    информации при вынесении приговора. Наличие исходной модели прошлого

    события в материалах дела создает возможность познавательной деятельности

    суда по четкому заранее определенному плану. Собранные следствием данные

    вновь изучаются, планируется анализ и синтез отдельных фактов, выдвигаются

    и разрабатываются возможные версии, другие модели того же события,

    действия. Важно при этом построение версий о личности подсудимых, об их

    участии в событии, о причинах определенного поведения, об условиях действий

    и т. д. Состояние готовности предполагает предельную концентрацию

    мыслительных процессов судей именно на всех обстоятельствах данного

    уголовного дела.

    Формирование убеждения и вынесение приговора судом Этот этап деятельности

    имеет особенность в психических общениях, которые здесь возникают только

    между составом судей, рассматривающих уголовное дело. Закон прямо и

    категорически запрещает судьям вступление на данной стадии в какие-либо

    общения со всеми другими лицами без исключения. С учетом повышенной

    ответственности этой стадии вынесение приговора всегда осуществляется

    коллегиально, причем в строго определенном составе. Совещание судей

    является специфической совокупностью элементов формализованного и

    неформализованного общения. Формализованность призвана обеспечить полноту

    решения необходимых вопросов в формировании убеждения, активность

    деятельности каждого судьи. Элементы неформализованности обеспечивают

    свободу высказывания мнений по любому вопросу. Строгое ограничение

    коллегиальности способствует повышению чувства ответственности судей за ход

    и результаты их деятельности в совещательной комнате, предельной

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.