МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вопросы и ответы по политологии

    Теория политики / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько. Саратов, 1994.

    С. 61—73.

    Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. Гл. 3.

    Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл.1.

    Энгельс Ф. Об авторитете // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18.

    40. Сущность государства

    Определение природы и сущности государства представляет собой весьма

    трудную задачу политической науки ввиду многогранности и сложности

    данного социального образования.

    Государство — это организация политической власти, содействующая

    преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых,

    общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах

    определенной территории.

    При рассмотрении сущности государства важно учитывать, во-первых, что

    любое государство есть организация политической власти (формальная

    сторона); и, во-вторых, чьим интересам служит данная организация

    (содержательная сторона).

    В изучении сущности государства можно выделить несколько подходов:

    1) классовый, в рамках которого государство определяется как

    организация политической власти экономически господствующего класса. В

    таком понимании функции государства ограничиваются весьма узкими

    целями: главным образом как средство для обеспечения интересов

    господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-

    либо классов не может не вызывать сопротивления у других слоев

    населения. Отсюда проблема в постоянном “снятии” напряженности в

    обществе с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы, как

    правило, отходят на второй план;

    2) общесоциальный, в рамках которого государство определяется как

    организация политической власти, создающая условия для компромисса

    интересов различных классов и социальных групп. При таком подходе роль

    государства уже используется в более широких целях, как средство для

    обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих

    интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, при

    преимущественном применении такого метода, как компромисс.

    Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный,

    и расовый, и иные подходы в понимании сущности государства, в рамках

    которых, соответственно, религиозные, национальные, расовые интересы

    будут доминировать в политике конкретного государства. Указанные

    подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают

    раскрыть сущность и специфику того или иного государства как

    политического института.

    Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится

    только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности

    государства, в зависимости от исторических условий, на первый план

    может выходить любое из вышеназванных начал.

    ЛИТЕРАТУРА

    Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972. Байтин

    М.И. Сущность и основные функции социалистического государства.

    Саратов,1979.

    Ильин И.А. О государстве // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М.,

    1993. Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань,

    1994.

    С. 69—70.

    Курс лекций по теории государства и права / Под ред. Н.Т. Разгельдеева,

    А.В. Малько. Саратов, 1993. Ч. 1. Лекция 3.

    Ленин В. И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // Ленин В. И.

    Поли. собр. соч. Т. 37.

    Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и

    современность. 1996. № 4.

    Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

    1996. Тема 20.

    Политология / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина. Уфа, 1995.

    Гл.5.

    Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 118—121.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 133—136.

    Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 187—188.

    Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

    1997. Гл.3.

    Теория государства и права. Ч. 1. Теория права/Под ред. А.Б. Венгерова.

    М., 1995. Тема 4.

    41. Функции государства

    Функции государства — это основные направления деятельности государства

    по решению стоящих перед ним задач.

    Понятие функций государства не следует отождествлять с такими

    понятиями, как цели и задачи государства (если цель общества — то, к

    чему стремится государство, а задачи — цель и средства ее достижения,

    то функции — лишь основные направления деятельности государства по

    решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи

    определяют функции); функции отдельных его органов (в отличие от

    функций многочисленных государственных органов, специально

    предназначенных для определенного вида деятельности, функции

    государства охватывают его деятельность в целом, в них находит

    выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению

    подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в

    отдельности).

    В зависимости от продолжительности действия функции государства

    классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития

    государства) и временные (прекращают свое действие с решением

    определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в

    зависимости от значения — на основные и неосновные; в зависимости от

    того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, — на

    внутренние и внешние.

    Внутренние функции современного Российского государства:

    1) функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения

    правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту

    интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2

    Конституции Российской Федерации, согласно которой “человек, его права

    и свободы являются высшей ценностью”);

    2) экономическая функция (здесь весьма важны вопросы о пределах

    вмешательства государства в экономическую сферу, о методах

    государственного управления экономическими отношениями; если в условиях

    административной системы управления экономика регулируется

    преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений — прежде

    всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов,

    льгот и т.д.);

    3) функция налогообложения (в современных условиях налог становится

    главным методом новой системы управления, универсальным регулятором,

    который используется не только в экономической сфере, но и в

    социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.);

    4) функция социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении

    нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу

    различных объективных причин не может полноценно трудиться — об

    инвалидах, пенсионерах, студентах и других; кроме того, государство

    призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение,

    общественный транспорт и т.п.);

    5) экологическая функция (с помощью законодательства государство

    устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя

    обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды

    обитания и т.д.);

    6.) культурная функция (содержание ее сегодня составляет разносторонняя

    государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства,

    театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования).

    Внешние функции современного Российского государства:

    1) функция обороны страны (базируется на принципе поддержания

    достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего

    требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты

    суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих

    жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов);

    2) функция поддержания мирового порядка (это деятельность Российского

    государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению

    химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима

    нераспространения оружия массовогоуничтожения и новейших военных

    технологий; участие в урегулировании межнациональных и

    межгосударственных конфликтов);

    3) функция сотрудничества с другими государствами (это разнообразная

    деятельность государства, направленная на установление и развитие

    экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично

    сочетающих интересы данного государства с интересами других государств)

    и т.п.

    Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных

    условиях будет эффективной и плодотворной лишь при базировании ее на

    международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных,

    социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов

    всех народов, входящих в мировое сообщество.

    литература

    Байтин ММ. Сущность и основные функции социалистического государства.

    Саратов, 1979.

    Владимиров В.А. Основные функции посткоммунистического государства в

    области внутренней политики. Тверь, 1992.

    Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 4.

    Кашанина Т.В., Каманин А.В. Основы российского права. М., 1996. С.

    20—25.

    Клепцова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной

    экономике. М., 1992.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. С.

    77—84.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 153—156.

    Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе //

    Государство и право. 1993. № 6.

    Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

    1996. Темы 20,23.

    Пахоленко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в

    переходный период // Политические проблемы теории государства. М.,

    1993. С. 28—38.

    Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 121.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 136—138.

    Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 189—190.

    Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

    1997. Гл. 4.

    Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б.

    Венгерова. М., 1995. Темы 6,8.

    Тихомиров Ю.А. Государственность: крах или воскрешение//Государство и

    право. 1992. № 9.

    42. Типология государств

    Типология государств — это их специфическая классификация, проводимая в

    основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

    При формационном подходе главным критерием являются социально-

    экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно

    базис (тип производственных отношений) является, по мнению

    представителей данного подхода (К.Маркса, Ф.Энгельса), решающим

    фактором общественного развития, который детерминирует и

    соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В

    зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы

    государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический

    (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ

    производства и прафеодализм).

    Достоинства формационной типологии.

    — продуктивна сама идея делить государства на основе социально-

    экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют

    на общество;

    — она показывает поэтапность, естественно-исторический характер

    развития государства. Слабые стороны:

    — формационная типология во многом однолинейная, характеризуется

    излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и

    далеко не всегда “вписывается” в начерченные для нее схемы;

    — недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные,

    культурные и т.п.).

    В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают

    духовные признаки — культурные, религиозные, национальные,

    психологические и другие. Так, по мнению одного из представителей

    данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное

    состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных,

    географических и других признаков. В зависимости от них выделяют

    следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и

    т.п.

    Достоинства цивипизационной типологии:

    — выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;

    — в связи с расширением количества духовных критериев, которые

    характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается

    более “заземленная” типология государств.

    Слабые стороны:

    — недооцениваются социально-экономические факторы;

    — по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.

    ЛИТЕРАТУРА

    Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.

    Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

    Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 3.

    Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39.

    Марченко МЛ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 5.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 160—165.

    Панфилова Т.В. Формационный и “цивилизационный” подходы: возможности и

    ограниченность // Общественные науки и современность. 1993. №6.

    Политология / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина. Уфа, 1995.

    Гл.5.

    Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 191—192.

    Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов,

    1984.

    Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Теория

    государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997.

    Гл.3.

    Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства/Под ред. А.Б.

    Венгерова. М., 1995. Тема 4.

    Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1991.

    Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. Т. 1.

    43. Форма государства

    Территория, население, власть представляют собой содержательные

    характеристики государства, которые отражают то общее, что присуще всем

    государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от

    друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в

    понятии “форма государства”.

    Форма государства — это способ организации политической власти,

    охватывающий форму правления, форму государственного устройства и

    политический режим.

    Если категория “сущность государства” определяет, в чем заключается

    главное, закономерное в государстве, то категория “форма государства” —

    кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем

    государственно-властные структуры, как объединено население на данной

    территории, каким образом оно связано через

    различные территориальные и политические образования с государством в

    целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов,

    приемов.

    От формы государства в значительной степени зависит сама политическая

    жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.

    Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-

    экономические факторы, так и природные, климатические условия,

    национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень

    развития общества и т.п.

    Элементы формы государства:

    — форма правления (характеризует порядок образования и организации

    высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом

    и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства

    подразделяются на монархические и республиканские);

    — форма государственного устройства (отражает территориальную структуру

    государства, соотношение между государством в целом и его составными

    территориальными единицами; по форме государственного устройства

    государства делятся на унитарные, фе-

    деративные и конфедеративные);

    — политический (государственный) режим (представляет собой систему

    методов, способов и средств осуществления государственной власти; в

    зависимости от особенностей набора данных приемов государственного

    властвования различают демократический и антидемократический

    политические (государственные) режимы).

    литература

    Гулиев В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции //

    Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 5—16.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

    С.84—89.

    Марченко МЛ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7. Теория

    государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997.

    Гл.5.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996.С. 156—160. Общая теория права и

    государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 21.

    Политология/Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 121—129. Политология

    / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 138—143.

    Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 192—200.

    Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997.

    С.263—270.

    Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 9.

    Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996. Лекция

    5.

    Теория государства и права. 4.1. Теория государства / Под ред. А.Б.

    Венгерова. М., 1995. Темы 5,8.

    Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. Гл.2.

    44. Форма государственного правления

    Форма государственного правления — это элемент формы государства,

    характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок

    образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

    Верховной государственной властью являются глава государства (монарх

    или президент), законодательный орган, правительство.

    В зависимости от положения главы государства формы правления

    подразделяются на монархии и республики.

    Монархия (от греческого — “единовластие”) — это форма правления, при

    которой власть полностью или частично сосредоточена в руках

    единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха,

    императора и т.д.).

    Признаки монархии:

    — власть передается по наследству;

    — осуществляется бессрочно;

    — не зависит от воли населения.

    Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные

    учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета

    государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего

    периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней),

    и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом

    носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы,

    ограничивающие его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.