Вопросы и ответы по политологии
т.п.).
Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении
нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня
почти в трети стран мира.
Республика (от латинского — “государственные, общественные дела”) — это
форма правления, при которой глава государства является выборным и
сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или
представительного органа.
Признаки республики:
— выборность власти;
— срочность;
— зависимость от воли избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно
и подконтрольно, республики подразделяются на президентские,
парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия,
Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет
эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и
др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария.
Австрия и др.) — совместно президент и парламент.
В президентской республике президент избирается независимо от
парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и
одновременно является главой государства и правительства. Он сам
назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в
данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а
президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность
ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых
законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить
от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил
преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом
отлагательного вето (от латинского — “запрет”) на решения
законодательного органа.
В парламентской республике правительство формируется законодательным
органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования
выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства
в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-
министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой
государства является президент, который избирается либо парламентом,
либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в
системе органов государственной власти он занимает скромное место: его
обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые
мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных
монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель
правительства.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских)
республик является двойная ответственность правительства — и перед
президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и
парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь
выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с
учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как
правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и
утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать
правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также
посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
литература
Кулябин А.И. Президентство — лучшая ли это форма исполнительной власти?
// Государство и право. 1992. № 8.
Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. С.
84—86.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,
1996. С. 303—309.
Мельник. В.А. Политология. Минск, 1996.С. 156—158. Общая теория права и
государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 21.
Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1. С.
209—214.
Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 122—124.
Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 138—142.
Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 192—196.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение и политологию. М., 1997. С. 263—
268.
Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 9.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,
1997. Гл.5.
Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства/Под ред. А.Б.
Венгерова. М., 1995. Тема 5. С. 107—119; Тема 8.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996.
Лекция 6.
Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.
Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С.
30—38.
45. Соотношение типа и формы государства
Отвечая на данный вопрос, следует подчеркнуть, что понятия “тип
государства” будет использоваться с позиции формационного подхода, а
“форма государства” по сути дела означает форму правления.
Тип государства — это совокупность существенных признаков,
свойственных государствам единой общественно-экономической формации.
С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм
— в рамках одного исторического типа встречаются различные формы
государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны
монархии (древневосточные деспотии — Египет, Вавилон, Ассирия, Китай,
Индия; Римская империя) и республики (аристократические, например
Римская в период с VI по I в. до н. э., и демократические, например
Афинское государство); для феодального типа — монархии
(раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-
представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя,
Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические
республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные
(ограниченные) монархии; для социалистического типа — Парижская
Коммуна, советские республики и республики народной демократии.
С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют
некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно-
представительная монархия — принадлежность лишь феодального государства
в известный период его развития, а парламентская монархия и
демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.
Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы,
тем более в такие, которые явно противоречат их содержанию и не
соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе
рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или
демократической республики с общенациональными представительными
учреждениями.
Конкретная форма государства предопределяется историческим типом
государства. Но кроме этого, она зависит и от других факторов: от
уровня экономического развития общества; соотношения классовых сил;
национальных и культурных традиций; международной обстановки и т.п.
Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и
форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип
государства).
литература
Актуальные проблемы теории права / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г.
Хабибулина. Уфа, 1995. С. 31—33.
Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.
Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960.
Курс теории права и государства / Под ред. И.П. Марова. Тюмень, 1994.
С. 192—204.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.
Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 65—70.
Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 191—196.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,
1997. Гл.5.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996.
Лекция 6.
Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б.
Венгерова. М., 1995. Тема 5.
Толкачев К.Б., Хабибулин А.Г. Государство: понятие, сущность, типология
// Политология: Курс лекций, Уфа, 1995. С. 97—100.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 73—90.
46. Форма государственного устройства
Форма государственного устройства — это элемент формы государства,
характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его
политического и территориального деления, обусловливающий определенные
взаимоотношения органов всего государства с органами его составных
частей.
С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с
точки зрения распределения власти в центре и на местах.
Формы государственного устройства:
1) унитарная (простое, единое государство, части которого являются
административно-территориальными единицами и не обладают признаками
государственного суверенитета; в нем существует единая система высших
органов и единая система законодательства, как, например, в Польше,
Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают
централизованными — Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными —
Испания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользуются широкой
автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными
органами вопросы);
2) федеративная (сложное, союзное государство, части которого являются
государственными образованиями и обладают в той или иной мере
государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в
нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным
законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов
федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации
могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-
территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе
распределения
функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной
конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов
федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной
компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья —
совместной компетенцией союза и его членов);
3) конфедерация (временный союз государств, образуемый для достижения
политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не
обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся
субъектов центральный государственный аппарат и единая система
законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные
органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они
объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация
представляет собой непрочные государственные образования и существует
сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с
Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо
преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло
со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848)
трансформировалась в федерацию.
Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения,
названная содружеством государств. Примером является СНГ (Содружество
Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная,
чем конфедерация.
Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место
и некоторые другие специфические формы — империи, протектораты и
прочее. Так, империи выступают государственными образованиями,
отличительными особенностями которых являются обширная территориальная
основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения
господства и подчинения между центром и периферией, разнородный
этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская,
Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.
Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что,
как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться
его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в
1914 г. установила над ним протекторат.
ЛИТЕРАТУРА
Гулиев В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции //
Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 11—12.
Кашанина Т.В., Каманин А.В. Основы российского права. М., 1996.
С.28—32.
Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность.
Екатеринбург, 1994. Гл.3.
Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. С.
86—89.
Марченко МЛ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996.С. 158—159.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,
1996. Тема 21.
Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1. С.
214—216.
Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 124—126.
Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 142—143.
Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 196—200,
Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С.
268—270.
Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 9.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,
1997. Гл. 5.
Федерация в зарубежных странах. М., 1993.
Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.
С.38—55.
47. Соотношение общества и государства
Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определения
понятиям “общество” и “государство”.
Общество в широком понимании — совокупность исторически сложившихся
форм совместной деятельности людей, в узком смысле слова — исторически
конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных
отношений.
Государство — это организация политической власти, содействующая
преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых,
общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах
определенной территории.
Общество и государство — понятия несовпадающие. Первое шире второго,
ибо в обществе, кроме государства, есть и негосударственные структуры
(политические партии, политические движения, общественные организации и
объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство есть лишь
политическая часть общества, его элемент.
Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем
главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего
общества, его сущности.
Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство
управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную
безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса —
нередко как орудие подавления и насилия.
Хронологически рамки общества и государства тоже не совпадают: первое
возникло раньше и имеет более богатую историю развития, нежели второе.
Рожденное развивающимся обществом государство приобретает по отношению
к нему относительную самостоятельность. Степень этой самостоятельности
постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их
взаимодействия.
ЛИТЕРАТУРА
Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996.
С.87—90.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,
1996. Гл.6.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 36—38. Теория
государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997.
Гл.3.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996.
С.187—189.
Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов.
Екатеринбург, 1996. С. 51—56.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 2.
Хутыз М.Х., Сергеико П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. С.
127—129.
48. Гражданское общество: понятие, структура, признаки
Теория гражданского общества создавалась такими мыслителями, как
Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс, и многими
другими.
Основной идеей гражданского общества практически все ученые считают
проблему человека. Гражданское общество — это совокупность
нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических,
семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются
интересы индивидов и их групп.
Структура гражданского общества:
— негосударственные социально-экономические отношения и институты
(собственность, труд, предпринимательство);
— совокупность не зависимых от государства производителей (частные
фирмы и т.п.);
— общественные объединения и организации;
— политические партии и движения;
— сфера воспитания и негосударственного образования;
— система негосударственных средств массовой информации;
— семья;
— церковь и т.п.
Признаки гражданского общества:
— наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
— самоуправляемость;
— конкуренция образующих его структур и различных групп
людей;
— свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
— всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление
права человека на информацию;
— жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие
от государственного аппарата, который построен на основе принципа
субординации);
— многоукладность экономики;
— легитимность и демократический характер власти;
— правовое государство;
— сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный
уровень жизни людей, и другие.
литература
Борисов Л.П. Политология. М., 1996. Гл. 8.
Демидов А.И; Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 128—133.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Гл. 6.
Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.
Гл.2.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 325—329.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 173—180.
Одинцова А.В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и
право. 1992. № 8.
Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1.
С.218—219.
Политология: Энциклопедический словарь. М,. 1993. С. 75—78. Политология
/ Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 154—178.
Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 144—154.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|