МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вопросы и ответы по политологии

    т.п.).

    Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении

    нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня

    почти в трети стран мира.

    Республика (от латинского — “государственные, общественные дела”) — это

    форма правления, при которой глава государства является выборным и

    сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или

    представительного органа.

    Признаки республики:

    — выборность власти;

    — срочность;

    — зависимость от воли избирателей.

    В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно

    и подконтрольно, республики подразделяются на президентские,

    парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия,

    Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет

    эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и

    др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария.

    Австрия и др.) — совместно президент и парламент.

    В президентской республике президент избирается независимо от

    парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и

    одновременно является главой государства и правительства. Он сам

    назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в

    данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а

    президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность

    ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых

    законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить

    от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил

    преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом

    отлагательного вето (от латинского — “запрет”) на решения

    законодательного органа.

    В парламентской республике правительство формируется законодательным

    органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования

    выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства

    в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-

    министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой

    государства является президент, который избирается либо парламентом,

    либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в

    системе органов государственной власти он занимает скромное место: его

    обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые

    мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных

    монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель

    правительства.

    Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских)

    республик является двойная ответственность правительства — и перед

    президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и

    парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь

    выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с

    учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как

    правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и

    утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать

    правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также

    посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

    литература

    Кулябин А.И. Президентство — лучшая ли это форма исполнительной власти?

    // Государство и право. 1992. № 8.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. С.

    84—86.

    Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.

    Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

    1996. С. 303—309.

    Мельник. В.А. Политология. Минск, 1996.С. 156—158. Общая теория права и

    государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 21.

    Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1. С.

    209—214.

    Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 122—124.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 138—142.

    Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 192—196.

    Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение и политологию. М., 1997. С. 263—

    268.

    Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 9.

    Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

    1997. Гл.5.

    Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства/Под ред. А.Б.

    Венгерова. М., 1995. Тема 5. С. 107—119; Тема 8.

    Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996.

    Лекция 6.

    Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.

    Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С.

    30—38.

    45. Соотношение типа и формы государства

    Отвечая на данный вопрос, следует подчеркнуть, что понятия “тип

    государства” будет использоваться с позиции формационного подхода, а

    “форма государства” по сути дела означает форму правления.

    Тип государства — это совокупность существенных признаков,

    свойственных государствам единой общественно-экономической формации.

    С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм

    — в рамках одного исторического типа встречаются различные формы

    государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны

    монархии (древневосточные деспотии — Египет, Вавилон, Ассирия, Китай,

    Индия; Римская империя) и республики (аристократические, например

    Римская в период с VI по I в. до н. э., и демократические, например

    Афинское государство); для феодального типа — монархии

    (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-

    представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя,

    Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические

    республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные

    (ограниченные) монархии; для социалистического типа — Парижская

    Коммуна, советские республики и республики народной демократии.

    С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют

    некоторые формы, присущие только им. Так, например, сословно-

    представительная монархия — принадлежность лишь феодального государства

    в известный период его развития, а парламентская монархия и

    демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.

    Государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы,

    тем более в такие, которые явно противоречат их содержанию и не

    соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе

    рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или

    демократической республики с общенациональными представительными

    учреждениями.

    Конкретная форма государства предопределяется историческим типом

    государства. Но кроме этого, она зависит и от других факторов: от

    уровня экономического развития общества; соотношения классовых сил;

    национальных и культурных традиций; международной обстановки и т.п.

    Следовательно, тип и форма государства соотносятся как содержание и

    форма, где определяющую роль играет, естественно, содержание (т.е. тип

    государства).

    литература

    Актуальные проблемы теории права / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г.

    Хабибулина. Уфа, 1995. С. 31—33.

    Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.

    Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960.

    Курс теории права и государства / Под ред. И.П. Марова. Тюмень, 1994.

    С. 192—204.

    Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 65—70.

    Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 191—196.

    Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

    1997. Гл.5.

    Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996.

    Лекция 6.

    Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под ред. А.Б.

    Венгерова. М., 1995. Тема 5.

    Толкачев К.Б., Хабибулин А.Г. Государство: понятие, сущность, типология

    // Политология: Курс лекций, Уфа, 1995. С. 97—100.

    Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 73—90.

    46. Форма государственного устройства

    Форма государственного устройства — это элемент формы государства,

    характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его

    политического и территориального деления, обусловливающий определенные

    взаимоотношения органов всего государства с органами его составных

    частей.

    С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с

    точки зрения распределения власти в центре и на местах.

    Формы государственного устройства:

    1) унитарная (простое, единое государство, части которого являются

    административно-территориальными единицами и не обладают признаками

    государственного суверенитета; в нем существует единая система высших

    органов и единая система законодательства, как, например, в Польше,

    Венгрии, Болгарии, Италии. Унитарные государства бывают

    централизованными — Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными —

    Испания, Франция и другие, в которых крупные регионы пользуются широкой

    автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными

    органами вопросы);

    2) федеративная (сложное, союзное государство, части которого являются

    государственными образованиями и обладают в той или иной мере

    государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в

    нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным

    законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов

    федерации, как, например, в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации

    могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-

    территориальному принципу (Россия). Федерации строятся на основе

    распределения

    функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной

    конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов

    федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной

    компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья —

    совместной компетенцией союза и его членов);

    3) конфедерация (временный союз государств, образуемый для достижения

    политических, военных, экономических и прочих целей). Конфедерация не

    обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся

    субъектов центральный государственный аппарат и единая система

    законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные

    органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они

    объединились, и лишь координирующего свойства. Конфедерация

    представляет собой непрочные государственные образования и существует

    сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с

    Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо

    преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло

    со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848)

    трансформировалась в федерацию.

    Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения,

    названная содружеством государств. Примером является СНГ (Содружество

    Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная,

    чем конфедерация.

    Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место

    и некоторые другие специфические формы — империи, протектораты и

    прочее. Так, империи выступают государственными образованиями,

    отличительными особенностями которых являются обширная территориальная

    основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения

    господства и подчинения между центром и периферией, разнородный

    этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская,

    Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

    Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что,

    как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться

    его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в

    1914 г. установила над ним протекторат.

    ЛИТЕРАТУРА

    Гулиев В.Е. Российская государственность: состояние и тенденции //

    Политические проблемы теории государства. М., 1993. С. 11—12.

    Кашанина Т.В., Каманин А.В. Основы российского права. М., 1996.

    С.28—32.

    Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность.

    Екатеринбург, 1994. Гл.3.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. С.

    86—89.

    Марченко МЛ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996.С. 158—159.

    Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

    1996. Тема 21.

    Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1. С.

    214—216.

    Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 124—126.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 142—143.

    Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 196—200,

    Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.

    Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С.

    268—270.

    Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 9.

    Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

    1997. Гл. 5.

    Федерация в зарубежных странах. М., 1993.

    Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

    С.38—55.

    47. Соотношение общества и государства

    Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определения

    понятиям “общество” и “государство”.

    Общество в широком понимании — совокупность исторически сложившихся

    форм совместной деятельности людей, в узком смысле слова — исторически

    конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных

    отношений.

    Государство — это организация политической власти, содействующая

    преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых,

    общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах

    определенной территории.

    Общество и государство — понятия несовпадающие. Первое шире второго,

    ибо в обществе, кроме государства, есть и негосударственные структуры

    (политические партии, политические движения, общественные организации и

    объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство есть лишь

    политическая часть общества, его элемент.

    Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем

    главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего

    общества, его сущности.

    Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство

    управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную

    безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса —

    нередко как орудие подавления и насилия.

    Хронологически рамки общества и государства тоже не совпадают: первое

    возникло раньше и имеет более богатую историю развития, нежели второе.

    Рожденное развивающимся обществом государство приобретает по отношению

    к нему относительную самостоятельность. Степень этой самостоятельности

    постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их

    взаимодействия.

    ЛИТЕРАТУРА

    Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996.

    С.87—90.

    Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

    1996. Гл.6.

    Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 36—38. Теория

    государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997.

    Гл.3.

    Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996.

    С.187—189.

    Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов.

    Екатеринбург, 1996. С. 51—56.

    Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 2.

    Хутыз М.Х., Сергеико П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. С.

    127—129.

    48. Гражданское общество: понятие, структура, признаки

    Теория гражданского общества создавалась такими мыслителями, как

    Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс, и многими

    другими.

    Основной идеей гражданского общества практически все ученые считают

    проблему человека. Гражданское общество — это совокупность

    нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических,

    семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются

    интересы индивидов и их групп.

    Структура гражданского общества:

    — негосударственные социально-экономические отношения и институты

    (собственность, труд, предпринимательство);

    — совокупность не зависимых от государства производителей (частные

    фирмы и т.п.);

    — общественные объединения и организации;

    — политические партии и движения;

    — сфера воспитания и негосударственного образования;

    — система негосударственных средств массовой информации;

    — семья;

    — церковь и т.п.

    Признаки гражданского общества:

    — наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

    — самоуправляемость;

    — конкуренция образующих его структур и различных групп

    людей;

    — свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

    — всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление

    права человека на информацию;

    — жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие

    от государственного аппарата, который построен на основе принципа

    субординации);

    — многоукладность экономики;

    — легитимность и демократический характер власти;

    — правовое государство;

    — сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный

    уровень жизни людей, и другие.

    литература

    Борисов Л.П. Политология. М., 1996. Гл. 8.

    Демидов А.И; Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 128—133.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Гл. 6.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

    Гл.2.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 325—329.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 173—180.

    Одинцова А.В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и

    право. 1992. № 8.

    Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1.

    С.218—219.

    Политология: Энциклопедический словарь. М,. 1993. С. 75—78. Политология

    / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 154—178.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 144—154.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.