Вопросы и ответы по политологии
Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского
теоретика политики Никколо Макиавелли (1469— 1527), который создал
принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой
сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер
жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным
рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением
предвидеть последствия тех или иных действий и событий.
По мнению Н. Макиавелли, политика — отражение природы человека, а она
отнюдь не благая.
Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете
исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне
конкретным людям — их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки
политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает
зависимость политики от естественных сил:
климата, места, полезных ископаемых. Политика для него — удел
избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют
отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а
пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.
литература
Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. С. 600—605. Баскин Ю.Я.
Очерки по истории политических учений. Л., 1991.
Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Никколо Макиавелли. М., 1977.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 16—19,
34—36.
Макиавелли Н. Государь. М., 1990.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 2. § 1.
Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 31—33.
Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 2. § 2.
8. Политическая мысль Нового времени
Новое время в Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей
появляется возможность создания политических институтов в соответствии
с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о
наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно
обсуждается вопрос о природе государственной власти.
Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в
книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента
подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному
состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать
сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть
суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.
Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона
Локка (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой
собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны
взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк
представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора”
— принципа согласования интересов и действий людей ради установления
порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок
общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим
установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником
общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники,
определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование
идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый
человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на
жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а
защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против
правительства, которое этого не делает.
Большое влияние на развитие политической теории и политической практики
оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В
них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория
разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве
необходимости обеспечения независимости трех возможных видов
политической власти: законодательной, судебной и исполнительной.
Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит
различие двух типов действующих в обществе законов: объективных,
необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов — правил,
человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответ
ствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют
действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.
В середине XIX в. Карл Маркс (1818—1883) создает теорию, оказавшую
мощное влияние на политическую практику XX в.
Основные компоненты политической теории марксизма:
— принцип экономической детерминации политической жизни:
способ производства материальных благ обусловливает социальную,
политическую, духовную жизнь в обществе;
— идея классовой борьбы как движущей силы исторического и политического
прогресса и представление государства в качестве орудия господства
одного класса над другим, подчеркивание паразитизма государственной
власти эксплуататоров;
—рабочий класс — носитель всеобщего политического интереса, в
капиталистическом обществе наиболее эксплуатируемый. Во главе других
трудящихся классов он и совершает социалистическую революцию, в ходе
которой уничтожается эксплуататорское государство и открывается путь к
строительству бесклассового общества изобилия и свободы — коммунизма;
— диктатура пролетариата — период не ограниченного законом господства
рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки бесклассового
общества, происходит отмирание классов и государства.
ЛИТЕРАТУРА
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 36—51,
152—199.
Антология мировой философии. М., 1970. Т. 2. С. 334—340,538—545.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 2. § 2.
Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К.,
Энгельс Ф. Соч. Т. 8.
Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.
Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 33—42.
Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 2. § 3.
9. Развитие политической мысли в России в XIX—XX вв.
В политической жизни России легко найти представителей широко
распространенных и в других странах политических теорий и ориентации:
консерваторов и либералов, анархистов и социалистов, республиканцев и
монархистов. Но здесь же возникли политические
идеи, ярко выражавшие своеобразие как российской политической практики,
так и политической культуры, и сами оказавшие мощное воздействие на
развитие мировой политической мысли. Генезис этих идей связан с именами
Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева и В.И. Ленина.
Н.Г. Чернышевский (1828—1889) оказал мощное влияние на становление идей
общинного социализма, доказывающих возможность перехода от феодального
общества к социалистическому минуя капиталистическую стадию
общественного развития. Основу осуществления социализма он видел в
общинном устройстве крестьянской жизни в России, характеризовавшейся
совместным землепользованием, традицией коллективного обсуждения и
решения общих дел, запрещением купли и продажи земли. Практическая
реализация такой возможности связывалась Н.Г. Чернышевским с
деятельностью организации революционеров, их активной борьбой за
радикальное переустройство общества. Эти идеи повлияли на формирование
идеологии и политической практики народничества (его наиболее видными
представителями были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский).
Характерные черты народнической идеологии:
— критическое отношение не только к российскому феодализму, но и к
европейскому капитализму;
— идея общинного социализма — переход к обществу без классов,
эксплуатации и государства осуществляется минуя капитализм, посредством
использования коллективистских традиций, общинной организации
крестьянской жизни;
— наличие “критически мыслящей личности” — ведущего начала политической
жизни. Именно благодаря ее активности происходит обновление форм
социальной организации, она ведет за собой массу;
— политическим инструментом воздействия личности (героя) на массу
служит организация революционеров, политическая партия, методы
деятельности которой народники, в зависимости от их революционного
темперамента, представляли весьма многообразно: от пропаганды до
террора.
В русской религиозной философии, представленной именами B.C. Соловьева
(1853—1900), В.В. Розанова (1856—1919), С.Н. Булгакова (1871—1944),
Н.А. Бердяева (1874—1948), была разработана идея соборности как
принципа устройства жизни социальной общности, противоположного
индивидуализму, материализму и анархизму.
Политические аспекты идеи соборности:
— провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве
единственно возможных и естественных оснований общественной жизни и ее
политической организации;
— государство рассматривается как посредник между церковью и
материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не
вмешивается в него;
— нераздельность нравственности и политики, своеобразный
“антимакиавеллизм и антилиберализм”, т.е. невозможность сведения сферы
мотивации политической деятельности только к интересам и потребностям.
Крупнейший последователь К. Маркса, под руководством которого
политическая теория научного коммунизма стала реальностью, В.И. Ленин
(1870—1924) обосновал идею о том, что политическая партия является
важнейшим инструментом завоевания политической власти рабочим классом.
Он подчеркивал значение просвещения рабочего класса интеллигентами и
профессиональными революционерами для его превращения в решающую силу
политической борьбы.
Ленин рассматривал социальную революцию не как хаотичный взрыв, а как
процесс, которым можно управлять политическими методами, однако явно
преувеличивал роль и возможности насилия в общественной жизни (“все
великие вопросы в жизни народов решаются только силой”).
ЛИТЕРАТУРА
Антология мировой философии. М., 1972. Т. 4. С. 217—265,325—389.
Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии. М.,
1994. С. 96—102.
Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников. М.,
1993. Гл. 4.
Исаев И. Евразийство: Идеология государственности // Общественные науки
и современность. 1994. № 5.
Ленин В.И. Что делать? // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 6.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 3.
Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 43—56.
10. Становление и развитие политической науки за рубежом в XIX—XX вв.
Современный облик политической науки с такими ее чертами, как интерес к
изучению мотивов и последствий политической дея-
тельности, использование методов конкретной социологии, стремление не
строить проекты политического переустройства, но анализировать
конкретные политические события и процессы, складывался под влиянием
работ ряда социологов и философов.
Итальянский социолог и политолог Вильфредо Парето (1848— 1923), следуя
за И. Макиавелли, видел два реальных средства управления людьми: силу и
хитрость, поэтому эффективно действующие политики делятся им на “львов”
и “лис”. Невысоко оценивая смысл и результаты участия масс в политике,
он считал демократию крайне несовершенной формой организации
политических отношений, так как в ее рамках неразумная масса получает
доступ к принятию политических решений. Реальная власть в обществе
принадлежит и должна принадлежать элите — узкому кругу лиц, знаниями,
способностями, профессиональными успехами доказавшими свою избранность.
Немецкий историк, философ и социолог Макс Вебер (1864—1920) предложил
разделить все типы власти на аффективный, или эмоциональный, целостно-
рациональный, или религиозный, и определяемый заинтересованностью. Его
по праву считают основателем современной теории бюрократии, которую он
рассматривал в качестве рационализированной, обезличенной системы
управления, осуществляемой как следование правилам и предписаниям. В
научном описании он стремится проводить четкое различие между фактами,
которые можно достоверно установить и эмпирически проверить, и
ценностями, не подлежащими какой-либо эмпирической фиксации и
выражающими внутренний мир субъекта, специфику его отношения к
окружающему миру.
Мощное воздействие на методы современной политологии и весь спектр ее
проблем оказали идеи австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда
(1856—1939) и его последователей. В их трудах было обращено внимание на
принципиально новый объект интереса теоретиков политики — роль
бессознательного в детерминации политических процессов. В свете этих
идей политическое поведение рассматривается в качестве результата
неосознаваемых влечений, формирующихся в подсознании человека под
воздействием детских впечатлений, воспитания. Политика все чаще
оценивается как некий вид патопсихологии, сфера, влекущая людей с
неосознаваемыми психическими деструкциями.
ЛИТЕРАТУРА
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 403—562.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл.З. § 1—3.
Истон Д. Новая революция в политической науке // Социально-политический
журнал.1993.№ 8.
Макаренко В.П. Вера, власть и бюрократия: Критика социологии М. Вебера.
Ростов н/Д, 1988.
Моска Г. Элементы политической науки // Социс. 1994. № 10. Политология:
Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.
Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 56—60.
Парето В. О применении социологических теорий // Социс. 1995. № 10.
1996. № 1,2,7,10.
11. Сущность политики и ее роль в обществе
Политика — это объективно обусловленное и целенаправленное участие
больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах
государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.
Характерные черты политики:
— связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной
целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики,
когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из
понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных
интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;
— любой тип политики связан с решением проблем существования и
функционирования государства — такого социального института, который
как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;
— связь с действиями и интересами больших масс людей;
— целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого
анализа, учета многообразия условий и компонентов политических
действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно
низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной
политике);
— властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для
придания целенаправленности действиям многих людей.
Необходимо принимать во внимание, что все вышеназванные качества не
изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так, властный характер
политики предопределяет использование государственного механизма;
соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической
форме, а реализация теории, программы предполагает обращение к
механизмам власти.
Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. Среди них
можно выделить следующие:
— осуществление авторитарного (властного) распределения основных
социальных ценностей, в качестве которых могут выступать самые
разнообразные материальные и нематериальные объекты, социальные блага и
преимущества;
— интеграцию, объединение всех элементов общественной жизни,
мобилизацию социальных ресурсов для реализации общих целей и интересов
общества;
— реализацию общей воли в условиях наличия социальной дифференциации,
многообразия интересов и социально-политических ориентации людей.
ЛИТЕРАТУРА
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 76—86.
Вебер М. Политика как призвание и профессия //Диалог. 1996. № 5.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996.
Ильин В.В. О природе политики // Вестник МГУ. Сер. Политические науки.
1995. № 2.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 91—100. Мальцев В.А. Основы
политологии. М., 1997. Гл. 10. Философия политики. М., 1997.
Пригожин А.И. Что есть политика? (Политологические тезисы) //
Общественные науки и современность. 1996. № 5.
12. Политическая жизнь
С середины 50-х гг. XX в. в политологии активно используется введенное
в научную терминологию Дэвидом Лэйном понятие “политическая жизнь”. Оно
позволяет рассматривать политику в неразрывном единстве
институционального и поведенческого аспектов бытия, что выражается в
следующих ее признаках:
— политика может выступать как в качестве сферы и результата
взаимодействия социальных и политических институтов, организаций,
структурированных политических отношений, так и в качестве действий
субъектов политических отношений;
— политическая жизнь служит сферой действия публичного интереса и
управления, а главным их инструментом выступают власть, принуждение,
авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации,
в качестве которой могут выступать и государства, и партии, и союзы, и
движения, и социальные институты;
— деятельный, активный характер политики позволяет людям с ее помощью
влиять на многие стороны жизни: экономику, культуру, науку, мораль;
— в политическую жизнь всегда вовлечены большие массы людей: классы,
этнические и профессиональные общности, от активности которых зависят
направленность, облик, результативность политических событий;
— центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи между
личностью и государством.
Рассмотрение политики именно в таком аспекте принципиально важно для
демократического общества и становления его институтов. Ведь демократия
невозможна без человеческого участия, а оно, чтобы быть полезным
демократическому обществу, должно быть квалифицированным и активным.
Внешние факторы, влияющие на течение политической жизни:
— элементы природной среды (территория, ресурсы, климат и т.д.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|