МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вопросы и ответы по политологии

    (для конкретного политического процесса);

    4) по сферам политической деятельности: внутренние

    (внутригосударственные) и внешние (международные) и т.п.

    Средства в политике представляют собой инструмент достижения целей,

    превращения идеальных стремлений в реальные действия и результаты. Это

    совокупность возможностей осуществлять политику и власть и использовать

    их в интересах общества или каких-либо

    политических сил.

    Нередко в политической жизни используются такие средства, как

    забастовки, пропагандистские кампании, вооруженные действия,

    популистские обещания, критика политических оппонентов, запугивание

    людей, митинги, демонстрации, выборы, референдумы, этические и правовые

    нормы, традиции, и т.д. Они могут быть жесткими (крайними), нацеленными

    на быстрое, без задержки на промежуточных этапах, получение желаемого

    результат и мягкие (умеренные), использование которых дает множество

    промежуточных результатов, требует большего времени и не порождает

    столь острых конфликтов, как первый тип средств.

    Между целями и средствами существует взаимозависимость, своеобразное

    взаимодействие. С одной стороны, цель во многом предопределяет

    используемые средства, а с другой стороны, средства, влияя на

    достигнутый результат, определяют реалистичность или утопичность цели,

    корректируют ее основные параметры, вплоть до отказа от тех идеалов,

    которые оказались на сегодняшний день недостижимы.

    Искусство политики состоит в умении соизмерять ее цели и средства, в

    умении использовать в оптимальном варианте те или иные средства для

    достижения конкретных целей.

    Однако для реализации политических целей приемлемы далеко не любые

    средства. От тех целей, достигнуть которые можно лишь с помощью явно

    антигуманных действий, следует отказаться. Думается, нельзя признать

    оправданным и принцип, согласно которому цель оправдывает средства.

    литература

    Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 272—273.

    Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 47—49.

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 190—193.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С. 71.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 217—222.

    Платон. Государство // Платон. Соч.: В 3 Т. М., 1971. Т. 3. Ч. 1. С.

    459.

    Политические проблемы теории государства. М., 1993.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 4.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997.

    С.66—77.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 389—390.

    Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. Гл. 4.

    19. Политический прогресс и его критерии

    Политический прогресс — это направленность развития политических

    отношений по линии их совершенствования, нарастания полноты отражения в

    политической системе разнообразных социальных

    интересов, в большей степени учета человеческого разнообразия и

    свободы.

    В качестве критериев политического прогресса выделяют следующие

    параметры существования политических систем:

    — степень структурной дифференциации политических отношений,

    разнообразие функций. О достаточно высокой степени их развития

    свидетельствует, например, наличие в обществе разделения

    исполнительной, законодательной и судебной властей. И, наоборот, их

    сосредоточение в одном органе или человеке — верный признак

    примитивизации политических отношений, наступающей в силу тех или иных

    причин;

    — характер стимулов политической деятельности: в ходе политического

    прогресса происходит переход от внешних к внутренним стимулам, движение

    от предписаний к вовлеченности, рост значения в регуляции политического

    поведения людей внутренней сознательной мотивации инициативы субъекта

    политического действия;

    — наличие в рамках определенной системы политических отношений

    специального компонента или органа, способного к точной, критичной

    оценке, а не апологетике собственного состояния. Эту роль выполняет

    прежде всего общественное мнение, свободная печать, независимые от

    правительства исследовательские организации;

    — нарастание роли знания, рационализации в осуществлении политических

    функций, в планировании и управлении в сфере политики, постепенное

    освобождение политического сознания от давления мифологических

    представлений, мистической символики, выход политики из подчинения

    религиозному истолкованию действительности.

    Эти критерии политического прогресса не изолированы друг от друга, их

    необходимо использовать во взаимосвязи с учетом того, что каждый

    отражает лишь определенный аспект политического прогресса, но не весь

    его в целом.

    литература

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 4. § 4.

    Ильин В.В., Панарин АС., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России.

    М., 1996.

    Ковалев А.М. Многомерность общественного процесса и политики // Вестник

    МГУ. Сер. Политические науки. 1996. № 1.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 13. § 3.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 282—297.

    Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.354—368.

    20. Соотношение экономики, политики и права

    Экономика — это совокупность производственных отношений,

    соответствующих данной ступени развития социальных производительных

    сил, способ производства конкретного общества.

    Политика — это система отношений между людьми, которые возникают по

    поводу организации и использования государственной власти в обществе.

    Право — это система общеобязательных, формально определенных

    юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные

    интересы общества, классов, религии, нации и т.п.), устанавливаемых и

    обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование

    общественных отношений.

    Существуют две принципиальные точки зрения в рассмотрении соотношения

    данных понятий. Одни ученые считают, что между этими понятиями нет

    приоритетного. Первичными факторами развития и функционирования

    общественных отношений (в том числе производственных, политических,

    правовых) выступают интересы людей. В определенных случаях интересы

    получают реализацию прежде всего в праве и лишь затем претворяются в

    другие сферы социальных связей. Здесь можно говорить о приоритете права

    перед экономикой (например, в эпоху буржуазных революций в Западной

    Европе сначала принимались законы, а потом на их базе формировались

    новые экономические отношения).

    Но бывает и наоборот, когда интересы сначала претворяются в новые

    производственные отношения, а затем закрепляются в праве. Здесь уже

    можно говорить о приоритете экономики над правом. Политика же выступает

    посредником между данными явлениями и соответственно понятиями.

    Согласно второй точке зрения экономика определяет политику и право.

    Последние являются надстроечными категориями и зависят от базиса

    (способа производства). Однако эта доминирующая роль проявляется лишь в

    конечном счете, ибо политика и право, опираясь на экономику, могут

    оказывать и обратное воздействие на нее, стимулируя либо сдерживая

    развитие производственных отношений.

    Политика здесь тоже выступает в виде посредника между экономикой и

    правом.

    Соотношение же между политикой и правом проявляется в двух вариантах: в

    первом определяющим фактором выступает политика, во втором — право.

    ЛИТЕРАТУРА

    Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996.

    Т. 1.Тема 4.

    Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994. С. 6—8.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 7.

    Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

    1996. Тема 31.

    Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 7.

    Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. Лекция

    8.

    Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1. С.

    89—102.

    Политология / Под ред. Г.В. Полуниной.М., 1996. Гл. 12.

    Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Гл. 7,17.

    Теория государства и права / Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов.

    М., 1997. Гл.6.

    Теория государства и права / Под ред. М.Н.Марченко. 2-е изд. М., 1996.

    Лекция 8.

    Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

    Саратов, 1994. С. 10—23.

    21. Теория власти и властных отношений

    Власть как важнейший элемент социальных отношений фокусирует в себе

    следующие основные признаки:

    — это вид управления, регулирования и контроля, способность

    распоряжаться силами, возможностями, ресурсами, которыми располагает

    человеческое сообщество;

    — это средство упорядочения социальных отношений, проявление

    человеческой культуры, связанное с мерой, правилом, нормированием

    отношений людей, с принятием или наложением на них определенных

    ограничений в поведении и деятельности;

    — несомненен волевой характер власти, благодаря ей действия людей

    приобретают целенаправленность, власть изменяет поведение через

    изменение мотивов и целей людей;

    — власть явно связана с дифференциацией, структурированностью

    человеческих сообществ, выражается в отношениях асимметрии, иерархии, в

    арсенале ее действий могут быть жестокость, подавление, эксплуатация.

    Существует очевидная опасность бесконтрольной власти, порождающая

    большое значение ее регулирования и контроля.

    Необходимость власти порождена по крайней мере двумя следующими

    обстоятельствами: потребностью управления, осуществления общих целей

    при наличии многообразия интересов, ценностей, потребностей;

    невозможностью достижения полноты информационного обеспечения

    управленческого решения. Власть в этом случае служит средством

    преодоления информационного дефицита через силовое, принудительное

    решение.

    Две основные характеристики власти делают ее важнейшим инструментом

    политики, предопределяют взаимное тяготение друг к другу этих явлений.

    Во-первых, это мощный управленческий ресурс, выражающийся в способности

    власти ограничивать роль случайности в социальной жизни, т.е.

    осуществлять управление.

    Во-вторых, это ресурс влияния, воздействия на других людей со стороны

    тех, кто властью обладает, наделяющий их способностью осуществления

    своей роли вопреки сопротивлению других людей. Поскольку в сфере

    политики происходит постоянная борьба различных интересов, появляется

    потребность преодоления сопротивления других людей и сил и как

    следствие — необходимость реализации политики во властной форме.

    ЛИТЕРАТУРА

    Амелин В.Н. Власть как общественное явление // Социально-политические

    науки.1991.№ 2.

    Болл Т. Власть // Полис. 1993. № 5.

    Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1994. Гл. 3. § 2.

    Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений // Социально-

    политический журнал. 1994. № 3—6,7—8.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 11. § 1. Политология:

    Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С. 102—109

    Пушкарева Г.В. Власть как социальный институт // Социально-политический

    журнал. 1995. № 2. Философия власти. М., 1993.

    22. Сущность и особенности политическойы власти

    Политическая власть — это особый тип власти в обществе. Она

    осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого

    уровня социальной дифференциации членов общества.

    Признаки политической власти:

    — делегирование властных полномочий одних людей другим через специально

    уполномоченный государственный аппарат;

    — использование механизма организованного принуждения с опорой на

    систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных

    ею норм;

    — наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем

    компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами,

    чтобы следить за исполнением законов.

    Необходимый компонент политической власти — государство с такими его

    атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую

    распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые

    это принуждение осуществляют в организованной форме. Государство — это

    инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на

    издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни

    преувеличивать. Как сказал русский философ B.C. Соловьев, “государство

    существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не для

    того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад”.

    Политическая, государственная жизнь действительно постоянно колеблется

    между двумя противоположными полюсами: невмешательством государства в

    общественную жизнь и полным контролем над нею. Видя во власти мощный

    социальный фактор социальной упорядоченности, а в безвластии —

    очевидную опасность дезорганизации и саморазрушения социальной системы,

    необходимо понимать и то, что отнюдь не всякая власть — управленческое

    и социальное благо. Эффект использования власти в значительной степени

    определяется ее социальным содержанием — способностью действовать в

    согласии или вопреки интересам как управляющих, так и управляемых, а

    управленческая эффективность оказывается таким образом сопряженной с ее

    социальной сущностью.

    ЛИТЕРАТУРА

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 7.

    Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. Л., 1988.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 11. § 1. Политология:

    Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.4.§1.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.М. Марченко. М., 1997. С.

    102—109.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл. 3.

    §1—3.

    Философия власти. М., 1993.

    23. Природа и функции политической власти

    Политическая власть возникает, формируется в ходе реализации

    потребностей управления, регулирования общественных отношений. Она

    действует как принудительная форма снятия порождаемых различием

    интересов противоречий и конфликтов, структурирования и укрепления

    человеческих сообществ. В сфере политики происходит постоянная борьба

    различных интересов, поэтому существует необходимость преодоления

    сопротивления других людей и сил, и политическая власть реализуется в

    принудительной форме.

    Функции политической власти как инструмента социального управления:

    — сохранение социальной целостности;

    — реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции

    социальных групп;

    — регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в

    функционировании социального организма. Политическая власть должна

    обеспечить сочетание разных сторон, отраслей социальной жизни таким

    образом, чтобы они действительно дополняли, а не подрывали

    существование друг друга;

    — поддержание необходимых для общества пропорций между производством и

    потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а

    стимулировали развитие друг друга.

    Разрыв и противопоставление функций политической власти может

    существенно ослабить и дестабилизировать всю систему социальных

    отношений, привести общество к социальному кризису. Условием

    обеспечения оптимальности в сочетании функций политической власти

    служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в

    обществе интересов, возвышения над ними. Политическая власть

    достигается при условии, если интересы государства преобладают,

    доминируют в случае конфликта с интересами политически и экономически

    господствующих социальных групп.

    ЛИТЕРАТУРА

    Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997. Гл. 3.

    Залыгин И.Ю. Политическое насилие в системе власти // Социально-

    политический журнал. 1995. № 3.

    Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. Л., 1988.

    Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.102—116.

    Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В.

    Малько. М., 1997. С. 43—48.

    Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл.3. § 1—5.

    Шабо Ж.Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок

    осуществления // Полис. 1993. № 3.

    24. Типы истолкования власти

    В истолковании власти и причин ее возникновения в обществе существует

    несколько традиций, сохраняющихся в литературе с древних времен. Уже

    сам этот факт указывает на то обстоятельство, что каждая из них

    фиксирует лишь один из многочисленных аспектов власти, которые в

    реальных процессах ее генезиса и функционирования взаимодействуют друг

    с другом.

    Основные типы истолкования власти:

    1) биологический (К. Лоренц, Дж. Уилсон). В его рамках власть

    рассматривается в качестве механизма обуздания, связывания человеческой

    агрессивности, укорененной в наиболее глубоких инстинктах человека как

    биосоциального существа, сама же агрессия рассматривается как инстинкт

    борьбы, направленный против собратьев по виду и существующий как у

    животных, так и у человека;

    2) социально-экономический (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Причина

    и сущность власти видится в неравенстве и расколе общества на

    враждебные классы, в необходимости обеспечения управления делами

    социальной целостности в условиях нарастающей социальной дифференциации

    и борьбы. Генезис власти связывается со спецификой экономической

    дифференциации общества, в рамках которой “комбинированная

    деятельность, усложнение процессов, зависящих друг от друга, становятся

    на место независимой деятельности отдельных лиц. Но комбинированная

    деятельность означает организацию, а возможна ли организация без

    авторитета?”. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 303);

    3) философско-рационалистический. При таком подходе власть

    рассматривается в качестве следствия, порождения самой специфики

    рационального человеческого сознания, заложенной в ней неискоренимой

    тенденции к доминированию, подчинению как окружающего мира, так и себе

    подобных. Власть — это способ мышления, связанный со стремлением к

    обеспечению господства над природой и над другими людьми;

    4) философско-иррационалиспшческий. Для Ф. Ницше власть — это воля и

    способность к самоутверждению. 3. Фрейд и его последователи делают

    акцент на инстинктивной, психологической природе стремления к власти и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.