МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вопросы и ответы по политологии

    государственного принуждения, направленные преимущественно на личность

    виновного, — лишение свободы и т.д.);

    —административная (наступает за совершение административного проступка

    на основе законодательства об административных

    правонарушениях и выражается, в частности, в таких мерах, как штраф,

    лишение специального права и т.п.);

    — гражданская (наступает за нарушение договорных обязательств

    имущественного характера или за причинение имущественного

    внедоговорного вреда. Полное возмещение вреда — основной принцип

    гражданско-правовой ответственности; возмещение убытков в некоторых

    случаях дополняется штрафными санкциями, например выплатой неустойки);

    — дисциплинарная (применяется за нарушение трудовой, учебной,

    служебной, воинской дисциплины; для наложения взыскания должны быть

    затребованы объяснения от нарушителя трудовой дисциплины; налагается

    администрацией предприятия, учреждения, организации; в отношении же

    отдельных категорий — дисциплинарными коллегиями; меры дисциплинарной

    ответственности — выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.);

    — материальная (наступает за ущерб, причиненный предприятию,

    учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих

    трудовых обязанностей).

    Таким образом, отношения между государством и личностью должны быть

    партнерскими и осуществляться на основе взаимной ответственности.

    литература

    Бойцова Л.В. Гражданин против государства? // Общественные науки и

    современность. 1994. №4.

    Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 1994.

    Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С.

    45—46.

    Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. На пути к социалистическому правовому

    государству // Пульс реформ. М., 1989. С. 26.

    Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 10.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 168—169.

    Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл.

    22.

    Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

    1996. Тема 28.

    Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 202.

    Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 8.

    Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

    1997. Гл.10.

    Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996.

    Лекция 15.

    Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

    Саратов, 1994. С. 84—85.

    Теория права и государства/Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 259—262.

    Эбзеев B.C. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992.

    53. Понятие, функции и структура политических партий

    Термин “партия” в переводе с латинского означает “часть”, “группа”. Он

    получил распространение еще в Древнем мире. Однако собственно

    политические партии появляются в процессе становления парламентаризма

    (XVIII—XIX вв.).

    Политическая партия — это наиболее активная и организованная часть

    социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная

    идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

    Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в

    осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и

    организацию общества. В политической системе, как правило, действуют

    несколько партий, что связано с противоречиями между классами и

    социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении собственной

    политики.

    Партии занимают особое место в политической системе общества. В отличие

    от других ее институтов (профсоюзов, крестьянских объединений и других

    общественных организаций), которые, хотя и занимаются политической

    деятельностью, но ориентируются прежде всего на защиту социально-

    экономических и иных интересов их членов, главным призванием

    политических партий является нацеленность на завоевание и осуществление

    власти, борьба за руководство государственными делами.

    Политическая партия, будучи наиболее последовательным выразителем

    устремлений определенного класса, слоев общества представляет собой

    добровольную общность людей, объединенных идеологически и

    организационно, имеющих целью завоевать, удержать и использовать

    государственную власть для реализации своих основных интересов.

    Функции политических партий:

    — выявление, формулирование и удовлетворение интересов больших

    социальных групп;

    — активизация и интеграция определенной части людей;

    — борьба за политическую власть и за ее использование, определение

    форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся

    обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-

    реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.);

    — подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших

    и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников,

    организация контроля за их парламентской деятельностью;

    — разработка партийной идеологии, создание и реализация политической

    программы развития общества, ведение пропаганды и формирование

    общественного мнения;

    — политическое воспитание общества в целом или его части;

    — подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата

    и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

    Структуру политических партий составляют партийный аппарат, рядовые

    члены (партийная масса). Социальную базу составляют сторонники партии.

    ЛИТЕРАТУРА

    Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

    Борисов Л.П. Политология. М., 1995. Гл. 10.

    Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. Гл. 6.

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 214—216.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курслекцнй. Ростов н/Д, 1996. Лекция

    11.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

    Лекция 6.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл.16. С. 336—342.

    Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М.,1993. Гл. 3.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 6. Основы политической науки

    / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. Гл. 11. С. 14—23;

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 9.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997.

    Гл.10.

    Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл. 9.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 245—246.

    Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 111—116.

    Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

    Саратов, 1994. С.50—61.

    54. Виды политических партий

    Политические партии призваны выражать различные интересы разных

    категорий людей, слоев, групп, классов общества. Естественно, они

    весьма многообразны.

    Классифицикацию политических партий обычно проводят по следующим

    критериям:

    1) по социальной направленности программы и деятельности:

    социал-демократические, либерально-демократические, коммунистические,

    классовые, националистические, расовые, фашистские, религиозные,

    государственно-патриотические, народные и т.п.

    2) по идейным основаниям их деятельности: доктринальные

    (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологии),

    прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность

    действий) и харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного

    политического лидера);

    3) по методам выполнения программы: революционные (стремящиеся к

    радикальному качественному преобразованию общества) и реформаторские

    (стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных

    принципиальных изменений);

    4) по характеру политических действий: реакционные, консервативные,

    умеренные, радикальные, экстремистские;

    5) по представительству в высших органах государственной власти и

    отношению к официальной политике: правящие и оппозиционные (последние

    по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и

    нелегальные);

    6) по месту в политическом спектре: левые, центристские и правые;

    7) по стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами;

    демократические и антидемократические;

    8) по характеру членства: кадровые (отличающиеся немногочисленностью,

    свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся

    вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи,

    укрепить структуру);

    9) по организационной структуре: парламентские (где в качестве

    первичных образований выступают территориальные комитеты),

    лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий,

    допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов)

    и авангардные (построенные на принципах демократического централизма и

    территориально-производственного объединения своих членов) и т.п.

    Данная классификация, как, впрочем, и любая иная, далеко не завершена и

    довольно условна. Можно перечислить еще немало критериев, в зависимости

    от которых партии подразделяются на те или иные виды. К тому же одна и

    та же партия может быть рассмотрена с различных позиций,

    классифицирована по разным основаниям.

    ЛИТЕРАТУРА

    Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

    Борисов Л.П. Политология. М., 1995. Гл. 10.

    Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. Гл. 6.

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 214—216.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция

    11.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

    Лекция 6.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл.16. С. 341—342.

    Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М.,1993. Гл. 3.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 6. Основы политической науки

    / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. Гл. 11. С. 23—26.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 9.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997.

    Гл.10.

    Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл. 9.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 245—246.

    Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 112—115.

    Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

    Саратов, 1994. С.50—61.

    55. Партийные системы

    В настоящее время в разных странах действует различное количество

    партий, участвующих в борьбе за политическую власть.

    В зависимости от положения политических партий в политической системе

    общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий

    складывается партийная система, под которой понимается совокупность

    всех политических партий, действующих в данной стране, их

    взаимоотношения друг с другом. Данные взаимоотношения раскрывают

    степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в

    управлении государством.

    Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены

    множеством факторов — уровнем политической зрелости общества, его

    политического сознания и культуры, историческими традициями,

    национальным составом, религиозной ситуацией, расстановкой социально-

    классовых сил и т.п. Существенное воздействие на формирование партийной

    системы оказывает действующее законодательство и прежде всего

    конституция и избирательные законы.

    Типы партийных систем:

    1) в зависимости от характера политического режима выделяют

    демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы;

    2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих

    на нее: однопартийные (в которых обеспечивается исключительное право

    одной партии на фактическое осуществление политической власти в

    обществе), двухпартийные (в которых обеспечивается одной из двух партий

    в случае ее победы на выборах большинство мест в законодательном органе

    или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента) и

    многопартийные (в которых ни одна из партий, как правило, не способна

    завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому

    правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т.е. состоящими из

    представителей двух или нескольких партий);

    3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим

    статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные;

    4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных

    отношений: стабильные и переходные;

    5) в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и

    неконкурентные.

    литература

    Алескеров Ф.Т., Ортешук. П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

    С.100—107.

    Борисов Л.П. Политология. М., 1995. Гл. 10.

    Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. Гл. 6.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция

    11.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

    Лекция 6.

    Мальцев Д.А. Основы политологии. М., 1997. Гл.16. С. 342—349.

    Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М.,1993. Гл. 2.

    С. 52.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 6. Основы политической науки

    / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. Гл. 11. С. 26—29.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 9.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997.

    Гл.10.

    Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл. 9.

    Политология: Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина.

    Уфа, 1995. С. 141—148.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 243—245.

    Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С.

    284—289.

    56. Общественно-политические движения

    Общественно-политическое движение — это наиболее активная часть

    общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп

    граждан и направленная на достижение какой-либо значительной

    политической цели.

    В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или

    иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и

    программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных

    политических интересов.

    Отличие общественно-политических движений от политических партий:

    1) социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному

    и тому же движению могут принадлежать представители различных

    социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других

    групп);

    2) общественно-политические движения, как правило, придерживаются

    только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной

    политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии

    (достигнув этой цели, движение прекращает свое существование);

    3) общественно-политические движения не столь долговременны, как

    партии;

    4) общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются

    воздействовать на нее, “повернуть” данную власть к решению своих

    проблем (при борьбе за власть общественно-политическое движение

    трансформируется в политическую партию);

    5) центром политической активности в общественно-политическом движении

    выступает его ядро (авангард) — инициативные группы, клубы, союзы и

    т.д.;

    6) в общественно-политическом движении отсутствуют формальная

    внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и

    соответствующие документы (программа, устав и пр.).

    Виды общественно-политических движений:

    — социально-политические, этнополитические, конфессиональные,

    экономические, экологические, антивоенные, научные и т.д. (в

    зависимости от сферы деятельности);

    — революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные,

    национал-демократические и общедемократические (в зависимости от

    целей);

    — массовые либо элитарные (в зависимости от количества участников);

    — левые, центристские и правые (в зависимости от места в политическом

    спектре);

    — местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные и т.п. (в

    зависимости от масштаба деятельности);

    — профессиональные, женские, молодежные (в зависимости от социального

    состава);

    — сознательно организуемые и стихийные (в зависимости от характера

    возникновения);

    — фронты, ассоциации, объединения и т.п. (в зависимости от способа

    организации);

    — насильственные и ненасильственные (в зависимости от методов действий)

    и др.

    ЛИТЕРАТУРА

    Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

    Борисов Л.П. Политология. М., 1995 Гл. 10.

    Васильев М.И. Партия, движения, политические силы — попытка

    деконструкции // Полис. 1992. № 5, б.

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 217—218.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция

    11.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

    Лекция 6.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 16. С. 349—355.

    Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М.,1993. Гл. 3.

    С.107—109.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 7.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 10.

    Политология.. Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997.

    Гл. 10. С. 228—237.

    Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл. 9. С. 189—195.

    Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

    Саратов, 1994. С.50—61.

    57. Группы давления

    Группа давления — общественное объединение, активно добивающееся

    удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного

    воздействия на структуры политической власти.

    Понятие “группа давления” раскрывает динамику превращения социально-

    групповых интересов, возникающих в гражданском обществе, в политический

    фактор. Группы давления — формальные объединения граждан с четко

    выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и

    профессиональным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т.д.).

    Группы давления в связи с их относительно жесткой организационной

    структурой могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь

    страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических

    партий. Известны случаи, когда могущественные

    профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительство

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.