МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вопросы и ответы по политологии

    Политология: Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина.

    Уфа,1995. Гл.10.

    Смирнов В.В., Зотов С.В. Лоббизм в России и за рубежом: политико-

    правовые проблемы // Государство и право. 1996. № 1.

    Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова А.В. Малько.

    Саратов, 1994. С. 150—164.

    74. Недостатки лоббизма

    К недостаткам лоббизма можно отнести следующие явления:

    1) лоббизм может стать инструментом приоритетного удовлетворения

    иностранных интересов в ущерб интересам государственным, т.е.

    реализоваться подчас как “непатриотическое” средство;

    2) он выступает иногда проводником неправового воздействия (давления)

    на государственные органы, здесь уже надо говорить о преступных видах

    лоббизма (взяточничестве, коррупции и т.п.), которые “подтачивают”

    фундамент власти;

    3) может служить фактором развития и защиты ведомственности,

    местничества, национализма и т.п., усиливать крайние формы

    удовлетворения “специальных интересов”;

    4) лоббизм таит в себе немалую опасность “размывания” народовластных

    устоев общества, превращения демократических институтов в мощный

    инструмент отдельных властных групп;

    5) лоббистские мероприятия в определенных условиях могут проявляться в

    форме социальной несправедливости (как показывает социальная практика

    некоторых западных государств, результативность лоббизма большого

    бизнеса, благодаря финансово-материальным возможностям, гораздо выше,

    чем других субъектов, что может дестабилизировать обстановку,

    дисбалансировать интересы социальных групп, содействовать росту

    напряженности в обществе);

    6) лоббизм зачастую блокирует действительно нужные управленческие

    решения, препятствует удовлетворению общественно ценных интересов,

    сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих;

    7) лоббизм иногда существенно мешает стабильной и оперативной

    государственной политике, ибо может быть направлен, например, на

    постоянное перераспределение бюджета (“перетягивание одеяла на себя”),

    на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при

    одновременном ослаблении другой и т.п.;

    8) лоббизм может использоваться и в более “прозаичных” целях — как

    инструмент обогащения отдельных слоев, элит.

    Лоббизм, как и всякое иное социально-политическое явление, может, быть

    употреблен как на благо всего общества, так и в узкопартийных,

    узкогрупповых интересах. Все зависит от социально-экономического,

    политического и культурного фона, от обстоятельств, которые могут

    “наделить” лоббизм и “плюсами”, и “минусами”.

    Для того чтобы лоббизм приносил пользу всему обществу, необходимы

    соответствующие условия: реальное действие демократических институтов и

    норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств

    массовой информации, устойчивое гражданское общество, четкое и

    непротиворечивое правовое регулирование и т.д.

    ЛИТЕРАТУРА

    Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995. С.

    139—141.

    Лаптева В. О концепции проекта закона “О регулировании лоббистской

    деятельности в федеральных органах государственной власти” //

    Законодательство и экономика. 1995. № 7—8.

    Малько А.В. Лоббизм / // Общественные науки и современность. 1995. №4.

    Малько А.В. Лоббизм и право // Правоведение. 1995. № 2.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 7. С. 197—198.

    Нещадин А. Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. 1996. № 3-4.

    Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. Гл.

    11. С. 7—8

    Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России //

    Международная экономика и международные отношения. 1996. № 9.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 9. С. 190—191.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.

    10. С. 234.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 159—160.

    Политология: Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина,

    Уфа,1995. Гл.10.

    Смирнов В.В., Зотов С.В. Лоббизм в России и за рубежом: политико-

    правовые проблемы // Государство и право. 1996. № 1.

    Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

    Саратов, 1994. С.150—164.

    75. Политическое лидерство

    Политическое лидерство — это вид политической деятельности, имеющий

    огромное значение для определения успеха и направленности политических

    процессов. Он соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики:

    власть, авторитет, руководство, выражение и представительство

    социальных интересов. Смысл этого явления заключается в осуществлении

    авторитетного руководства в сфере политики.

    Авторитетной является власть, добровольно принимающаяся людьми, на

    которых она распространяется. Они подчиняются ей, т.е. соглашаются,

    видят для себя выгоду в передаче части своих политических полномочий,

    прав другому лицу или институту. Лидер же берет на себя обязательство

    эти права и полномочия использовать во благо тех, кто ими его наделяет.

    В основе феномена политического лидерства — способность руководителя, а

    в этом качестве могут выступать как личности, так и организации,

    которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей. Этим

    лидер отличается от иного типа руководителя — манипулятора, который

    действует вопреки интересам своих последователей.

    Еще одна важная функция политического лидера — осуществление

    целенаправленного и успешного руководства. Она предполагает способность

    правильной оценки и соотнесения целей и наличных возможностей и

    ресурсов политического действия. Если это качество отсутствует у

    лидера, то руководство не может быть успешным, а защита интересов

    последователей превращается в пустую. декларацию.

    Политическое лидерство — это процесс взаимодействия между людьми, в

    ходе которого одни выражают и знают потребности и интересы

    последователей и в силу этого обладают авторитетом и влиянием, а другие

    — отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и

    прав для осуществления их целенаправленного представительства и

    реализации.

    В результате слияния в политическом лидерстве этих двух

    взаимонаправленных потоков наступает чрезвычайно важное для политики и

    политической деятельности состояние взаимной мобилизации всех

    участников политического процесса: и руководителей, так как они знают,

    что их действия опираются на поддержку и одобрение масс и уверены в

    своих силах; и рядовых участников политического процесса или движения,

    ибо они чувствуют, что их интересы поняты, а цели сформулированы. В

    силу этого наступает значительная интенсификация политической жизни,

    она становится полнее и результативнее.

    ЛИТЕРАТУРА

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 11. § 5.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция

    13.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.

    6. § 2.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл. 4.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.

    Сморгунов Л., Семенов В. Политология. СПб., 1996. Гл. 12.

    76. Типология политического лидерства

    В политологии предлагаются различные типологии (специфические

    классификации) политических лидеров. Многообразие подобных

    классификаций определяется многоплановостью самого феномена лидерства

    (как властеотношения) и возможностью применять разные подходы для

    выделения типов лидеров.

    Виды политического лидерства определяются по следующим основаниям:

    1) в зависимости от идеальных типов господства (М. Вебер):

    традиционное (основанное на вере в святость традиций, устоявшихся

    обычаев, на привычке), легальное (основанное на убеждении в законности

    и рациональности существующего порядка, в правомерности существующих

    норм общежития) и харизматическое (основанное на вере в

    сверхъестественные способности вождя, в наличие у конкретного лидера

    одаренности, Божьего дара, других исключительных качеств);

    2) в зависимости от склонности лидеров к определенной модели поведения

    (Г. Лассуэлл): агитационное (воздействующее силой слова, ораторским

    искусством, личным примером), организационное (влияющее на политический

    процесс через работу с кадрами, посредством использования возможностей

    структуры, организации) и теоретическое (воздействующее силой

    интеллекта, логики);

    3) в зависимости от целей, поставленных лидерами, и от воздействия,

    оказываемого ими на общество (Р. Такер): консервативное (базирующееся

    на обосновании необходимости сохранения общества в его имеющемся,

    современном виде), реформаторское (стремящееся к радикальному

    преобразованию общественного устройства посредством проведения

    широкомасштабного изменения, прежде всего властных структур) и

    революционное (ставящее целью переход к принципиально иной общественной

    системе, к качественно новой ситуации);

    4) в зависимости от вида институциональности: формальное (связано с

    установленными правилами назначения руководителя и подразумевает

    функциональные отношения) и неформальное (возникает на основе личных

    отношений участников);

    5) в зависимости от характера деятельности лидера: универсальное

    (постоянно проявляющее качество лидера) и ситуационное (проявляющее

    качество лидера в определенной ситуации);

    6) в зависимости от используемых лидерами методов управления обществом:

    демократическое (выражается в учете руководителем интересов и мнений

    всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению),

    авторитарное (предполагает единоличное направляющее воздействие,

    основанное на жестком централизме, властных и силовых методах) и

    невмешивающееся (стремящееся уйти от решения имеющихся проблем,

    переложить свои функции на ближайших помощников);

    7) в зависимости от содержания: творческое (в данном случае лидер

    разрабатывает и предлагает программу поведения) и исполнительное (когда

    лидер — лишь организатор выполнения уже заданной программы);

    8) в зависимости от субъектов: индивидуальное и групповое;

    9) в зависимости от объекта: общенациональное, партийное,

    территориальное и т.п.;

    10) в зависимости от отношения к власти: правящее и оппозиционное;

    11) в зависимости от срока действия: временное и постоянное и т.д.

    ЛИТЕРАТУРА

    Ашин Г.Г. Политическое лидерство: оптимальный стиль // Общественные

    науки и современность. 1993. № 2.

    Вебер М. Избранные произведения. М., 1992.

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 201—203.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция

    13. С. 341—353.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

    Лекция 11. С. 169—172.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл.18.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 12. С. 361—366.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 11. С. 215—223.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С.

    143—146.

    Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл. 4. С. 82—83.

    Пугачев B.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. Гл. 9. С.

    175—176.

    Рыбаков О.Ю. Человек в политике: пути самореализации. Саратов, 1995. С.

    115—129.

    77. Понятие политической элиты

    Термин “элита” в переводе с латинского означает “лучший”, “отборный”,

    “избранный”.

    Политическая элита — это относительно немногочисленный слой людей

    (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах

    государственной власти, политических партиях, общественных организациях

    и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.

    Политическая элита есть властвующая часть общества, правящий слой.

    Данным понятием обозначаются группы лиц, имеющих высокое положение в

    обществе, активных в политической и иных сферах деятельности,

    обладающих авторитетом, влиянием, богатством. В основном это

    профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными

    функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие,

    подготовленные к участию в разработке и реализации политических

    программ, к выработке и осуществлению стратегии общественного развития.

    Существование политической элиты обусловлено следующими факторам:

    — психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми

    способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

    — законом разделения труда, который требует профессионального занятия

    управлением, определенной специализации;

    — высокой социальной значимостью управленческого труда и его

    соответствующим стимулированием;

    — широкими возможностями использования управленческой деятельности для

    получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением

    ценностей);

    — практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за

    политическими руководителями;

    — политической пассивностью широких масс населения, главные интересы

    которых обычно лежат вне политики (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).

    Политическая элита не простая сумма лиц, силой случая оказавшихся

    наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в

    результате “естественного отбора”, слой людей, который создается из

    личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными

    знаниями, навыками, умениями. Поэтому политическая элита является

    центральным звеном государственного управления, от деятельности

    которого в значительной степени зависит направление и ход политического

    развития общества, функционирование политической системы. Функции

    политической элиты:

    — стратегическая (определение политической программы действий путем

    генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев

    и т.п.);

    — организаторская (осуществление на практике выработанного курса,

    воплощение политических решений в жизнь);

    — интегративная (укрепление стабильности и единства общества,

    устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и

    разрешение конфликтных ситуаций).

    Политическая элита подразделяется на правящую (которая непосредственно

    обладает государственной властью), оппозиционную (т.е. контрэлиту),

    высшую (которая принимает значимые для всего общества решения) и т.д.

    ЛИТЕРАТУРА

    Авраамова Е., Дискин И. Социальные трансформации и элиты //

    Общественные науки и современность. 1994. № 3.

    Ашин Г.К. Правящая элита и общество // Свободная мысль. 1993. № 7.

    Березовский В., Червяков В. Современная политическая элита России //

    Свободная мысль. 1993. № 1—2.

    Борисов Л.П. Политология. М., 1996. Гл. 5.

    Дай Т.Р. Демократия для элиты. М., 1984.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

    Лекция 10. С. 146—164.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 18. С. 389—397.

    Малютин М. Новая элита в новой России // Общественные науки и

    современность. 1992. № 2.

    Массы, элита и лидер. М., 1991.

    Мясников С.Г. Смена правящих элит: “консолидация” или “вечная схватка”?

    // Полис. 1993. № 1.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 11. С. 205—215.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997.

    Гл.6. С. 124—136.

    Политология/ Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл. 5. С. 98—116.

    Политология:. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 402—404.

    Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. Гл. 8

    С.142—162.

    78. Политическая социализация

    Результативное вхождение человека в мир политики не может быть только

    спонтанной реакцией на какие-либо экстраординарные обстоятельства, но

    требует постепенного освоение личностью или социальной группой норм,

    видов, возможностей политической деятельности, принятия на себя

    определенной роли в политике. Такой процесс называется политической

    социализацией и осуществляется следующими основными путями: “во-первых,

    непосредственно, путем обучения (подражания) устойчивым образцам и

    принятым реакциям в рамках общей социализации личности; во-вторых,

    путем накопления, а затем сознательного сопоставления личного и

    общественного опыта, что позволяет сгладить, “усреднить” различия

    индивидуального восприятия; в-третьих, с помощью идеологических

    импульсов, поступающих извне и действующих в одних случаях в интересах

    политической системы, а в других — вразрез с ними” (Бурлацкий Ф.М.,

    Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985. С.207).

    Факторами политической социализации служат семья, школа, средства

    массовой информации, участие в деятельности политических организаций и

    политических событиях. На характер, специфику политической социализации

    оказывают значительное воздействие региональные и исторические

    особенности страны, где она осуществляется. Однако доминирование в

    народе или социальной группе тех или иных политических ценностей и

    ориентаций отнюдь не ведет к однообразию политической жизни, оставляет

    для человека большую возможность выбора своих политических

    предпочтений, способов установления отношений с политической властью.

    Социализация — процесс избирательный, в ходе него идет освоение норм,

    ценностей, ориентации, способов участия в осуществлении власти, которые

    в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии, жизненному

    опыту участников политического процесса.

    Политическая социализация осуществляется через исторический опыт.

    Именно через него проходит накопление ее наиболее устойчивых и

    действенных элементов. Средством передачи исторического опыта служат

    традиции — устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы

    организации политических процессов. Действие традиции находит выражение

    в определенных стереотипах поведения, воспроизводящихся в самых

    разнообразных исторических обстоятельствах.

    Политическая социализация обеспечивает целесообразное сочетание тех

    элементов политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим

    и будущим политики. Оптимальным является

    такой тип отношений человека с политической властью, когда через

    традиции, уроки исторического опыта он связан с прошлым; с помощью норм

    институтов, ценностей активно воздействует на способы реализации

    политической власти, а через цели, политические организации влияет на

    будущие политические события и процессы.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.