Вопросы и ответы по политологии
Политология: Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина.
Уфа,1995. Гл.10.
Смирнов В.В., Зотов С.В. Лоббизм в России и за рубежом: политико-
правовые проблемы // Государство и право. 1996. № 1.
Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова А.В. Малько.
Саратов, 1994. С. 150—164.
74. Недостатки лоббизма
К недостаткам лоббизма можно отнести следующие явления:
1) лоббизм может стать инструментом приоритетного удовлетворения
иностранных интересов в ущерб интересам государственным, т.е.
реализоваться подчас как “непатриотическое” средство;
2) он выступает иногда проводником неправового воздействия (давления)
на государственные органы, здесь уже надо говорить о преступных видах
лоббизма (взяточничестве, коррупции и т.п.), которые “подтачивают”
фундамент власти;
3) может служить фактором развития и защиты ведомственности,
местничества, национализма и т.п., усиливать крайние формы
удовлетворения “специальных интересов”;
4) лоббизм таит в себе немалую опасность “размывания” народовластных
устоев общества, превращения демократических институтов в мощный
инструмент отдельных властных групп;
5) лоббистские мероприятия в определенных условиях могут проявляться в
форме социальной несправедливости (как показывает социальная практика
некоторых западных государств, результативность лоббизма большого
бизнеса, благодаря финансово-материальным возможностям, гораздо выше,
чем других субъектов, что может дестабилизировать обстановку,
дисбалансировать интересы социальных групп, содействовать росту
напряженности в обществе);
6) лоббизм зачастую блокирует действительно нужные управленческие
решения, препятствует удовлетворению общественно ценных интересов,
сопутствуя осуществлению интересов чиновничьих;
7) лоббизм иногда существенно мешает стабильной и оперативной
государственной политике, ибо может быть направлен, например, на
постоянное перераспределение бюджета (“перетягивание одеяла на себя”),
на частую смену приоритетов, на усиление позиций одной ветви власти при
одновременном ослаблении другой и т.п.;
8) лоббизм может использоваться и в более “прозаичных” целях — как
инструмент обогащения отдельных слоев, элит.
Лоббизм, как и всякое иное социально-политическое явление, может, быть
употреблен как на благо всего общества, так и в узкопартийных,
узкогрупповых интересах. Все зависит от социально-экономического,
политического и культурного фона, от обстоятельств, которые могут
“наделить” лоббизм и “плюсами”, и “минусами”.
Для того чтобы лоббизм приносил пользу всему обществу, необходимы
соответствующие условия: реальное действие демократических институтов и
норм, экономическая и политическая стабильность, свобода средств
массовой информации, устойчивое гражданское общество, четкое и
непротиворечивое правовое регулирование и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995. С.
139—141.
Лаптева В. О концепции проекта закона “О регулировании лоббистской
деятельности в федеральных органах государственной власти” //
Законодательство и экономика. 1995. № 7—8.
Малько А.В. Лоббизм / // Общественные науки и современность. 1995. №4.
Малько А.В. Лоббизм и право // Правоведение. 1995. № 2.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 7. С. 197—198.
Нещадин А. Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. 1996. № 3-4.
Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. Гл.
11. С. 7—8
Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России //
Международная экономика и международные отношения. 1996. № 9.
Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 9. С. 190—191.
Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.
10. С. 234.
Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 159—160.
Политология: Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина,
Уфа,1995. Гл.10.
Смирнов В.В., Зотов С.В. Лоббизм в России и за рубежом: политико-
правовые проблемы // Государство и право. 1996. № 1.
Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.
Саратов, 1994. С.150—164.
75. Политическое лидерство
Политическое лидерство — это вид политической деятельности, имеющий
огромное значение для определения успеха и направленности политических
процессов. Он соединяет в себе важнейшие, сущностные черты политики:
власть, авторитет, руководство, выражение и представительство
социальных интересов. Смысл этого явления заключается в осуществлении
авторитетного руководства в сфере политики.
Авторитетной является власть, добровольно принимающаяся людьми, на
которых она распространяется. Они подчиняются ей, т.е. соглашаются,
видят для себя выгоду в передаче части своих политических полномочий,
прав другому лицу или институту. Лидер же берет на себя обязательство
эти права и полномочия использовать во благо тех, кто ими его наделяет.
В основе феномена политического лидерства — способность руководителя, а
в этом качестве могут выступать как личности, так и организации,
которые отражают и удовлетворяют интересы своих последователей. Этим
лидер отличается от иного типа руководителя — манипулятора, который
действует вопреки интересам своих последователей.
Еще одна важная функция политического лидера — осуществление
целенаправленного и успешного руководства. Она предполагает способность
правильной оценки и соотнесения целей и наличных возможностей и
ресурсов политического действия. Если это качество отсутствует у
лидера, то руководство не может быть успешным, а защита интересов
последователей превращается в пустую. декларацию.
Политическое лидерство — это процесс взаимодействия между людьми, в
ходе которого одни выражают и знают потребности и интересы
последователей и в силу этого обладают авторитетом и влиянием, а другие
— отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и
прав для осуществления их целенаправленного представительства и
реализации.
В результате слияния в политическом лидерстве этих двух
взаимонаправленных потоков наступает чрезвычайно важное для политики и
политической деятельности состояние взаимной мобилизации всех
участников политического процесса: и руководителей, так как они знают,
что их действия опираются на поддержку и одобрение масс и уверены в
своих силах; и рядовых участников политического процесса или движения,
ибо они чувствуют, что их интересы поняты, а цели сформулированы. В
силу этого наступает значительная интенсификация политической жизни,
она становится полнее и результативнее.
ЛИТЕРАТУРА
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 11. § 5.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция
13.
Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.
6. § 2.
Политология: Курс лекций / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл. 4.
Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.
Сморгунов Л., Семенов В. Политология. СПб., 1996. Гл. 12.
76. Типология политического лидерства
В политологии предлагаются различные типологии (специфические
классификации) политических лидеров. Многообразие подобных
классификаций определяется многоплановостью самого феномена лидерства
(как властеотношения) и возможностью применять разные подходы для
выделения типов лидеров.
Виды политического лидерства определяются по следующим основаниям:
1) в зависимости от идеальных типов господства (М. Вебер):
традиционное (основанное на вере в святость традиций, устоявшихся
обычаев, на привычке), легальное (основанное на убеждении в законности
и рациональности существующего порядка, в правомерности существующих
норм общежития) и харизматическое (основанное на вере в
сверхъестественные способности вождя, в наличие у конкретного лидера
одаренности, Божьего дара, других исключительных качеств);
2) в зависимости от склонности лидеров к определенной модели поведения
(Г. Лассуэлл): агитационное (воздействующее силой слова, ораторским
искусством, личным примером), организационное (влияющее на политический
процесс через работу с кадрами, посредством использования возможностей
структуры, организации) и теоретическое (воздействующее силой
интеллекта, логики);
3) в зависимости от целей, поставленных лидерами, и от воздействия,
оказываемого ими на общество (Р. Такер): консервативное (базирующееся
на обосновании необходимости сохранения общества в его имеющемся,
современном виде), реформаторское (стремящееся к радикальному
преобразованию общественного устройства посредством проведения
широкомасштабного изменения, прежде всего властных структур) и
революционное (ставящее целью переход к принципиально иной общественной
системе, к качественно новой ситуации);
4) в зависимости от вида институциональности: формальное (связано с
установленными правилами назначения руководителя и подразумевает
функциональные отношения) и неформальное (возникает на основе личных
отношений участников);
5) в зависимости от характера деятельности лидера: универсальное
(постоянно проявляющее качество лидера) и ситуационное (проявляющее
качество лидера в определенной ситуации);
6) в зависимости от используемых лидерами методов управления обществом:
демократическое (выражается в учете руководителем интересов и мнений
всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению),
авторитарное (предполагает единоличное направляющее воздействие,
основанное на жестком централизме, властных и силовых методах) и
невмешивающееся (стремящееся уйти от решения имеющихся проблем,
переложить свои функции на ближайших помощников);
7) в зависимости от содержания: творческое (в данном случае лидер
разрабатывает и предлагает программу поведения) и исполнительное (когда
лидер — лишь организатор выполнения уже заданной программы);
8) в зависимости от субъектов: индивидуальное и групповое;
9) в зависимости от объекта: общенациональное, партийное,
территориальное и т.п.;
10) в зависимости от отношения к власти: правящее и оппозиционное;
11) в зависимости от срока действия: временное и постоянное и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
Ашин Г.Г. Политическое лидерство: оптимальный стиль // Общественные
науки и современность. 1993. № 2.
Вебер М. Избранные произведения. М., 1992.
Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 201—203.
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция
13. С. 341—353.
Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.
Лекция 11. С. 169—172.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл.18.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 12. С. 361—366.
Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 11. С. 215—223.
Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С.
143—146.
Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл. 4. С. 82—83.
Пугачев B.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. Гл. 9. С.
175—176.
Рыбаков О.Ю. Человек в политике: пути самореализации. Саратов, 1995. С.
115—129.
77. Понятие политической элиты
Термин “элита” в переводе с латинского означает “лучший”, “отборный”,
“избранный”.
Политическая элита — это относительно немногочисленный слой людей
(своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах
государственной власти, политических партиях, общественных организациях
и т.п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.
Политическая элита есть властвующая часть общества, правящий слой.
Данным понятием обозначаются группы лиц, имеющих высокое положение в
обществе, активных в политической и иных сферах деятельности,
обладающих авторитетом, влиянием, богатством. В основном это
профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными
функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие,
подготовленные к участию в разработке и реализации политических
программ, к выработке и осуществлению стратегии общественного развития.
Существование политической элиты обусловлено следующими факторам:
— психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми
способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
— законом разделения труда, который требует профессионального занятия
управлением, определенной специализации;
— высокой социальной значимостью управленческого труда и его
соответствующим стимулированием;
— широкими возможностями использования управленческой деятельности для
получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением
ценностей);
— практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за
политическими руководителями;
— политической пассивностью широких масс населения, главные интересы
которых обычно лежат вне политики (В.П. Пугачев, А.И. Соловьев).
Политическая элита не простая сумма лиц, силой случая оказавшихся
наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в
результате “естественного отбора”, слой людей, который создается из
личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными
знаниями, навыками, умениями. Поэтому политическая элита является
центральным звеном государственного управления, от деятельности
которого в значительной степени зависит направление и ход политического
развития общества, функционирование политической системы. Функции
политической элиты:
— стратегическая (определение политической программы действий путем
генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев
и т.п.);
— организаторская (осуществление на практике выработанного курса,
воплощение политических решений в жизнь);
— интегративная (укрепление стабильности и единства общества,
устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и
разрешение конфликтных ситуаций).
Политическая элита подразделяется на правящую (которая непосредственно
обладает государственной властью), оппозиционную (т.е. контрэлиту),
высшую (которая принимает значимые для всего общества решения) и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
Авраамова Е., Дискин И. Социальные трансформации и элиты //
Общественные науки и современность. 1994. № 3.
Ашин Г.К. Правящая элита и общество // Свободная мысль. 1993. № 7.
Березовский В., Червяков В. Современная политическая элита России //
Свободная мысль. 1993. № 1—2.
Борисов Л.П. Политология. М., 1996. Гл. 5.
Дай Т.Р. Демократия для элиты. М., 1984.
Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.
Лекция 10. С. 146—164.
Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 18. С. 389—397.
Малютин М. Новая элита в новой России // Общественные науки и
современность. 1992. № 2.
Массы, элита и лидер. М., 1991.
Мясников С.Г. Смена правящих элит: “консолидация” или “вечная схватка”?
// Полис. 1993. № 1.
Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 11. С. 205—215.
Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997.
Гл.6. С. 124—136.
Политология/ Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл. 5. С. 98—116.
Политология:. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 402—404.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. Гл. 8
С.142—162.
78. Политическая социализация
Результативное вхождение человека в мир политики не может быть только
спонтанной реакцией на какие-либо экстраординарные обстоятельства, но
требует постепенного освоение личностью или социальной группой норм,
видов, возможностей политической деятельности, принятия на себя
определенной роли в политике. Такой процесс называется политической
социализацией и осуществляется следующими основными путями: “во-первых,
непосредственно, путем обучения (подражания) устойчивым образцам и
принятым реакциям в рамках общей социализации личности; во-вторых,
путем накопления, а затем сознательного сопоставления личного и
общественного опыта, что позволяет сгладить, “усреднить” различия
индивидуального восприятия; в-третьих, с помощью идеологических
импульсов, поступающих извне и действующих в одних случаях в интересах
политической системы, а в других — вразрез с ними” (Бурлацкий Ф.М.,
Галкин А.А. Современный Левиафан. М., 1985. С.207).
Факторами политической социализации служат семья, школа, средства
массовой информации, участие в деятельности политических организаций и
политических событиях. На характер, специфику политической социализации
оказывают значительное воздействие региональные и исторические
особенности страны, где она осуществляется. Однако доминирование в
народе или социальной группе тех или иных политических ценностей и
ориентаций отнюдь не ведет к однообразию политической жизни, оставляет
для человека большую возможность выбора своих политических
предпочтений, способов установления отношений с политической властью.
Социализация — процесс избирательный, в ходе него идет освоение норм,
ценностей, ориентации, способов участия в осуществлении власти, которые
в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии, жизненному
опыту участников политического процесса.
Политическая социализация осуществляется через исторический опыт.
Именно через него проходит накопление ее наиболее устойчивых и
действенных элементов. Средством передачи исторического опыта служат
традиции — устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы
организации политических процессов. Действие традиции находит выражение
в определенных стереотипах поведения, воспроизводящихся в самых
разнообразных исторических обстоятельствах.
Политическая социализация обеспечивает целесообразное сочетание тех
элементов политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим
и будущим политики. Оптимальным является
такой тип отношений человека с политической властью, когда через
традиции, уроки исторического опыта он связан с прошлым; с помощью норм
институтов, ценностей активно воздействует на способы реализации
политической власти, а через цели, политические организации влияет на
будущие политические события и процессы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|