МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вопросы и ответы по политологии

    к повиновению, находя его источники в самой структуре человеческого

    бессознательного, формирующейся под воздействием социальных условий,

    связанных с ранним детством,

    сексуальным подавлением, образованием, культивирующим страх,

    услужливость и повиновение.

    ЛИТЕРАТУРА

    Демидов А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений//Государство

    и право. 1995. № 11.

    Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 11. § 1.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С.90—95.

    Тоффлер О. Проблемы власти на пороге XXI в. // Свободная мысль. 1992.

    Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.

    104—107.

    Философия власти. М., 1993.

    25. Легитимность политической власти и ее типы

    Легитимностъ означает качество взаимоотношений власти и подвластных,

    которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве

    управлять.

    Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и

    справедливая. И, напротив, если правящая группа не пользуется

    общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам

    принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.

    Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и

    соответственно обязанность у населения подчиняться им.

    Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия.

    Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее

    соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то

    Легитимность — это доверие и оправдание власти (характеристика

    нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но

    обеспечивающая их выполнение,— легальна. В то же время она может быть

    нелегитимна, не приниматься народом.

    Типы легитимности политической власти:

    1) рациональный — власть узаконена установленными демократическим путем

    и признанными нормами права, основана на подчинении не личности

    руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют

    представители власти;

    2) идеологический — власть признается обоснованной в силу внутренней

    убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей,

    которые ею провозглашены;

    3) традиционный — власть признается оправданной в силу укорененных

    обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и

    священность издревле существующих порядков;

    4) харизматический (персональный) — власть основывается на вере масс в

    исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя

    от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и

    т.д.

    Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются

    идеальными и не существуют в “чистом виде”. В конкретно-исторических

    условиях каждой страны эти типы переплетаются при доминировании одного

    из них.

    О степени легитимиости политической власти можно судить по уровню

    принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной

    политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток

    свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления

    гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам

    выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки

    или, напротив, оппозиции существующему режиму.

    Во все времена предметом постоянной озабоченности правящих групп

    является легитимация своей власти и политики, т.е. обеспечение их

    признания и одобрения со стороны подвластных. Чтобы добиться усиления

    поддержки массами, они стремятся воздействовать на сознание людей всеми

    средствами — идеологическими, научными, правовыми, нравственными,

    эмоционально-психологическими.

    литература

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 94—96.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С.

    104—108.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 228.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 116—120.

    Основы политологии / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 1993. Гл. 3.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 73—76.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С.

    95—101.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 151—154.

    Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 55—58.

    Пугачев B.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С.

    117—120.

    Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 137—139.

    Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова,

    А.В. Малько. Саратов, 1994. С.102—113.

    Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., 1996.

    26. Структура политики: объекты, субъекты, ресурсы

    Структура политики включает в себя самые разнообразные компоненты:

    людей, организации, отношения, действия, программы и эмоции, которые

    определяют характер и направленность этих действий. Но все многообразие

    этих компонентов может быть сведено к трем группам.

    Объекты политики — фрагменты политической реальности, на изменение,

    преобразование или поддержку которых направлено политическое действие.

    Субъекты политики — носители политического действия. Очевидно

    многообразие субъектов политических отношений, в качестве которых могут

    выступать и отдельные люди, и социальные группы, и институты, и

    движения. Их общей чертой служит наличие интересов, сферой реализации

    которых являются политические отношения. Особенно велика роль таких

    субъектов политики, как классы (объединяющие людей с одинаковым типом

    отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним

    языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью

    экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется

    тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены

    отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и

    организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства

    государственной власти.

    Следует иметь в виду, что в политике, как и в любой иной сфере

    отношений, нет устойчивого закрепления атрибутов субъекта или объекта

    за постоянным носителем — все участники политических отношений обладают

    сознанием и волей и в зависимости от конкретной ситуации могут

    выступать в качестве объекта (когда политическое действие направлено на

    него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем

    политического действия). Так, государство служит объектом политики,

    когда на него, его политические институты направлено воздействие тех

    или иных политических сил, но оно может быть и субъектом политики,

    когда само активно вмешивается в регуляцию социальных отношений.

    Ресурсы политики — элементы материальной и духовной среды, которые,

    будучи вовлечены в политику, используются субъектами для воздействия на

    объекты политики с целью их изменения. Можно выделить три группы

    ресурсов политики:

    1) материально-технические, включающие в себя технические и

    информационные средства, энергетические, продовольственные и иные

    материалы;

    2) человеческие — масса людей, принимающая активное или поддерживающее

    участие в политическом действии, уровень их активности, степень

    вовлеченности в политические процессы;

    3) духовные — эмоциональный настрой участников политического действия,

    степень понимания и поддержки ими основных программных целей и

    установок.

    ЛИТЕРАТУРА

    Ануфриев Е.А. Субъективные основы и субъекты политики // Социально-

    политический журнал. 1996. № 4.

    Демидов А. И., Федосеев А. А. Основы политологии. М., 1996. Гл. 4. § 2.

    Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С.155—158.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.М. Марченко. М., 1997. С.

    116—135. Гл. 3. § 2; гл. 5. § 1.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997.

    Социальные ресурсы и социальная политика. М., 1992.

    Тоффлер О. Смещение власти: Знание, богатство и принуждение на пороге

    XXI в. М., 1991.

    27. Власть и оппозиция

    Различие мнений, интересов, позиций, направлений политической жизни,

    порождаемое самой природой политики, ставит вопрос об отношениях между

    силами, обладающими политической властью, и теми, кто борется против

    них. Характер практического решения этого вопроса зависит от типа

    политической системы. В тоталитарных, авторитарных политических

    системах эти отношения антагонистичны, ни власть, ни оппозиция не

    признают права на существование друг друга, между ними возможны только

    отношения отбрасывания, подавления. Политика в этом случае становится

    зоной уголовного преследования, военного противостояния.

    В демократической политической системе открывается возможность

    сосуществования, конструктивного взаимодействия как политических сил,

    обладающих государственной властью, так и тех, кто ей противостоит,

    оспаривает — оппозиции. Оппозиция может использовать разные формы

    взаимодействия с властью и влияния на нее.

    Лояльная оппозиция действует как часть политической системы, соблюдая

    ее основные законы и принципы, отказывается от использования силы во

    взаимодействии с властью. Ее представители входят во все элементы

    политической структуры демократического общества, открыто и активно

    участвуют в политической жизни. Формы участия могут быть достаточно

    многообразны: избирательная деятельность, критика правительства и его

    действий, разнообразные формы влияния на принятие политических решений,

    иногда даже участие представителей оппозиции во властных структурах

    (конструктивная оппозиция). Власть и оппозиция в этом случае, несмотря

    на наличие очевидных противоречий, готовы к диалогу, сотрудничеству,

    особенно в сложных, кризисных условиях жизни общества.

    Нелегальная оппозиция в силу разнообразных причин, зависящих как от

    правительства, так и от нее самой, исключается из политической системы,

    а ее права и притязания не признаются, а подавляются властными

    структурами. Нелегальная оппозиция осуществляет скрытую политическую

    деятельность, часто использует (или ее вынуждают использовать)

    насильственные средства борьбы.

    Полулегальная оппозиция включает политические силы, которые

    воздерживаются от открытого вызова и противостояния по отношению к

    власти, но и не сотрудничают с ней, терпимо относятся к действиям

    других политических сил, выходящих за рамки разрешенного в данном

    обществе законом.

    литература

    Васильев В.А. Оппозиция как социальное явление // Социально-

    политический журнал. 1996. № 5.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д 1996.

    С.176—189, 442—483.

    Клямкин ИМ. Посткоммунистическая демократия и ее исторические

    особенности в России // Полиыс. 1993. № 2.

    Мальцев В. А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 11. § 3.

    Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.

    Салмин A.M. Политический процесс и демократия // Социально-политические

    науки. 1991. № б.

    Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

    28. Политический режим: понятие и признаки

    Политический режим — это система методов, способов и средств

    осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в

    сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его

    режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного

    устройства.

    Согласно одной точке зрения понятия “политический режим” и

    “государственный режим” можно расценивать как тождественные.

    Согласно другой точке зрения понятие “политический режим” более

    широкое, чем понятие “государственный режим”, ибо включает в себя не

    только методы и приемы осуществления политической власти со стороны

    государства, но и со стороны политических партий и движений,

    общественных объединений, организаций и т.п.

    Политический режим — это динамическая, функциональная характеристика

    политической системы. Категории “политический режим” и “политическая

    система” тесно связаны между собой. Если первая показывает весь

    комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в

    осуществлении политической власти, то вторая — как эта власть

    осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо

    недемократично).

    Понятие политического режима является ключевым для формирования

    представлений об основных системах власти. Исходя из политического

    режима судят о подлинной картине принципов организации политического

    устройства общества. Политический режим характеризует определенный

    политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный

    период ее исторического развития.

    Признаки политического режима:

    — степень участия народа в механизмах формирования политической власти,

    а также сами способы такого формирования;

    — соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами

    государства;

    — гарантированность прав и свобод личности;

    — характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

    — степень реализации политической власти непосредственно народом;

    — положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и

    прозрачности государственного аппарата;

    — место и роль негосударственных структур в политической системе

    общества;

    — соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

    — характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в

    отношении граждан и должностных лиц;

    — тип политического поведения;

    — характер политического лидерства;

    — учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

    — доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т.п.)

    при осуществлении политической власти;

    — степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

    — принципы взаимоотношения общества и власти;

    — политическое и юридическое положение и роль в обществе “силовых”

    структур государства (армии, полиции, органов государственной

    безопасности и т.д.);

    — мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

    — существование реальных механизмов привлечения к политической и

    юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

    Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории

    “политический режим”.

    ЛИТЕРАТУРА

    Борисов Л.П. Политология. М., 1996. С. 51—53.

    Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. Гл. 3.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996

    С.161—172.

    Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права М 1996 С.32—37.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994

    С.36—51.

    Марченко МЛ. Теории государства и права. М., 1996. Гл. 7.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 296.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С.

    164—183.

    Политология/ Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 136—153.

    Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 106—110.

    Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран.

    Свердловск, 1989.

    Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

    1997. Гл.5.

    Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994 С.

    55—60.

    29. Демократический режим

    В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного

    властвования различают два полярных режима — демократический и

    антидемократический.

    Понятие “демократия” означает, как известно, народовластие, власть

    народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы

    политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал,

    то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств,

    которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция,

    Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются

    иные государства. Признаки демократического режима:

    — население участвует в формировании и осуществлении государственной

    власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии

    (через выбираемые им представительные органы);

    — решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

    — существование гражданского общества с его развитой структурой;

    — реальное осуществление правового государства;

    — выборность и сменяемость центральных и местных органов

    государственной власти, их подотчетность избирателям;

    — легитимность государственной власти;

    — “силовые” структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и

    т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются

    только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется

    законами;

    — доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы

    насилия, принуждения, пресечения;

    — во всех сферах общественной жизни господствует закон;

    — провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и

    гражданина;

    — в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип

    “дозволено все, что не запрещено законом”;

    — политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование

    политических партий, существование на законных основаниях политической

    оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает

    альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки,

    контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте,

    в своей печати);

    — гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

    — реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную

    (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества),

    исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их

    в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную

    (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода

    правонарушений).

    Таковы существенные черты демократического политического режима,

    отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание

    вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче

    ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств

    осуществления политической власти.

    литература

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.