МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вопросы и ответы по политологии

    1) координации — согласования усилий разнородной массы людей,

    действующих к тому же в постоянно изменяющихся обстоятельствах;

    2) корреляции — внесения изменений в тактику движения, особенно при

    появлении новых обстоятельств, условий деятельности, затрудняющих или,

    наоборот, облегчающих реализацию поставленной задачи;

    3) программирования — осуществления выбора эффективного способа

    сочетания целей и средств, что в политическом процессе заключается в

    поиске наиболее рационального варианта деятельности. Благодаря

    программе цели приобретают качество реалистичности, осуществляется учет

    и оценка возможностей, а ресурсы не растрачиваются попусту.

    Принятое решение закрепляется, конкретизируется в акте планирования

    политического процесса, состоящего из следующих компонентов:

    — согласования целей и этапов деятельности политических институтов и

    движений, вовлеченных в данный политический процесс;

    — доведения до возможно большего числа участников действия его

    программы;

    — оценки обстановки, в которой будет разворачиваться политическое

    действие с целью выявления ее основных доминант, а также узлов

    взаимодействия противоречий и интересов, от воздействия на которые

    зависит успех намечаемого политического действия;

    — принятия мер по созданию соответствующего психологического настроя у

    участников политического процесса, который бы способствовал,

    стимулировал их действия в направлении реализации выбранной цели.

    После принятия политического решения и выработки действий по его

    реализации ситуация обычно изменяется, возникают новые обстоятельства и

    требуется внесение необходимых изменений как в самое решение, так и в

    механизм его выполнения, что предполагает модификацию целей и коррекцию

    времени их достижения, уточнение средств и способов решения

    стратегических задач. Процедура коррекции решения и тактики должна

    существовать на постоянной основе и осуществляться институтами

    политической системы, обладающими для этого специфическими

    полномочиями.

    ЛИТЕРАТУРА

    Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.

    Гл. 4. §1,2.

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 12. § 5.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д 1996. С.

    435—441.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 259—276.

    Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.

    Цымбурский В.Л. Человек политический между ratio и ответами на стимулы

    // Полис. 1995. № 5.

    69. Политический порядок

    Политический порядок - это комплекс условий создающих благоприятные

    условия для эффективного и целесообразного функционирования и развития

    политической системы общества, это состояние урегулированности

    политических процессов.

    Политическая система, соответствующая критериям оптимальности

    (наивысшей эффективности), достигшая в своей структуре равновесия

    политических сил и стабильности, способна обеспечивать политический

    порядок.

    Политический порядок предполагает:

    1) определенный алгоритм действия политической системы, т.е.

    последовательность реализации ее основных задач и ценностей;

    2) согласованность “работы” элементов системы управления;

    3) наличие эффективных гарантий и средств поддержания всех аспектов

    безопасности (военных, правовых, экологических, технологических,

    экономических);

    4) обеспечение высокой степени независимости общества от случайных и

    деструктивных обстоятельств, облегчение жизни личности.

    Значимость упорядочения политических процессов определяется самой

    природой политики, направленной как вид деятельности на реализацию

    противоречивых, но взаимосвязанных целей: обновления, необходимого с

    точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и

    стабилизации — фактора сохранения социальной целостности. Этим

    определяется естественность присутствия в политических процессах двух

    противоположных тенденций — к порядку и беспорядку. Эффективно

    действующая политическая власть должна обеспечить как развитие, так и

    стабильность социальной системы. Отсутствие такого сочетания вызывает

    состояние xaоса (неупорядоченности) в политических отношениях.

    При отсутствии порядка увеличивается возможность прорыва в сферу

    политики чисто случайных факторов и мотивов поведения снижается уровень

    защищенности личности, значительно обесценивается авторитет

    государства, растет неустроенность и напряженность в обществе. И как

    следствие этого политическая система лишается способности

    упорядочивающего влияния на политические процессы.

    Итак, политический порядок есть состояние политической системы,

    характеризующее ее способность к политической мобилизации и

    осуществлению запланированных акций.

    ЛИТЕРАТУРА

    Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. Гл. 3.

    Демидов А.И. Политическая деятельность. Саратов, 1987. С. 97—109.

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 208—209.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция

    16.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл.13. С. 290—291.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 8. С. 282—283.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 306.

    70. Политический интерес

    В обществе всегда действует совокупность интересов различного уровня

    общности, выражающих специфику взаимоотношений и жизненных ориентаций

    различных социальных групп, слоев, классов, профессий, этнических

    образований. Одни интересы выражают долговременные фундаментальные

    тенденции существования социальных общностей — это интересы классов,

    наций, общества в целом. Другие, частичные интересы, выражают специфику

    общественных отношений между социальными группами или частью одной из

    них с другими.

    Сфера образования интересов — объективные отношения между субъектами

    деятельности, и политический интерес как раз отражает диалектику

    всеобщего и особенного, частного. Его своеобразие заключается в том,

    что он служит проявлением властного отношения, т.е. опосредование

    взаимодействия общественного и частного интересов осуществляется с

    помощью государства, его институтов. Это такое отношение между

    субъектами, когда для удовлетворения своих потребностей они должны

    воздействовать на государство.

    Политический интерес служит основой вхождения того или иного

    социального субъекта в сферу политических отношений — процесса

    политизации. Смысл ее — во взаимодействии двух тенденций: одна из них

    заключается в выходе действий социальной группы на интересы социальной

    целостности, другая — в рассмотрении государства в качестве основной

    силы решения социальных проблем.

    ЛИТЕРАТУРА

    Борисов Л.П. Политология. М., 1996. С. 24—28.

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 6. § 4.

    Заславский С.Е. Интересы и ценности: два лика российской

    многопартийности // Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические

    исследования. 1993. №3.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С.

    314—317.

    Ильин МЛ. Слова и смыслы: интерес // Полис. 1995. № 2.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 9. § 2; гл. 10. § 3.

    Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С.

    189—199.

    71. Лоббизм: понятие и условия существования

    Само слово “лоббизм” неоднозначно оценивается общественным сознанием,

    ибо имеет как позитивный, так и негативный смысл. Если говорить о

    последнем, то, как правило, термин “лоббизм” здесь приобретает сугубо

    отрицательное звучание, в чем-то напоминающее “блат”, “протекционизм”,

    “подкуп”, “покупку голосов” в чьих-либо корыстных или узкопартийных

    интересах в ущерб интересам других, прежде всего общественным. Крайним

    выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление

    на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью чего

    принимаются управленческие решения в интересах определенных групп или

    лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно благодаря

    подобной практике “влияния” на управленческие решения. Разумеется, это

    лишь одна сторона медали, показывающая, не только силу и возможности

    различных социальных структур, но и уязвимые, слабые места власти.

    Позитивный же смысл характеризует лоббизм как здоровое, нормальное,

    жизненно необходимое явление, выступающее в качество института

    демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного

    оформления, выражения и представительства разнообразных групповых

    интересов столь же неотъемлемый признак общества, как и наличие в нем

    самих этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых

    настойчиво стремится пр влечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом

    позитивном смысле есть форма законного влияния “групп давления” на

    управленческие решения государственных органов с целью удовлетворения

    интересов определенных социальных структур (организаций, ассоциаций,

    территориальных образований, слоев граждан и т.п.).

    Лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Наблюдается такая

    закономерность: лоббизма больше, как правило, там, где больше реальной

    власти. То есть лоббизм — своего рода признак власти, ее специфическая

    “отметина”. И, наоборот, он не будет проявляться там, где власть

    отсутствует или где она выступает лишь в качестве номинальной силы.

    Для становления лоббизма как полноценного института необходимо

    существование двух условий:

    1) большого многообразия интересов в обществе, возникающих вследствие

    его социальной дифференциации, расслоения, “специализации”;

    2) расширения доступа к власти на основе политического плюрализма, что

    характерно прежде всего для демократических режимов.

    В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить

    одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема

    очередности, приоритета в их осуществлении. Отсюда закономерно

    стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение

    государства с целью переориентации политики в свою пользу,

    стимулировать его принимать выгодные для этих групп и слоев

    управленческие решения.

    ЛИТЕРАТУРА

    Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995. С.

    139—141.

    Лаптева В. О концепции проекта закона “О регулировании лоббистской

    деятельности в федеральных органах государственной власти” //

    Законодательство и экономика. 1995. № 7—8.

    Малько А.В. Лоббизм // Общественные науки и современность. 1995. № 4.

    Малько А.В. Лоббизм и право // Правоведение. 1995. № 2.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 7. С. 197—198.

    Нещадин А. Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. 1996. №3—4.

    Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. Гл.

    11. С. 7—8.

    Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России //

    Международная экономика и международные отношения. 1996. № 9.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 9. С. 190—191.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.

    10. С. 234.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 159—160.

    Политология: Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина.

    Уфа, 1995. Гл. 10.

    Смирнов В.В., Зотов С.В. Лоббизм в России и за рубежом: политико-

    правовые проблемы // Государство и право. 1996. № 1.

    Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

    Саратов, 1994. С. 150—164.

    72. Виды лоббизма

    Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно имеет

    различные виды, которые классифицируются по следующим основаниям:

    1) в зависимости от того, в какой ветви власти “решается вопрос”,

    лоббизм различают законодательный, исполнительный и судебный, (условно

    тут можно говорить и о лоббизме в средствах массовой информации,

    которые в связи с их мощным воздействием на сознание и поведение людей,

    в том числе и в сфере политики, обоснованно считают “четвертой

    властью”);

    2) в зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются

    цели лоббирования: правотворческий (в законодательных органах через

    нормативные акты), правоприменительный (через акты применения права) и

    правоинтерпретационный (через акты толкования права);

    3) в зависимости от характера интереса, который “продавливается”:

    политический, социальный, экономический, экологический, военный,

    аграрный, промышленный, финансовый и т.п.;

    4) в зависимости от времени действия: “одноразовый” и постоянный;

    5) в зависимости от того, на каком уровне власти происходит

    лоббирование: федеральный (осуществляется в системе высших органов

    государственной власти и управления) и местный (осуществляется в

    республиканских, краевых, областных органах);

    6) в зависимости от того, в чью пользу “решается вопрос”, говорят о

    лоббизме различных социальных структур: общественных организаций,

    движений, партий, групп, слоев (профсоюзов, антивоеннных и

    экологических движений, предпринимательских союзов и т.п.),

    ведомственном лоббизме (министерств, ведомств, государственных

    комитетов, отраслевом “продавливании” тех или иных интересов),

    региональном лоббизме (воздействии на власть со стороны представителей

    республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала,

    Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, “выбивающих” определенные

    льготы и преимущества для регионов), иностранном лоббизме (влиянии

    зарубежных “групп давления” либо национальных общин на те или иные

    государственные органы с целью решения определенных вопросов);

    7) в зависимости от взаимоотношений объекта и субъекта лоббирования:

    плюралистский (давление на государственные органы снизу вверх со

    стороны определенных групп населения) и корпоративный (своего рода

    скрытое соглашение властей с какой-либо группой в расчете получить

    лояльность и гарантию содействия государственным органам в обмен на

    предоставленные привилегии) и т.п.

    ЛИТЕРАТУРА

    Алескеров Ф.Т., Орпгешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

    С.139—141.

    Лаптева В. О концепции проекта закона “О регулировании лоббистской

    деятельности в федеральных органах государственной власти” //

    Законодательство и экономика. 1995. № 7—8.

    Малько А.В. Лоббизм // Общественные науки и современность. 1995. № 4.

    Малько А.В. Лоббизм и право // Правоведение. 1995. № 2.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 7. С. 197—198.

    Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. Гл.

    11. С. 7—8.

    Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России //

    Международная экономика и международные отношения. 1996. № 9.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 9. С. 190—191.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.

    10. С. 234.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 159—160.

    Политология: Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина.

    Уфа, 1995. Гл. 10.

    Смирнов В.В., Зотов С.В. Лоббизм в России и за рубежом: политико-

    правовые проблемы // Государство и право. 1996. № 1.

    Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

    Саратов, 1994. С. 150—164.

    73. Достоинства лоббизма

    Лоббизм, как и всякое иное социальное явление, вносит в

    жизнедеятельность общества не только позитивные начала, но и

    негативные. Поэтому необходимо знать, какие стороны лоббизма нуждаются

    в поддержке, правовом стимулировании, а какие — в правовом ограничении,

    сдерживании.

    Достоинства лоббизма:

    1) влияя на управленческие решения, он заставляет “держаться в форме”

    органы государственной власти и управления, в определенном смысле

    конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и

    гибкость;

    2) выступает инструментом самоорганизации гражданского общества, с

    помощью которого мобилизуется общественная поддержка или оппозиция

    какому-либо законопроекту, оказывается влияние на политику (лоббизм в

    этой ситуации — своего рода соперник бюрократии; в условиях становления

    рыночных отношений, когда государство часто устраняется от защиты

    интересов различных социальных групп и слоев, этот вакуум должен быть

    заполнен соответствующими структурами гражданского общества);

    3) создает возможности для обеспечения интересов меньшинства, ибо

    выступает в качестве специфической формы проявления политического

    плюрализма;

    4) воплощает собой принцип свободы социальных негосударственных

    структур: ассоциаций, общественных организаций, слоев и т.п.

    5) применяется как своеобразное социально-политическое стимулирование,

    направленное на ускорение претворения в жизнь тех или иных целей и

    интересов, на побуждение к конкретным действиям;

    6) позволяет расширить информационную и организационную базу

    принимаемых решений и обратить внимание на “кричащие” проблемы

    (лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма

    подготовки и принятия соответствующих актов);

    7) лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия

    представительной и исполнительной власти;

    8) лоббизм можно оценивать и как более широкое средство достижения

    компромисса, способ взаимного уравновешивания и примирения интересов,

    взаимовыгодного сотрудничества.

    ЛИТЕРАТУРА

    Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995. С.

    139—141.

    Лаптева В. О концепции проекта закона “О регулировании лоббистской

    деятельности в федеральных органах государственной власти” //

    Законодательство и экономика. 1995. № 7—8.

    Малько А.В. Лоббизм // Общественные науки и современность. 1995. № 4.

    Малько А.В. Лоббизм и право // Правоведение. 1995. № 2.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 7. С. 197—198.

    Нещадин А. Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. 1996. №3—4.

    Основы политической науки/Под ред. В.П. Пугачева. Ч. 2. Гл. 11. С. 7—8.

    Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России //

    Международная экономика и международные отношения. 1996. № 9.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 9. С. 190—191.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.

    10. С. 234.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 159—160.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.