МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вопросы и ответы по политологии

    гарантирующего для тех, кто его получает, возможность активной

    деятельности и жизненного успеха в новой, меняющейся системе

    социальных отношений;

    — расширение сферы свободы человека, рост возможности выбора и

    независимости от давления традиций, среды, места проживания.

    Формы модернизации в значительной степени зависят от типа

    политических систем и политической власти. Здесь могут выбираться

    драконовские, чисто репрессивные меры, когда общество буквально

    “загоняют” в новое состояние, или меры, стимулирующие и создающие

    возможность развития того человеческого материала, который “подлежит”

    модернизации, когда создаются условия и стимулы его ускоренного

    развития, приобретения качеств свободы, квалификации и открытости.

    литература

    Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997. Гл. 17. § 3.

    Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России.

    М., 1996.

    Гукасова Н.Ю. Агенты политической модернизации: происхождение и

    трансформация //Вестник МГУ. Сер. Политические науки. 1995. № 6.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 20. Политология: Краткий

    энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.

    Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.

    354—368.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Г.В. Полуниной. М, 1996. Гл. 7. §

    5,6.

    63. Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса

    Если революция и реформа нацелены на целостное преобразование

    политической системы, к тому же охватывающей не отдельную область,

    регион, но всю страну, нацию, то такой часто встречающийся политический

    процесс, как восстание, имеет по сравнению с ними существенные отличия.

    В зависимости от исторической эпохи, социального состава участников

    восстания характеризуются большим разнообразием, различаются по степени

    интенсивности, длительности, по возможности успеха, уровню

    организованности, духовным и психологическим импульсам, которые

    вдохновляют участников. Любому восстанию присущ некоторый уровень

    организованности,

    большую роль здесь играют руководители, выдвигаются определенные цели,

    хотя, как правило, весьма декларативные и нечеткие. Эти цели находят

    обоснование в несложной программе, лозунгах.

    Наличием определенной степени организованности, целенаправленности

    восстание отличается от бунта — массового действия, имеющего очень

    высокую степень интенсивности; активности его участников, но еще больше

    ограниченного временем протекания, а также проблемой, причиной его

    вызвавшей. Бунт — это почти всегда ответная реакция на какие-либо

    экстраординарные действия представителей господствующих политических

    групп, государственных органов, не перерастающая ограниченных задач

    сопротивления отдельным действиям правительства.

    Мятеж по степени интенсивности, эмоциональной напряженности близок к

    бунту, но в отличие от него имеет еще более ограниченное число

    участников. Мятеж возникает как результат продуманной, целенаправленной

    подготовки определенной группы лиц. Он носит вооруженный характер,

    ставка здесь делается на военную силу, и основное ядро мятежников

    обычно составляет армия. С присоединением к его инициаторам более

    широкого состава участников мятеж быстро теряет качество

    организованного, целенаправленного действия, приобретает такие черты,

    как предельная широта предъявленных обществу обвинений, нетерпимость к

    цивилизации, какому бы то ни было руководству, встает на путь

    тотального оспаривания. Человек здесь всецело подчинен эмоциям, а его

    действия все более теряют связь с условиями, реальными возможностями и

    потребностями сложившейся политической ситуации. Мятеж при такой логике

    своего развития быстро приобретает качества бунта, исчерпывает свой

    преобразовательный потенциал и затухает.

    Если же массы не присоединяются к мятежникам, то он становится путчем,

    т.е. выражается в вооруженных действиях, не опирающихся ни на широкую

    поддержку, ни на учет ситуации, ни на продуманную программу.

    ЛИТЕРАТУРА

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 13. § 2.

    Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

    Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России.

    М., 1996.

    Ленин В.И. Революционные дни // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 9.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 19.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.

    14. §1,2.

    Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.

    Т. 7.

    64. Политический кризис

    Политическим кризисом называется такое состояние политической системы,

    когда наивысшего накала достигает острота противоречий в ней,

    необходимость ее преобразования становится необратимой. В этой ситуации

    сложившиеся способы поддержания общественного порядка, формы разрешения

    конфликтов неприемлемы, и их использование лишь усугубляет ситуацию.

    Основные проблемы, существующие в обществе и стимулирующие активность

    людей, не решаются несмотря на действия и решения властных структур.

    Существует множество лежащих вне политики проблем, отсутствие решения

    которых стимулирует кризисное развитие: среди них и длительные

    экономические неурядицы, и экологические катастрофы, и военные

    поражения. Все они в той или иной степени выражаются в неспособности

    институтов политической системы удовлетворить требования складывающейся

    политической ситуации, в нарастающем разрыве между различного рода

    декларациями, намерениями и реальными делами, которые за ними следуют.

    В качестве исхода кризиса иногда предусматривают только два варианта:

    его урегулирование тем или иным путем или социальную катастрофу,

    зримыми проявлениями которой служат неспособность политической системы

    содействовать удовлетворению потребностей людей, прежде всего

    экономических, а также разрушение органов политической системы. Их

    действия все чаще противоречат друг другу, не обеспечивают потребности

    ни социального управления, ни защиты граждан.

    литература

    Драма обновления. М., 1990.

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 13. § 3.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996.

    С.427—435.

    Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России.

    М., 1996.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 282—297.

    Ленин В.И. Политика правительства и грядущая борьба // Ленин В.И. Полн.

    собр. соч. Т. 13.

    Назаров М.М. Политический протест: опыт эмпирического анализа // Социс.

    1995. № 1.

    Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.

    65. Политические кампании: их стратегия и тактика

    Политическая кампания — это система действий, рассчитанная на

    достижение определенной цели. Обычно такими целями в политике бывают

    изменения структуры власти в обществе, перераспределение политических

    полномочий, формирование органов власти, достижение тех или иных

    национальных приоритетов. Поскольку речь идет именно о коллективных

    действиях, то успех политической кампании в значительной степени

    зависит от степени поддержки ее целей как можно большим количеством

    людей.

    Успех политической кампании предопределяется рядом обстоятельств:

    — экономическая конъюнктура, на фоне которой разворачивается

    политическая кампания;

    — понятные всем лозунги, символы, в которых в образной форме выражаются

    программные цели кампании, вызывающие эмоциональный отклик, позитивное

    отношение;

    — наличие общепризнанного лидера, образ которого служит зримым

    выражением цели движения, кампании.

    Для демократического общества важнейшим видом избирательных кампаний

    служат выборы.

    Специальная техника ведения избирательных кампаний называется

    избирательной инженерией и строится на учете ряда объективных и

    субъективных обстоятельств:

    — существует значительная степень зависимости настроений и политических

    предпочтений избирателей от состояния социально-экономических условий,

    в которых они находятся;

    — господствующая в данном обществе или социальной группе политическая

    культура влияет на политические ориентации участвующих в голосовании

    людей;

    — большое значение имеет личность претендента на выборную должность,

    его умение сделать понятной цель своих действий, симпатии или

    антипатии, которые он вызывает у голосующей (или отказывающейся

    голосовать) публики;

    — для исхода голосования существенно не только отношение к личности

    кандидата, но и политической силе, которую он в данный момент

    представляет, чьи интересы декларирует и защищает.

    Среди мотивов поведения, сдерживающих участие в выборах, доминирующую

    роль играет чувство безразличия к политическим деятелям, враждебность к

    политической системе, впечатление сложности, запутанности

    избирательного процесса, лишающее людей возможности сделать осознанный,

    продуманный выбор, а иногда и создающее впечатление игры или фарса,

    участие в котором рассматривается как недостойное дело.

    ЛИТЕРАТУРА

    Блондень Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу.

    М.,1992.

    Выборы: гарантия успеха // Диалог. 1991. № 1.

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 12. § 4.

    Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 14.

    Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Лекция 10.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. Гл. 10.

    §4,5.

    Технология и организация выборных кампаний: Зарубежный и отечественный

    опыт. М., 1993.

    66. Популизм: понятие и признаки

    Популизм можно определить как применение не истинных, но популярных в

    конкретной ситуации средств для достижения политических целей. Популизм

    есть по сути дела использование группами лиц, отдельными лидерами в

    своих интересах господствующих взглядов, настроений людей, сложившихся

    под влиянием тех или иных обстоятельств.

    Признаки популизма:

    1) он возникает в странах, где имеются определенные демократические

    институты и нормы: всеобщее избирательное право, равноправие граждан,

    право на свободу слова и т.п., т.е. там, где массы в качестве

    избирателей выступают участниками политического процесса. Только тогда

    попытки апелляции к настроению граждан, попытки подстроиться под

    массовое сознание могут собственно и стать способом завоевания власти;

    2) в наибольшей мере он распространен в условиях низкого уровня

    политической и правовой культуры общества, в условиях еще не

    упрочившихся структур народовластия;

    3) популизм усиливается особенно во времена кризисов, социально-

    экономической и политической нестабильности, когда большинство людей

    испытывает ухудшение условий жизни и теряет уверенность в завтрашнем

    дне. Это самое благодатное для популистов время, ибо именно в такие

    моменты переоценки ценностей и ожесточения политической борьбы народ в

    наибольшей степени дезориентирован и подвержен политике обещаний;

    4) популизм зачастую обслуживает прежде всего политический радикализм,

    позволяя “реальную дистанцию между целями и средствами” заменить

    упрощенной, декларативной, демагогической;

    5) популизм — это уход от действительно имеющихся проблем, объективно

    данных интересов и потребностей людей. И в этом смысле популизм

    выступает в виде специфической имитации, напоминает своеобразный

    социально-политический наркотик, уводящий массы от реальности, не

    удовлетворяющей их, в мир несбыточных ожиданий и чуда;

    6) популизм ориентируется в основном на обыденное сознание, “разыгрывая

    излюбленные карты” доверчивого обывателя: стремление к справедливости,

    ликвидацию привилегий, поиск универсальных и простых средств для

    решения практически всех задач и т.д. Он особенно распространен в

    условиях неопределенности, незнания, отсутствия налаженной и доступной

    системы информирования граждан;

    7) популизм — разновидность демагогии. Типичные для демагогии средства

    — ложные клятвы в верности народу, выдвижение безответственных программ

    и обещаний и одновременно клевета на тех, кто на деле действует во имя

    подлинных интересов общества — употребляются в полной мере и в

    популистской практике. Вместе с тем популизм — лишь составная часть

    демагогии. Если всякий популизм — демагогия, то не всякая демагогия —

    популизм. Демагогия имеет более широкую сферу применения: и в политике,

    и в науке, и в искусстве, и в быту;

    8) популизм, в отличие от популярности, оценивается с позиции

    нравственности как отрицательное явление, которое не приближает, а

    отдаляет истинное народовластие;

    9) учитывая, что выборы — это своеобразная “продажа” конкретного

    политика избирателям, популизм выступает в качестве специфической

    недобросовестной политической рекламы, приукрашивающей реальные

    способности и возможности кандидата в депутаты, президенты и т.п. Как и

    всякая иная реклама в большом бизнесе (а политика зачастую именно так и

    понимается), популизм не считает денег, связан с раздачей легковесных

    обещаний, льгот, наград и т.п.

    Сами по себе обещания не содержат ничего предосудительного. Подобные

    приемы используют практически все политические силы и политики, тем

    более те, кто находится у реальных рычагов власти. Главным же здесь

    является то, насколько объявленные предвыборные обещания будут

    фактически выполнены, насколько искренен был конкретный лидер в своих

    предвыборных планах изменить жизнь к лучшему. То есть важно, чтобы

    обещания не превратились в популизм, ибо не всякое обещание выступает в

    качестве популизма.

    ЛИТЕРАТУРА

    Алескеров Ф.Т., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995.

    С.139—141.

    Волкова Н.Ф. Популизм и консерватизм. М., 1992.

    Выдрин Д.И. Технология популизма // Диалог. 1990. № 3. С. 36—46.

    Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.

    Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. С. 56—57.

    Малько А.В. Популизм как тормоз демократии // Общественные науки и

    современность. 1994. № 1.

    Малыю А.В. Популизм и право // Правоведение. 1994. № 1. Политология на

    российском фоне / Отв. ред. П.И. Симуш. М., 1993. С.189—190.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 306. Теория

    политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

    Саратов, 1994. С.114—130.

    67. Прямое действие в политике

    Существуют два основных типа политических процессов: когда воздействие

    на политическую власть осуществляется через представительные органы,

    которые функционируют в рамках самой политической системы, и прямое

    влияние граждан на органы политической системы. Непосредственное

    участие в политике может быть институциональным, регулируемым путем

    прямой демократии через механизм выборов, референдумов, плебисцитов, по

    определенным нормам действия этой системы (избирательные законы

    комиссии по проведению выборов и подведению их итогов, уставы

    политических организаций). Но участие в политике может осуществляться и

    иным образом: через “прямое действие” — непосредственное влияние

    граждан на органы политической власти в разнообразных формах

    политической активности: митингах, демонстрациях, забастовках.

    Рассмотрим некоторые специфические формы основных проявлений прямого

    действия в политике.

    Митинг — собрание людей с неограниченным составом участников,

    посвященное обсуждению той или иной проблемы. Несомненно, это мощное

    средство развития интереса, единовременного вовлечения в политику

    больших масс людей, служащее зримым проявлением сложившегося в обществе

    отношения к той или иной проблеме, способу ее решения, политическому

    лидеру и действиям органов политической власти. Митинг — это и

    демонстрация, выявление политической позиции, занятой отдельным

    человеком или группой, средство определения поддержки или неодобрения

    ею того или иного акта политической власти или политического лидера.

    Демонстрация — массовое шествие сторонников определенной идеи,

    требование, выражение поддержки или протеста какой-либо акции

    политической власти. Как правило, участники демонстрации выделяют себя

    из массы, показывают свою осознанную готовность к определенным

    действиям, понимают свою ответственность. Демонстрация — мощный фактор

    политической мобилизации и агитации, который при хорошей организации и

    проведении позволяет веско заявить о своих требованиях, подкрепив их

    массовой поддержкой, завоевывать сторонников из колеблющихся.

    Забастовка — прекращение работы с целью политического давления,

    предъявления и настаивания на принятии определенных требований. Этой

    форме массового политического действия присуща способность в короткое

    время приобщить к выражению активной политической позиции огромную

    массу людей, к тому же находящихся в разных регионах. В некоторых

    политических течениях, прежде всего в анархосиндикализме, всеобщая

    забастовка, охватывающая всю страну или даже несколько стран и

    выдвигающая требования, направленные непосредственно государству или

    государствам, считается наиболее действенным, решающим средством

    политической борьбы.

    Несомненно, забастовка — крайнее средство, к которому вынуждены

    прибегать борющиеся за свои права люди, ибо в результате его

    использования наступают весьма тяжелые для всего общества результаты,

    прежде всего связанные со значительным нарушением экономической

    деятельности.

    ЛИТЕРАТУРА

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 12. § 6.

    Налимов В.В. Власть и противостояние ей // Полис. 1992. № 3.

    Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике // Политика: проблемы

    теории и практики. М., 1990. Вып. 7, ч. 1.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.

    14. § 2.

    Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.221—227.

    68. Политическое решение

    Политическое решение — это осуществляемый в коллективной или

    индивидуальной форме процесс определения задач политического действия,

    этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти. Для

    эффективности политического решения как элемента политического

    руководства необходима реализация следующих функций:

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.