МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вопросы и ответы по политологии

    Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

    Борисов Л.П. Политология. М., 1996. С. 53.

    Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. Гл. 3.

    Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С.

    36—37.

    Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994. С. 61—68.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

    С.49—51.

    Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7. Общая теория

    права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С.

    314—317.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С.

    173—183.

    Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 139—141.

    Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 106—107.

    Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран.

    Свердловск, 1989.

    Теория государства и права / Под ред. Н.И, Матузова, А.В. Малько. М.,

    1997. Гл.5.

    Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: Введение в

    теорию. М., 1993.

    Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

    С.55—60.

    30. Авторитарный режим

    Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода “компромисс”

    между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Он, с

    одной стороны, мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но, с другой

    стороны, жестче, антинароднее, чем демократический.

    Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в

    котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом,

    партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа.

    Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод

    властвования и управления,

    как разновидность общественных отношений (например, Испания периода

    правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).

    Признаки авторитарного политического режима:

    1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного

    или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном

    отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

    2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную,

    исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-

    распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются

    законодательными и судебными полномочиями);

    3) роль представительных органов власти ограничена властным субъектом,

    хотя они и могут существовать;

    4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым

    могут использоваться и внесудебные органы;

    5) сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности

    государственных органов и должностных лиц, подотчетности и

    подконтрольности их населению;

    6) в качестве методов государственного управления доминируют командные,

    административные, в то же время отсутствует террор, практически не

    применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы

    осуществления политической власти;

    7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода

    “полугласность”;

    8) отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не

    оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям);

    9) отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной

    жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;

    10) существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может

    существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии

    должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в

    противном случае они разгоняются;

    11) права и свободы человека и гражданина главным образом

    провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте

    (прежде всего в политической сфере);

    12) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с

    властью;

    13) “силовые” структуры обществу практически не подконтрольны и

    используются подчас и в сугубо политических целях;

    14) роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма лидер не

    харизматический.

    ЛИТЕРАТУРА

    Борисов Л.П. Политология. М., 1996. С. 52.

    Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. Гл. 3.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д. 1996. С.

    164—166.

    Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.

    Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 35.

    Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994. С. 58—61.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. С.

    46—49.

    Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7. Общая теория

    права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 314-

    317.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 15—16. Политология

    / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 144—150.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997.

    С.171—173.

    Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 108.

    Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран.

    Свердловск, 1989.

    Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

    1997. Гл.5.

    Чиркин B.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. С.

    55—60.

    31. Тоталитарный режим

    Понятие “тоталитаризм” в буквальном смысле слова означает “весь”,

    “целый”, “полный”. В каждой из стран, где возникал и развивался

    политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем

    есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его

    суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем

    государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением

    человека политической власти и господствующей идеологии.

    Признаки тоталитарного политического режима:

    1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами

    общественной жизни, к всеохватывающей власти;

    2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но

    оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется

    представление о “единстве”, “слиянии” власти и народа;

    3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами

    массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни,

    до мотивов поступков людей;

    4) абсолютная “правовая”, а точнее антиправовая, регламентация

    общественных отношений, которая базируется на принципе “дозволено

    только то, что прямо разрешено законом”;

    5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по

    закрытым от общества каналам, окружена “ореолом тайны” и недоступна для

    контроля со стороны народа;

    6) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение,

    террор;

    7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального

    аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

    8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный,

    формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

    9) экономической основой выступает крупная собственность: общинная,

    монополистическая, государственная;

    10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется

    плюрализм;

    11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его

    окружением;

    12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны

    общества;

    13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

    14) государственная власть осуществляется по своему усмотрению,

    произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с

    демократическими механизмами, нормами и институтами.

    литература

    Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

    Борисов Л.П. Политология. М., 1996. С. 51.

    Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995. Гл. 3.

    Джилас М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С.

    166—169.

    Канептш Э. Масса и власть. М., 1997.

    Каманина Т.В., Катании А.В. Основы российского права. М., 1996.

    С.33—34.

    Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994. С. 53—58.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

    С.42—46.

    Марченко МЛ. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 7.

    Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

    1996. С. 314—317.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С.

    167—171.

    Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 141—144.

    Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 108.

    Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран.

    Свердловск, 1989.

    Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

    1997. Гл.5.

    Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

    Саратов, 1994.

    32. Политическая система общества: понятие и структура

    Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и

    иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов,

    политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в

    рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется

    политическая власть.

    Понятие “политическая система” показывает, как регулируются

    политические процессы, как формируется и функционирует политическая

    власть. Это механизм организации и реализации политической

    деятельности.

    Понятие “система” означает в политологии все действия и структуры, так

    или иначе влияющие на процесс принятия и осуществления политических

    решений.

    Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой

    целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых

    порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория

    “политическая система” позволяет более четко понять политические

    интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и

    взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

    Политическая система в конечном счете регулирует производство и

    распределение благ между социальными общностями на основе использования

    государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

    Структура политической системы:

    — политическая организация общества, включающая в себя государство,

    политические партии и движения, общественные организации и объединения,

    трудовые коллективы и т.п.;

    — политическое сознание, характеризующее психологические и

    идеологические стороны политической власти и политической системы;

    — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую

    жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

    — политические отношения, складывающиеся между элементами системы по

    поводу политической власти;

    — политическая практика, состоящая из политической деятельности и

    совокупного политического опыта.

    Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую

    политическую систему, является категория “политическая власть”. Именно

    понятие “власть” наиболее полно характеризует процесс функционирования

    политической системы.

    ЛИТЕРАТУРА

    Белов Г. Эволюция нормативности политической системы современного

    российского общества // Общественные науки и современность. 1996. № 1.

    Борисов Л.П. Политология. М., 1996. Гл. 9.

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 12.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция

    5.

    Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества.

    Саранск,1995.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

    Лекция 2.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл.13.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 4.

    Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая Политология. М.,1993. Гл. 2.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 273—277.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 5.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.

    7.

    Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1997.

    Гл. 11.

    Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

    1997. Гл.7.

    Чиркин В.Е. Глобальные модели политической системы современного

    общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5.

    Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость.

    М.,1993.

    33. Функции политической системы

    Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее

    функциях.

    Выделяют следующие функции политической системы:

    1) обеспечение политической власти определенной социальной

    группы или большинства членов данного общества (политической

    системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы

    властвования — демократические и антидемократические, насильственные и

    ненасильственные и т.п.);

    2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах

    отдельных социальных групп или большинства населения (действие

    политической системы как управляющей включает постановку целей, задач,

    путей развития общества, конкретных программ деятельности политических

    институтов);

    3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих

    целей и задач (без огромной организаторской работы, людских,

    материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи

    обречены на заведомое недостижение);

    4) выявление и представительство интересов различных субъектов

    политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения

    на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

    5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений

    посредством распределения материальных и духовных ценностей в

    соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в

    сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей

    людей);

    6) интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия

    различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы,

    политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие

    в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

    7) политическая социализация (посредством которой формируется

    политическое сознание индивида и он “включается” в работу конкретных

    политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство

    политической системы путем обучения все новых членов общества и

    приобщения их к политическому участию и деятельности);

    8) легитимация политической власти (т.е. достижение определенной

    степени соответствия реальной политической жизни официальным

    политическим и правовым нормам).

    ЛИТЕРАТУРА

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 12.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция

    5.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

    Лекция 2.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл.13.

    Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 9.

    Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М., 1993. Гл. 2.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 4.

    Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. С.

    85—90.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 5.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск. 1997. Гл.

    7.

    Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость.

    М.,1993.

    34. Типология политических систем

    Категория политической системы выполняет в политологии двоякую функцию:

    с одной стороны, она позволяет выделить различные элементы политической

    жизни, выяснить характер их взаимодействия, с другой — представить

    политику как некую целостность, выделить общие черты политической жизни

    в разных странах, сопоставить разные типы ее организации. В этом случае

    можно говорить о различных типах политических систем. Ясно, что

    поскольку основания выделения и сопоставления способов организации

    политической жизни могут быть разные, то различными оказываются и

    типологии политических систем.

    В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные

    типы политических систем, по господствующим способам управления и

    разрешения политических противоречий их подразделяют на командную

    (ориентированную на использование принудительных методов управления),

    соревновательную (где управленческие задачи решаются в ходе

    противоборства различных политических сил) и социопримирительную

    (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление

    конфликтов).

    В зависимости от характера господствующего политического режима

    политические системы бывают демократическими, авторитарными и

    тоталитарными.

    Характерные черты политической системы демократического типа:

    — правление большинства;

    — свобода критики и оппозиции правительству;

    — защита меньшинства и, в свою очередь, его лояльность политическому

    сообществу;

    — право народа на участие в решении государственных дел;

    уважение и охрана права человека.

    Характерные черты авторитарной политической системы:

    — использование сильных, жестких средств решения социальных и

    политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности;

    —ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;

    — централизация управления, подавление региональной и личностной

    автономии;

    — сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком

    социальном слое.

    Характерные черты тоталитарной политической системы:

    — отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности,

    установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни

    общества;

    — стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и

    публичным, смешение свободы с властью (Ф. Хайек);

    — ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных

    отношений;

    — радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость

    от государственной машины в решении практически всех политических

    проблем.

    ЛИТЕРАТУРА

    Борисов, Л.П. Политология. М., 1996. С. 78—83.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.