МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вопросы и ответы по политологии

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д 1996. С.

    128—136.

    Краснов Б.И. Политические системы // Социально-политический журнал.

    1995. №3.

    Мирский Г.И. Авторитаризм и демократия: две модели // Полис. 1997. №6.

    Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм как категория политической социологии

    //Социс.1994.№1.

    Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С.

    107—114.

    Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10—12.

    Чиркин В.Е. Глобальные модели политических систем современного

    общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5.

    35. Место и роль государства в политической системе общества

    Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение

    понятия “политическая система общества” и раскрыть ее структуру (см.

    ответ на вопрос 32).

    Государство — это организация политической власти, содействующая

    преимущественному осуществлению конкретных интересов

    (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в

    пределах определенной территории.

    Государство представляет собой универсальную территориальную форму

    организации политической власти в социально неоднородном обществе.

    Государство — своего рода стержень институционального оформления

    политической власти.

    Понятия “государство” и “политическая система общества” соотносятся как

    часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие

    политических интересов, регулируя явления политической жизни через

    призму “общеобязательности”. Влияние же любого другого социального

    института в лучшем случае распространяется на его добровольных членов

    или приверженцев.

    Всеобщее значение велений государственных органов обусловлена самим

    фактом существования общества, нормальное функционирование которого

    невозможно без решения общих для него проблем.

    Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической

    системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно

    выполняет основной объем деятельности по управлению, Пользуясь

    ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность.

    Государство занимает центральное, ведущее положение в политической

    системе общества, так как оно обладает следующими признаками:

    — выступает в качестве единственного официального представителя всего

    народа, объединяемого в пределах его территориальных

    границ по признаку гражданства;

    — интегрирует общество, придает ему качества единого социального

    организма независимо от имеющихся политических различий и противоречий;

    — является носителем государственного суверенитета;

    — располагает специальным аппаратом (публичной властью),

    Предназначенным для управления обществом;

    — обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами,

    милицией, службой безопасности и т.п.);

    — имеет, как правило, монополию на правотворчество;

    — владеет специфическим набором материальных ценностей (государственной

    собственностью, бюджетом, валютой и т.д.).

    литература

    Борисов Л.П. Политология. М., 1996. Гл. 9.

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 12.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. Лекция

    5.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

    Лекции 2,5.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл.13.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 4.

    Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология. М.,1993. Гл. 2.

    Основы политологии / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 1993. Гл. 5.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. Гл. 5. ,

    Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1997.

    Гл.11.

    Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

    1997.Гл.7.

    Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

    Саратов, 1994. С. 61—88.

    36. Происхождение государства

    Государство — политическая структура особого рода, возникшая на

    определенном этапе общественного развития, представляющая собой

    центральный институт власти в политической системе конкретного

    общества.

    Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо

    этнографическая и историческая науки дают все новые знания о причинах

    его происхождения. В разных теориях высказываются различные причины

    возникновения государства: в теологической — Божественная сила; в

    договорной — сила разума, сознания; в психологической — факторы психики

    человека; в органической — биологические факторы; в

    материалистической—социально-экономические факторы; в теории насилия —

    военно-политические факторы и т.д.

    В литературе выделяются и некоторые другие условия, влияющие на

    образование государства: географические, этнические, демографические,

    информационные и иные.

    Таким образом, возникновение государственности обусловлено многими

    причинами, среди которых вряд ли можно выделить какую-либо одну в

    качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и

    развивается как результат усложнения, прежде всего социально-

    экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного

    удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев,

    отдельных личностей.

    Формирование государства — длительный процесс, у различных народов мира

    он шел разными путями.

    На Востоке наибольшее распространение получила такая форма

    возникновения государства, как “азиатский способ производства” (Египет,

    Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказа

    лись социально-экономические структуры родового строя — земельная

    община, коллективная собственность и другие. Первые государства,

    возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и

    эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали

    организаторами производства.

    По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где

    рабовладельческое государство возникло в результате появления частной

    собственности и раскола общества на классы.

    Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства

    из классовых антагонизмов, развившихся внутри родового строя.

    В Риме образование государства было ускорено борьбой бесправных плебеев

    против римской родовой аристократии (патрициев).

    Возникновение древнегерманского государства в значительной степени

    связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над

    которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых

    придерживаются мнения, что Германия, Россия и некоторые

    другие'государства возникли не как феодальные (с классическими

    признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и

    крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с

    соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной

    собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и

    собственность на землю).

    ЛИТЕРАТУРА

    Борисов Л.П. Политология. М., 1996. С. 44—45.

    Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 1.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

    С.67—69.

    Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 4.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 148—149;

    Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

    1996. Тема 5.

    Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1.

    С.204—207.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 132—133.

    Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 184—186.

    Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С.

    253—255.

    Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

    1997.Гл.2.

    Теория государства и права. Ч.1. Теория государства / Под ред. А.Б. Вен-

    герова. М., 1995. Тема 2.

    Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996.

    Лекция 2.

    Теория государства и права/ Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов.

    М., 1997. Гл.5.

    Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.

    М., 1985.

    37. Понятие и признаки государства

    Центральным институтом политической системы общества является

    государство. Термин “государство” в политологии обычно употребляется в

    двух значениях: в широком смысле (как страна, общество, народ,

    расположенные на определенной территории и представляемые органом

    высшей власти; в этом значении говорят, например, о российском,

    французском, болгарском и т.п. государствах) и в узком, собственном

    смысле слова. Последнее понимание — строго научное. В его рамках

    государство определяется как организация политической власти,

    содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов

    (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в

    пределах определенной территории.

    Признаки государства, отличающие его от социальной власти родового

    строя и других структур политически организованного общества:

    1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с

    населением страны, материализованной в специфических принудительных

    учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех

    находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом

    управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия,

    полиция, а также тюрьмы и Другие учреждения);

    2) система налогов, податей, займов (необходимы для материального

    обеспечения государственной политики: экономической, социальной,

    оборонной и т.п., а также для содержания государственного аппарата,

    людей, не производящих материальные ценности и занятых только

    управленческой деятельностью);

    3) территориальное деление населения (государство объединяет своей

    властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от

    принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию и т.д.);

    4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и

    независимость в международных отношениях);

    5) право (государство не может существовать без права, так как

    последнее юридически оформляет государственную власть и тем

    самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы

    осуществления функций государства и т.п.);

    6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения

    (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и

    свобода, определяет особую действенность государственной власти).

    ЛИТЕРАТУРА

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996. С.

    139—140.

    Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996.

    С.14—18.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. С.

    70—72.

    Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение // Политические

    проблемы теории государства. М., 1993.

    Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 24—34.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 149—153.

    Общая теория права и государства/Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

    1996. Тема 5.

    Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1.

    С.203—204.

    Политология / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина. Уфа, 1995. Гл.

    5.

    Политология/ Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 119—120.

    Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 135—136.

    Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 188—189.

    Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997.

    С.252—253.

    Теория государства и права /Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,

    1997. Гл.2.

    Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства/Под ред. А.Б. Вен-

    герова. М., 1995. Тема 2.

    Теория государства и права/ Отв. ред. В.М. Корельский, В.Д. Перевалов.

    М., 1997. Гл. 9.

    Теория политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

    Саратов, 1994. С. 67—72.

    Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.

    М.,1985.

    38. Государственный суверенитет

    Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на

    своей территории и независимость в международных отношениях.

    В обществе власть может существовать в разных видах: партийная,

    семейная, религиозная и т.п. Однако высшей властью, решения которой

    обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь

    государство.

    Государство обладает высшей властью в пределах собственных границ, ибо

    само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а

    последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство

    располагает суверенитетом независимо от величины территории,

    численности населения, политического режима.

    Верховенство государственной власти означает:

    — ее безусловное распространение на население и все социальные

    структуры общества;

    — монопольную возможность применения таких средств воздействия

    (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не

    располагают другие субъекты политики;

    — осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде

    всего юридических (правотворческой, правопримени-тельной и

    правоохранительной);

    — прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других

    субъектов политики, если они не соответствуют установлениям

    государства.

    Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы,

    как единство и неделимость территории, неприкосновенность

    территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое

    бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы

    данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не

    отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении

    его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и

    его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-

    государственные интересы.

    Понятие “суверенитет” имеет для государства такой же смысл, что и

    понятие “права и свободы” для человека. Суверенитет государства

    включает экономические, политические и правовые аспекты.

    Экономической основой государственного суверенитета служит владение

    территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.

    Политическая основа суверенитета заключается в существовании

    стабильного, сложившегося государства, наличии достаточно развитой

    политической организации власти.

    Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство,

    декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие

    равенство государств, их территориаль

    ную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право

    наций на самоопределение.

    Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как

    особый субъект политических отношений, как главный компонент

    политической системы общества.

    литература

    Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 102—104.

    Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994.

    Лекции 71—74.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. С. 317.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 101—102.

    Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2.

    С.204.

    Политические проблемы теории государства. М., 1993.

    Политология / Под ред. А.А. Радупина. М., 1996. С. 135.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997.

    С.189.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 367—369.

    Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994. 50/50: Опыт

    словаря нового мышления. М., 1989. С. 513—522.

    Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. С. 81. Теория

    политики: Общие вопросы / Под ред. И.Н. Коновалова, А.В. Малько.

    Саратов, 1994. С.69.

    39. Государственная власть как особая разновидность социальной власти

    Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать

    определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой

    общности людей отношение господства и подчинения между субъектами,

    опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой

    организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности

    людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии,

    государства, общества и т.п.); она важнейшее средство функционирования

    социальных структур и институтов.

    Государственная же власть представляет собой особую разновидность

    социальной власти. Согласно одной точке зрения, государственная власть

    — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя

    осуществляется не только государством, но и другими звеньями

    политической системы общества: партиями, общественными организациями и

    т.п. Согласно другой точке зрения, понятие

    “политическая власть” тождественно понятию “государственная власть”,

    так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при

    его (прямом или косвенном) участии.

    Государственная власть — это публично-политическое отношение господства

    и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное

    принуждение.

    Характерные черты государственной власти:

    — распространяется на все общество;

    — носит публично-политический характер;

    — опирается на государственное принуждение;

    — осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

    — имеет систему налогов;

    — делит население по территориальному признаку.

    ЛИТЕРАТУРА

    Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.

    Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

    Власть: Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.

    Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти

    в условиях формирования гражданского общества // Государство и

    право.1994.№ 7.

    Маркс К. Морализирующая критика и критизирующая мораль // Маркс К.,

    Энгельс Ф. Соч. Т. 4.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 100—116.

    Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М.,

    1996. Тема 22.

    Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 40—45.

    Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Гл. 7.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.