Педагогический коллектив и его развитие и особенности управления образовательными учреждениями, аттестация педагогических кадров
Педагогический коллектив и его развитие и особенности управления образовательными учреждениями, аттестация педагогических кадров
Экзаменационная работа по курсу
«ПЕДАГОГИКА».
ТЕМА: Педагогический коллектив и его развитие.
Особенности управления образовательными учреждениями.
Аттестация педагогических кадров.
Выполнил студент Института специальной педагогики и психологии
Международного Университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга
Лапов Андрей Викторович.
Группа 82/с.
ПЕДАГОГИКА.
Педагогика – наука о законах образования и воспитания детей и взрослых.
В настоящее время педагогика приобретает облик разветвленной области
знаний, каждая из которых подходит под определение самостоятельной науки.
Предметом педагогической науки считают воспитание. Воспитание –
функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее
накопленные знания, мораль, трудовой опыт. Воспитание является вечной
категорией, неотъемлемой частью общественного бытия. Воспитание возникло с
возникновением общества и исчезнет, если общество перестанет существовать.
Воспитание является социальной категорией, свойственной лишь людям.
Исторический характер воспитания выражается в том, что цели, содержание,
методы, формы воспитания и вся педагогическая политика не остаются
неизменными, а развиваются, изменяются, совершенствуются под влиянием опыта
и исследований. Классовый характер воспитания состоит в том, что вся
официальная педагогическая политика строится в расчете на то, чтобы система
воспитания была направлена на укрепление власти господствующего в обществе
класса. Государственная политика такого рода закрепляется в законах,
экономических условиях, идеологии, науке и т.д.
Понятием воспитание в теории и практике именуют также социальное
целенаправленное формирование личности. В этом случае имеется ввиду всё
формирующее личность пространство: школу, семью, влияние среды на личность,
воздействие дружеского окружения, средства массовой информации, социальная
среда.
Существует и третье толкование понятия воспитание: управление процессом
развития личности.
Задачи педагогической науки.
Педагогическое науковедение выделяет несколько классов задач по разным
основаниям, прежде всего классы постоянных и временных задач.
Постоянные задачи.
Приоритетной постоянной задачей педагогической науки является задача
вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, обучения,
управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в
педагогике – это связи между преднамеренно созданными или объективно
существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов
выступают воспитанность, обученность, развитость личности в конкретных ее
параметрах. Различают связи закономерные и каузальные. Закономерные –
удовлетворяющие определённым критериям:
. объективность связи, т.е. независимость от желания, настроения,
вкусов участников педагогического взаимодействия.
. всеобщность, т.е. проявление связи в работе любого учителя, который
следует предписаниям данной методики.
. повторяемость, т.е. способность связи воспроизводиться в аналогичных
ситуациях.
Существуют случайные (каузальные) связи в обучении и воспитании.
Основной причиной возникновения каузальных связей чаще всего оказываются
отвлекающие временные психические состояния школьников.
Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, т.е.
непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на
учащихся также является постоянной задачей педагогической науки. Изучение,
оценка, обобщение, интерпретация педагогического опыта не поддаются решению
раз и навсегда. Наука не может дать полного и исчерпывающего его отражения.
В образовательном процессе имеется много находок разного масштаба: от
мельчайших крупиц до масштабных решений педагогических задач. В области
методологии изучения педагогического опыта отмечаются две тенденции:
. изучение, оценка и обобщение передового и отрицательного
педагогического опыта.
. применение компьютерных технологий как инструмент фиксирования,
классификации, хранения и распространения педагогического опыта.
В ряду постоянных задач важнейшее место занимают задачи разработки
новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления
образовательными структурами.
Также к важнейшим постоянным задачам относится прогнозирование
образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогнозов
невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования,
совершенствованием педагогической деятельности, системами управления.
Среди новых постоянных задач выделяется задача внедрения результатов
исследований в практику.
Разработка теоретических и методологических основ инновационных
процессов, рациональных связей теории и практики также относится к
постоянным задачам.
Временные задачи.
Число, масштабы, сложности, наукоёмкость, непредсказуемость, острота
отражают разнообразные задачи, условно выделяемые как временные:
. Создание библиотек электронных учебников;
. Разработка тестов уровней педагогического мастерства;
. Разработка стандартов педагогического профессионализма;
. Выявление типичных стрессоров в работе учителей;
. Создание дидактических основ обучения хворающих школьников;
. Выявление факторов выбора будущей профессии школьниками;
. Анализ природы типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик;
. Анализ причин возникновения познавательной лености студентов;
. Природа стимулов учебной активности будущих учителей;
и бесчисленное множество других. Их возникновение диктуется
потребностями практики и самой науки.
Система педагогических наук.
Общественный прогресс сопровождается накоплением знаний, расширением
запасов интеллектуального богатства во всех областях человеческой
деятельности. Не составляет исключения и область образования. По мере роста
запасов новых знаний возникают новые отрасли теоретических и прикладных
данных, фундаментальных представлений о закономерностях в новых областях
педагогики, образования, воспитания, управления их структурами, что
приводит к тому, что формируются и получают признание новые отрасли наук об
образовании. Среди отраслей педагогики есть и совсем «молодые», и те,
которые имеют многовековую историческую давность.
В общепризнанный перечень педагогических наук в настоящее время принято
включать:
. Ясельная педагогика. Изучает закономерности и условия воспитания
детей младенческого возраста. Характерной особенностью ясельной
педагогики является ее взаимодействие с психологией, физиологией,
медициной.
. Дошкольная педагогика. Представляет собой науку о закономерностях
развития, формирования личности детей дошкольного возраста.
. Педагогика школы. Относится к самым богатым и развитым отраслям науки
о воспитании. Школьная педагогика, как наука является базой для
построения вузовской педагогики.
. Педагогика профессионально-технического образования. Изучает
закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.
. Педагогика среднего специального образования. Находится на стадии
становления и формирования. Наблюдаются факты активизации научных
исследований на стыке среднего и высшего профессионального
образования
. Педагогика высшей школы. Выступает основой формирования учительского
и преподавательского профессионализма. Её развитие обусловлено
несколькими факторами:
* Фактор научного потенциала. Будущих специалистов обучают
представители высшей квалификации: доктора наук, профессора,
академики, авторы научных теорий, разработчики концепций,
создатели инновационных технологий в своих специальных областях.
* Фактор преемственности со школьной педагогикой.
* Фактор сочетания традиционных форм обучения с новыми.
. Производственная педагогика. Изучает закономерности обучения
работающих, переориентации их на новые средства производства,
повышения их квалификации, переучивание на новые профессии.
. Военная педагогика. Вскрывает закономерности, осуществляет
теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы
обучения военнослужащих всех рангов. Элементы военной педагогики
встречаются в общеобразовательных школах и в ВУЗах.
. Социальная педагогика. Содержит теоретические и прикладные разработки
в области внешкольного образования и совместного образования детей и
взрослых.
. Педагогика третьего возраста. Разрабатывает систему образования,
развития, воспитания людей пенсионного возраста. Педагогика третьего
возраста находится в стадии становления. Педагогические разработки
для создания оптимальной реализации опыта пожилых людей, их
нормального, здорового режима жизнедеятельности, ведутся на границе с
медициной и геронтологией.
. Исправительно-трудовая педагогика (Педагогика пенитенциарных
учреждений). Содержит теоретические обоснования и разработки практики
перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершённые
преступления. Существуют детская и взрослая отрасли исправительно-
трудовой педагогики. Взаимосвязана с юриспруденцией и правоведением.
. Сравнительная педагогика. Исследует закономерности функционирования и
развития образовательных и воспитательных систем в различных странах
путем сопоставления и нахождения сходств и различий. Поиски общего и
специфического в образовательных системах у различных народов
позволяют давать научное толкование образовательным традициям,
системам; обогащать национальную педагогическую культуру за счёт
международного опыта.
. Сурдопедагогика. Разрабатывает теоретические основы, принципы,
методы, формы и средства воспитания детей и взрослых без слуха.
. Тифлопедагогика. Разрабатывает теоретические основы, принципы,
методы, формы и средства воспитания детей и взрослых без зрения.
. Олигофренопедагогика. Разрабатывает теоретические основы, принципы,
методы, формы и средства воспитания детей и взрослых с нарушениями в
развитии мышления
Интенсивность научных разработок в сурдопедагогике,
тифлопедагогике и олигофренопедагогике
предопределяется масштабами рождения детей с
аномальным развитием.
. Лечебная педагогика. Новая отрасль педагогики. Развивается на границе
с медициной. Основным её предметом является система образовательно-
воспитательной деятельности педагогов с хворающими, недомогающими и
больными школьниками. В связи с ростом болезней среди школьников
возникает проблема разработки щадящих воспитательно-образовательных
конструкций. Обучение и лечение в их оптимальном сочетании требуют
медицинских и педагогических теоретических обоснований и методических
разработок.
. История педагогики. Наука о закономерностях функционирования и
развития воспитания, образования и обучения в прошлом. В истории
педагогики условно выделяются периоды древней, средневековой, новой и
новейшей истории образования.
В систему педагогических наук входят также многочисленные методики
обучения школьников и студентов различным дисциплинам. В методиках
содержатся специфические частные закономерности управления развитием
мышления учащихся. Исследователи методик преподавания обогащают
науку не только узкими предметными истинами обучения конкретной
дисциплине. Накопляемые ими знания приобретают надпредметный вес и
расширяют арсенал общей теории образования – дидактики.
Связь педагогической науки с другими науками.
Успехи ученых в разработке педагогических инноваций чаще всего
достигаются в результате межнаучного подхода к объектам исследования.
Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается изолированно от
других наук о человеке.
Педагогика связана с психологией. Между ними существует ряд
взаимосвязей, например:
. Предмет наук: психология изучает законы развития психики человека,
педагогика разрабатывает законы управления развитием личности.
Воспитание и образование – это целенаправленное изменение личности.
. Показатели и критерии обученности и воспитанности личности: степень
продвинутости знаний школьников регистрируется по изменениям памяти,
запасов знаний, способностям использовать знания в практических
целях, скоростью воспроизведения знаний, навыками переноса знаний в
нестандартные ситуации; воспитанность фиксируется в мотивированных
поступках, системе сознательного и импульсного поведения,
стереотипах, навыках деятельности и суждений.
Своеобразным мостом между психологией и педагогикой выступают
педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной
педагогической деятельности, психология управления педагогическими
системами, психологические исследования других областей образования.
Межнаучные коммуникации педагогики и психологии имеют место в методах
исследования и в той и в другой отраслях знаний. Многие инструменты
психологического научного поиска служат и решению педагогических задач:
психометрия, парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.
Педагогика связана с физиологией. Будучи наукой о жизнедеятельности
целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем,
физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребёнка.
Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и
психическим развитием ребёнка являются закономерности функционирования
высшей нервной деятельности
Многообразны взаимосвязи педагогики с социологией. Будучи наукой об
обществе, как целостной системе, об отдельных составляющих её компонентах,
о процессах функционирования и развития общества, социология в сферу своего
анализа, теоретического, прикладного рассмотрения захватывает и область
образования, воспитания, науку о них. В социологии развиваются и такие
специальные ветви, как социология образования, социология воспитания,
социология студенчества, социология города, социология деревни, социология
здоровья и др.
Имеются взаимосвязи педагогики с философией. В ней наука о воспитании
находит опорные методологические положения. Философские категории
необходимости и случайности; общего, единичного и особенного; законы
взаимосвязи и взаимозависимости; законы развития и его движущие силы,
субъективный и объективный детерминизм педагогических явлений и многие
другие.
Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в
перспективах её интеграции с отраслями медицинских наук. Нервные
расстройства, инфекционные заболевания, болезни функциональной
дезорганизации организма школьников, токсикомания, наркомания – недуги,
поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогической наукой
глобальную и наукоёмкую задачу – разработать специальную систему обучения и
воспитания хворающих, недомогающих и больных школьников.
При определённых условиях педагогика взаимодействует и со многими
другими науками: юриспруденция, экономика, демография, информатика,
статистика, экология, этнография, этнология, история, технические науки.
Педагогический коллектив и его развитие.
Особенности управления образовательными учреждениями.
Аттестация педагогических кадров.
Управление школой в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми
которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий
анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система
рационального планирования, организация деятельности ученического и
педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня
обучения и воспитания, эффективный контроль.
Управление школой – это научно обоснованные действия администрации и
педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил
преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью
углублённого изучения учебных предметов, нравственного воспитания,
всестороннего развития личности и подготовки к сознательному выбору
профессии.
Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и
преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и
передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности педагогов
и учащихся в учебной и воспитательной работе.
Наиболее важным документом, регламентирующим деятельность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|