План локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов на АЗС (ПЛАРН)
контролем. Группа по связям с общественностью
должна иметь на руках два вида информации при ответе на звонки - заявления для
прессы и общую информацию.
Заявление для прессы: официальный документ, проверенный руководством
Организации, одобренный юристами и признанный годным в качестве заявления для
прессы. Заявление должно содержать набор известных фактов по ситуации. В течение
развития ситуации возможно появится необходимость издания нескольких заявлений,
которые должны содержать уточненную информацию.
Составление Заявления для
прессы должно преследовать следующие цели:
• обозначить активность Организации в разрешении кризисной ситуации
и полное владение информацией;
•
дать возможность СМИ получать
информацию из первых рук;
•
выразить сожаление по поводу
случившегося;
• показать профессионализм персонала и самой Организации
при разрешении кризисной ситуации.
Все Заявления должны иметь
нумерацию, время и дату выпуска. При составлении Заявления необходимо отразить:
•
Что случилось.
•
Где.
•
С кем или с чем.
•
Причины.
•
Есть ли пострадавшие.
•
Предпринимаемые действия.
•
Погодные условия.
•
Эффективность действий
Организации.
•
Комментарии Организации
(выражение сожаления или сочувствия).
•
Список контактных лиц и их
телефоны.
•
Номер заявления, время, дата.
При составлении Заявления следует учитывать
следующие правила:
•
Не комментировать причины
аварии.
•
Не называть виновных.
•
Не затрагивать вопросы
компенсации.
•
Не называть имена пострадавших,
пока не получено согласие родственников.
•
Не описывать обстоятельства
смерти или причиненные ранения в деталях.
•
Не делать ссылки на кого-либо
если не получено предварительное согласие.
•
Не включать информацию, если
она не одобрена руководством.
Общая информация содержит общую информацию по Организации, ее структуре, составу
персонала, участвующему в кризисной ситуации, основным видам деятельности Организации,
общему составу персонала и т.п.
Кризисная ситуация может продолжаться довольно
долгое время, что потребует от персонала, привлеченного к работе со СМИ,
длительного присутствия на рабочем месте или посменного дежурства на телефонах.
В целях учета имевших место контактов с представителями СМИ (а также иных
организаций, граждан и общественных организаций) и составе переданной им информации
весь персонал должен вести записи в течение всего времени своего дежурства в
период кризисной ситуации в журналах строгой отчетности:
•
Журнал учета поступивших
звонков (Форма СМИ 1);
•
Журнал учета исходящей
информации (Форма СМИ 2) .
В «Журнале учета поступивших звонков» записывают все поступившие звонки, связанные с кризисной
ситуацией. В «Журнале учета исходящей информации»
фиксируется краткое содержание переданной
информации, которая по каким либо причинам отличается от содержания форм «Заявлений
для прессы» и «Общей информации».
Тактика ведения телефонных разговоров заключается в соблюдении следующих принципы:
•
В разговоре должна применяться
открытая и приветливая манера общения.
•
Разговор следует вести четким и
внятным голосом.
•
В качестве информации
собеседнику должно быть предложено Заявление для прессы.
•
Зачитывать любой материал по
телефону следует медленно и четко.
•
В разговоре следует использовать
простой и ясный язык.
•
Выражаться следует кратко и
четко.
•
Технические термины должны быть
разъяснены, если их невозможно избежать.
•
Хвастовство неприемлемо, даже
если имеются положительные результаты.
•
Следует выражать сожаление там,
где это необходимо.
•
Если некоторые факты ситуации
неизвестны, это не должно скрываться, но при этом следует избегать фразы «Я
не знаю»,
•
Заканчивать разговор с
собеседником вежливо. Не следует прерывать его, если вопросы
становятся слишком трудными.
При этом:
•
Не стоит затягивать разговор, если передана вся имеющаяся на данный
момент информация.
•
Ни в коем случае не вступать в рассуждения и не строить догадок по поводу
случившегося.
•
Не следует комментировать случившуюся ситуацию с позиции третьей
стороны.
•
Не давать невыполнимых обещаний (например, позвонить,
что-либо узнать и т.д.).
•
Ни в коем случае не давать собеседнику обещания о личной
встрече.
При подготовке к
пресс-конференции и работе с
представителями СМИ по телефону, персоналу Организации следует помнить, что
журналистами наиболее часто задаются следующие вопросы, на которые они хотели
бы получить полные ответы:
• Что случилось?
• Когда?
•Где?
• С кем?
• Есть ли пострадавшие и погибшие?
• Какие меры были предприняты?
•
Какие меры предпринимаются?
• Какова текущая погода в месте аварии и прогноз?
•
Почему это случилось?
• Какие могут быть последствия?
• Какова реакция руководства Организации?
• Случалось ли подобное ранее?
• Какие меры были предприняты для избежания аварии?
• Имена и телефоны контактных лиц?
Как правило, при
кризисных ситуациях руководством Организации может быть организовано проведение
нескольких пресс-конференций. При подготовке пресс-конференции необходимо
учитывать следующие общие рекомендации:
•
При подготовке к конференции,
необходимо обратить особое внимание на время ее проведения и ограничения по
продолжительности.
•
Организаторы должны решить,
допускать ли в помещение журналистов с теле-, фото- и кинокамерами.
•
Перед началом конференции
должно быть проверена слышимость и видимость всего происходящего.
•
Необходимо проверить, хорошо ли
видны на экране или доске карты или схемы, в случае их использования. Заранее
следует позаботиться, чтобы было подготовлено достаточное количество копий
распространяемого материала.
•
При выборе помещения для
пресс-конференции необходимо убедиться, что имеются отдельные входы для
персонала Организации и журналистов.
•
Карточки с фамилией и
наименованием должности должны быть помещены перед каждым участником
пресс-конференции со стороны Организации.
•
До начала конференции
необходимо решить, кто из персонала Организации будет отвечать на вопросы, а
кто давать разъяснения и делать дополнения.
Председательствующий должен быть
представлен и затем:
•представить своих коллег,
•
рассказать о целях созыва
пресс-конференции, выразить сожаление о погибших и раненых, если таковые
имеются,
•
уточнить информацию на
последний момент и предварить поступающие вопросы, информировав присутствующих,
о том, что по окончании пресс-конференции будет роздан всем присутствующим
текст последнего Заявления для прессы,
•
пригласить задавать вопросы,
предварительно оговорив время, отведенное на этот этап пресс-конференции.
По окончании отведенного
времени, Председательствующий просит задать последний вопрос и перед уходом из
зала:
•
благодарит собравшихся за
оказанное внимание,
•
объявляет о времени следующей
пресс-конференции, если намечено ее проведение,
•
напоминает журналистам о том,
что последняя информация о событиях предлагается собравшимся в другом конце
зала.
Успех проведения
пресс-конференции и поддержание положительного имиджа Организации в кризисной
ситуации во многом зависит от подготовки персонала к работе со средствами
массовой информации.
Приложение №11.
Типовые формы оповещений, документирования и отчетности
Форма
1/ЧС (обязательная)
Оперативному дежурному
ГУ МЧС России по Н-ской области
Исх. ___________от 200 г.
Д О Н Е С Е Н И Е
об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации
|