МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социальный и человеческий капитал как факторы благосостояния и развития

    индивидуальной ответственности наряду с уменьшением иерархического контроля

    требует соответствующих профессиональные и человеческих качеств , а также

    типов межличностных взаимодействий. Результаты двух обследований,

    проведенных в Великобритании в 1986 и 1997 годах[55], показали рост спроса

    на коммуникационные навыки, «социальные навыки» и умение решать проблемы в

    современных компаниях. В более традиционных и менее ориентированных на

    знания секторах сохраняется тенденция найма работников для решения более

    узких определенных задач, хотя умение работать в команде и гибкость высоко

    ценятся и на традиционных фирмах. Аналогичные результаты получены и в ряде

    других исследований рабочих мест и внутрифирменной организации труда[56].

    1.3. Основы концепции социального капитала

    1.3.1 Понятие «социальный капитал»

    В данном разделе рассматривается определение, измерение и значение

    социального капитала. Поскольку сам термин является относительно новым, и

    его значение еще не стало общепризнанным, здесь показан один из возможных

    подходов к его определению и измерению вклада в благосостояние. Хотя

    полученные до сих пор данные носят сугубо предварительный характер, можно

    однозначно утверждать, что концепция социального капитала имеет важное

    значение для построения государственной политики и нужно продолжать работу

    по развитию концепции и совершенствованию техники измерения.

    Существуют два основных направления объяснения и описания социальных

    действий. Первое – социальное - рассматривает актора как социализированный

    субъект а действие как регулируемое социальными нормами, правилами и

    обязательствами. Любое действие рассматривается как социальное,

    оформленное, ограниченное и направленное социальными условиями.

    Второе – экономическое - направление рассматривает актора, как

    имеющего независимые цели, действующего самостоятельно в собственных

    интересах. Главный интерес – максимизация полезности.

    Оба направления подвергаются критике. Социологическое – поскольку в

    этой теории нет побудительного мотива к действию. Описывается среда

    действия, условия, правила, но нет исходной причины для действия.

    Экономическое направление противоречит реальной жизни – правила,

    принципы и нормы настолько ограничивают действия людей, что это существенно

    сказывается на экономике в целом. Признавая такое противоречие,

    исследователи не раз пытались привнести элементы одного направления в

    другое. Йорам Бен-Порат (экономист) привнес понятие F-связей (family,

    friends, firm), влияющих на экономический обмен. Оливер Уильямсон

    рассматривал условия организации экономической деятельности в различных

    институциональных формах. Появилось целое научное направление –

    институциональная экономика.

    Если начинать с теории рациональных действий, где индивид контролирует

    определенные ресурсы и стремится к обладанию другими ресурсами, то

    социальный капитал выступает как определенный ресурс, которым обладает

    индивид.

    Социальный капитал можно определить через его функции – это

    совокупность определенных множеств, которыми обладает индивид и которые

    имеют ряд общих свойств – они представляют собой некие аспекты социальных

    структур и способствуют действиям индивида внутри данных структур. Подобно

    другим видам капитала социальный капитал производителен – он позволяет

    достичь результатов, которые невозможно было бы получить в его отсутствие.

    Подобно физическому и человеческому капиталу, его действие не абсолютно, а

    подходит лишь для определенных ситуаций. Некоторые формы социального

    капитала могут быть бесполезны или даже вредны для других индивидуумов.

    Спецификой социального капитала является отражение связей между

    взаимодействующими индивидами.

    Человеческий капитал рассматривает изменения в самом человеке как

    работнике. Социальный капитал рассматривает изменения в отношениях между

    людьми, которые способствуют экономическим действиям. Социальный капитал

    подобно физическому и человеческому способствует росту производительности

    труда. Группа работников, между которыми существуют отношения

    взаимопонимания и доверия работает более слаженно и эффективно, чем та, где

    нет таких отношений.

    Концепция «социального капитала» отличается от человеческого и

    физического капитала по ряду аспектов, поскольку она:

    . отражает в большей степени отношения, чем собственность отдельного

    индивидуума;

    . является по преимуществу общественным благом, которое разделяется

    группой; и создается посредством общественных инвестиций времени и

    усилий, но не в столь непосредственной форме, как человеческий или

    физический капитал.

    Социальный капитал является продуктом унаследованной культуры и норм

    поведения. Таким образом, социальный капитал имеет «социальную» и

    «капитальную» составляющие, так как он заключен в отношениях больше чем в

    индивидуумах, будучи одновременно ресурсом, который приносит обществу

    выгоду с течением времени. Однако, он может привести и к нарушениям

    нормального функционирования, если будет использоваться одной группой

    против других.

    Многие исследователи социального капитала применяют

    индивидуалистический подход к пониманию стремления людей к использованию

    человеческого капитала и инвестициям в его приобретение[57]. Coleman в

    значительной мере рассматривает социальный капитал как инструмент для

    достижения определенных целей. Другие, включая Hirschman[58], подчеркивают

    коллективные усилия индивидуумов для достижения неденежных целей, таких как

    справедливость, красота, любовь, содружество и братство. Такой подход

    отличается от инструментального и представляет собой инвестиции в

    достижение индивидуального и группового единства. Большое значение

    придается «социальной энергии» в форме дружбы, разделенных идеалов и идей,

    которые превосходят рациональный собственный интерес и рыночные сделки и

    способствуют социальному сотрудничеству. Каков бы ни был стимул к

    сотрудничеству и доверию, инвестиции в индивидуальное и групповое единство

    могут привести к созданию тесных социальных связей и более высоким

    экономическим и социальным результатам. Таким образом, гражданское участие,

    честность и социальное доверие могут усиливать друг друга.

    Идея социального капитала была заложена в работах Alexis de

    Tocqueville[59], Emile Durkheim[60], и Max Weber[61]. Первое известное

    упоминание “социального капитала” в современном значении было связано с

    образованием и местным сообществом[62]. С тех пор социальный капитал

    изучался Jacobs (1961)[63] в ходе анализа соседских отношений в городах

    (социальный капитал определялся как сеть соседских отношений); Loury

    (1987)[64] при исследовании рынка труда; Coleman (1988)[65], который

    подчеркивал взаимодополнение человеческого и социального капитала; Putnam

    (1993)[66] и Fukuyama (1995)[67], которые применили концепцию на уровне

    государства и региона, причем Putnam подчеркивал роль гражданской

    вовлеченности в развитии демократии и социального единства. Bourdieu (1979)

    и Bourdieu and Passeron (1970)[68] применяли очень близкую по содержанию

    концепцию “культурного капитала” .

    Структурировать исследования капитала и показать место теории

    социального капитала в этих исследованиях позволяет Табл.

    Табл. Теории капитала[69]

    | |Определение |Капитал |Уровень |

    | | | |анализа |

    |Классичес|Социальные отношения|А.Часть прибавочной |Структурный |

    |кая | |стоимости продукта |(классовоый)|

    |теория |Эксплуатация |между | |

    |(К.Маркс)|капиталистами |потребительской | |

    | |(буржуазией) |стоимостью (на рынке| |

    | |пролетариата |потребления) и | |

    | | |стоимостью обмена | |

    | | |(на рынке | |

    | | |производства) | |

    | | |Б. Инвестиции в | |

    | | |производство и | |

    | | |оборот товаров | |

    |Неокласси| | | |

    |ческие | | | |

    |теории | | | |

    |Человечес|Накопление |Инвестиции в знания |Индивидуальн|

    |кий |прибавочной |и профессиональные |ый |

    |капитал |стоимости работником|навыки | |

    |(Schultz,| | | |

    |Becker) | | | |

    |Культурны|Воспроизводство |Интернализация или |Индивидуальн|

    |й капитал|доминирующих |непризнание |ый/классовый|

    |(Bourdieu|символов и значений |доминирующих | |

    |) |(ценностей) |ценностей | |

    |Социальны|Социальные отношения| | |

    |й капитал| | | |

    |(Lin, |Доступность и |Инвестиции в |Индивидуальн|

    |Burt, |использование |социальные |ый |

    |Marsden, |ресурсов, |взаимосвязи | |

    |Flap, |заключенных в | | |

    |Coleman) |социальных | | |

    | |взаимосвязях | | |

    |(Bourdieu|Солидарность и |Инвестиции во |Группа/индив|

    |, |воспроизводство |взаимное признание и|идуум |

    |Coleman, |группы |причастность к | |

    |Putnam) | |группе | |

    Единого определения социального капитала не существует. Можно выделить по

    крайней мере четыре основных подхода к концепции:

    1. Антропологическая литература является источником представлений о

    природных инстинктах человеческих существ к объединению. Например,

    Fukuyama (1999)[70] подчеркивал биологическую основу социального

    порядка и обнаруживал корни социального капитала в человеческой

    природе.

    2. Социологическая литература описывает социальные нормы и источники

    мотивации человеческого поведения. Особое внимание уделяется таким

    чертам социальной организации, как доверие, взаимная

    ответственность, сеть гражданской вовлеченности.

    3. Экономическая литература вводит предпосылку о том, что люди при

    взаимодействии друг с другом стремятся к максимизации

    индивидуальной полезности и используют ресурсы социального капитала

    при осуществлении различных типов деятельности[71]. При таком

    подходе акценты сосредоточены на инвестиционных стратегиях

    индивидуума в условиях альтернативных возможностей использования

    времени.

    4. В политологической литературе подчеркивается роль институтов,

    политических и социальных норм в формировании человеческого

    поведения. Определение социального капитала, применяемое в работах

    Мирового Банка, заключается в том, что он относится к институтам,

    отношениям и нормам, которые формируют количество и качество

    социальных взаимодействий в обществе. Все новые данные

    подтверждают, что социальное единство является важнейшим фактором

    экономического процветания и устойчивого развития. Социальный

    капитал – это не просто набор институтов, которые действуют в

    обществе, это клей, который удерживает их вместе.

    Один подход связывает концепцию социального капитала с широкими

    макроинституциональными вопросами, которые некоторые экономисты называют

    «социальными возможностями»[72]. Другие[73] предпочитают более узкое по

    смыслу определение, которое сводится к социальным связям и нормам взаимной

    ответственности или доверия. Доверие в свою очередь может рассматриваться

    как результат социального капитала (который в таком случае определяется как

    связи и ассоциативные нормы) или как компонент разделенных ценностей и

    норм, которые и составляют социальный капитал.

    В данной работе предлагается следующее определение социального

    капитала: это связи, а также признанные нормы, ценности и понимание, что

    способствует взаимодействию внутри или между группами. Связи относятся к

    объективному поведению акторов, которые включаются в ассоциированную

    деятельность. признанные нормы, ценности и понимание относятся к

    субъективному положению и взаимоотношениям индивидуумов и групп, так же как

    общепризнанные санкции и правила, определяющие поведение людей. Культурный

    контекст, в котором признанные взгляды, ценности и знания передаются из

    поколения в поколение, важен для понимания индивидуального и группового

    выбора в отношении сотрудничества и взаимодействия. Признанные нормы и

    ценности позволяют людям общаться и извлекать пользу из совместного опыта,

    равно как и отклонения от некоторых норм и ценностей. Различные системы

    ценностей могут сосуществовать наряду с признанными, не препятствуя

    сотрудничеству, если господствует обстановка терпимости. Таким образом,

    диалог и взаимопонимание, основанные на взаимном терпении различных культур

    или верований являются необходимым атрибутом социального единства и

    способствуют развитию социального капитала.

    Доверие может рассматриваться и как источник, и как результат

    социального капитала, а также служить очень точным обобщенным показателем

    многих норм, взглядов и ценностей, которые лежат в основе социального

    сотрудничества. Следует проводить различие между тем, доверяют ли люди

    другим и заслуживают ли люди доверия, то есть являются ли они надежными,

    верными. Доверие может быть хорошим показателем надежности (с учетом

    временных лагов), но надежность описывает поведение, которое является

    результатом множества факторов, включая взаимосвязи и признанные ценности и

    нормы. Следует различать три типа доверия:

    . Межличностное доверие между знакомыми (семья, близкие сослуживцы и

    соседи);

    . Межличностное доверие между «незнакомыми»; и

    . Доверие к общественным и частным институтам.

    Социальный капитал позволяет индивидам, группам и сообществам проще

    решать коллективные проблемы. Нормы взаимной ответственности и взаимосвязи

    помогают обеспечить соответствующее требованиям коллектива поведение. В

    отсутствие доверия и взаимосвязей, обеспечивающих взаимные уступки,

    индивиды не станут сотрудничать, потому что не будет уверенности в

    аналогичном поведении других участников. Социальный капитал может быть

    побочным продуктом различных видов деятельности, осуществляемой без

    намерения усилить социальный капитал. Стал уже классическим пример того,

    что участники фабричной хоровой студии посещают ее, потому что любят петь,

    а не потому что стремятся к укреплению социальных связей. Как и в случае

    человеческого капитала социальный капитал создает «положительные

    экстерналии», то есть многие люди выигрывают от инвестиций отдельного

    индивида или группы в социальный капитал. Отсюда возникает риск

    недоинвестирования, поскольку участники действия не получают и не осознают

    в полной мере своих выгод. Как отмечал Coleman, «в результате в обществе

    складывается дисбаланс между инвестициями в организации, которые производят

    товары на рынок и в организации (обычно добровольные ассоциации), которые

    выгоды не приносят»[74]. Однако доступ к информации и влияние через

    социальные связи могут приносить частную выгоду индивидуумам и в некоторых

    случаях могут быть использованы индивидуумами или группами для исключения

    посторонних и усиления своего господства и своих привилегий.

    Таким образом, в основе понятия «социальный капитал» заложена идея об

    ожидаемой отдаче от инвестиций в социальные отношения. Индивидуумы вступают

    в социальные отношения и включаются в определенные сети для получения

    прибыли. Основой прибыли могут стать, как минимум, четыре важнейших

    ресурса, которые возникают или усиливаются именно благодаря социальным

    связям и позволяют повысить эффективность экономической деятельности. Во-

    первых, доступ к информации. Для обычных рыночных отношений характерно

    несовершенство информации, то есть ее закрытость, недоступность,

    односторонность и, соответственно, высокие издержки на получение полной,

    достоверной и объективной информации. Социальные связи в определенной среде

    и на определенных иерархических уровнях (располагающих наиболее полной

    информацией о текущих потребностях и перспективах развития рынка)

    предоставляют индивидууму полезные сведения, не доступные из других

    источников, о возможностях и вариантах наиболее выгодного поведения на

    рынке. Аналогичным образом, социальные связи могут предоставить информацию

    (как на потребительском, так и на производственном рынке) организации,

    агентам или даже сообществу о характеристиках и свойствах индивида, который

    в противном случае остался бы незамеченным. Такая информация позволяет

    фирме снижать трансакционные издержки при найме наилучшего с точки зрения

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.