МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социальный и человеческий капитал как факторы благосостояния и развития

    важный фактор счастья, оно занимает третье место после социальных связей и

    здоровья. Доход же имеет значение, но занимает лишь четвертое место, причем

    по мере роста уровня дохода значение этого фактора уменьшается.

    2.2.3. Соотношение между социальным капиталом и социальным

    неравенством.

    Острые формы социального отторжения (по социальному, этническому,

    гендерному или религиозному признакам) тесно взаимосвязаны с низкими

    показателями доверия и гражданской активности, то есть крайне слабыми

    «связями-мостами». Нередко складывается ситуация, когда внутри групп

    существует высокая степень доверия и сотрудничества, в то время как доверие

    к другим группам и стремление к сотрудничеству с ними практически

    отсутствуют.

    Страны и регионы, где уровень доверия и гражданской активности высок,

    характеризуются, как правило, большим равенством по показателям дохода,

    грамотности взрослых и доступности высшего образования. Чем выше

    первоначальный уровень социального капитала, тем выше вероятность, что

    индивидуум сумеет многого достичь и многое получить в течение жизни. У тех,

    кто входит в состав определенных сетей и сообществ («инсайдеров»),

    существует гораздо более широкий доступ к ресурсам, чем у тех, кто в

    сообщества не включен («аутсайдеров»). Например, есть данные о существенных

    различиях в типах социальной активности представителей разных социальных

    групп населения в США и Франции[166]. Представители среднего класса чаще

    вступают в новые ассоциации, участвуют в работе большого количества

    организаций в течение жизни и устанавливают разнообразные и обширные

    социальные связи. И наоборот, представители рабочего класса реже вступают в

    ассоциации, отдают предпочтение организациям с конкретными и специфическими

    целями и установками и участвуют в их работе на протяжении более длительных

    периодов времени.

    Изменения в социальном капитала могут отражать изменения в моделях

    экономического неравенства внутри стран и между странами. Например,

    снижение социального капитала в США связывают с растущим неравенством

    доходов и благосостояния. Причинно-следственная связь между этими явлениями

    может работать в двух направлениях, доказано, что неравенство и низкая

    социальная активность, как правило, усиливают друг друга, а при сравнении

    данных по разным странам между равенством доходов и доверием выявлена

    положительная корреляция. Считается, вместе с тем, что рост бедности в США

    может быть результатом распада семей и последующего снижения уровня

    доверия[167].

    В США данные обследования показали, что неравенство по доходам

    уменьшает социальный капитал и таким образом ведет к повышению уровня

    смертности (а также к повышению уровня преступности)[168]. Следует,

    безусловно, иметь ввиду, что социальный капитал в данном контексте играет

    смягчающую роль, а между бедностью и плохим состоянием здоровья существует

    непосредственная связь. Данное исследование показало, что на здоровье в

    большей степени влияет распределение доходов в обществе, а не средний

    уровень доходов. Вместе с тем, ряд исследователей[169] предостерегает от

    слишком прямолинейных интерпретаций взаимосвязей между социальным

    капиталом, экономическим развитием, государственной политикой и здоровьем.

    Попытки свести концепцию социального капитала к его влиянию на здоровье

    сужают представление об этом виде капитала, а кроме того основываются на

    недостаточном количестве данных, чтобы считаться полностью убедительными.

    Страны, население которых разделено по классовому, языковому или

    этническому признакам, с большей степенью вероятности столкнутся с

    социальным расщеплением общества. Хотя история знает случаи, когда

    этнические, языковые и прочие различия успешно преодолевались, а научные

    исследования не выявили связи между многонациональностью общества и уровнем

    недоверия его граждан друг к другу. Появление новых форм и видов социальных

    связей можно было бы приветствовать, если бы не опасение, что эти новые

    формы и виды могут быть не всем доступны. Самым ярким примером новых видов

    связей является сеть Интернет, которая, с одной стороны, предоставляет

    новые надежды и возможности, а с другой – распространяется только на тех,

    кто имеет доступ в киберпространство, то есть усугубляет разделение

    общества, а в худшем случае рискует превратиться в пустую дорогостоящую

    забаву для состоятельных господ. В дальнейшем ситуация может усугубляться

    тем, что лишь отдельные группы людей будут иметь доступ к новейшим

    технологиям и типам знания и обучения, а следовательно, получат

    дополнительные преимущества на рынке труда.

    Исследования[170] выявляют вполне закономерную зависимость: студенты и

    учащиеся из бедных семей и бедных сообществ, как правило, отличаются низкой

    успеваемостью в учебе, а если для сообщества характерен высокий уровень

    культурного и социального капитала, то результаты учебы становятся гораздо

    выше. На уровень образования и грамотности влияют строгость, внимание и

    ожидания родителей, более того, участие семьи и сообщества способствуют и

    повышению образовательного и профессионального уровня малообразованных и

    низкоквалифицированных взрослых. Таким образом, от реакции общественности

    во многом зависит преодоление неграмотности взрослого населения, а в особо

    тяжелом положении находятся те неграмотные, кто лишен поддержки своего

    сообщества.

    2.2.4. Влияние социального капитала на экономический рост

    Производительность в фирмах и организациях.

    Любые сделки, независимо от того, являются ли они по своей природе

    частными, социальными, экономическими или политическими, основаны на

    доверии. Ключевым в определении социального капитала является понятие

    связей, основанных на доверии. Доверие, воплощающееся в установленных

    связях, становится источником прибыли фирмы, так как способствует

    координации внутрифирменных и межфирменных взаимодействий, снижению

    трансакционных издержек на переговоры, совершенству информации и избавлению

    от излишних бюрократических звеньев. В этом контексте доверие приобретает

    многообразные проявления, включая веру в добрые намерения, компетентность и

    надежность других участников сделки.

    Доверительные отношения между экономическими агентами можно, по мнению

    специалистов[171], рассматривать как важное конкурентное преимущество

    промышленных предприятий Германии, Японии и Италии. Покупатели и продавцы

    устанавливают долгосрочные отношения сотрудничества и взаимных обязательств

    через многократно повторяющиеся сделки, основанные на доверии и связях.

    Деловые связи, охватывающие маркетинг, обучение, научно-исследовательские

    разработки, приносят выгоду в долгосрочном периоде благодаря снижению

    совокупных издержек, обмену информацией и установлению санкций за

    оппортунистическое поведение. В некоторых отраслях (например, производство

    предметов потребления – одежды, обуви и т.д.) колоссальные преимущества в

    экономии времени могут быть

    получены благодаря обмену информацией и своевременной подстройке к

    изменениям требований потребителей[172].

    В некоторых исследованиях[173] изучается различие между общим и

    специфическим доверием. Показано, что доля в ВВП производства 20

    крупнейших фирм положительно связана с доверием людей в целом и

    отрицательно связана с доверием в семье. Предложена гипотеза о том, что

    крупные предприятия доминируют в обществах, где уровень доверия выше, и

    наказания за оппортунистическое поведение не очень необходимы. И наоборот,

    согласно этой же гипотезе, крупные предприятия тяжелее создавать в тесно

    сплетенных обществах, основанных на семейных или этнических связях. В этой

    модели доверие рассматривается как экзогенный фактор, сформированный под

    влиянием исторических и культурных условий и действующий в поддержку

    совместной работы, включая гражданскую активность и эффективность

    правительства.

    Аналогично, внутрифирменные связи и нормы взаимодействий могут

    способствовать командной работе, повышать эффективность и качество,

    улучшать обмен информацией и знаниями. Сотрудничество между работниками и

    руководством рассматривается как основной фактор, исторически обусловивший

    высокую конкурентоспособность японских автомобильных компаний. В

    американских компаниях каждый работник стремится стать лучше других,

    добиться индивидуального успеха и потому скрывает свои знания от коллег. В

    Японии же каждый стремится поделиться всем, что знает и умеет сам, с

    коллегами, потому что считает, что успех может быть достигнут только

    командой, а не работником-одиночкой[174]. Различные типы социального и

    организационного капитала могут более или менее соответствовать различным

    фазам экономического развития (примем во внимание тот факт, что в 1990-х

    годах конкурентоспособность японского автомобилестроения снизилась).

    Региональные производственные системы, базирующиеся на местных

    образовательных сетях, потенциально оказываются более гибкими и

    динамичными, чем те, где обучающий процесс сконцентрирован на отдельных

    предприятиях. Ярким примером влияния социального капитала на рост

    производительности труда в регионе является Силиконовая долина, где на базе

    сотрудничества предпринимателей и ученых был создан всемирно известный

    центр передовых технологий. Успех этого центра был достигнут в первую

    очередь благодаря формальному и неформальному сотрудничеству всех компаний,

    и производственных, и научно-исследовательских, работающих в регионе.

    Макроэкономические выгоды.

    К сожалению, проведенных исследований пока недостаточно для того,

    чтобы выявить и подтвердить однозначно зависимость межстрановых различий в

    экономическом росте от масштабов социального капитала. Большую сложность

    представляет сам учет социального капитала в силу его неоднородности,

    неразработанности единых адекватных показателей на межстрановом уровне.

    Выводы

    К исследованиям социального капитала следует подходить с большой

    осторожностью, особенно когда используются сильно агрегированные и

    обобщенные вероятностные показатели, а выводы предполагается делать

    конкретные и практические. Вместе с тем, в работе показано, что социальный

    капитал, как показывают эмпирические исследования на базе целого ряда

    стран, приносит положительные экономические, социальные и индивидуальные

    выгоды.

    Существует двусторонняя зависимость между социальным и человеческим

    капиталом. Положительная зависимость прослеживается на межстрановом уровне,

    например, между социальной активностью и доверием, с одной стороны, и

    уровнем образования, с другой.

    Более сложно показать четкую связь между социальным капиталом и

    экономическим ростом: как и в случае человеческого капитала, результаты

    зависят от качества и достоверности применяемых показателей, сложности

    взаимовлияний факторов и несопоставимости отдельных характеристик различных

    стран, связанных с историческими, культурными и институциональными

    традициями.

    Представленные данные о выгодах доступа к социальному капиталу

    заставляют учитывать социальный капитал при выработке государственной

    социальной и экономической политики, в частности решении вопросов бедности

    и социального отторжения, еще и потому, что сам термин «социальное

    отторжение» предполагает отсутствие доступа к социальному капиталу.

    Глава 3. Влияние человеческого и социального капитала на благосостояние в

    России.

    3.1. Влияние человеческого капитала на благосостояние работников в

    условиях плановой, переходной и рыночной экономики

    Человеческий капитал, как и благосостояние являются сложными,

    комплексными понятиями, не исследованными до конца теоретически и не

    поддающиеся полному статистическому учету вследствие недостатка информации.

    Ограниченность информационной базы, однако, не означает, что исследования

    этих факторов не возможны. В данном параграфе мы стремимся к тому, чтобы на

    имеющихся данных продемонстрировать вполне достоверные и безусловно

    заслуживающие внимания тенденции воздействия человеческого капитала на

    благосостояние. В этой связи мы рассматриваем человеческий капитал лишь в

    одном его проявлении – образовании, причем высшем образовании как ступени

    обучения, не являющейся обязательной и требующей дополнительных инвестиций.

    И в отношении благосостояния мы вынуждены ограничиться лишь одним

    показателем – денежным доходом, что также является упрощением картины,

    однако представляется нам вполне допустимым на данной стадии исследования.

    Расчет эмпирических данных с помощью ряда моделей теории человеческого

    капитала показал, что влияние количества лет обучения на доход более

    значимо, чем воздействие таких факторов, как врожденные способности и

    происхождение. Мы ранее привели данные исследования, свидетельствующего о

    значимости качества образования, современные методы анализа позволяют

    произвести декомпозицию различных факторов, связанных с образованием и

    выделить значимое воздействие такой характеристики, как, например, статус

    вуза, на доход, получаемый на рынке труда.

    Однако до сих пор мы использовали только западно-европейские или

    северо-американские данные об отдаче от инвестиций в образование. Не ставя

    под сомнение значимость для нашей страны выявленных «иностранных»

    закономерностей, мы считаем необходимым для полноценного раскрытия проблемы

    прибегнуть к работам, построенным на отечественном или восточно-европейском

    материале, как более приближенном к современным российским реалиям.

    Все приведенные выше исследования для оценки эффективности вложений в

    человеческий капитал использовали стандартное уравнение заработной платы

    Дж.Минцера, представленное в следующем виде:

    LnW=(0 + (1Univ + (2Tech + (3Sec + (4Exp + (5Exp2 + (6Ten + (7Ten2+ (,

    где переменные Univ, Tech, Sec означают количество лет обучения на

    различных уровнях образования: высшем, среднем специальном и общем среднем

    (в случае СССР и РФ, в других странах использовались местные аналоги).

    Переменная EXP характеризует опыт работника на рынке труда, получается как

    ответ на вопрос о полном количестве проработанных лет. TEN – характеристика

    отдачи от специфического человеческого капитала или профессионального

    опыта, накопленного на данном предприятии.

    В терминах теории человеческого капитала одно из выражений конъюнктуры

    рынка труда – это нормы отдачи от образования. Для нашей темы это имеет

    первостепенное значение. Чем выше отдача от образования, чем лучше

    предлагаемые выпускникам рабочие места, тем больше молодежи стремится в

    вузы, то есть инвестирует в образование, в человеческий капитал. Чем меньше

    возможности заработков для лиц с высшим образованием, тем большую важность

    с точки зрения конкурентоспособности приобретают другие способы обеспечения

    благосостояния – выход на рынок труда, предпочтение неквалифицированных

    работ, отказ от обучения в форме высшего образования. Справедливости ради

    заметим, что к альтернативным высшему образованию инвестициям в

    человеческий капитал могут быть отнесены получение опыта на рабочем месте

    без отрыва от производства, стаж работы на одном предприятии и т.п., но с

    учетом наших предпосылок, сделанных ранее, мы не будем рассматривать эти

    формы подробно.

    Уравнение Минцера дает возможность формализовать подсчет величины

    отдачи от образования, воспринимаемой большинством молодых людей или их

    родителей на уровне здравого смысла. Ею руководствуются при выборе между

    началом рабочей карьеры сразу после школы или поступлением в вуз, сравнивая

    издержки и выгоды того или иного варианта. Чем более стабильно общество,

    тем более точно отдача от образования воспринимается населением. В данном

    случае, не специализированные исследования и подсчеты, а практическая

    повседневная жизнь наглядно демонстрирует издержки и выгоды от

    дополнительного обучения.

    Как и все теории, концепция человеческого капитала обладает рядом

    недостатков, о которых необходимо помнить при построении гипотез на ее

    основании. В нашем случае, важность многих из них значительна. Во-первых,

    при подсчетах, в большинстве случаев, не рассматриваются все виды доходов,

    полученные в нетрадиционной форме: доступ к благам, социальные льготы и

    компенсации, доход от самозанятости и т.д., которые просто технологически

    не могут быть посчитаны и включены в сравнение. Из этого следует и второй

    недостаток – рассмотрение исключительно количественных, а не качественных

    параметров получаемых доходов (как, впрочем, и понесенных издержек). То

    есть не рассматриваются моральные выгоды, например, удовольствие от

    обучение, от пребывания в студенческой среде и в дальнейшем от работы в

    кругу высоко образованных людей. Равным образом игнорируются и моральные

    издержки, связанные, например, с нервными перегрузками во время написания

    контрольных работ и сдачи экзаменов, а впоследствии – с высокой

    ответственностью и нервным и умственным напряжением на высокооплачиваемых

    рабочих местах. Как следствие, влияние такого фактора, как статус рабочего

    места, или содержания выполняемой работы не принимается во внимание.

    Третий недостаток – ограниченность информационной базы делает

    невозможным проведение исследований, рассматривающих изменения доходов в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.