МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социальный и человеческий капитал как факторы благосостояния и развития

    развитие детей, социальное неравенство.

    В Главе 3 анализируется современное состояние и воздействие на

    благосостояние социального и человеческого капитала в России. Показаны

    специфические особенности современного состояния социального и

    человеческого капитала в России, проанализирована отдача от инвестиций в

    человеческий капитал, показано влияние социального капитала на процессы

    демократизации.

    Глава 1. Теоретические и концептуальные основы исследования социального и

    человеческого капитала

    1.1. Понятие и оценки благосостояния

    1.1.1.Оценка изменений социально-экономического развития и

    благосостояния в мире.

    В последние десятилетия был отмечен существенный рост экономического

    производства в странах ОЭСР при одновременном росте уровня жизни и условий

    труда, а также улучшении в сферах здравоохранения и образования. Хотя

    повышение общего уровня материального благосостояния неравномерно

    распределялось по разным странам, общий уровень бедности и лишений

    (депривации) снизился в странах ОЭСР по сравнению с 1950-ми годами.

    Экономический рост - не единственная цель политиков, но он создает ресурсы

    для преодоления социального отчуждения, бедности и низкого уровня

    здравоохранения. Поэтому внимание экономистов и политиков все больше

    сосредоточивается на «качестве» экономического роста и источниках

    дальнейшего повышения благосостояния.

    На Рис. 1.1. показаны три уровня благосостояния[4]. Благосостояние

    включает экономическое благосостояние, но шире этой категории за счет того,

    что включает гражданские свободы, относительную свободу от преступности,

    возможность жить в чистых экологических условиях и поддерживать свое

    здоровье. Амартья Сен (1987)[5] подчеркивал возможности, или «социальные

    способности», индивидуумов выбирать и реализовывать жизненные цели, которые

    их в наибольшей степени устраивают. При таком подходе рост экономического

    производства увеличивает возможности человеческого выбора (то есть, работы,

    досуга, политической или культурной деятельности) в большей степени, чем

    служит сам по себе конечной целью. Экономические результаты менее важны,

    чем “возможности”, позволяющие людям вести образ жизни, который они выбрали

    и который их устраивает. Реализация человеческих возможностей поэтому

    жизненно важна при формировании представлений о и выборе способов измерения

    человеческого и социального развития. Человеческое благосостояние больше,

    чем сумма индивидуальных уровней благосостояния, поскольку включает и

    индивидуальные, и социальные предпочтения относительно равенства

    возможностей, гражданских свобод, распределения ресурсов и возможностей

    сохранения здоровья и получения образования.

    Рис. 1.1. Соотношение между человеческим благосостоянием,

    экономическим благосостоянием и ВВП.[6]

    Экономическое благосостояние, основанное на экономическом продукте,

    является важной составной частью совокупного благосостояния. Однако валовой

    внутренний продукт (ВВП)является весьма ограниченным показателем

    экономического выпуска. ВВП охватывает текущее производство тех

    потребительских и инвестиционных благ и услуг, которые включены в систему

    национальных счетов, но не включает нерыночную деятельность в домашнем

    хозяйстве (например, уход за детьми) и такие виды деятельности, как,

    например, сохранение природных ресурсов, которые привносят свой вклад в

    будущее благосостояние, преумножая запасы капитала в обществе.

    Агрегированные измерители продукта и дохода, такие, как ВВП, не отражают

    социальных предпочтений относительно равенства возможностей.

    ВВП включает товары и услуги, которые не могут быть включены в

    благосостояние. Это – нежелательный побочный продукт, связанный, например,

    с загрязнением окружающей среды, преступностью и разводами. На Рис. 1.1.

    они названы социальными потерями и показаны как часть ВВП, не входящая в ни

    в экономическое, ни в совокупное благосостояние. Социальные потери могут

    включать и расходы на определенные товары, которые не преумножают

    благосостояние непосредственно, но представляются тем не менее необходимыми

    с точки зрения государства и общества, например, расходы на национальную

    безопасность.

    Наше понимание благосостояния осложняется различиями в ценностях

    которые могут возникнуть между индивидуумами и социальными группами.

    Существуют также технические сложности в измерении различий в

    благосостоянии. Субъективные аспекты благосостояния, такие, как самооценка

    уровня удовлетворенности жизнью и степени обеспеченности, трудно

    сопоставимы или соотносимы с объясняющими факторами. При определении

    социальных потребностей необходимо включать сопоставление социальных

    потребностей различных групп населения. Например, определенный уровень

    неравенства в доходах может быть желателен для создания устойчивых стимулов

    к работе и может также отражать предпочтения индивидуумов к определенному

    стилю жизни, месту жительства, виду занятости, соотношения работы и досуга

    или добровольной трудовой деятельности и оплачиваемой занятости. Для

    определения ключевых социальных тенденций при расчетах можно выбирать

    различные индикаторы и придавать им определенные веса с учетом их важности

    при сопоставлении.

    Несмотря на эти сложности, исследователями было предпринято несколько

    попыток получить суммарный показатель благосостояния. Один из подходов[7]

    относится только к экономическому благосостоянию и соединяет четыре

    основных типа показателей: 1)поток текущего потребления на душу населения;

    2) изменения в запасах капитала (включая природный и человеческий); 3)

    изменения в распределении доходов; 4) изменения в экономических рисках.

    Тенденции в оценках благосостояния в некоторых странах ОЭСР отстают от

    повышающегося ВВП на душу населения. По оценкам Osberg (2001), до 1980-х

    гг. тенденции в изменении показателей ВВП на душу населения для многих

    стран ОЭСР тесно совпадали с тенденциями изменений благосостояния, а после

    разошлись. Результаты для пяти стран показаны на рис. А 2. Аналогично,

    другие оценки, основанные на более широком круге социальных показателей

    (например, Индекс устойчивого экономического благосостояния и Индекс

    Социального здоровья) выявили одинаковые тенденции с начала и до середины

    80-х годов. Основными причинами расхождения тенденций стали ухудшение

    состояния окружающей среды, рост относительной бедности и неравенства в

    доходах в некоторых странах ОЭСР.

    Экономические и социальные тенденции связаны, но лишь частично. На

    Рис. А 1 показаны тенденции изменений ряда социальных показателей для

    отдельных или всех стран ОЭСР в период с середины 1970-х гг. Эти социальные

    показатели отражают изменения в доходе, бедности и участии в рынке труда,

    модели формирования семьи, а также в сфере здравоохранения, демографии и

    охраны окружающей среды.

    1.1.2. Взаимоотношения между благосостоянием и человеческим и

    социальным капиталом.

    Роль различных факторов, воздействующих на благосостояние, и их

    комплексная взаимосвязь показаны на Рис. 1.2.

    Рис. 1.2. Основные факторы, влияющие на человеческое благосостояние и

    их взаимозависимость.

    В качестве факторов на Рис. 1.2. выступают природный и физический

    капитал, а также «человеческие и социальные способности». Человеческий

    капитал включает знания, навыки и здоровье, присущие индивидууму, а

    социальный капитал представляет нормы и связи, способствующие

    взаимодействию внутри групп или между ними. Политические, институциональные

    и юридические (PIL) организации взаимодействуют с человеческим и социальным

    капиталом, оказывая влияние на благосостояние. Кроме того, хотя это и не

    показано на рисунке, человеческий, социальный капитал и PIL имеют прямые

    связи с природным и физическим капиталом.

    Потенциально существует сильное взаимодополнение между человеческим

    капиталом, социальным капиталом и PIL. А в некоторых случаях эти факторы

    могут выступать взаимозаменяющими, например, в области социальной защиты

    официальные правила и нормы могут преследовать те же цели и осуществляться

    в тех же формах, что и неформальные социальные связи. Coleman (1988)[8] в

    одной из своих первых работ по социальному капиталу подчеркивал роль

    сильных сообществ и связей между родителями, учителями и учениками в

    побуждении к обучению. С другой стороны, образование и обучение могут

    поддерживать привычки, навыки и ценности, существенные для социального

    взаимодействия и участия. Высокоразвитые институты, квалифицированная

    рабочая сила доминирование норм и связей, способствующих социальной

    кооперации, предопределяют высокий уровень инвестиций в физический капитал

    и могут потенциально содействовать развитию стратегий сохранения и

    поддержки окружающей природной среды.

    Здоровье - также важный фактор благосостояния и экономической

    активности, так как оно связано с возрастом, стилем жизни, социальным

    статусом, обучением и распространением социальных связей и межличностной

    поддержки. Многие экономисты рассматривают здоровье как часть человеческого

    капитала, обращая внимание на то, что поддержание и укрепление здоровья

    требует определенных инвестиций, в том числе в раннем возрасте. Только

    хорошее здоровье позволяет полноценно трудиться, обеспечивая посредством

    заработков в течение всей трудовой жизни отдачу от ранее произведенных

    инвестиций в человеческий капитал. Известно, что более образованные люди

    более внимательно относятся к своему здоровью, стремясь продлить активное

    долголетие. В свою очередь, такие показатели, как уровень организации

    здравоохранения, доступность услуг этого сектора характеризуют уровень

    человеческого развития.

    Деятельность формальных и неформальных гражданских, политических и

    юридических институтов предопределяет рыночную активность и общественную

    жизнь. Институты определяют «правила игры». Rodrik (2000)[9] описывает пять

    типов институтов, которые:

    . Защищают частную собственность и выполнение контрактов.

    . Смягчают некоторые виды деловой активности.

    . Поддерживают макроэкономическую стабильность.

    . Предоставляют социальное страхование или защиту.

    . Управляют социальными конфликтами.

    Подобные институты, если они действуют эффективно, позволяют странам

    осуществлять изменения, необходимые на разных стадиях развития, и достигать

    устойчивого экономического роста.

    С концепцией социального капитала тесно смыкается концепция социальной

    сплоченности. Jenson (1998)[10] определял социальную сплоченность как

    «разделение ценностей и приверженность к сообществу» и определял пять

    основных признаков сплоченности: принадлежность, включенность, участие,

    признание и законность. Наиболее сплоченные общества эффективны в

    достижении коллективных целей, потому что они лучше защищают индивидуумов и

    группы в условиях риска исключения. Ritzen (2001)[11] утверждает: «Цель

    социальной сплоченности заключается в сосуществовании организационной

    системы, основанной на рыночных силах, свободе возможностей и

    предпринимательства, и приверженности ценностям солидарности и взаимной

    поддержки, что обеспечивает открытый доступ к благам и защите для всех

    членов общества”. Такие подходы к социальной сплоченности описывают

    состояние социальной гармонии, которое является результатом взаимодействия

    различных факторов, включая человеческий и социальный капитал. Таким

    образом, социальная сплоченность представляется даже более широкой

    концепцией, чем социальный капитал.

    Человеческий и социальный капитал во многом совпадают по тем формам, в

    которых институты и политические и социальные организации воздействуют на

    общество. Однако некоторые элементы следует очень четко различать, так как:

    . Человеческий капитал присущ индивидуумам

    . Социальный капитал присущ социальным отношениям

    . Политические, институциональные и юридические организации (PIL)

    определяют правила и условия, согласно которым работает человеческий и

    социальный капитал.

    Некоторые результаты воздействия человеческого и социального капитала

    на благосостояние проявляются лишь по истечении довольно длительного

    периода, например, долгосрочные выгоды от социальных инвестиций в детей.

    Неадекватные инвестиции могут подорвать возможности существования и

    развития последующих поколений. Осознание будущих «социальных потребностей»

    вынуждает к более детальной координации действий при определении

    приоритетов текущей политики. Внимание сообщества к вопросам устойчивого

    развития отражает растущее беспокойство по поводу состояния окружающей

    природной среды.

    Существует настоятельная потребность в более тесной интеграции

    экономических, социальных и экологических подходов при совмещении

    долгосрочных тенденций выгод и издержек с выбором приоритетов текущих

    инвестиций.

    Любое разрушение социальной среды происходит, как правило, постепенно

    и воздействует на определенные группы людей больше, чем на другие. Такое

    разрушение может принять форму растущей незащищенности, более высокой

    вероятности стать жертвой антисоциальных проявлений, например,

    преступности, усложнения возможностей общения и снижения уровня

    индивидуального благосостояния. Некоторые из этих разрушений могут даже

    поначалу быть совершенно незаметны.

    Социальная сплоченность может мобилизовать энергию населения на

    выполнение каких-то дел. Есть мнение[12], что социальное расслоение может

    ослабить возможность экономики реагировать на негативные экономические

    шоки. Растущее разделение между высококвалифицированными и

    низкоквалифицированными работниками может подорвать социальную

    сплоченность. Человеческий и социальный капитал могут сыграть важную роль в

    управлении эффективным использованием навыков, обменом информацией и

    смягчением конфликтов. Ряд исследователей[13] отмечают, что «сила

    социальных и демократических институтов не позволяет сводить экономические

    решения, имеющие серьезные долгосрочные последствия, к простому

    экономическому расчету, основанному лишь на сопоставлении выгод и издержек.

    Для принятия любых экономических решений, направленных на достижение

    экономического роста, необходимо социальное одобрение гражданских

    институтов».

    1.2. Основы концепции человеческого капитала.

    Изменения экономических и социальных условий придало знаниям и навыкам

    – человеческому капиталу – центральное значение в достижении экономического

    успеха как для отдельных личностей, так и для стран и народов.

    Информационные и компьютерные технологии, глобализация экономической

    активности и тенденция к большей индивидуальной ответственности и

    автономии изменили требования к обучению. Ключевая роль знаний и

    компетенций в обеспечении экономического роста получила широкое признание

    экономистов и политиков.

    Неэкономическая отдача от образования в форме улучшения

    индивидуального благосостояния и роста социальной сплоченности многими

    специалистами рассматриваются как столь же важные явления, как увеличение

    заработков на рынке труда и экономический рост. Эти индивидуальные и

    социальные цели образования не обязательно находятся в противоречии с

    целями экономического развития, хотя бы в том смысле, что всесторонне

    развитые, гибкие, адаптивные работники, готовые к продолжению обучения в

    течение всей жизни необходимы для реализации экономических целей

    образования.

    В данном разделе предпринята попытка определить и охарактеризовать

    человеческий капитал и исследовать его отношение к ряду ключевых

    политических вопросов, включая:

    . Какие факторы способствуют эффективности и результативности обучения.

    . Каково влияние различных типов обучения (уровень, навыки или тип) на

    рост ВВП.

    . Существует ли недоинвестирование в человеческий капитал из-за того, что

    некоторые социальные выгоды не получаются индивидуумами,

    осуществляющими инвестиции

    . Влияние обучения и образования на благосостояние.

    1.2.1. Понятие «человеческий капитал»

    Экономисты традиционно разделяют три фактора производства: землю, труд

    и физический капитал. Начиная с 1960-х гг., усиленное внимание было

    обращено на качество труда, в частности уровень образования и

    профессиональной подготовки рабочей силы. Возникла концепция человеческого

    капитала, воплощающего знания, навыки и другие свойства людей, которые дают

    индивидуальную экономическую и социальную выгоду. Навыки и компетенции

    приобретаются преимущественно посредством обучения и трудового опыта, но

    могут определяться и природными способностями. Некоторые аспекты мотивации

    и поведения человека, а также присущее ему физическое, эмоциональное и

    душевное здоровье также рассматривают как человеческий капитал. Определение

    человеческого капитала, используемое в данном докладе, следующее:

    Знания, навыки, компетенции и свойства индивидуумов, которые

    способствуют созданию личного, социального и экономического благосостояния.

    Модели теории человеческого капитала позволяют оценить на

    теоретическом уровне эффективность инвестиций в человеческий капитал с

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.