Социальный и человеческий капитал как факторы благосостояния и развития
развитие детей, социальное неравенство.
В Главе 3 анализируется современное состояние и воздействие на
благосостояние социального и человеческого капитала в России. Показаны
специфические особенности современного состояния социального и
человеческого капитала в России, проанализирована отдача от инвестиций в
человеческий капитал, показано влияние социального капитала на процессы
демократизации.
Глава 1. Теоретические и концептуальные основы исследования социального и
человеческого капитала
1.1. Понятие и оценки благосостояния
1.1.1.Оценка изменений социально-экономического развития и
благосостояния в мире.
В последние десятилетия был отмечен существенный рост экономического
производства в странах ОЭСР при одновременном росте уровня жизни и условий
труда, а также улучшении в сферах здравоохранения и образования. Хотя
повышение общего уровня материального благосостояния неравномерно
распределялось по разным странам, общий уровень бедности и лишений
(депривации) снизился в странах ОЭСР по сравнению с 1950-ми годами.
Экономический рост - не единственная цель политиков, но он создает ресурсы
для преодоления социального отчуждения, бедности и низкого уровня
здравоохранения. Поэтому внимание экономистов и политиков все больше
сосредоточивается на «качестве» экономического роста и источниках
дальнейшего повышения благосостояния.
На Рис. 1.1. показаны три уровня благосостояния[4]. Благосостояние
включает экономическое благосостояние, но шире этой категории за счет того,
что включает гражданские свободы, относительную свободу от преступности,
возможность жить в чистых экологических условиях и поддерживать свое
здоровье. Амартья Сен (1987)[5] подчеркивал возможности, или «социальные
способности», индивидуумов выбирать и реализовывать жизненные цели, которые
их в наибольшей степени устраивают. При таком подходе рост экономического
производства увеличивает возможности человеческого выбора (то есть, работы,
досуга, политической или культурной деятельности) в большей степени, чем
служит сам по себе конечной целью. Экономические результаты менее важны,
чем “возможности”, позволяющие людям вести образ жизни, который они выбрали
и который их устраивает. Реализация человеческих возможностей поэтому
жизненно важна при формировании представлений о и выборе способов измерения
человеческого и социального развития. Человеческое благосостояние больше,
чем сумма индивидуальных уровней благосостояния, поскольку включает и
индивидуальные, и социальные предпочтения относительно равенства
возможностей, гражданских свобод, распределения ресурсов и возможностей
сохранения здоровья и получения образования.
Рис. 1.1. Соотношение между человеческим благосостоянием,
экономическим благосостоянием и ВВП.[6]
Экономическое благосостояние, основанное на экономическом продукте,
является важной составной частью совокупного благосостояния. Однако валовой
внутренний продукт (ВВП)является весьма ограниченным показателем
экономического выпуска. ВВП охватывает текущее производство тех
потребительских и инвестиционных благ и услуг, которые включены в систему
национальных счетов, но не включает нерыночную деятельность в домашнем
хозяйстве (например, уход за детьми) и такие виды деятельности, как,
например, сохранение природных ресурсов, которые привносят свой вклад в
будущее благосостояние, преумножая запасы капитала в обществе.
Агрегированные измерители продукта и дохода, такие, как ВВП, не отражают
социальных предпочтений относительно равенства возможностей.
ВВП включает товары и услуги, которые не могут быть включены в
благосостояние. Это – нежелательный побочный продукт, связанный, например,
с загрязнением окружающей среды, преступностью и разводами. На Рис. 1.1.
они названы социальными потерями и показаны как часть ВВП, не входящая в ни
в экономическое, ни в совокупное благосостояние. Социальные потери могут
включать и расходы на определенные товары, которые не преумножают
благосостояние непосредственно, но представляются тем не менее необходимыми
с точки зрения государства и общества, например, расходы на национальную
безопасность.
Наше понимание благосостояния осложняется различиями в ценностях
которые могут возникнуть между индивидуумами и социальными группами.
Существуют также технические сложности в измерении различий в
благосостоянии. Субъективные аспекты благосостояния, такие, как самооценка
уровня удовлетворенности жизнью и степени обеспеченности, трудно
сопоставимы или соотносимы с объясняющими факторами. При определении
социальных потребностей необходимо включать сопоставление социальных
потребностей различных групп населения. Например, определенный уровень
неравенства в доходах может быть желателен для создания устойчивых стимулов
к работе и может также отражать предпочтения индивидуумов к определенному
стилю жизни, месту жительства, виду занятости, соотношения работы и досуга
или добровольной трудовой деятельности и оплачиваемой занятости. Для
определения ключевых социальных тенденций при расчетах можно выбирать
различные индикаторы и придавать им определенные веса с учетом их важности
при сопоставлении.
Несмотря на эти сложности, исследователями было предпринято несколько
попыток получить суммарный показатель благосостояния. Один из подходов[7]
относится только к экономическому благосостоянию и соединяет четыре
основных типа показателей: 1)поток текущего потребления на душу населения;
2) изменения в запасах капитала (включая природный и человеческий); 3)
изменения в распределении доходов; 4) изменения в экономических рисках.
Тенденции в оценках благосостояния в некоторых странах ОЭСР отстают от
повышающегося ВВП на душу населения. По оценкам Osberg (2001), до 1980-х
гг. тенденции в изменении показателей ВВП на душу населения для многих
стран ОЭСР тесно совпадали с тенденциями изменений благосостояния, а после
разошлись. Результаты для пяти стран показаны на рис. А 2. Аналогично,
другие оценки, основанные на более широком круге социальных показателей
(например, Индекс устойчивого экономического благосостояния и Индекс
Социального здоровья) выявили одинаковые тенденции с начала и до середины
80-х годов. Основными причинами расхождения тенденций стали ухудшение
состояния окружающей среды, рост относительной бедности и неравенства в
доходах в некоторых странах ОЭСР.
Экономические и социальные тенденции связаны, но лишь частично. На
Рис. А 1 показаны тенденции изменений ряда социальных показателей для
отдельных или всех стран ОЭСР в период с середины 1970-х гг. Эти социальные
показатели отражают изменения в доходе, бедности и участии в рынке труда,
модели формирования семьи, а также в сфере здравоохранения, демографии и
охраны окружающей среды.
1.1.2. Взаимоотношения между благосостоянием и человеческим и
социальным капиталом.
Роль различных факторов, воздействующих на благосостояние, и их
комплексная взаимосвязь показаны на Рис. 1.2.
Рис. 1.2. Основные факторы, влияющие на человеческое благосостояние и
их взаимозависимость.
В качестве факторов на Рис. 1.2. выступают природный и физический
капитал, а также «человеческие и социальные способности». Человеческий
капитал включает знания, навыки и здоровье, присущие индивидууму, а
социальный капитал представляет нормы и связи, способствующие
взаимодействию внутри групп или между ними. Политические, институциональные
и юридические (PIL) организации взаимодействуют с человеческим и социальным
капиталом, оказывая влияние на благосостояние. Кроме того, хотя это и не
показано на рисунке, человеческий, социальный капитал и PIL имеют прямые
связи с природным и физическим капиталом.
Потенциально существует сильное взаимодополнение между человеческим
капиталом, социальным капиталом и PIL. А в некоторых случаях эти факторы
могут выступать взаимозаменяющими, например, в области социальной защиты
официальные правила и нормы могут преследовать те же цели и осуществляться
в тех же формах, что и неформальные социальные связи. Coleman (1988)[8] в
одной из своих первых работ по социальному капиталу подчеркивал роль
сильных сообществ и связей между родителями, учителями и учениками в
побуждении к обучению. С другой стороны, образование и обучение могут
поддерживать привычки, навыки и ценности, существенные для социального
взаимодействия и участия. Высокоразвитые институты, квалифицированная
рабочая сила доминирование норм и связей, способствующих социальной
кооперации, предопределяют высокий уровень инвестиций в физический капитал
и могут потенциально содействовать развитию стратегий сохранения и
поддержки окружающей природной среды.
Здоровье - также важный фактор благосостояния и экономической
активности, так как оно связано с возрастом, стилем жизни, социальным
статусом, обучением и распространением социальных связей и межличностной
поддержки. Многие экономисты рассматривают здоровье как часть человеческого
капитала, обращая внимание на то, что поддержание и укрепление здоровья
требует определенных инвестиций, в том числе в раннем возрасте. Только
хорошее здоровье позволяет полноценно трудиться, обеспечивая посредством
заработков в течение всей трудовой жизни отдачу от ранее произведенных
инвестиций в человеческий капитал. Известно, что более образованные люди
более внимательно относятся к своему здоровью, стремясь продлить активное
долголетие. В свою очередь, такие показатели, как уровень организации
здравоохранения, доступность услуг этого сектора характеризуют уровень
человеческого развития.
Деятельность формальных и неформальных гражданских, политических и
юридических институтов предопределяет рыночную активность и общественную
жизнь. Институты определяют «правила игры». Rodrik (2000)[9] описывает пять
типов институтов, которые:
. Защищают частную собственность и выполнение контрактов.
. Смягчают некоторые виды деловой активности.
. Поддерживают макроэкономическую стабильность.
. Предоставляют социальное страхование или защиту.
. Управляют социальными конфликтами.
Подобные институты, если они действуют эффективно, позволяют странам
осуществлять изменения, необходимые на разных стадиях развития, и достигать
устойчивого экономического роста.
С концепцией социального капитала тесно смыкается концепция социальной
сплоченности. Jenson (1998)[10] определял социальную сплоченность как
«разделение ценностей и приверженность к сообществу» и определял пять
основных признаков сплоченности: принадлежность, включенность, участие,
признание и законность. Наиболее сплоченные общества эффективны в
достижении коллективных целей, потому что они лучше защищают индивидуумов и
группы в условиях риска исключения. Ritzen (2001)[11] утверждает: «Цель
социальной сплоченности заключается в сосуществовании организационной
системы, основанной на рыночных силах, свободе возможностей и
предпринимательства, и приверженности ценностям солидарности и взаимной
поддержки, что обеспечивает открытый доступ к благам и защите для всех
членов общества”. Такие подходы к социальной сплоченности описывают
состояние социальной гармонии, которое является результатом взаимодействия
различных факторов, включая человеческий и социальный капитал. Таким
образом, социальная сплоченность представляется даже более широкой
концепцией, чем социальный капитал.
Человеческий и социальный капитал во многом совпадают по тем формам, в
которых институты и политические и социальные организации воздействуют на
общество. Однако некоторые элементы следует очень четко различать, так как:
. Человеческий капитал присущ индивидуумам
. Социальный капитал присущ социальным отношениям
. Политические, институциональные и юридические организации (PIL)
определяют правила и условия, согласно которым работает человеческий и
социальный капитал.
Некоторые результаты воздействия человеческого и социального капитала
на благосостояние проявляются лишь по истечении довольно длительного
периода, например, долгосрочные выгоды от социальных инвестиций в детей.
Неадекватные инвестиции могут подорвать возможности существования и
развития последующих поколений. Осознание будущих «социальных потребностей»
вынуждает к более детальной координации действий при определении
приоритетов текущей политики. Внимание сообщества к вопросам устойчивого
развития отражает растущее беспокойство по поводу состояния окружающей
природной среды.
Существует настоятельная потребность в более тесной интеграции
экономических, социальных и экологических подходов при совмещении
долгосрочных тенденций выгод и издержек с выбором приоритетов текущих
инвестиций.
Любое разрушение социальной среды происходит, как правило, постепенно
и воздействует на определенные группы людей больше, чем на другие. Такое
разрушение может принять форму растущей незащищенности, более высокой
вероятности стать жертвой антисоциальных проявлений, например,
преступности, усложнения возможностей общения и снижения уровня
индивидуального благосостояния. Некоторые из этих разрушений могут даже
поначалу быть совершенно незаметны.
Социальная сплоченность может мобилизовать энергию населения на
выполнение каких-то дел. Есть мнение[12], что социальное расслоение может
ослабить возможность экономики реагировать на негативные экономические
шоки. Растущее разделение между высококвалифицированными и
низкоквалифицированными работниками может подорвать социальную
сплоченность. Человеческий и социальный капитал могут сыграть важную роль в
управлении эффективным использованием навыков, обменом информацией и
смягчением конфликтов. Ряд исследователей[13] отмечают, что «сила
социальных и демократических институтов не позволяет сводить экономические
решения, имеющие серьезные долгосрочные последствия, к простому
экономическому расчету, основанному лишь на сопоставлении выгод и издержек.
Для принятия любых экономических решений, направленных на достижение
экономического роста, необходимо социальное одобрение гражданских
институтов».
1.2. Основы концепции человеческого капитала.
Изменения экономических и социальных условий придало знаниям и навыкам
– человеческому капиталу – центральное значение в достижении экономического
успеха как для отдельных личностей, так и для стран и народов.
Информационные и компьютерные технологии, глобализация экономической
активности и тенденция к большей индивидуальной ответственности и
автономии изменили требования к обучению. Ключевая роль знаний и
компетенций в обеспечении экономического роста получила широкое признание
экономистов и политиков.
Неэкономическая отдача от образования в форме улучшения
индивидуального благосостояния и роста социальной сплоченности многими
специалистами рассматриваются как столь же важные явления, как увеличение
заработков на рынке труда и экономический рост. Эти индивидуальные и
социальные цели образования не обязательно находятся в противоречии с
целями экономического развития, хотя бы в том смысле, что всесторонне
развитые, гибкие, адаптивные работники, готовые к продолжению обучения в
течение всей жизни необходимы для реализации экономических целей
образования.
В данном разделе предпринята попытка определить и охарактеризовать
человеческий капитал и исследовать его отношение к ряду ключевых
политических вопросов, включая:
. Какие факторы способствуют эффективности и результативности обучения.
. Каково влияние различных типов обучения (уровень, навыки или тип) на
рост ВВП.
. Существует ли недоинвестирование в человеческий капитал из-за того, что
некоторые социальные выгоды не получаются индивидуумами,
осуществляющими инвестиции
. Влияние обучения и образования на благосостояние.
1.2.1. Понятие «человеческий капитал»
Экономисты традиционно разделяют три фактора производства: землю, труд
и физический капитал. Начиная с 1960-х гг., усиленное внимание было
обращено на качество труда, в частности уровень образования и
профессиональной подготовки рабочей силы. Возникла концепция человеческого
капитала, воплощающего знания, навыки и другие свойства людей, которые дают
индивидуальную экономическую и социальную выгоду. Навыки и компетенции
приобретаются преимущественно посредством обучения и трудового опыта, но
могут определяться и природными способностями. Некоторые аспекты мотивации
и поведения человека, а также присущее ему физическое, эмоциональное и
душевное здоровье также рассматривают как человеческий капитал. Определение
человеческого капитала, используемое в данном докладе, следующее:
Знания, навыки, компетенции и свойства индивидуумов, которые
способствуют созданию личного, социального и экономического благосостояния.
Модели теории человеческого капитала позволяют оценить на
теоретическом уровне эффективность инвестиций в человеческий капитал с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|