Шпаргалка по земельному праву (2005г.)
По поводу распределения, использования и охраны земель между органами
власти, организациями и частными лицами складываются определенные
отношения, кот-е регулируются нормами ЗП. Тем самым возникают земельные
правоотношения.
Структуре земельных правоотношений как и иным правоотношениям, присуще
наличие нескольких элементов:
1) норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или
иных земельно-правовых вопросов;
2) субъекты права, т. е. участники земельных отношений;
3) объект права— индивидуально-определенный земельный участок, по поводу
которого возникают земельные отношения. В сфере гос-го управления объектом
земельных отношений м.б весь земельный фонд в целом, его составные части в
пределах границ субъектов РФ, административно-территориальных образований,
отдельные участки;
4) содержание земельных правоотношений, т. е. права и обязанности их
участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами
права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные
отношения. При этом учитываются особенности и субъекта, и объекта данных
отношений.
Ст. 3. Отношения, регулируемые земельным законод-вом 1. Земельное законод-
во регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы
жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории
(земельные отношения).
2. К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира
и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых
природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране
объектов культурного наследия народов РФприменяются соответственно законод-
во о недрах, лесное, водное законод-во, законод-во о животном мире, об
охране и использовании других природных ресурсов, об охр окр среды, об
охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и
объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные
ФЗ-ны.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законод-ва применяются,
если эти отношения не урегулированы земельным законод-вом.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными
участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским
законод-вом, если иное не предусм-но земельным, лесным, водным законод-вом,
законод-вом о недрах, об охр окрй среды, специальными ФЗ-ми.
14 ПРАВО ПОЖИЗНЕННОГО НАСЛЕДУЕМОГО ВЛАДЕНИЯ ЗУ.
Ст. 21. Пожизненное наследуемое владение(ПНВ) земельными участками.
Право ПНВ владения ЗУ, находящимся в гос-ной или муниц-й собственности,
приобретенное гр-ном до введения в действие ЗК, сохраняется. Предоставление
ЗУ гр-нам на праве ПНВ после введения в действие ЗК не допускается.
Распоряжение ЗУ, находящимся на праве ПНВ, не допускается, за исключением
перехода прав на земельный участок по наследству. Гос-ная регистрация
перехода права ПНВ ЗУ по наследству проводится на основании свидетельства о
праве на наследство.
Гр-не, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют
право приобрести их в собственность. Каждый гр-н имеет право однократно
бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном
наследуемом владении земельный участок, при этом взимание дополнительных
денежных сумм помимо сборов, установленных ФЗ, не допускается.
В устан-х законом случаях сроком не ограничивается предост-е в собств-сть
гр-н ЗУ, ранее предост-ных им в ПНВ.
Итак, гр-не наделенные в соот-вии с ренее действававшим земельным законод-
вом правом ПНВ ЗУ для владения ЗУ для ведения крестьянского хоз-ва, личного
подсобного хоз-ва, строит-ва и обслуживания жилого дома, садоводства и
животноводства, дачноо строит-ва, в случае получения по наследству или
приобретения жилого дома, для традиционных народных промыслов сохраняют
ранее проедоставленное проаво владения земельными участками, при условии
надлежащего оформления своего права.
6 СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.
Содержание земельных правоотношений, т. е. права и обязанности их
участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами
права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные
отношения. При этом учитываются особенности и субъекта, и объекта данных
отношений.Содержанием правоотношений вообще, в том числе и земельных,
являются права и обязанности участников этих отношений. Права и обязанности
субъектов земельных правоотношений взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Поэтому характеристика прав одного участника земельного правоотношения, как
правило, означает и характеристику соотв-щих обязанностей др. стороны.
Конкретное содержание тех или иных земельных правоотношений определяется
целым рядом факторов: объектом, по поводу кот-го возникают земельные
правоотношения, правовым статусом их участников, нормами права, рег-щими
эти отношения, и др. Для отношений, участниками кот-х выступают физ-е и юр-
кие лица, характерно юр-кое равенство субъектов. Для правоотношений же,
участником которых выступает орган исполнительной власти РФили ее субъекта,
напротив, характерными являются отношения власти и подчинения. Содержание
правоотношений в сфере собственности на землю определяется такими
правомочиями собственника, как право владения, пользования и распоряжения
землей. Как установлено ст. 36 Конст. РФ, владение, пользование и
распоряжение землей и др. природными ресурсами осущ-ся их собственниками
свободно, если это не наносит ущерба окр среде и не нарушает прав и
законных интересов иных лиц. Основанием возникновения, изменения и
прекращения земельных , как и иных, правоотношений юр-кие факты,т.е
обстоятельства, влекущие по действующему законод-ву правовые последствия.
По ст. 8 ГК РФ, кот-я в значительной мере, применима и к земельным
правоотношениям, гражд-кие права и обяз-сти возникают из оснований, предусм-
х законом и иными правовыми актами, а также из действий гр-н и юр-ких лиц,
кот-е хотя и не предусм-ны законом или такими актами, но в силу общих начал
и смысла гражд-го законод-ва порождают гражд-кие права и обязанности. В
сфере зем-х правоотн-й, предусм-е ГК основания возникновения и прекращения
гражд-х прав и обяз-й имеют не такое же значение, как в гражданских
правоотношениях.
Ст.9. Полномочия Рф в области земельных отношений1.
1) установление основ фед-ной политики в области рег-ния земельных
отношений;
2) установление ограничений прав собственников ЗУ, землепользователей,
землевладельцев, арендаторов ЗУ, а также ограничений оборотоспособности ЗУ;
3) гос-ное управление в области осущ-ния мониторинга земель, гос-ного
земельного контроля, землеустройства и ведения гос-ного земельного
кадастра;
4) установление порядка изъятия ЗУ, в т.ч путем выкупа, для гос-ных и мун-
ных нужд;
5) изъятие для нужд РФ ЗУ, в т.ч путем выкупа;
6) разработка и реализация фед-ных программ использования и охраны земель;
7) иные полномочия, отнесенные к полномочиям РФ Конституцией РФ, ЗКРФ, ФЗ-
ми.
2. РФ осуществляет управление и распоряжение земельными участками,
находящимися в собственности РФ (фед-ной собственностью).
Ст. 10. Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений : изъятие, в
т.ч путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация
региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах
субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к
полномочиям ОМС.
2. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками,
находящимися в собственности субъектов РФ.
Ст. 11. Полномочия ОМС в области земельных отношений: изъятие, в т.ч путем
выкупа, ЗУ для муниц-х нужд, установление с учетом требований законод-ва РФ
правил землепользования и застройки территорий городских и сельских
поселений, территорий других муниц-х образований, разработка и реализация
местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на
решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
2. ОМС осущ-тся управление и распоряжение земельными участками,
находящимися в муниц-ной собственности.
11 МУНИЦ-НАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ.
Согласно ст. 215 ГК РФ муниц-ной собственностью явл-ся имущество,
принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а
также др муниц-м образованиям. От имени муниц-го образования права
собственности осущ-ют омс в рамках их компетенции, установленной актами,
определяющими их правовой статус. Земля и дру прир-е объекты, находящиеся в
муниц-ой собственности, закрепляются за муниц-ми предприятиями и
учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соот-вии с
действующим законод-вом. По ст. 6 Закона Саратовской области «О земле» к
компетенции омс по вопросам управления земельным фондом на соотв-щей
территории относятся: - обеспечение самостоятельного решения населением
вопросов местного значения, связанных с использованием и охраной земель; -
разработка и выполнение местных программ по использованию и охране земель,
повышению плодородия почв; - оценка состояния использования и охраны
земель; - установление предельных размеров ЗУ, предоставляемых физ-м лицам
в порядке, установленном зк; - предоставление и изъятие земель в порядке,
установленном фед-м и областным законод-м, решениями представит-го омс; -
организация и ведение земельного кадастра и мониторинга земель; -
организация разработки и осуществления генеральных планов, проектов
планировки и застройки населенных пунктов; - защита прав собственников
земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов ЗУ и др.
Ст. 19. Муниц-ная собственность на землю
1. В муниц-ной собственности находятся земельные участки: кот-ые признаны
таковыми фз и принятыми в соот с ними законами субъектов РФ; право муниц-й
собственности на кот-е возникло при разграничении гос-ной собственности на
землю;
Кот-е приобретены по основаниям, установленным гражд-ким законод-вом. В
муниц-ой собственности могут находиться не предоставленные в частную
собственность земельные участки по основаниям, предусм-ным фз "О
разграничении гос-ной собственности на землю".3. В собственность мун-ных
образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться
земли, находящиеся в гос-ной собственности, в точ за пределами границ муниц-
х образований. В субъектах РФ - городах фед-го значения Москве и Санкт-
Петербурге земельные участки в муниц-ную собственность при разграничении
гос-ной собственности на землю не передаются. Право муниц-ной собственности
на земельные участки в этих субъектах РФ возникает при передаче ЗУ из
собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниц-ную собственность в
соответствии с законами этих субъектов РФ.
8 ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ЗП.
Источники ЗП- нормативные правовые акты, действующие в правовых формах
законов, указов президетна рф, постановлений итд. Под источниками права
вообще, в т.ч. и ЗП, в юр-ком смысле понимается особая форма выражения
правил поведения, делающая их общеобязательными. Чтобы то или иное правило
поведения было признано источником права, в данном случае земельного, оно
д.б облечено в строго определенную, правовую форму закона, указа,
постановления, инструкции и т. п. Т.к земельные отношения регулируются не
только нормами ЗП, но и др. отраслей, большое число среди его источников
занимают нормы, содержащиеся в смежных отраслях права - гражданском,
административном, аграрном и др. Большое место среди источников ЗП занимают
законы, т.е нормативные акты высшей юр-кой силы, создающие легальную основу
правового регу-ния земельных отношений. Многие нормы ЗП содержатся в
кодифицированных законод-х актах: Земельном, Водном, Лесном кодексах.
Составной частью источников рос-кого ЗП явл-ся международно-правовые акты,
нормы кот-х так или иначе рег-ют земельные отношения внутри страны. Такие
нормы, согл.ст. 15 Конституции РФ, явл-ся составной частью нашей правовой
системы и имеют приоритетное значение. Если межд-ным договором установлены
иные правила, чем предусм-ные внутренним законод-вом, применяются правила
межд-го дог-ра. *Конституция Рф – осн-ной источник ЗП. Именно в Конституции
РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и
гражданина, в т.ч и в сфере земельных отношений, федеративное устройство,
органы гос-ной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся
главные, основополагающие принципы, определяющие цели, методы и формы
правового регулирования земельных отношений в нашей стране. В ст. 2 Конст
определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гр-на – обя-сть гос-
ва. Каждый, ст. 42 Конституции, имеет право на благоприятную окр среду,
достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного
его здоровью или имуществу экологич-м правонарушением. Земля и другие прир-
е ресурсы, ст. 9 Конст-и, используются и охраняются в Рф как основа жизни и
деятельности народов, проживающих на соот-щей территории. Указанные
природные объекты могут находиться, согласно в частной, гос-й, муниц-й и
иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и др
природным ресурсами осущ-тся их собственниками свободно, если это не
наносит ущерба окр-й среде и не нарушает прав и законных интересов иных
лиц. По (ст. 36), условия и порядок пользования землей определяются на
основе фз. Важное значение для правового ре-я земельных отношений имеют и
констит-ые положения, касающиеся определения компетенции РФ и ее субъектов.
Так, в п. «д» ст. 72 предусмотрено, что в совместном ведении Рф и ее
субъектов находятся: природопользование; охрана окр-й среды и обеспечение
экологич-й безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана
памятников истории и культуры. Предметам совместного ведения издаются фз и
принимаемые в соот с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов
РФ. Законы и иные н.п.а субъектов РФне могут противоречить ФЗ-нам. При
наличии таких противоречий действует ФЗ, принятый в полном соот с
Конституцией РФ. В случае противоречия между ФЗи нормативным правовым актом
субъекта РФ, изданным по вопросам вне пределов ведения РФ или совместного
ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
*Определяющую роль в регулировании земельных отношений играют ФЗ - акты
высшей юр-кой силы, распространяющиеся, как правило, на всю территорию РФ.
Основополагающим является ЗК РФ, представляющий собой систематизированный
свод норм права, регулирующих земельные отношения в нашей стране. Закон «О
плате за землю»,. В него систематически вносятся поправки, изменения,
дополнения, связанные главным образом с изменением ставок земельного
налога, уточнением и изменением льготных категорий налогоплательщиков.
Закон РФ. «О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на
продажу ЗУ для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства
и индивидуального жилищного строительства», он в вопросах права частной
собственности и купли-продажи указанных категорий земель. Постановление «О
программе возрождения российской деревни и развитии агропромышленного
комплекса», заложившего законодательные основы земельных и аграрных
преобразований в современной российской деревне, а также Закон РСФСР «О
крестьянской (фермерском) хозяйстве», положивший начало земельным
преобразованиям в колхозно-совхозной системе и формированию нового типа
землепользователя - крестьянина-фермера. Правовые основы деятельности в
области мелиорации земель, определении полномочий органов гос-ой власти и
местного сам-я, а также права и обя-сти гр-ан и юр-ких лиц в данной сфере
установлены Фз « О мелиорации земель ». Фз «О гос-ной регистрации прав на
недвижимое имущество а сделок с ним» определены порядок гос-ной регистрации
прав на недвижимое имущество, в т.ч на земельные участки, участки недр,
обособленные водные объекты и все объекты, кот-е связаны с землей так, что
их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также
ограничения (обременения), т.е установленные законом или уполномоченными
органами в предусм-ном законом порядке условия запрещении, стесняющих
правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав
на конкретный объект недвижимого имущества (сервитут, ипотека и др.).
Законам РФ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» определен порядок залога
недвижимости, а также законодательные основы правового рег-ния общ-х
отношений в данной сфере. Важное значение имеет ФЗ «О гос-ном рег-нии
обеспечения плодородия земель сельскохозяй-ного назначения», кот-м
определены полномочия органов гос-ной власти РФи ее субъектов, ОМС, а также
права и обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе
арендаторов ЗУ, в области обеспечения плодородия данной категории земель.
«О гос-ном земельном кадастре» урегулированы отношения, возникающие при
осущ-нии деят-сти по ведению гос-го земельного кадастра и при использовании
его сведений. *Указы Президента РФ, явл-гося по ст. 80 Конституции РФ
главой гос-ва и гарантом Конституции рф, прав и свобод человека и
гражданина, занимают важное место в системе нормативных актов по ЗП. В
Указах Президента РФнашли нормативно-правовое решение многие вопросы,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|