Шпаргалка по земельному праву (2005г.)
Шпаргалка по земельному праву (2005г.)
1.ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА Земельного Права.
ЗП-отрасль российского права, система норм законод-ва, посредством кот-х
осущ-ся регулирование земельных отношений. Система объединяющая указанные
нормативные акты представляет собой земельное законод-во.
Предмет ЗП- земельные отношения т.е отношения по использованию и охране
земель в рф как основы жизни и деят-сти народов, проживающих на соотв-щих
территориях рф. Метод правового регулирования общественных отношений - это
особый способ воздействия на них нормами той или иной отрасли права, в
данном случае - нормами ЗП. Вопрос о методе правового регулирования в
теории права-дискуссионный, но наиболее распространенно мнение о том, что
праву присущи 3 осн-х метода - запрет, предписание и дозволение,
посредством кот-х гос-во осущ-ет императивное либо диапозитивное
регулирование. При этом если для императивного рег-ния характерны запреты и
предписания и отношения власти и подчинения, то для диапозитивного рег-ния,
напротив, присущи согласования и рекомендации. Эти методы имеют значение
для рег-ния земельных отношений. Их соотношение не явл-ся чем-то
постоянным. Так, для периода господства командно-административной системы
характерным было императивное рег-ние земельных отношений. Сущ-вала
детально урегулированная система запретов и императивных предписаний.
Всякие сделки по распоряжению землей как нарушающие законы о национализации
земли решительно пресекались вплоть до уголовной отв-сти за их совершение.
Переход к рыночным отношениям сопровождался расширением применения
диапозитивного рег-ния, предоставлением большей свободы в производственно-
хоз-ной деят-сти на земле, в т.ч и распоряжением ею. Более широкое
применение получают экономические рычаги и стимулы в виде платы за землю,
экономического стимулирования рационального использования и охраны земель,
их консервации в установленных случаях и др.Но и по сей день в сфере
земельных отношений преимущ-ное значение имеет императ-е рег-ние, что из-за
специфики рег-мых отношений, их большой соц-ной значимостью, необходимостью
строгого соблюдения установленного порядка использования земель и их
охраны. Императивный – регулирование общественных отношений характерно
проявление власти подчинения, отношения неравноправны, один дает
обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно
исполнять. Регулируется предоставление и изъятие земли для целей обороны
охраны природы, и т.д. ,а также в области гос.контроля за использованием
охраны земли.
2 Метод дозволения – т.е. свободного усмотрения з.п. и принятия ими своих
собственых решений
Система- системы Зем. Права(ЗП) как отрасли права, как науки и как учебной
дисциплины не полностью совпадают. ЗП как отрасль права имеет двухчленное
деление: общая и особенная части, а ЗП как наука и учебная дисциплина
трехчленное: общая, особенная и специальная части. В общей части ЗП как
отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для всех ее
институтов, тогда как в особенной части содержатся нормы, посвященные ее
отдельным институтам и категориям земель. К общей части относятся такие
институты ЗП, как право собственности и иные права на землю, гос-ное
регулирование использования и охраны земель, экономико-правовой механизм
использования и охраны земель, юр-кая ответственность за нарушение
земельного законод-ва. К особенной части относится правовой режим
использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных
пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых
территорий; лесного фонда; водного фонда; запаса. В систему ЗП как науки,
помимо указанных институтов ЗП, входят также предмет, методы, принципы и
источники ЗП, развитие земельного законод-ва, сравнительно-правовой анализ
отечественного и зарубежного ЗП. Система ЗП как учебной дисциплины
совпадает с системой его как науки и определяется учебными программами
соответствующих учебных заведений.
Система зем.права – совокупность органически связанных между собой з.п.
институтов Институт з.п.—обособленная группа норм регулир. Нормы
права—правила поведения. Однородные земельные отношения. Выделяют общую и
особенные части. Общие институты содержат правовые нормы относящиеся к
отрасли в целом. Особенные институты определяют правовой режим отдельных
категорий земельного фонда
49 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА.
Ст. 103. Земли запаса
1. К землям запаса относятся земли, находящиеся в гос-ной или муниц-ной
собственности и не предоставленные гр-нам или юр-ким лицам, за исключением
земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст.
80 ЗК. 2. Использование земель запаса допускается после перевода их в
другую категорию.
К этим землям относятся также земли, право собственности, владения и
пользования которыми прекращено по основаниям, предусм-м действующим
земельным законод-вом (добровольный отказ от зу; истечение срока, на кот-й
был предоставлен зу; смерть землевладельца, арендатора и др.). Как
предусмотрено Указом Президента рф «О реализации конституционных прав
граждан на землю», если собственник земельной доли в течение3лет не подал
заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную
долю и не принял решение об использовании земельной доли, то эти
невостребованные земельные доли остаются в пользовании сельскохоз-ой
организации еще на 3года. В случае отказа сельскохоз-й коммерческой
организации от использования невостребованных земельных долей они временно
переходят в категорию земель запаса. Данная категория земель довольно
обширна и уступает по площади лишь землям сельскохоз-го назначения и го-го
лесного фонда. Она явл-ся источником пополнения иных категорий земель, в
т.ч и сельскохоз-го назначения. Вовлечение этих земель в хозяйственный
оборот осущ-ся в порядке, предусм-м земельным законод-вом.
3.ПРИНЦИПЫ ЗП.
1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, т.е
регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется
исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в
качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом
в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и
основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и
одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и
иных прав на землю;
2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и
средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед
использованием земли в качестве недвижимого имущества,т.е владение,
пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками ЗУ
свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, т.е при осуществлении
деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие
решения и осуществлены такие виды деятельности, кот-е позволили бы
обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное)
воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных
организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, т.е гр-не РФ,
общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют
право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может
оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а
органы гос-ной власти, органы местного самоуправления, субъекты
хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого
участия в порядке и в формах, кот-е установлены законод-вом;
5) единство судьбы ЗУ и прочно связанных с ними объектов, т.е все прочно
связанные с земельными участками объекты следуют судьбе ЗУ, за исключением
случаев, установленных ФЗ-ми;
6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых
территорий, т.е. изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения,
земель лесного фонда, занятых лесами I группы, земель особо охраняемых
природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного
наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий
для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном ФЗ-
ми. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или
умаление значения земель других категорий;
7) платность использования земли, т.е любое использование земли
осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных ФЗ-ми и
законами субъектов РФ;
8) деление земель по целевому назначению на категории, т.е правовой режим
земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и
разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и
требованиями законод-ва;
9) разграничение гос-ной собственности на землю на собственность РФ,
собственность субъектов РФ и собственность мун-ных образований, т.е
правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются ФЗ-ми;
10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, т.е
при определении их правового режима должны учитываться природные,
социальные, экономические и иные факторы;
11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, т.е
регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах
всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное
владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему ЗУ.
При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения
действия норм гражданского законод-ва и норм земельного законод-ва в части
регулирования отношений по использованию земель, а также принцип гос-го
регулирования приватизации земли.
ФЗ м.б. установлены и др. принципы земельного законод-ва, не противоречащие
установленным п. 1 ЗК,
7 ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.
Объект права— индивидуально-определенный земельный участок, по поводу кот-
го возникают земельные отношения. В сфере гос-ного управления объектом
земельных отношений м.б весь земельный фонд в целом, его составные части в
пределах границ субъектов РФ, административно-территориальных образований,
отдельные участки;
Ст. 6. Объекты земельных отношений
Объектами земельных отношений являются:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части ЗУ.
Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли
(в т.ч почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в
установленном порядке.
Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является
земельный участок, кот-й м.б. разделен на части, каждая из которых после
раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное
использование кот-го может осущ-ся без перевода его в состав земель иной
категории, за исключением случаев, установленных ФЗ-ми.
Ст. 5. Участники земельных отношений : гр-не(физ.лица), юр-кие лица, РФ,
субъекты РФ, муниципальные образования.
2. Права иностранных гр-н, лиц без гражданства и иностранных юр-х лиц на
приобретение в собственность ЗУ определяются в соот-вии с ЗК, ФЗ-ми.
3. Для целей ЗК используются следующие понятия и определения:
собственники ЗУ - лица, являющиеся собственниками ЗУ;
землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на
праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного
срочного пользования;
землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на
праве пожизненного наследуемого владения;
арендаторы ЗУ - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по
договору аренды, договору субаренды;
обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими
земельными участками (сервитут).
4 НОРМЫ ЗП.
Ст. 2. Земельное законод-во
1. Земельное законод-во в соот-вии с Конституцией РФнаходится в совместном
ведении РФи субъектов РФ. Земельное законод-во состоит из ЗК, ФЗ-ов и
принимаемых в соот-вии с ними законов субъектов РФ. Нормы ЗП, содержащиеся
в других ФЗ-нах, законах субъектов РФ, должны соот-вать ЗК.
Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, кот-е
не должны противоречить ЗК, ФЗ-нам.
2. Правительство РФпринимает решения, регулирующие земельные отношения, в
пределах полномочий, определенных ЗК, ФЗ-ми, а также указами Президента РФ,
регулирующими земельные отношения.
3. На основании и во исполнение ЗК,ФЗ-в, иных нормативных правовых актов
РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФв
пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы ЗП.
4. На основании и во исполнение ЗК, ФЗ-нов, иных н.п.а РФ, законов и иных
н.п.а субъектов РФ ОМС в пределах своих полномочий могут издавать акты,
содержащие нормы ЗП.
Среди всех законов есть основной- Конституция России, предусматривающая
основы конституцион. строя,права и свободы человека и гражданина,
федеративное устройство, полномочия главы гос-ва, законодат-ых,
исполнительных и судебных органов власти, явл-ихся самостоятельными, и ОМС.
Конституц-ые положения явл. отправными для других отраслей права, в том
числе для земельного. При этом нормы Конституции можно условно разбить на 2
большие группы: 1- непосредственно посвященная земельным отношениям,2-
непосредственно участвующая в регулировании земельных отношений. Закон- это
нормативн. акт, принимаемый в особом порядке и направленный на
регулирование наиболее важных общественных отношений. В Законе содержатся
юр-кие нормы- общие правила поведения, рассчитанные на неопределенное кол-
во случаев применения. Закону должны подчиняться все остальные правовые
акты- как нормативные, так и индивидуальные, поэтому все остальные акты и
называются подзаконными. Законы могут приниматься только высшими
представительными (законодательными) органами РФ и ее субъектов либо
всенародным голосованием. Этим обуславливается верховенство закона над
остальными актами, кот-е не могут противоречить закону.
Земельные отношения по своей юр.силе могут быть подразделены на :законы и
подзаконные акты.
В строго юр.значении закон – это нормативный акт, который принят в особом
порядке высшим представительным органом гос. власти–федер. собранием (совет
федерации и гос.дума).
Источники: 1)законы: конституционные—(конституция РФ, конституция республик
РФ); обыкновенные (законы РФ, ЗК РФ, ЗК республик); 2)подзаконные акты:
указы президента, постановление и распоряжение правительства, постановление
и распоряжение ведомств.
Также используются нормы гражданского, адм-го и др.отраслей.
Конституция основной и важный источник отрасли права гос-ва.
СтРФ—земля и др. прир. ресурсы используются и охраняются как основы жизни и
деятельности народов проживающих на территории РФ.
Земля может находится в частной, гос-ной, муницип-й собственности
Ст36 Собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если
это не наносит ущерба окр. среде и не нарушает прав и интересов других лиц.
Ст72 ЗП находится в совместном ведении РФ и ее субъектов, т.е. субъекты РФ
могут не ожидая издания фед.закона издавать свои собственные земельные
законы. Но если будет издан по этим же вопросам фед.закон, то закон
субъекта приводится в соответствии с фед.законом.
Также важным источником зем.права являются конституция республик,
принимаются на основе К РФ и не должны ей противоречить, учитываются
национальные и местные особенности нар.хоз и культуры каждой республики.
ФЗ: 1)фз.РФ о плате за землю 2) фз о праве граждан на получение в частную
собственность и продажу з.у. для ведения лпх
,садоводсва,дачного,инд.строительства 3) фз. О кфх 4) фз о гос.регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ним 5) фз. О гос.регулировании
обеспечения плодородия земель с.х. назначения
Указы президента РФ: 1) о неотложных мерах по осуществлению зем.реформы 2)
о регулировании зем.отнош. и развития аграрной реформы 3) о реорганизации
конституционных прав граждан на землю
Постановления правительства –1) об утверждения положения о гос.контроле за
использованием и охраной зем.ресурсов РФ 2) об инвентаризации земель.
5 ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
Земельные правоотношения – это отношения в сфере использования и охраны
земли, урегулированные нормами земельного и смежных с ним отраслей права.
Земельные правоотношения могут быть классифицированы по различным
основаниям: по субъектам, то есть участникам земельных правоотношений,
объектам и др. Большое теоретическое и практическое значение имеет
классификация земельных правоотношений по их объектам. По данному основанию
земельные правоотношения могут быть классифицированы на правоотношения в
сферах: использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения,
населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания и др.
Характеру и особенностям земельных правоотношений по поводу различных
категорий земель посвящена Особенная часть учебной дисциплины «ЗП».
Понятие и содержание земельных правоотношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|