МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

    задача проведения «культурной революции».

    Предпосылками культурной революции стало почти абсолютная

    неграмотность населения (73% к 1917 г.). Определяя цели культурной

    революции Долуцкий И.И. описывает спор идеологов построения новой культуры

    о «рождении» нового человека: Троцкого, считавшего возможным появление

    «нового человека» не раньше, чем через 20-50 лет, в течение которых могут

    быть решены лишь «азбучные» задачи и его оппонента Луначарского,

    уверенного, что «новый человек» будет быстро сформирован в процессе

    строительства нового общества. Блок информации завершается вопросами,

    провоцирующими учащихся на размышление о новой возможности формирования

    «нового человека».

    Определяются средства культурной революции – мировая социалистическая

    революция и программа, разработанная Луначарским на несколько десятилетий:

    - демократизация культуры;

    - ликвидация неграмотности;

    - привлечение на сторону революции «старой» интеллигенции,

    использование «старого» культурного наследия и создания новой

    интеллигенции;

    - формирование у трудящихся научного мировоззрения.

    После этого учащимся предлагается решить, что можно противопоставить

    идеи формирования «нового человека».

    В учебнике даются представления о «руководителях процесса

    формирования нового человека», их личности, фактов из биографии

    (Луначарский А.В., Покровский М.Н., Крупская Н.К.).

    Автор учебника задается вопросом: «Является ли пролетарская культура

    культурностью пролетариата?» Ответ на этот вопрос предлагается найти в

    деятельности Пролеткульта – организации, ставившей своей целью

    осуществление таких лозунгов, как: «Старый мир, как и старая культура,

    должен быть уничтожен», «Создадим новую чисто пролетарскую культуру».

    Пролеткульту, отмечает автор учебника, возражает Троцкий, полагавший,

    что новая культура возникает лишь при социализме, но она будет уже не

    пролетарская, которой вообще не может быть, а социалистическая. Пока же

    необходимо постигать азбуку культуры, постепенно приобщая пролетариат к

    достижениям старой культуры.

    В вопросах после блока информации учащимся предлагается поразмышлять

    над данным положением, определить ценность старой культуры для

    пролетариата.

    Законы классовой борьбы переносятся в искусство. Критерий один:

    «Союзник или враг?». Отмечаются «пострадавшие» в борьбе за чистоту

    пролетарского искусства «Муха-цокотуха» и «Мойдодыр» Чуковского К.И. Пишет

    о главенствующей на литературном фронте РАПП.1

    Автором учебника описывается значительная часть спектра разнообразных

    групп и ассоциаций деятелей ____________________

    1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

    образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 344.

    культуры. Учащимся предлагается объяснить культурное многообразие

    объединений.

    Рассматриваются различные точки зрения от полного неприятия всех форм

    искусства, не вписывающихся в рамки социалистического реализма до

    относительной лояльности.

    Особое внимание автор учебника обращает на резолюцию ЦК «О политике

    партии в области художественной литературы» 1925 г. Приводятся цитаты из

    документа.

    Отмечаются личные заслуги Луначарского, Бухарина в поддержке молодых

    дарований, негативную роль костных организаций (РАПП и ему подобные

    пролетарские ассоциации) в деле становления культуры. В конце пункта

    учащимся предлагается ответить на вопрос: «Так, что же все-таки требуется

    революции: пролетарская культура или культурность пролетариата?».1

    Вспомнить, что оказалось за пределами господствующей культуры.

    В следующем пункте «Культуры в массы» автор пишет о неудачах

    советского правительства в области ликвидации неграмотности, о затягивании

    этого процесса. Учащимся самим предлагается найти ответ на эти вопросы.

    Приводятся слова Луначарского об организации детского досуга в трудовых

    школах: «Где идет веселье труда, там

    __________________

    1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

    образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.347.

    нужно опасаться меньше этого (безобразия)».1

    Отмечаются сдвиги и в высшем образовании, появление ВУЗов союзных

    республиках.

    Большое внимание автор уделяет проблеме взаимоотношения религии и

    революции. Отмечаются большие сложности, возникшие в отношениях с религией

    и церковью. Так как декрет об отделении церкви от государства не означает

    устранения религиозного сознания. Не стоит забывать, считает Долуцкий, что

    культура народных масс в решающей степени оставалась религиозной.

    Рассматривается атеистическая работа партии, завершившаяся низложением

    патриарха Тихона и призывал к верующим сотрудничать с советской властью.

    Выводы на основании этих фактов учащиеся должны сделать самостоятельно.

    Описывается процесс замещения религиозной идеологии социалистической. Любая

    сфера культуры 20-х годов характеризовалось, по мнению автора, практически

    полное отсутствие привычного героя, подлинным героем произведений тех лет

    («Броненосец Потемкин» Эйзенштейна С., фильмы «Октябрь», «Красные

    дьяволята» Перестиани И., книг «Железный поток» Серафимовича А., «Чапаев»

    Фурманова Д, и т. д.) был народ. Происходил процесс растворения

    индивидуализма в коллективизме.

    _________________

    1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

    образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.348.

    Долуцкий рассказывает о трагической судьбе русской интеллигенции,

    подавляющее большинство которой к началу 20-х годов оказалось в эмиграции.

    Причины отъезда в каждом случае могут быть различны.

    Интеллигенция не увидела осуществления тех идеалов, к которым

    стремилась. За границу попали многие деятели науки и искусства: микробиолог

    Виноградский С.Н., геолог Андрусов Н.И., химики Ипатьев В.Н. и Чигибабин

    А., автоконструктор Секорский И.И., создатель телевидения Зворыкин В.,

    композиторы Рахманинов С.В., Стравинский И.Ф., художники Шагал М., Коровин

    К.А., писатели и поэты Букин И., Куприн А., Набоков В., Мережковский Д. и

    многие другие. На Родину возвращались лишь единицы.

    Долуцкий И.И. предлагает читателю ответить на следующие вопросы: «Как

    следует относиться к людям, покинувшим Родину? Должно ли быть право у

    граждан на эмиграцию?».

    Большой блок информации посвящен течению «Сменовеховства»,

    получившего свое название по сборнику «Смена вех» изданному в Праге в 1921

    г. Идеологи течения призывали признать советскую власть в качестве

    единственно законной и приступить к деловому сотрудничеству с ней. Выявляя

    точку зрения партии на перспективы подобного сотрудничества Долуцкий

    приводит выписку из заседания XII партконференции (1922 г.), в которой

    говорится о «дифференцированном отношении к каждой группе (или даже

    отдельному лицу) представителей

    науки, техники, медицины, педагогики и др.».1

    Подводя итоги развития советской культуры в 20-е годы, автор учебника

    отмечает, что основные ее достижения были сделаны представителями старой,

    дореволюционной интеллигенции.

    Параграф завершается вопросами: «Удалось ли осуществить задачу

    повышения культурного уровня пролетариата до уровня руководства культурой?

    Какая сила является революцией в ходе культурной революции? Какова роль

    интеллигенции и чем она обуславливается?».2

    В начале параграфа, посвященного культуре 30-х годов показывает три

    различных взгляда советских поэтов на появившегося «нового человека»,

    учащимся предлагается самостоятельно поразмышлять на эту тему.

    Большой блок информации «Демократизация культуры», или «Искусство

    должно быть понятно» посвящен советскому кино. Называются имена

    известнейших режиссеров Александрова Г., Ромма М., наиболее известные их

    работы «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Петр I»,

    «Богдан Хмельницкий», «Суворов», «Александр Невский», «Чапаев» и т. д.

    Описываются трудность в создании фильмов, связанные с жесткими

    идеологически-цензурным контролем. _______________

    1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

    образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.351.

    2 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

    образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с.375.

    Упоминается о революционно-тематической тематике фильмов, о личном

    контроле за этой сферой искусства Сталина И.В.

    Следующий блок информации посвящен успехам советского правительства в

    области ликвидации неграмотности, приводится ряд малоизвестных фактов

    свидетельствующих о поступательном развитии всей советской системы

    образования в целом.

    Итогом репрессивной политики партии в области культуры Долуцкий

    считает нанесение непоправимого ущерба развитию советского общества, как

    пример приводятся слова Вернадского В.И.: «Крупные педагоги нашей власти –

    результат ослабления ее культурности».

    Отдельный пункт «Реализм или формализм» посвящен борьбе советской

    власти с «формализмом» в искусстве, пишется о пострадавших в этой борьбе

    Маяковском, Шостаковиче, Пастернаке, приводится точка зрения Олеши Ю.,

    считавшего, что политика партии считается верной, даже если расходится с

    собственным мировосприятием. Автор учебника предлагает ребятам поразмышлять

    над правильностью этой точки зрения.

    В учебнике описывается формирование основного метода советского

    искусства – социалистического реализма, теоретически разработанного

    Бухариным в 1934 г. То, что не укладывалось в узкие рамки соцреализма

    подлежало уничтожению: театр Мейерхольда В.Э. и его арест, попытка

    сфабриковать «писательский процесс» (Олеша Ю., Пастернак Б., Леонов Л.,

    Эйзенштейн С., Утесов Л. и др.). От борьбы с формализмом пострадали многие

    деятели советского искусства, в учебнике упоминаются их имена: Малевич К.,

    Дейнека А., Конашевич В.

    Значительный объем информации повествует о перестройке Москвы,

    уничтожении архитектурных сооружений прошлого (Храмы Христа-спасителя,

    Охотный ряд), превращение древнейших соборов и церквей в тюрьмы (Соловецкий

    монастырь), распродажа советским правительством картин буржуазных

    художников Рембранта, Веласкиса, покупка на вырученные деньги

    сельскохозяйственных машин.

    Все четче вырисовывается «новый архитектурный подход».

    Стандартизация, чрезмерная монументальность, изобилие декоративных

    элементов, множество скульптур, портретов, барильефов Сталина – черты

    присущие облику страны в 30-е годы. Каким-то прорывом из этого стала

    скульптура Мухиной В. «Рабочий и колхозница».1

    Влияние культа личности Сталина на развитие советской культуры

    оставляется на самостоятельное рассмотрение учащихся.

    «Трагедия гения. Н.И. Вавилов (1887-1943)», - так называется раздел

    параграфа, посвященный судьбе величайшего генетика. Автор приводит факты

    биографии, через личную трагедию Вавилова и науки, которой он

    занимался, генетики показывает атмосферу, в которой развивалась советская

    наука.

    _________________

    1 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

    образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 428.

    Подводя предварительные итоги главы, Долуцкий И.И. отмечает

    значительную степень развития советской науки по сравнению с мировой, но на

    всем лежала печать эпохи. Автор учебника приводит строки из открытого

    письма Раскольникова Ф.: «Лицемерно провозглашая интеллигенцию «солью

    земли», вы лишили минимума свободы труд писателя, ученого, живописца. Вы

    зажали искусство в тиски, от которых оно задыхается, чахнет и вымирает…».1

    Блок информации, раскрывающий быт и нравы того времени состоит из

    фактов, предлагаемых на самостоятельное объяснение. Эти факты указывают на

    ухудшение благосостояние советского народа, о появлении нервозности,

    подозрительности в отношениях между людьми. Нравственный климат в тридцатые

    годы резко ухудшаются.2

    Определяя причины возникновения культа личности Сталина автор

    учебника отмечает, что Маркс, Энгельс и Ленин не только боролись против

    малейших попыток возвышения их личности. Сталин же, напротив, поощрял,

    ________________

    1Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

    образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 430.

    3 Долуцкий И.И. – Отечественная история, ХХ век: Учебник 10-11 кл.

    образоват. учреждений, Ч I. – М.: Мнемозина, 1996, с. 431.

    создаваемый его окружением, ореол отца народов, кумира масс. Небывалую

    популярность личности Сталина Долуцкий объясняет религиозностью российского

    общества, которое приняло «нового бога». Культ личности подкреплялся также

    мощной идеологической борьбой, репрессивной машиной, характеризовался

    концентрацией власти в одних руках.

    В конце параграфа автор учебника делает несколько выводов:

    1. Можно предположить, что изменения в культуре носили органический

    характер, так как подчинялись единственной цели – обеспечению ускоренной

    индустриализации. Возникла недостаточно квалифицированная интеллигенция,

    рабочие получали минимум грамотности.

    2. Административная система, не способная к созидательной

    деятельности человека, вынужденная использовать талантливых людей, которые

    не являлись винтиком системы, работали творчески и беззаветно. Этим людям –

    Вавилову, Иоффе, Мейерхольду и многим другим – обязана страна успехами.

    Заслуга системы лишь в том, что она, чтобы не погибнуть, шла на компромисс

    с подлинной интеллигенцией и допускала в безопасных для себя пределах

    свободу творчества. Отсюда вывод: без Системы успехи могли быть большими.

    3. Репрессии в области культуры имели катастрофические последствия.

    Подлинный художник уникален, заменить его нельзя.

    Учебник Долуцкого содержит нетрадиционный объем информации, в нем нет

    полного перечня деятелей культуры, их достижений, содержится не входившая

    ранее в другие учебники информация. Большой объем информации остается на

    самостоятельное изучение учащихся, подталкивая их на исследовательскую

    работу. Иллюстрации в учебнике отсутствуют.

    Учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России ХХ век»1

    предназначен для использования в 9 классе по курсу отечественной истории. В

    нем освещены предусмотренные школьной программой основные проблемы истории

    России ХХ века.

    Анализируемое 5-е издание существенно доработано в сторону облегчения

    текста и большей доступности для учащихся. В учебник введены иллюстрации по

    тексту. При иллюстрировании по тексту использованы архивные фотоматериалы.

    Учебник является федеральным, рекомендован Министерством общего и

    профессионального образования Российской Федерации.

    Культурной жизни советского общества посвящены отдельные параграфы в

    разделах: 23-24 «Духовная жизнь: достижения и потери»2 и 29

    «Свет» и «тени» духовной

    _______________

    1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

    общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г.

    2 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

    общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.152

    жизни советского общества»1, освещающие развитие советской культуры

    в 1917-1927 и 1928-1938 годах соответственно.

    Каждый параграф разделен на пункты, содержащие отдельный блок

    информации, поэтому является целесообразным провести анализ каждого пункта.

    В пункте «Борьба с неграмотностью» отмечается, что Ленин В.И. определяя

    главных врагов социалистической революции, называл неграмотность. При этом

    Ленин четко сформулировал волнующую его проблему: «Безграмотный человек

    стоит вне политики». Следовательно, основная задача посредством ликвидации

    неграмотности изменит умонастроения людей.

    Упоминается декрет «О ликвидации безграмотности среди населения

    РСФСР», подписанный Лениным В.И. в 1919 г. и создание в 1920 г.

    Всероссийской чрезвычайной комиссией по ликвидации неграмотности. Перепись

    1926 г. показала итог работы – 5 миллионов дополнительно грамотных людей.

    В пункте «Строительство советской школы» описывается создание системы

    образования в СССР. Упоминается «Положение о единой трудовой школе в СССР»,

    утвержденное ВЦИК 30 сентября 1918 г., перечисляются принципы школы,

    упоминается о «перегибах» в системе школьного образования, ликвидация

    парт, урочной системы, заданий на дом, оценок,

    _____________________

    1 Данилов А.А., Косулина Л.Г.- История России ХХ век: Учебник 9 кл.

    общеобр. Школ. – М.: Просвещение, 1999 г., с.186

    экзаменов и т.д.1 Покровительство государства учащихся из среды рабочих

    крестьян, государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями.

    В пункте «Развитие науки» отмечается, что на начальном этапе

    советской власти существовали духовно-философские традиции Серебряного

    века. Но если представители гуманитарных направлений науки работали

    благодаря собственному энтузиазму вопреки воли властей, то ценных

    естественников власть стремилась привлечь к тесному сотрудничеству

    (Жуковский Н.Е., Вернадский В.И., Циалковский К.Э., Павлов И.П. и др.).

    С введением НЭПа оживились традиционные формы научной работы. Стали

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.