Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
начальные звуки корней, хотел постигнуть древнейший смысл звука и слова и
тем самым проникнуть в память человечества. По гнездам родственных слов
обосновал возможность и необходимость возникновения слов новых и сам
создавал их («смехачи», «смеево»). Неровность и «раздерганность» его стихов
как бы контрастирует с отдельными блестящими по выразительности кускам, с
прекрасными образами и определениями. В годы империалистической войны и
революции Хлебников заметно приблизился к живой социальной жизни (поэмы
«Ночь перед рассветом», «Прачка»); революция он воспринимал как народное
возмездие за века гнета и как путь человечества к проявлению своей
свободной воли. Его смелая образность отозвалась в поэзии Маяковского,
Асеева, Пастернака, Цветаевой.
По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский
принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия –
художественная летопись нашей страны в эпоху революции и построения
социализма. Его стихи и поэмы «весомо, грубо, зримо» навсегда вошли в
историю ХХ века. С удивительной смелостью новатора Маяковский вторгся в
традиционную силлабо-тоническую систему стихосложения, сильно преображая
ее. Стих Маяковского опирается не на музыку ритма, а на смысловое ударение,
на интонацию. Количество слогов в строке утратило у Маяковского решающее
значение, возросла и качественно изменилась организующая роль рифмы, резко
выявился разговорный характер стиха, воспринимаемого прежде всего на слух,
с голоса, в широкой аудитории. Это был крупнейший со времен Пушкина,
принципиально новый шаг в развитии русской поэзии. Владимир Владимирович
родился в Грузии в семье лесничего После смерти отца переехал в Москву. В
1908 г. оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В 15-
ти летнем возрасте вступил в РСДРП (б), выполнял пропагандистские задания.
Трижды подвергался аресту, сидел в одиночной камере, где начал писать
стихи. Примкнув к кубофутуристам, в 1912 г. опубликовал свое первое
стихотворение «ночь». В ранних стихах Маяковского заключен страстный
протест против капиталистического уклада жизни. Тема трагичности
существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи
Маяковского предреволюционных лет – трагедию «Владимир Маяковский», поэмы
«Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир». Уже тогда поэт
стремился создать поэзию «площадей и улиц», обращенную к «низам», к широким
массам. «Моя революция»,- говорил Маяковский, когда грянул Октябрь 1917 г.
Все свое поэтическое мастерство он отдал на службу революции – «чтоб
выволочь республику из грязи». Медные трубы и литавры боевого марша, эрос и
лирика, разящая сатира и агитационные плакаты РОСТА – на всем этом
многообразии жанров Маяковского лежит резкая печать его самобытности. В
замечательных поэмах «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо» Маяковский
воплотил мысли и чувства человека социалистического общества, героические
черты эпохи. В стихах о загранице поэт, развенчивая лживый характер
буржуазных «свобод», раскрыл всемирно-историческое значение советского
строя. Поэт был весь устремлен в будущее, в «завтра». Огромное влияние
Маяковского на советскую поэзию заключается не только в области
стихотворных форм. Маяковский утверди новый взгляд на поэта, на его роль в
обществе как борца. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», - требовал он.
Маяковский мощно влиял на прогрессивную поэзию мира – у него учились
Иоганнес Бехер, Луи Арагон, Пабло Неруда. Поэзия Маяковского активно
действует в нашей жизни и поныне.
Далее учащимся зачитывают отрывки из произведений этих авторов,
показывающие особенности их творчества.
Хлебников В. «Не шалить!»
Эй, молодчики-купчики,
Ветерок в голове!
В пугачевском тулупчике
Я иду по Москве!
Не затем высока
Воля правды у нас,
В соболях - рысаках
Чтоб катились глумясь.
Не затем у врага
Кровь лилась по дешевке,
Чтоб несли жемчуга
Руки каждой торговки.
Не зубами скрипеть
Ночью долгою,
Буту плыть – буду петь
Доном – Волгою!
Я пошлю вперед
Вечеровые уструги.
Кто со мною - в полет?
А со мной – мои други!
Маяковский В. «Левый марш»
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!
Третья группа поэтов, олицетворявших «мир ищущих» не могла себя
полностью реализовать. Понимая необходимость осуществляемых перемен, во
многом принимая их, эти поэты не могли расстаться с очарованием старого,
традиционного мира, с прелестью романтических тем. В своих постоянных
исканиях поэты сближаются то с одной, то с другой группой. Такие искания
заметны на протяжении всего творчества Блока А. И Пастернака Б.
Александр Александрович Блок родился в Петербурге. Отец его был
профессор-юрист. Раннее детство его протекало в семье деда по матери,
известного ботаника, ректора университета. Юного Блока окружала
высокоинтеллигентная дворянская среда, которой была близка литература,
музыка, театр. После гимназии блок окончил Петербургский университет. В
1904 г. вышла первая книга Блока – «Стихи о прекрасной даме» Блоковская
лирика той поры окрашена в молитвенно-мистические тона: реальному миру в
ней противопоставлен постигаемый лишь в тайных знаках и откровениях
призрачный, «потусторонний» мир. Поэт находился под сильным влиянием
идеалистического учения Соловьева Вс. о «конце мира» и «мировой душе». В
русской поэзии Блок занял свое место как яркий представитель символизма,
хотя дальнейшее его творчество перехлестнуло все символические рамки и
каноны. Социальные, гражданские мотивы явственно обозначились в стихах
Блока еще накануне 1905 г. («Фабрика»), революционные события лишь укрепили
в поэте чувство гуманиста и демократа. На страницах книг блока встает образ
родины, сквозь поэтические символы и метафоры просвечивает реальная русская
жизнь. Блоку было свойственно острое чувство времени, истории. Он всем
своим существом отрицал старый миропорядок, постигая его обреченность. Поэт
жил и работал в напряженно-тревожном предчувствии «неслыханных» перемен,
«невиданных мятежей». Вопреки всем срывам и падениям, вопреки звучавшей в
его поэзии жертвенности, Блок самозабвенно рвался к будущему, к революции.
Блок – лирик мирового масштаба. Вклад его в русскую поэзию необыкновенно
богат. Лирический образ России, страстная исповедь о светлой и трагичной
любви, величавые ритмы итальянских стихов, пронзительно очерченный лик
Петербурга, «заплаканная краса» деревень – все это с широтой и
проникновением гения вместил в своем творчестве Блок. Октябрьскую революцию
Блок принял и приветствовал как зарю новой эры человечества. В 1918 г. поэт
создает овеянную революционной романтикой знаменитую поэму «Двенадцать» –
гимн победившему народу. Творчеством блока завершилось развитие поэзии
дооктябрьского периода. В то же время как один из зачинателей советской
поэзии Блок оказал большое влияние и на ее дальнейшие судьбы.
Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в семье академика
живописи. Окончил гимназию, затем Московский университет. Летом 1912 г.
изучал философию в университете в Марбурге (Германия), ездил в Италию.
Находясь под сильным впечатлением от музыки Скрябина А.Н., занимался шесть
лет композицией. В печати с первыми стихами выступил в 1913 г. В 1917 г.
пишет книгу лирики «Сестра моя жизнь», выдвинувшую его в число крупнейших
мастеров стиха. В 20-х годах примыкал к литературной группе «Леф»,
возглавляемой Маяковским. Тогда же создал две крупные поэмы, посвященные
революции 1905 года – «Девяносто пятый год» и «Лейтенант Шмидт»,
замечательные по своему мастерству и вдохновенности, они явились
значительным событием в советской поэзии тех лет. В 1932 г. выпустил книгу
стихов «Второе рождение», преломив в своей лирике пафос социалистических
преобразований в стране. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом. Истоки
поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе начала ХХ
века, в эстетике импрессионизма. Ранние стихотворения Пастернака сложны по
форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная
свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые
краски природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак
освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций.
Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает
все большую прозрачность, классическую ясность. Однако его общественная
замкнутость, интеллигентская отгороженность от мира социальных бурь в
значительной мере сковывала поэта. Тем не менее, Пастернак занял в русской
поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца
русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих
советских поэтов.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
На следующем этапе урока учащимся предлагается отнести отрывки из
стихотворений различных авторов к той или иной группе.
Предлагаются следующие отрывки.
Василий Казин «Рубанок»
Живей, рубанок, шибче шаркай,
Шушукай, пой за верстаком,
Чеши тесину сталью жаркой,
Стальным и жарким гребешком.
«Сон»
За дверями мгла, а сам – в истоме,
Сам в истоме, да в такую мглу
Не пошел домой, а в полном доме
Сладко растянулся на полу.
Владимир Луговской «Песня о ветре»
Паровоз начеку,
ругает вагоны,
Волокет Колчаку
тысячу погонов.
Он идет впереди,
атаман удалый,
У него на груди
фонари-медали.
Командир-паровоз
мучает отдышка,
Впереди откос –
паровозу крышка!
Александр Прокофьев “Матрос в Октябре”
Плещет лента голубая –
Балтики холодной власть.
Он идет как подобает,
Весь в патронах, в бомбах весь!
Молодой и новый. Нате!
Так до ленты молодой
Он идет, и на гранате
Гордая его ладонь.
В заключительной части урока выясныется отношение учащихся к
проблеме, задаются вопросы: «Какая из групп поэтов «ближе» вам и почему?
Можно ли однозначно отнести того или иного поэта к определенной группе?
Какое место поэзии видели представители разных групп в новой советской
культуре?»
Тема урока: «Несушествующий «Сталинский оскар»
(проблемный урок)
Урок расширяет объем информации учеников по истории развития
советского кинематографа. Урок выстраивается в сочетании информации
предоставляемой учителем об особенностях развития советского кинематографа,
наиболее известных работах режиссеров, об авторах картин. На уроке ученики
получают сведения о взаимосвязях развития советского кинематографа и
общества в целом, о влиянии тоталитарного общества на развитие
кинематографа. Об особенностях выбора тем, сюжетов режиссерами для своих
работ.
Методической особенностью урока является просмотр отдельных
фрагментов фильмов с последующим их обсуждением и «вручения» премии по
различным номинациям.
Цель урока - предоставить дополнительную информацию учащимся об
особенностях развития советского кинематографа в условиях тоталитарного
государства.
Задачи:
а) образовательные - сформировать у учеников представление об
особенностях развития кинематографа, об основных темах кинокартин;
- ознакомить учащихся с понятием кинематограф, режиссер, сюжет;
б) развивающие - способствовать развитию у учащихся умения получать
информацию из нетрадиционных видов источников;
- развить умение выявлять причинно-следственные связи и использовать
их применительно к другим блокам информации;
в) воспитательные - продолжить формирование морально-нравственной
системы ценностей у учеников.
Ход урока.
В своем вводном слове учитель говорит об особенностях развития
советского кинематографа, обозначает основные тенденции этого процесса,
упоминает об основных типологических особенностях развития советского
кинематографа в условиях господства коммунистической идеологии.
Советский кинематограф, как одна из составных частей советской
культуры 20-30-х годов, попал под влияние идеологического пресса властей.
Расцвет советского кино пришелся на конец 20-х - 30-е годы, в этот период
создаются подлинные шедевры советского киноискусства. Вмешательство властей
в творческий кинопроцесс, как и в другие сферы искусства, в сталинский
период можно разделить на два основных канала - решение судьбы того или
иного фильма самим «хозяином Кремля» (раз в неделю кинокартины, прежде чем
выпустить на экран, возили на просмотр к Сталину) или под давлением
чиновнечно-партийного апппарата и других органов режима. Когда кинолента
попадала в Кремль, это вовсе не означало, что «вождь» в тот же день ее
просмотрит: создателям картин приходилось ждать неделями, а то и месяцами.
И от того, каково мнение «рецензента», зависела и дальнейшая творческая
жизнь кинематографистов. И вообще их биография...
Обработка творческих киноработников в рассматриваемые годы
осуществлялась периодически - административно-командная система в полной
мере осознавала действенную силу кино. Определенное влияние на
проникновение в кинематограф единомыслия и на снижение профессиональной
требовательности к содержанию кинолент сыграло проведенное 23 ноября 1932
г. совещание киноработников в редакции газеты «Правда» по указанию Кремля.
На совещании говорилось о значении указаний партии и правительства и лично
товарища Сталина в этой области культуры. В совещании приняли участие
руководитель кинодела Шумяцкий Б.З., представители управления кинофикации
при Совнаркоме РСФСР, режиссеры Барнет, Каплер,Пудовкин, Довженко и другие.
В ходе заседания чувствовалось, что работники кино создавали те
крутые перемены, которые обозначились в духовной сфере после начавшихся
репрессий и глубокого наступления номенклатуры. это вынужден был осторожно
отметить в своей речи Шумяцкий Б.З. «В порядке самокритики, - сказал он, -
надо прямо подчеркнуть, что за последнее время опять в наших рядах началась
некоторая боязнь брать остро волнующие темы». Оратор в числе «серьезных
упущений в кинематографе» назвал недостаточно всесторонний показ «наших
гражданских побед, одержанных под водительством любимого Сталина». Здесь,
отстает документальное кино, сказал он и гневно посетовал: «... Мне
известно, что товарища Сталина в Казахстане на экране никогда не видели».
(Делайте выводы!) Получив подобные инструкции и намеки, участники совещания
разошлись.
Желание Сталина занять на экране подобающее ему место внесло в жизнь
киноискусства такие явления как заполнение кинофонда, наряду с талантливыми
кинофильмами («Путевка в жизнь» Экка Н., «Встречный» Юткевича С., «Чапаев»
братьев Васильевых, «Веселые ребята», «Волга-Волга» Александрова Г.,
«Трактористы» Пырьева И., «Щорс» Довженко А. и другие) картинами
низкопробного свойства, содержавшими украшательства, налет аллилуйщины в
честь «зодчего коммунизма», развивавшими шпиономанию и болезненную
сверхбдительность (точнее взаимное недоверие и подозрительность). Дана
считающаяся классической вышедшая в 1937 г. кинокартина «Ленин в Октябре»,
а затем «Ленин в 18 году») Ромма М. и Каплера А.Я. оказалась сильно
засоренной антиисторическими выдумками, подчеркивавшими преувеличенную роль
Сталина в событиях тех лет Таковы основные направления развития советского
киноискусства.
В следующем блоке информации учитель называет наиболее известных
режиссеров, их работы, демонстрирует учащимся отрывки из фильмов о которых
рассказывает.
С начала 20-х годов кинематограф обретает в Советской стране новое
небывалое художественное качество. Предшествовавший период развития
кинематографа осмысливается в свете этого как исторический пролог. В этот
период создаются подлинные шедевры киноискусства. имена работавших в это
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|