МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

    буржуазией слои трудящихся масс».1

    Необходимо обращение к картине Юона К.Ф. «Рождение новой планеты».

    Это произведение ассоциируется у учащихся с трудным рождением нового мира.

    Формирование новой культуры невозможно без появления новых героев,

    новых тем, новых идейно-этических нравственных норм, появления новых форм

    искусства. Учащиеся рассказывают о появлении агитационно-политического

    театра Маяковского В.В., деятельности Мейерхольда В.Э., Марджавского К.А.

    В 1923 г. возникает особый жанр эстрадно-театральных представлений,

    театрализованных действий, вышедших на улицы и площади – инсценированная

    «живая газета», отражающая жизнь страны в форме литературно-художественных

    монтажей, частушек, фельетонов, хоровых и музыкальных номеров,

    юмористических сценок. Роль этого жанра в практически безграмотной стране

    трудно переоценить.

    ______________

    1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории

    СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 180.

    Следующее занятие, рассматриваемое Косовой Г.Р., - семинар по работе

    Ленина В.И. «Задачи союзов молодежи». Школьникам предлагается дома прочесть

    это произведение.

    В начале семинара предлагается спросить у учащихся об основных

    направлениях деятельности Советского государства в области народного

    просвещения. Рассматривая произведения искусства выявить, что общего в них,

    какую смысловую нагрузку они несут, какие новые темы появились в этих

    произведениях по отношению к произведениям прошлых лет. Раскрывается

    понятие партийности в литературе и искусстве.

    На уроке необходимо рассуждение о герое произведения – представителе

    поколения, которое решит задачу разрушителя старого мира, перспективах

    созидания нового, наконец, о пролетарской культуре и т. д.

    На уроке «Заветы В.И. Ленина. Ленинский план построения социализма»

    учащиеся знакомятся со взглядом Ленина В.И. на формирование новой культуры,

    с текстом документов, подписанных Лениным в области культуры. Раскрывается

    понятие культурной революции, говорится о том, что преобразования в

    культуре неразрывны с созидательной деятельностью в самых различных

    областях. Необходимо выстроить в сознании учащихся следующую логическую

    цепь: революция – коренная ломка, главный ее вопрос – вопрос о

    власти. В ходе революции меняется власть и меняется строй, следовательно,

    можно говорить о коренных изменениях в такой области, как культура.

    Сердцевина культуры – идеология. Значит, с приходом к власти пролетариата

    коренным образом меняется идеология, господствующая в стране, сердцевиной

    пролетарской культуры становится идеология пролетариата – марксизм-

    ленинизм, культура нового общества будет выстраиваться в полном

    соответствии с данной идеологией, на основе культурных достижений

    предшествующего времени.

    Характерные черты и стороны культурной революции рассматриваются на

    отдельном уроке, фиксируются изменения во всех отраслях культурной жизни

    общества.

    Эта работа продолжается при изучении темы «СССР в годы

    социалистической реконструкции народного хозяйства»

    На уроках по теме «Победа социализма (1926-1937 г.г.)» необходимо

    упомянуть о поступательном развитии советской культуры: рост грамотности,

    изменение идеологии людей, руководящая роль партии во всех этих процессах

    развития социалистического соревнования. Для изучения культурной революции

    автор монографии рекомендует проведение семинара по этой теме. К подготовке

    семинара приступают за 10-15 дней до его проведения, предлагая учащимся

    высказать свои соображения по данной теме. Косова предлагает следующую

    последовательность рассмотрения темы на семинаре:

    1. Сущность культурной революции. 2. Культурная революция как звено

    ленинского плана построения социализма. 3. Задачи культурной революции. 4.

    Влияние

    ________________

    1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории

    СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 183..

    культурной революции на творческую активность масс – расширение возможности

    и поля деятельности масс в различных областях.1

    После обсуждения в классе план занятия может быть изменен, дополнен.

    Семинар должен ставить перед собой цель углубления понятия культуры,

    расширить, углубить и конкретизировать понятие «культурная революция»,

    отработать умение выяснять главное, видеть причинно-следственные связи,

    применять теоретические положения на практике, тем самым закреплять и

    развивать знания, умение и навыки.

    Одна из главных задач для подобных семинаров – научить ученика

    постепенно подходить к проблеме. Существует так же ряд моментов, на

    которые, по мнению Косовой, необходимо обратить особое внимание.

    Отмечая наличие двух культур в культуре буржуазного общества, ученики

    связывают их с двумя основными классами этого общества, с присущей тому и

    другому классу идеологией, ибо идеология – это сердцевина культуры.

    Рассматривая пролетарскую культуру, подчеркивают ее связь с борьбой

    пролетариата, раскрывают сущность культурной революции как коренного

    переворота в общественном сознании – идеологии и психологии людей в их

    ценностных ориентации.

    На уроках показывают работу правительства по

    ________________

    1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории

    СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 186-187.

    ликвидации неграмотности населения, рассказывают о положительных итогах

    данной работы.

    Можно ознакомить школьников с картой «Культурное строительство в СССР

    за годы советской власти», где прослеживается динамика размещения

    культурных учреждений; представлены диаграммы роста выпуска книг, газет,

    театров, библиотек и т. д. Упоминаются успехи развития высшей школы;

    системы образования вообще; значение введения всеобщего, бесплатного

    начального образования; создание в 1925 г. РАН и достижения советских

    ученых.

    В начале урока «Развитие литературы и искусства. Художественная

    культура» напоминается о достижениях советской власти в различных областях

    народного хозяйства, предлагается проследить, как все эти процессы скажутся

    на развитии литературы, искусства, кинематографа.1

    Особое внимание уделяется архитектуре, появлению под влиянием новых

    форм жизни общества нового направления в архитектуре – конструктивизм.

    Рассказывается об успехах советской архитектуры, наиболее значительных ее

    достижениях, таких как Днепрогэс братьев Весниных (1927-1932 г.г.),

    санаторий им. Оржоникидзе в Кисловодске, дом культуры им. Лихачева в Москве

    и т. д.

    _________________

    1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории

    СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 192

    Косова считает, что о литературе следует поговорить кратко, так как

    достижения в этой области рассматриваются на уроках литературы, следует

    лишь упомянуть о наиболее значительных произведениях, появлении новых тем,

    героев в литературе. Здесь же называются имена писателей, раскрывающих

    основные темы в литературе тех лет: Серафимович А.С. «Железный поток»,

    Фадеев А.А. «Разгром», Шолохов М.А. «Донские рассказы», Гладков Ф.В.

    «Цемент», Толстой А.Н. «Петр I». Особняком стоит наследие Горького А.М.,

    показавшего в своих произведениях все стороны исторического процесса тех

    лет.

    Упоминается о новых темах в изобразительном искусстве, называются

    имена наиболее известных мастеров. Отмечаются особенности композиций

    картин, их цветового решения. В целом изобразительное искусство создает

    коллективный портрет поколения, отражает его думы, чаяния, надежды.

    На уроке говорится о углублении и расширении тематического искусства

    в театре, перешедшего на позиции социалистического реализма. Величайшие

    режиссеры того времени Мейерхольд, Станиславский воплощают на сцене

    театральные постановки, отражающие темы характерные для всего искусства в

    целом: тема революции и гражданской войны, сложности, с которыми

    сталкивается советское правительство в первые пятилетки советской власти,

    полотна русской общественной жизни и идейной борьбы в предреволюционные

    десятилетия.

    Эти темы являются основными и для кино, которое Ленин называл самым

    массовым видом искусства, упоминаются наиболее значительные произведения

    того периода: «Броненосец «Потемкин» Вишневского, фильмы о Ленине Рощина Л.

    («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Человек с ружьем» Юткевича С.,

    первый звуковой советский фильм «Путевка в жизнь» Экка Н., «Чапаев» братьев

    Васильевых. Необходимо упомянуть о создании комедийного жанра в кино,

    жанра музыкальной комедии, например, «Веселые ребята» Александрова Г.

    Предполагается и самостоятельная работа учащихся: подготовить ответ и

    план по теме «Литература и искусство». Продумать вопрос об их роли и

    значении в жизни советского общества, о месте культурной революции в

    построении социализма, наконец, о мировом значении советской культуры.1

    На следующем уроке «Построение основ социализма» выслушивается,

    анализируется мнение учащихся по вышеизложенным проблемам. Проводится

    обобщение всех знаний, выясняются основные закономерности развития

    советской культуры, ее зависимости от идеологии советского общества.

    Называются характерные для советской культуры черты – гуманизм, народность,

    партийность, интернационализм, социалистический реализм искусства.

    Из анализа монографии следует, что многие из разработанных в ней

    уроков являются устаревшими, некоторые из блоков информации, присутствующие

    в пособии, утратили свою актуальность в школьном курсе истории. Напротив,

    ряд вопросов, например, о взаимодействии литературно-художественных

    организаций, о роли культа личности в пособии отсутствуют. По этим вопросам

    не имеется четко разработанного аппарата, их рассмотрение отсутствует в

    учебниках, то есть определенные блоки информации вообще отсутствуют в

    учебно-методической литературе, что приводит к получению знаний учащимися

    по данной проблеме не в полном объеме.

    Глава III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ ПО ТЕМЕ: «ИЗУЧЕНИЕ

    ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ 20-30-Х ГОДОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»

    В данной главе учтены результаты анализа научно-исторической,

    искусствоведческой литературы. Отбор содержания к разрабатываемым урокам

    шел по двум направлениям. Во-первых, более детально рассматривались вопросы

    развития общественной культуры, которые содержатся в учебниках. Во-вторых,

    добавляется информация, отсутствующая в учебных пособиях. Содержание уроков

    также составлялось с учетом современного состояния изучения проблемы

    развития советского искусства в 20-30-е годы. По-новому отображена логика

    материала, изменяя его последовательность от общих идеологический положений

    к реализации ее в различных сферах культурной жизни. При разработке уроков

    использованы новые подходы к методике проведения занятий, предлагаются

    новые формы, приемы, средства, методы ведения уроков.

    Методика проведения уроков учитывает опыт преподавания, отраженный в

    методической литературе. Значительная часть уроков разработана на основе

    авторского подхода к проблеме.

    В моделях урока использованы блоки информации для развития мышления

    учащихся при изучении вопросов развития отечественной культуры,

    нравственного осмысления истории, формированию личностного отношения к

    изучаемому материалу, учитывается эстетическое восприятие на основе

    привлечения общепринятых эстетических категорий. На этой основе возникают

    новые подходы к изучению проблемы.

    Тема урока: «Строители новой культуры»

    (урок несостоявшихся диалогов)

    Урок позволяет учащимся получить дополнительную информацию о взглядах

    на процесс строительства новой культуры известнейших людей страны. На уроке

    рассматриваются основные теории, предлагавшиеся при строительстве новой

    культуры.

    Изучаются взгляды государственных деятелей, теоретиков на проблему

    развития отечественной культуры.

    Методической особенностью урока является форма урока – несостоявшиеся

    диалоги. В конце урока ученики на основе полученной информации должны

    составить собственное мнение по изучаемому вопросу.

    Методические рекомендации: урок требует предварительной подготовки –

    необходимо заранее дать задание ученикам разработать текст диалогов,

    раскрывающих суть проблемы на основе документальной информации.

    Цель урока – довести до сведения учащихся основные теоретические

    разработки по вопросам строительства новой культуры.

    Задачи:

    а) образовательные - сформировать у учеников представление о

    различных точках зрения на формирование новой культуры;

    б) развивающие – развить у учащихся навыки работы с нетрадиционными

    видами информации;

    в) воспитательные – формирование у учащихся умения найти свою точку

    зрения исходя из собственной морально-нравственной системы.

    Ход урока.

    Во вводном слове учитель объясняет ученикам, чем обусловлена

    необычная форма проведения урока.

    Считается, что в истории не существует сослагательного наклонения, и

    мы должны объективно оценивать только действительно имевшие место события.

    Но многие события могли бы произойти и сыграть значительную роль в

    истории. Некоторые события не смогли бы изменить практически ничего.

    Воссоздавая несуществующие съезды, диалоги, споры, которые действительно

    могли бы произойти, мы не отходили от исторической действительности, так

    как, опираясь на реальные факты истории, мы лишь не много интерпретируем

    историческую действительность.

    На сегодняшнем уроке мы посетили заседание несуществующей комиссии по

    разработке основ новой культуры. Этой комиссии никогда не было, но все

    действующие лица реальны, их взгляды на тот или иной вопрос всем известны,

    их историческая правдивость не вызывает ни у кого сомнения. На заседании

    комиссии оказались приглашены: Крупская Н., Ленин В, Луначарский А, Троцкий

    Л., председательствовал на заседании Бухарин Н.

    В следующей части урока разыгрывают задачи заранее составленный

    диалог.

    Б.Н. - Товарищи! Я рад приветствовать всех на заседании комиссии, я

    счастлив, что не смотря на загруженность все смогли придти. Задача, которая

    нас здесь сегодня собрала, одна из важнейших. Мы строим новое государство,

    пролетарское государство. Государство пролетариата несовместимо с

    господством непролетарской идеологии, в частности непролетарской культуры.

    Если в период своей диктатуры пролетариат не овладеет постепенно всеми

    идеологическими позициями, он перестанет быть господствующим классом.

    Культура в классовом обществе не только не может быть нейтральной, но

    активно служит классовому обществу.

    Л.А. - Позвольте с вами не согласиться, товарищ Бухарин, полная

    победа пролетарской идеологии придет с известным запозданием путем

    усиленного художественно-творческого и литературоведческого труда.

    Перенесение политической диктатуры пролетариата в область культуры –

    большая ошибка.

    Л.В. - Вынужден вас опровергнуть и согласиться с товарищем

    председателем. Наша политика в области культуры должна быть проникнута

    духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его

    диктатуры, т.е. за свержение буржуазии и буржуазной культуры, а пролетариат

    должен принимать самое активное участие в этом процессе.

    Б.Н. – Совершенно с Вами согласен Владимир Ильич. Развитие культуры

    не может не быть подчинено законам классовой борьбы, особенно это верно для

    современной эпохи войн и революций. Советский народ в настоящее время

    завоевал только власть, но гегемонией в культуре так и не достиг,

    следовательно, эту задачу необходимо поставить таким образом, чтобы

    гегемонию эту завоевать. Но завоевание этой гегемонии не должно

    происходить какими либо насильственными методами.

    К.Н. – Я согласна с тем, что идеология господствующего класса должна

    стать определяющей и в культуре и во всех других сферах общественной жизни.

    Господствующий класс имеет тысячу путей для того, чтобы навязать свое

    мировоззрение, свою культуру массам.

    Л.В. – Да, это тем более верно, так как миросозерцание марксизма

    является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры

    революционного пролетариата.

    Т.Л. – Не вполне с Вами согласен, Владимир Ильич. Есть области, где

    партия руководит непосредственно и убедительно, есть области, где она

    контролирует и содействует, есть, наконец, области, где она только

    ориентируется. Область искусства не такая, где партия призвана командовать.

    Она может и должна оказывать кредит доверия художественным группировкам,

    искренне стремящихся ближе подойти к революции. Как бы художественно ее

    оформить. В настоящее время у партии нет и не может быть никаких готовых

    решений в области культуры.

    Л.В. – Я полностью согласен с тем, что каждый волен писать и говорить

    все, что ему вздумается без малейших ограничений. Ограничениями могут

    служить только буржуазные взгляды, которые могут помешать закономерному

    развитию пролетарской культуры.

    К.Н. – Но полную свободу сразу давать тоже нельзя. Например, если

    ставится буржуазный фильм, который порождает совсем другие чувства – не те,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.