МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

    направленные на борьбу с неграмотностью: организация общества «Долой

    неграмотность», образование сети рабочих клубов, изб читален, библиотек,

    издание книг, брошюр, излагавших оригинальную точку зрения. Выявляется

    проблема нехватки финансовых средств, стоявшая на пути введения всеобщего

    начального образования. Рассматривается подробно

    ____________________________

    1 История России: Учебное пособие для ВУЗов, колледжей, лицеев,

    гимназий и школ: В 2т, Т.2/ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и

    др Под ред. Леонова С.В.-М.:Владос,1995г., с. 208

    структура начального образования, формы подготовки рабочих кадров (ФЗУ,

    техникумы, профкомы, краткосрочные курсы).

    Рассматривается социальный состав учебных заведений, государственная

    политика в области высшего образования: благоприятные условия для

    поступления в ВУЗы рабочих и крестьян и искусственно затрудненный прием

    детей интеллигенции, нэпманов. Введение новых идеологизированных программ,

    удаления нелояльных к власти профессоров и преподавателей.

    Отмечается противоречивость и сложность развития отечественной

    литературы и искусства, затруднившие их развитие: противоречия в экономике

    и политике, сложность общественных процессов периода нэпа, протест

    значительной части интеллигенции против революции, изгнание многих деятелей

    культуры.

    Описываются литературные группы того периода, их основные

    художественные приемы, основные взгляды, писатели входившие в объединение,

    их основные произведения: «Серапионовы братья», «Перевал», «Кузница». В

    1923 году возникла МАПП, а с 1924 года РАПП – организации, претендовавшие

    на монополию в литературе. Упоминается «Литературный центр

    конструктивистов» и «Левый фронт искусств».

    В начале 20-х годов в литературе лидирует поэзия, это, по мнению

    автора пособия, вызвано дефицитом бумаги. В 20-е годы разворачивается

    борьба писателей реалистического (Короленко, Толстой, Верисаева и др.) и

    романистического направления (Горький, Серафимович, Фадеев, Фурманов,

    Булгаков и др.), завершившаяся «победой» романистов в середине 20-х годов.

    Со второй половины 20-х годов литература стала терять своеобразие,

    наполняется штампами, стереотипными сюжетными схемами. В этом

    сыграла свою роль резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области

    художественной литературы», которая усилила идеологизацию литературы и

    искусства.1

    Описывается борьба группировок и направлений в искусстве, называются

    наиболее крупные объединения, излагается их идеология.

    Отдельный блок информации посвящен Малевичу К.

    Говорится о бурном развитии архитектуры в 20-е годы, развитии

    конструктивизма, перестройке городов, установке памятников в соответствии с

    планом монументальной пропаганды.

    На сцену многих театров (МХАТ, Малый театр) наряду с классикой в 20-е

    годы ставились пьесы новых драматургов на революционные темы. Отмечается

    значение талантливых советских режиссеров: Станиславского, Нимировича-

    Данченко, Мейерхольда, Вахтангова для развития культуры в целом.

    Определяющим процессом в культурной жизни 30-х годов является

    «воспитание нового человека», что требовало

    _________________________

    1 История России: Учебное пособие для ВУЗов, колледжей, лицеев,

    гимназий и школ: В 2т, Т.2/ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и

    др Под ред. Леонова С.В.-М.:Владос,1995г, с. 212.

    скорейшего преодоления культурной отсталости широких масс. В пособии

    пишется о введении всеобщего обязательного первоначального обучения и

    ликвидации неграмотности, о значении этого явления для развития советского

    общества. Отмечаются достижения советских ученых, развитие науки в СССР.

    Однако развитие науки тормозило гнетущая атмосфера тоталитарного

    государства.

    Были репрессированы сотни выдающихся ученых, конструкторов.1 В

    результате пострадали целые отрасли науки, был нанесен значительный ущерб

    развитию таких направлений в науке, как генетика, радиотехника, физика

    атома, автостроение и др.

    По мнению автора пособия, стремление партийно-государственного

    руководства к созданию новой социалистической культуре, насаждению

    единомыслия и мобилизации масс на форсированную модернизацию обусловили

    возрастание роли идеологического фактора, полностью поставили некоторые

    общественные науки на службу идеологии, лишив их исследовательских функций.

    В 30-е годы возрастает роль исторического образования. Для

    утверждения концепции «Сталин – это Ленин сегодня», преувеличивается роль

    Сталина в истории, искажаются многие исторические факты. Отмечается

    классовый подход к науке, доходивший до абсурда,

    _______________

    1 История России: Учебное пособие для ВУЗов, колледжей, лицеев,

    гимназий и школ: В 2т, Т.2/ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. и

    др Под ред. Леонова С.В.-М.:Владос,1995г, с. 212.

    способствовавший уничтожению целой отрасли науки – социологии, многих

    направлений в философии и истории.

    Пишется о трагической ситуации в области литературы и искусства. Все

    многоцветье художественного творчества правящая партия пытается загнать в

    узкие рамки «социалистического реализма», репрессии подвергаются видные

    деятели литературы: Мандельштам, Третьяков, Бабель, Заболоцкий. Но и в

    рамках господствующего течения создаются значительные произведения

    Шолохова, Булгакова, стихи и поэмы Ахматовой, Васильева и др.

    Описывается процесс становления советского кинематографа. Авторы

    пособия называют произведения советских режиссеров.

    Отмечается большой урон нанесенный сталинскими репрессиями. Но,

    будучи «прореженной», деформированной, культурная жизнь не прекращалась.

    Авторы пособия называют имена наиболее крупных деятелей живописи,

    скульптуры, музыки.

    В пособии отсутствуют дополнительные блоки информации: иллюстрации,

    отрывки документов. Не раскрыта проблема воздействия культа личности

    Сталина на выбор тем в искусстве. В системе вопросов и заданий проблемы

    культуры отсутствуют. Слабо рассматривается художественная жизнь советского

    общества, нет упоминания о выставках художников. Не в полном объеме освещен

    блок информации о развитии различных направлений в культуре.

    Учебная книга по истории в 2-х частях. Ч.2./ Данилов А.А.1 «Россия и

    мир» адресуется преподавателям и учащимся 5-9 классов средних школ,

    учителям и учащимся лицеев, колледжей, гимназий, студентам неисторических

    факультетов, а также всем, кто интересуется историей.

    Учебная книга является альтернативной по отношению к федеральным

    учебникам, в школе может служить как источник дополнительной информации. В

    книге содержатся материалы, дающие системное представление об истории

    российской и мировой цивилизации, малоизвестные ранее факты, серия историко-

    психологических портретов наиболее значимых деятелей российской истории.

    Раздел, посвященный развитию культуры СССР в 20-30-е годы, полностью

    совпадает по содержанию с соответствующим разделом учебного пособия

    «История России» под редакцией Горинова М.М., Горского А.А.2

    Система иллюстраций, вопросов и заданий отсутствует.

    Анализ этих учебников показывает, что каждый из низ имеет

    определенные недостатки: в учебнике

    _______________

    1 Россия и мир: Учебная по истории в 2-х частях. Ч.2./ под общей ред.

    Проф. Данилова А.А. М.: Владос,1994.

    2 История России: Учебное пособие для вузов, колледжей, лицеев,

    гимназий и школ: в 2-х т., т. Горинов М.М.,Горский А.А.., Денисов А.А. и

    др. – М.: Владос, 1995.

    Долуцкого И.И. «Отечественная история, ХХ век»1 вопросы, связанные с

    культом личности Сталина на развитие отечественной культуры,

    практически не рассматриваются, в учебнике малый объем

    фактологического материала, многие вопросы оставляются на самостоятельное

    рассмотрение учащихся, громоздкий методический аппарат не позволяет

    сосредоточиться на тексте учебника. В других учебниках, напротив, богатый

    фактологический материал преобладает над слабоосвещенными теоретическими

    вопросами. Борьба группировок и художественных организаций в учебниках

    практически не рассматривается. Во всех проанализированных учебниках слабая

    иллюстративная база, в некоторых учебниках отсутствует полностью.

    Во всех учебниках отсутствует система, единая концепция подачи

    информации, существует диспропорция между различными блоками информации.

    Все это влечет за собой отсутствие единой концепции в раскрытии вопросов

    развития советской культуры 20-30-х годов.

    ________________

    1 Долуцкого И.И. - Отечественная история, ХХ век – М.: Мнемозина,

    1996.

    2. Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов

    в научно-исторической литературе

    В методической литературе вопросам изучения культуры советского союза

    в 20—30 годы ХХ века внимания практически не уделяется. Единственное

    пособие для учителя в большом объеме отражающая проблему – монография

    Косовой Г.Р. «Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР: 7-

    10 кл.».1

    В пособии на конкретном материале и на примерах отдельных,

    разработанных автором уроков, показана последовательная система изучения

    вопросов культуры, развития навыков и умений работы учащихся с этим

    материалом, раскрывается необходимость и возможность осуществления

    межкурсовых и межпредметных связей, решаются задачи формирования духовного

    облика школьника, овладение культурным наследием народов нашей страны.

    Пособие содержит документальный материал в помощь учителю.

    По мнению автора пособия, на пути ускорения социально-экономического

    развития страны, перестройки и обновления всех сфер общественной жизни

    важнейшая роль

    _______________

    1 Косова Г.Р.-Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории

    СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987.

    принадлежит школе: она осуществляет передачу от поколения к поколению

    накопленных человечеством и необходимость для жизнедеятельности общества

    знаний, привития умений и навыков, формирование целостных ориентаций –

    воспитание нового человека.1

    Косова Г.Р. отмечает большую роль в этом процессе культурно-

    исторического материала, который присутствует в курсах разных предметов и в

    каждом случае имеет свою специфику, которая реализуется в преподавании.

    Для достижения большей эффективности освоения вопросов развития

    культуры необходимы тесные межпредметные связи, которые способствуют

    созданию более целостной и многогранной картины развития отечественной

    культуры.

    Особая роль в вопросах изучения отечественной культуры принадлежит

    такому предмету как история: культура в ней раскрывается как компонент

    всемирного исторического развития, многие ее проявления (образование и

    наука, общественная мысль, литература и искусство, книгоиздание, театр,

    кино и т. д.) рассматриваются в динамике, в их социальной обусловленности.

    Обучение истории способствует формированию и углублению понятия

    культуры. На уроках истории, считает Косова Г.Р.,

    необходимо показать значение

    __________________

    1 Косова Г.Р.-Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории

    СССР:7-10 кл.- М.:Просвещение, 1987, с.3.

    культуры в социалистическом обществе.1

    В то же время разного рода культурно-исторический материал требует к

    себе особого подхода и выполняет различную роль в образовательно-

    воспитательном процессе.

    Особая роль и место в обучении истории принадлежит произведениям

    литературы и искусства. Они выступают многопланово: как источник знаний эти

    памятники раскрывают материальную и духовную жизнь общества, прежде всего

    идеологию и психологию людей.

    Для более углубленного восприятия произведений искусства Косова Г.Р.

    предлагает следующую схему, путь его анализа. Первый вопрос: что

    изображено? Ответ влияет на выбор темы, героя произведения, в значительной

    степени обусловленный социальной позицией художника. Выяснение того, как,

    какими средствами изображено, помогает понять, что выражено, т. к.

    раскрывает не только содержание произведения, но и эмоционально-

    эстетическую оценку отразившегося в нем явления жизни. После этого

    необходимо установить какие мысли и чувства вызывает художественной

    произведение, оказывая соответствующее воздействие на ученика.

    В процессе изучения истории ученикам необходимо узнать, что искусство

    выступает как своеобразное средство

    __________________

    1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории

    СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с.4.

    общения (новые знания, переживания, оценки, волевые импульсы); передает от

    поколения к поколению, от человека к человеку накопленный опыт.

    Работа по усвоению данного материала представляет значительные

    трудности и для ученика и для учителя, поэтому необходима четко

    разработанная система преподавания, методический аппарат. Трудности

    порождает еще и отсутствие в школах единой системы работы учителей и

    культурно-историческим материалом, затрудняющее осуществление межпредметных

    и межкурсовых связей. Система преподавания данного раздела различна у

    каждого учителя, что вызывает трудности в формировании единой системы

    умений и навыков у учащихся. Этого можно избежать, разработав единый

    методический аппарат.

    Создание такого специфического аппарата и была целью Косовой Г.Р.,

    которую она воплотила в своем пособии «Изучение вопросов культуры в

    школьном курсе СССР». В основу работы легли школьная программа и учебники.

    Отбор материала, подход к нему, система его изучения, методы работы,

    готовые варианты уроков отражают многолетний педагогический опыт автора,

    но не исчерпывают всей сложности проблемы.

    Проблемами, связанными с освоением культурного наследия СССР 20-30

    годов в пособии посвящен отдельный раздел. Вопросы культуры при изучении

    раздела «Великая октябрьская социалистическая революция и победа социализма

    в СССР».

    При изучении советского периода в истории нашей Родины автор пособия

    рекомендует показать основанную на принципах марксизма-ленинизма

    созидательную деятельность Советского государства, народа по созданию новой

    культуры, задачи и особенности культурного строительства на разных этапах

    жизни страны: формирование и укрепление новой, социалистической культуры,

    ее роль в поступательном движении советского общества, в воспитании нового

    человека.

    В пособии Косова Г.Р. дает практические рекомендации по каждой из

    предложенных тем уроков. Некоторые темы уроков в настоящее время утратили

    свою актуальность, уделение им такого же большого внимания, как предлагает

    Косова, не является целесообразным. Другие - не утратили своей значимости,

    поэтому их изучение является необходимым для каждого учителя истории, в

    плане повышения уровня преподавания.

    Безусловную важность представляет урок по выяснению роли искусства в

    20-30 годах для развития Советского государства. В условиях почти

    поголовной неграмотности масс, считает автор пособия, велика была роль

    наглядной агитации, с некоторыми образцами которой, а именно с плакатами,

    уже должны быть знакомы учащиеся.1 В начале 20-х годов, в период

    гражданской

    ______________

    1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории

    СССР:7-10 кл.- М. :Просвещение, 1987, с. 178.

    войны велика была роль наглядной агитации, в качестве примеров Косова

    рекомендует использовать плакаты Моора, Дени, для усиления эмоциональности

    восприятия необходимо использовать песни гражданской войны.

    В начале урока автор монографии предлагает спросить учащихся:

    «Какова роль плаката, революционной песни?» Заслушивается ответ и

    приводятся слова Моора: «Мы относились к искусству, как к восстанию».1

    Переосмыслить вместе с учащимися «восстание есть искусство». Необходимо

    уделить внимание памятникам, сооруженным в свете плана монументальной

    пропаганды Ленина В.И.

    Необходимо показать трудности становления новой культуры. Значение

    темы личности Ленина в советском искусстве.

    Особое место занимала лениниада Андреева Н.А. Искусство вышло к

    народу, стало важным фактором оформления улиц, площадей, революционных

    праздников.

    Для формирования представления об искусстве того периода автор пособия

    считает необходимым показать учащимся картины Петрова-Водкина К.С. «1918

    г. в Петрограде», предлагается соотнести название и содержание

    картины. Учащиеся отмечают, что 1918 г. – трудный и опасный в истории

    молодой советской республики, Петроград – колыбель революции, младенец на

    руках матери символизирует рождение нового мира;

    _________________

    1 Косова Г.Р.- Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории

    СССР:7-10 кл.- М.:Просвещение, 1987, с. 179.

    Кустодиева Б.М. «Большевик», при демонстрации этой картины Косова

    рекомендует включить по ассоциации текст Ленина: «Мы прошли победным

    триумфальным шествием из конца в конец громадной страны. Мы поднимем к

    свободе и к самостоятельной жизни самые низшие из угнетенных царизмом и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.