Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории
печати, литературе, искусству, что не могло не сказаться на некоторой
однобокости их развития. В связи с сформулированным тезисом ЦК ВКП (б) об «
Обострении классовой борьбы на теоретическом фронте» культура со второй
половины 20-х годов становится лишь средством пропаганды и идеологического
воспитания масс, но это не останавливает, по мнению автора, развитие
отечественной культуры.1
Индустриализация 20-30-х годов, по словам Орлова А.С., способствовала
массовому градостроительству и, следовательно, развитию отечественной
архитектуре, которая все более утрачивала свой художественный аспект,
скатываясь до простой функциональности.
_________________
1 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:
«Проспект», 1997, с. 422-423.
Освобожденные от доли советской идеологии современные авторы по-
новому подходят к осмыслению проблем развития отечественной культуры в 20-
30-е годы ХХ века. Им чужд классовый подход, характерный для историков
предшествующих поколений. Между тем, и современные историки не в полном
объеме рассматривают все проблемы, связанные с развитием советской культуры
данного периода, многие вопросы не рассматриваются вообще. Например, не
достаточно освещен вопрос влияния культа личности Сталина на советское
искусство, противоборство различных литературно-художественных организаций
и объединений. При рассмотрении многих форм искусства (киноискусство,
театр, поэзия и так далее) указываются лишь наиболее известные художники и
названия их работ, все сложности, связанные с развитием этих направлений не
рассматриваются.
4. Общие проблемы развития культуры 20-30-х годов
в СССР в искусствоведческих работах.
События февраля-октября 1917 года создали предпосылки для развития
новой, социалистической культуры. Несмотря на трудности политической и
экономической обстановки - последствия первой мировой войны, начавшуюся
затем гражданскую войну и интервенцию, усиливших голод и разруху, -
вопросам искусства в молодой советской республике уделялось большое
внимание.1 Советское изобразительное искусство с момента своего зарождения
оказалось теснейшим образом связано со становлением и развитием
социалистического общества.
Первые же декреты Советского правительства об охране
художественных ценностей, национализации музеев и крупных коллекций,
постановления об издании большими тиражами классиков литературы,
реставрации архитектурных памятников подтверждали принадлежность народу2
величайших творений отечественного искусства. Реорганизация художественных
школ и академий, создание впервые в истории краев художественных учебных
заведений, открытие множества рабочих и красноармейских студий,
распоряжение о снабжении всем необходимым объединенных в артели мастеров
художественных ремесел - все эти конкретные меры были свидетельством заботы
о выявлении и поддержке народных талантов.
Обращаясь к данной проблеме, Аболина Р.Я в монографии
«Советское искусство периода гражданской войны и первых лет строительства
социализма» пишет о том, что «...тяга к искусству широких народных масс
была огромной. Перед ними открылись все накопленные веками ценности
культуры».4 Многие исследователи отмечают ряд характерных событий того
времени: возникают кружки художественной самодеятельности, изостудии,
музыкальные и театральные коллективы. Вопросы эстетического воспитания
народа, содержание и форма нового искусства, близость и доступность его
народным массам, проникновение искусства в быт встают уже в те годы.5
Советское правительство с самого начала делало ставку на массовость нового
искусства, рожденного в годы Великой Октябрьской социалистической
революции. Разрушались старые устои быта и всей
жизни; шла неустанная борьба
1 Аболина Р.Я. - Сов.искусство периода гражданской войны и первых
лет строительства социализма, изд. Академии художеств СССР,
М.: 1962, с.5.
2 История искусства народов СССР т.7; Искусство народов СССР от
ВОСР до 1941 г. (Л.С.Зингер, М.А.Орлова), Изобр.искусство М.: 1972, с.6.
3 История искусства народов СССР т.7; Искусство народов СССР от ВОСР
до 1941 г. (Л.С.Зингер, М.А.Орлова), Изобр.искусство М.: 1972, с.7.
4 Аболина Р.Я., с.46
5 Лебедев П.И. - Сов. искусство в период иностранной военной
интервенции и гражданской войны. М.: Искусство, 1949, с.40.
против традиций прошлого.1 Уже в первые годы после революции советская
власть приняла все меры к тому, чтобы уничтожить разрыв между искусством и
народом, чтобы подчинить искусство интересам Советского государства.
Партия вела за собой миллионные массы народа. Она организовала трудящихся,
чтобы преодолеть те препятствия, которые стояли на пути к построению
социализма, чтобы сломить сопротивление буржуазии, чтобы направить
развитие советской культуры по правильному пути.2 Таким образом, видно, что
Советское правительство с 1920 года начинало активно бороться за создание
единого, массового, общенационального искусства, полностью соотносимого с
официальной идеологией марксизма-ленинизма. В частности, в 1922 г. в
резолюции ХII партконференции было указано, что «партия должна делать все,
что от нее зависит для того, чтобы помочь кристаллизации тех течений и
групп, которые обнаруживают действительное желание помочь рабоче-
крестьянскому государству».3 Наиболее полно политика партии по вопросам
искусства была выражена в это время в резолюции ЦК РКП (б) от 18 июня 1925
г. о политике партии в
1 История русского и советского искусства. М.: “Высшая школа”,
1989, с.340
2 История русского искусства т.11, Издательство АН СССР, М..:
1957, с.174
3 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов
ЦК, ч.1, М.: 1956, с.174
области художественной литературы. В этой резолюции был дан глубокий с
точки зрения того времени и официальной идеологии, анализ состояния
искусства в стране и намечены пути его дальнейшего развития.
Резолюция ставила перед деятелями советской литературы и
искусства ряд важных задач. Центральный комитет призывал к тому, чтобы
писатели и художники полней использовали материал современности, чтобы они
создавали искусство понятное и близкое миллионам трудящихся, чтобы порвав с
«предрассудками братства» и используя все технические достижения старого
мастерства, искусство должно бы «вырабатывать соответствующую форму,
понятную миллионам».1
По отношению к пролетарским художественным организациям политика
партии состояла в том, чтобы всячески помогать их росту и, всемерно их
поддерживая, «предупреждать всеми средствами проявление комчванства среди
них, как самого губительного явления».2 Желание поставить как можно
большее количество объединений
____________________
1 О политике партии в области худ. Литературы (Резолюция ЦК
РКП(б) от 18 июня 1925 г. -6 кн.: О партийной и сов.печати, сб. доп.
М.: 1954, с.347.
2 О политике партии в области худ. Литературы (Резолюция ЦК
РКП(б) от 18 июня 1925 г. -6 кн.: О партийной и сов.печати, сб. доп.
М.: 1954, с.345.
деятелей искусства под контроль партии легко объяснимо, так как советская
идеология осознавала значение использования всех проявлений культуры в
целях пропаганды социалистического образа жизни.
В работе «Об искусстве» Луначарский А.В. говорит о больших
возможностях «идеологической обработки»1 советских людей посредством
близкого им по духу искусства. Человек, имеющий талант в какой-либо области
искусства, имел, по мнению Луначарского, гораздо больше возможностей
«находить путь к сердцам людей, чем неодаренный человек».2 Следовательно,
вполне разумным для того времени было решение идеологов социализма
вооружить «всеми видами искусства, которое явится могучим подспорьем для
агитации,3 людей, причастных к агитационной работе и, главное,
коллективного проповедника - коммунистическую партию».4 Советские лидеры
большое внимание уделяли таким формам искусства, «которые возникли только в
самое позднее время,
____________________
1 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское
искусство - М.: Искусство, 1982, с.50.
2 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское
искусство - М.: Искусство, 1982,, с.75
3 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское
искусство - М.: Искусство, 1982, с.75.
4 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское
искусство - М.: Искусство, 1982, с.75.
как, например, кинематография, ритмика»1 с целью их использования с
огромным результатом в качестве пропаганды. Ленин В.И. также уделял
огромное внимание кинематографии, правильно оценивал его огромную
пропагандистскую роль, называл кино важнейшим из искусств, так как именно
кинематография в тот период развивается активно, активнее других форм
искусства, приобретая популярность в народе.
Наряду с пропагандой через новые формы искусства активно используется
монументальная пропаганда, появившаяся в начале 20-х годов 20 века.
Подписанный в 1918 г. Лениным В.И. декрет о монументальной пропаганде
определил важнейшие общественные и идейно-художественные принципы
художественного творчества, поставленного на службу революции.2 В ленинском
плане монументальной пропаганды «задачи художественные тесно переплелись с
агитационными и воспитательными».3 Художники с горячим энтузиазмом
откликнулись на ленинский призыв. В осуществлении плана монументальной
________________
1 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-
советское искусство - М.: Искусство, 1982, с.79.
2 Очерки истории сов. искусства. М.: Сов.худож., 1980, с.6.
3 Аболина Р.Я. - Сов.искусство периода гражданской войны и
первых лет строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.:
1962, с.8.
пропаганды приняли участие почти все художники Москвы и Ленинграда. На
какое-то время общими задачами борьбы за новую культуру революция
объединила самых разных художников.1 В короткое время преображается облик
всех крупных городов: наряду с памятниками и мемориальными досками улицы
городов, внутренние помещения различных
учреждений наполняются разнообразными лозунгами, агит-плакатами. В период
революции и гражданской войны искусство активнейшим образом включилось в
агитационно-плановую работу по борьбе с белогвардейским нашествием,
иностранной интервенцией, по борьбе с голодом и разрухой, по широкой
пропаганде всего того, к чему стремилась ленинская партия и Советское
государство, в результате появляются «Окна РОСТА» Маяковского и Черемшина,
плакаты Моора и Осипова, «Монумент Свободы» Андреева, ряд скульптурных
образов революционеров и прогрессивных деятелей прошлого.2 Вдохновленные
значительными успехами Советского Союза в сфере народного хозяйства,
успехами по ликвидации безграмотности, улучшению социальных условий жизни,
художники уже не просто
_______________________
1 Ильина Т.В. “История искусств русской и советской школ”, “Высшая
школа”. М.: 1989, с280.
2 Аболина Р.Я, - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет
строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962, с.7
мечтают о царстве свободы и социальной справедливости; в своих
произведениях они стремятся выразить «идеалы нового общества».1
В годы НЭПа искусство продолжало активно участвовать в общественной
жизни. Этот период - 20-е - начало 30-х годов отмечен возникновением и
совместным существованием множества различных организаций и учреждений.
Все объединения можно условно разделить на две группы. Первая - это
проправительственные организации, такие как АХРР («Ассоциация художников
революционной России»), ОСТ («Общество художников-станковистов»), НОЖ
(«Новое общество живописцев»), АСНОВА («Ассоциация новых архитекторов»),
ОСА («Объединение современных архитекторов») и др. возникли в то же время,
действовали в контексте официальной идеологии, шедшие в авангарде партийной
пропаганды. Данные объединения четко соблюдали принцип партийности в
искусстве, который связан с политикой партии в области искусства, с ее
руководящей ролью. К другой группе можно отнести организации и отдельных
художников, архитекторов, не принадлежащих ни к одной из организаций,
которые являются сторонниками альтернативной марксизму идеологии.
Представителей данной группы официальная власть относила к сторонникам
__________________
1 Очерки истории сов. Искусства, с.7
«левого», мелкобуржуазного направления в искусстве.1 Советское
правительство вело активную пропаганду против подобных деятелей искусства,
которые, в отличие, от значительной части представителей творческих
профессий, с большим энтузиазмом «воспринявших революцию и немедленно
включившихся в творческую работу на новой основе, ... отнеслись открыто
враждебно или же заняли выжидательные позиции по отношению к новой
власти».2
Одним из ярких примеров подобных организаций могут служить организации
Пролеткультов, организаций, возникших еще до Октябрьской революции и тогда
противостоящих правительству Керенского, но к 1920 г. в значительной мере
захваченными сторонниками враждебной марксизму идеологии. Представители
«левых» течений в искусстве, «захватив некоторые ответственные посты в
Изоотделе Наркомпроса, который руководил всей художественной жизнью в
области изобразительного искусства, эти художники выдавали себя за творцов
новой революционной культуры, пытались навязать свою идеологию рабочему
классу».3 Представители данных творческих
________________
1.Лебедев П.И - Из истории борьбы за реализм в советском искусстве, 1921-
1931 г.г., с. 8.
2 Аболина Р.Я., - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет
строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962,с.7
3 Аболина Р.Я., - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет
строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962,с.7
объединений проводили выставки, альтернативные выставкам официально
признанных художников. Следует сказать, что данные выставки были
достаточно популярны в среде интеллигенции, студенчества. Государство вело
активную борьбу против данных организаций художников, мешавших пропаганде
идей марксизма-ленинизма среди широких народных масс. Большое значение в
данной борьбе имело письмо ЦК РКП (б) «О пролеткультах» от 1 декабря 1920
года, в котором партия последовательно и бескомпромиссно выступала против
деятельности данных организаций. Данное письмо прекратило существование
многих организаций «левого» толка. Это было первым шагом по унификации всех
организаций в сфере искусства, приведение их в единый стандарт в контексте
официальной идеологии. Подобная работа проводилась и в отношении деятелей
искусства, не принадлежавших ни к одному из направлений искусства, не
состоявших ни в одной из организаций деятелей искусства. Следующим шагом
было выступление в резолюции от 18 июня 1925 г. ЦК РКП (б) «решительно
против всего, что мешало развитию советской литературы», против
искусственно насаждаемой «оранжерейной пролетарской литературы», против
«самодовольного и некомпетентного вмешательства в литературные дела» со
стороны администраций. В резолюции были конкретно обозначены черты и
характер политики партии по отношению к различным группам писателей; при
этом подчеркивалось, что «в классовом обществе нет и не может быть
нейтрального искусства, хотя классовая природа искусства вообще и
литературы в частности выражается в формах бесконечно более разнообразных,
чем, например, в политике».1 Таким образом, к 1925 г. сформировалось
отношение новой советской власти ко всем видам искусства, оно заключалось в
принятии и всяческой поддержке организаций деятелей искусства и отдельных
лиц, приветствовавших и отображавших в своих произведениях основные черты
официальной идеологии, создававших заказные тематические произведения,
работавшие на благо Родины.
Предпринимались все меры по созданию единых, как можно более крупных
объединений в сфере искусства, собиравших под своим началом максимальное
количество работников культуры. Особенно значительным шагом в этом
направлении в истории развития советского искусства было постановление ЦК
ВКП (б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных
организаций». Суть данного постановления состояла в «ликвидации кружковой
замкнутости отдельных групп писателей, художников, архитекторов и
образование единых творческих союзов с целью укрепления связи искусства с
жизнью, с новой советской действительностью. При этом окрепло идейно-
политическое и методологическое единство всех творческих сил страны».2
Данное постановление «поставило точку» в
________________
1 Очерки истории советского искусства, с.11
2 Очерки истории советского искусства, с.11.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|