МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

    печати, литературе, искусству, что не могло не сказаться на некоторой

    однобокости их развития. В связи с сформулированным тезисом ЦК ВКП (б) об «

    Обострении классовой борьбы на теоретическом фронте» культура со второй

    половины 20-х годов становится лишь средством пропаганды и идеологического

    воспитания масс, но это не останавливает, по мнению автора, развитие

    отечественной культуры.1

    Индустриализация 20-30-х годов, по словам Орлова А.С., способствовала

    массовому градостроительству и, следовательно, развитию отечественной

    архитектуре, которая все более утрачивала свой художественный аспект,

    скатываясь до простой функциональности.

    _________________

    1 Орлов А.С.,История России с древнейших времен до наших дней, -М.:

    «Проспект», 1997, с. 422-423.

    Освобожденные от доли советской идеологии современные авторы по-

    новому подходят к осмыслению проблем развития отечественной культуры в 20-

    30-е годы ХХ века. Им чужд классовый подход, характерный для историков

    предшествующих поколений. Между тем, и современные историки не в полном

    объеме рассматривают все проблемы, связанные с развитием советской культуры

    данного периода, многие вопросы не рассматриваются вообще. Например, не

    достаточно освещен вопрос влияния культа личности Сталина на советское

    искусство, противоборство различных литературно-художественных организаций

    и объединений. При рассмотрении многих форм искусства (киноискусство,

    театр, поэзия и так далее) указываются лишь наиболее известные художники и

    названия их работ, все сложности, связанные с развитием этих направлений не

    рассматриваются.

    4. Общие проблемы развития культуры 20-30-х годов

    в СССР в искусствоведческих работах.

    События февраля-октября 1917 года создали предпосылки для развития

    новой, социалистической культуры. Несмотря на трудности политической и

    экономической обстановки - последствия первой мировой войны, начавшуюся

    затем гражданскую войну и интервенцию, усиливших голод и разруху, -

    вопросам искусства в молодой советской республике уделялось большое

    внимание.1 Советское изобразительное искусство с момента своего зарождения

    оказалось теснейшим образом связано со становлением и развитием

    социалистического общества.

    Первые же декреты Советского правительства об охране

    художественных ценностей, национализации музеев и крупных коллекций,

    постановления об издании большими тиражами классиков литературы,

    реставрации архитектурных памятников подтверждали принадлежность народу2

    величайших творений отечественного искусства. Реорганизация художественных

    школ и академий, создание впервые в истории краев художественных учебных

    заведений, открытие множества рабочих и красноармейских студий,

    распоряжение о снабжении всем необходимым объединенных в артели мастеров

    художественных ремесел - все эти конкретные меры были свидетельством заботы

    о выявлении и поддержке народных талантов.

    Обращаясь к данной проблеме, Аболина Р.Я в монографии

    «Советское искусство периода гражданской войны и первых лет строительства

    социализма» пишет о том, что «...тяга к искусству широких народных масс

    была огромной. Перед ними открылись все накопленные веками ценности

    культуры».4 Многие исследователи отмечают ряд характерных событий того

    времени: возникают кружки художественной самодеятельности, изостудии,

    музыкальные и театральные коллективы. Вопросы эстетического воспитания

    народа, содержание и форма нового искусства, близость и доступность его

    народным массам, проникновение искусства в быт встают уже в те годы.5

    Советское правительство с самого начала делало ставку на массовость нового

    искусства, рожденного в годы Великой Октябрьской социалистической

    революции. Разрушались старые устои быта и всей

    жизни; шла неустанная борьба

    1 Аболина Р.Я. - Сов.искусство периода гражданской войны и первых

    лет строительства социализма, изд. Академии художеств СССР,

    М.: 1962, с.5.

    2 История искусства народов СССР т.7; Искусство народов СССР от

    ВОСР до 1941 г. (Л.С.Зингер, М.А.Орлова), Изобр.искусство М.: 1972, с.6.

    3 История искусства народов СССР т.7; Искусство народов СССР от ВОСР

    до 1941 г. (Л.С.Зингер, М.А.Орлова), Изобр.искусство М.: 1972, с.7.

    4 Аболина Р.Я., с.46

    5 Лебедев П.И. - Сов. искусство в период иностранной военной

    интервенции и гражданской войны. М.: Искусство, 1949, с.40.

    против традиций прошлого.1 Уже в первые годы после революции советская

    власть приняла все меры к тому, чтобы уничтожить разрыв между искусством и

    народом, чтобы подчинить искусство интересам Советского государства.

    Партия вела за собой миллионные массы народа. Она организовала трудящихся,

    чтобы преодолеть те препятствия, которые стояли на пути к построению

    социализма, чтобы сломить сопротивление буржуазии, чтобы направить

    развитие советской культуры по правильному пути.2 Таким образом, видно, что

    Советское правительство с 1920 года начинало активно бороться за создание

    единого, массового, общенационального искусства, полностью соотносимого с

    официальной идеологией марксизма-ленинизма. В частности, в 1922 г. в

    резолюции ХII партконференции было указано, что «партия должна делать все,

    что от нее зависит для того, чтобы помочь кристаллизации тех течений и

    групп, которые обнаруживают действительное желание помочь рабоче-

    крестьянскому государству».3 Наиболее полно политика партии по вопросам

    искусства была выражена в это время в резолюции ЦК РКП (б) от 18 июня 1925

    г. о политике партии в

    1 История русского и советского искусства. М.: “Высшая школа”,

    1989, с.340

    2 История русского искусства т.11, Издательство АН СССР, М..:

    1957, с.174

    3 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов

    ЦК, ч.1, М.: 1956, с.174

    области художественной литературы. В этой резолюции был дан глубокий с

    точки зрения того времени и официальной идеологии, анализ состояния

    искусства в стране и намечены пути его дальнейшего развития.

    Резолюция ставила перед деятелями советской литературы и

    искусства ряд важных задач. Центральный комитет призывал к тому, чтобы

    писатели и художники полней использовали материал современности, чтобы они

    создавали искусство понятное и близкое миллионам трудящихся, чтобы порвав с

    «предрассудками братства» и используя все технические достижения старого

    мастерства, искусство должно бы «вырабатывать соответствующую форму,

    понятную миллионам».1

    По отношению к пролетарским художественным организациям политика

    партии состояла в том, чтобы всячески помогать их росту и, всемерно их

    поддерживая, «предупреждать всеми средствами проявление комчванства среди

    них, как самого губительного явления».2 Желание поставить как можно

    большее количество объединений

    ____________________

    1 О политике партии в области худ. Литературы (Резолюция ЦК

    РКП(б) от 18 июня 1925 г. -6 кн.: О партийной и сов.печати, сб. доп.

    М.: 1954, с.347.

    2 О политике партии в области худ. Литературы (Резолюция ЦК

    РКП(б) от 18 июня 1925 г. -6 кн.: О партийной и сов.печати, сб. доп.

    М.: 1954, с.345.

    деятелей искусства под контроль партии легко объяснимо, так как советская

    идеология осознавала значение использования всех проявлений культуры в

    целях пропаганды социалистического образа жизни.

    В работе «Об искусстве» Луначарский А.В. говорит о больших

    возможностях «идеологической обработки»1 советских людей посредством

    близкого им по духу искусства. Человек, имеющий талант в какой-либо области

    искусства, имел, по мнению Луначарского, гораздо больше возможностей

    «находить путь к сердцам людей, чем неодаренный человек».2 Следовательно,

    вполне разумным для того времени было решение идеологов социализма

    вооружить «всеми видами искусства, которое явится могучим подспорьем для

    агитации,3 людей, причастных к агитационной работе и, главное,

    коллективного проповедника - коммунистическую партию».4 Советские лидеры

    большое внимание уделяли таким формам искусства, «которые возникли только в

    самое позднее время,

    ____________________

    1 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское

    искусство - М.: Искусство, 1982, с.50.

    2 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское

    искусство - М.: Искусство, 1982,, с.75

    3 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское

    искусство - М.: Искусство, 1982, с.75.

    4 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-советское

    искусство - М.: Искусство, 1982, с.75.

    как, например, кинематография, ритмика»1 с целью их использования с

    огромным результатом в качестве пропаганды. Ленин В.И. также уделял

    огромное внимание кинематографии, правильно оценивал его огромную

    пропагандистскую роль, называл кино важнейшим из искусств, так как именно

    кинематография в тот период развивается активно, активнее других форм

    искусства, приобретая популярность в народе.

    Наряду с пропагандой через новые формы искусства активно используется

    монументальная пропаганда, появившаяся в начале 20-х годов 20 века.

    Подписанный в 1918 г. Лениным В.И. декрет о монументальной пропаганде

    определил важнейшие общественные и идейно-художественные принципы

    художественного творчества, поставленного на службу революции.2 В ленинском

    плане монументальной пропаганды «задачи художественные тесно переплелись с

    агитационными и воспитательными».3 Художники с горячим энтузиазмом

    откликнулись на ленинский призыв. В осуществлении плана монументальной

    ________________

    1 Луначарский А.В. в 2 т., т.2 - Об искусстве. Русско-

    советское искусство - М.: Искусство, 1982, с.79.

    2 Очерки истории сов. искусства. М.: Сов.худож., 1980, с.6.

    3 Аболина Р.Я. - Сов.искусство периода гражданской войны и

    первых лет строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.:

    1962, с.8.

    пропаганды приняли участие почти все художники Москвы и Ленинграда. На

    какое-то время общими задачами борьбы за новую культуру революция

    объединила самых разных художников.1 В короткое время преображается облик

    всех крупных городов: наряду с памятниками и мемориальными досками улицы

    городов, внутренние помещения различных

    учреждений наполняются разнообразными лозунгами, агит-плакатами. В период

    революции и гражданской войны искусство активнейшим образом включилось в

    агитационно-плановую работу по борьбе с белогвардейским нашествием,

    иностранной интервенцией, по борьбе с голодом и разрухой, по широкой

    пропаганде всего того, к чему стремилась ленинская партия и Советское

    государство, в результате появляются «Окна РОСТА» Маяковского и Черемшина,

    плакаты Моора и Осипова, «Монумент Свободы» Андреева, ряд скульптурных

    образов революционеров и прогрессивных деятелей прошлого.2 Вдохновленные

    значительными успехами Советского Союза в сфере народного хозяйства,

    успехами по ликвидации безграмотности, улучшению социальных условий жизни,

    художники уже не просто

    _______________________

    1 Ильина Т.В. “История искусств русской и советской школ”, “Высшая

    школа”. М.: 1989, с280.

    2 Аболина Р.Я, - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет

    строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962, с.7

    мечтают о царстве свободы и социальной справедливости; в своих

    произведениях они стремятся выразить «идеалы нового общества».1

    В годы НЭПа искусство продолжало активно участвовать в общественной

    жизни. Этот период - 20-е - начало 30-х годов отмечен возникновением и

    совместным существованием множества различных организаций и учреждений.

    Все объединения можно условно разделить на две группы. Первая - это

    проправительственные организации, такие как АХРР («Ассоциация художников

    революционной России»), ОСТ («Общество художников-станковистов»), НОЖ

    («Новое общество живописцев»), АСНОВА («Ассоциация новых архитекторов»),

    ОСА («Объединение современных архитекторов») и др. возникли в то же время,

    действовали в контексте официальной идеологии, шедшие в авангарде партийной

    пропаганды. Данные объединения четко соблюдали принцип партийности в

    искусстве, который связан с политикой партии в области искусства, с ее

    руководящей ролью. К другой группе можно отнести организации и отдельных

    художников, архитекторов, не принадлежащих ни к одной из организаций,

    которые являются сторонниками альтернативной марксизму идеологии.

    Представителей данной группы официальная власть относила к сторонникам

    __________________

    1 Очерки истории сов. Искусства, с.7

    «левого», мелкобуржуазного направления в искусстве.1 Советское

    правительство вело активную пропаганду против подобных деятелей искусства,

    которые, в отличие, от значительной части представителей творческих

    профессий, с большим энтузиазмом «воспринявших революцию и немедленно

    включившихся в творческую работу на новой основе, ... отнеслись открыто

    враждебно или же заняли выжидательные позиции по отношению к новой

    власти».2

    Одним из ярких примеров подобных организаций могут служить организации

    Пролеткультов, организаций, возникших еще до Октябрьской революции и тогда

    противостоящих правительству Керенского, но к 1920 г. в значительной мере

    захваченными сторонниками враждебной марксизму идеологии. Представители

    «левых» течений в искусстве, «захватив некоторые ответственные посты в

    Изоотделе Наркомпроса, который руководил всей художественной жизнью в

    области изобразительного искусства, эти художники выдавали себя за творцов

    новой революционной культуры, пытались навязать свою идеологию рабочему

    классу».3 Представители данных творческих

    ________________

    1.Лебедев П.И - Из истории борьбы за реализм в советском искусстве, 1921-

    1931 г.г., с. 8.

    2 Аболина Р.Я., - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет

    строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962,с.7

    3 Аболина Р.Я., - Сов.искусство периода гражданской войны и первых лет

    строительства социализма, изд.Академии художеств СССР, М.: 1962,с.7

    объединений проводили выставки, альтернативные выставкам официально

    признанных художников. Следует сказать, что данные выставки были

    достаточно популярны в среде интеллигенции, студенчества. Государство вело

    активную борьбу против данных организаций художников, мешавших пропаганде

    идей марксизма-ленинизма среди широких народных масс. Большое значение в

    данной борьбе имело письмо ЦК РКП (б) «О пролеткультах» от 1 декабря 1920

    года, в котором партия последовательно и бескомпромиссно выступала против

    деятельности данных организаций. Данное письмо прекратило существование

    многих организаций «левого» толка. Это было первым шагом по унификации всех

    организаций в сфере искусства, приведение их в единый стандарт в контексте

    официальной идеологии. Подобная работа проводилась и в отношении деятелей

    искусства, не принадлежавших ни к одному из направлений искусства, не

    состоявших ни в одной из организаций деятелей искусства. Следующим шагом

    было выступление в резолюции от 18 июня 1925 г. ЦК РКП (б) «решительно

    против всего, что мешало развитию советской литературы», против

    искусственно насаждаемой «оранжерейной пролетарской литературы», против

    «самодовольного и некомпетентного вмешательства в литературные дела» со

    стороны администраций. В резолюции были конкретно обозначены черты и

    характер политики партии по отношению к различным группам писателей; при

    этом подчеркивалось, что «в классовом обществе нет и не может быть

    нейтрального искусства, хотя классовая природа искусства вообще и

    литературы в частности выражается в формах бесконечно более разнообразных,

    чем, например, в политике».1 Таким образом, к 1925 г. сформировалось

    отношение новой советской власти ко всем видам искусства, оно заключалось в

    принятии и всяческой поддержке организаций деятелей искусства и отдельных

    лиц, приветствовавших и отображавших в своих произведениях основные черты

    официальной идеологии, создававших заказные тематические произведения,

    работавшие на благо Родины.

    Предпринимались все меры по созданию единых, как можно более крупных

    объединений в сфере искусства, собиравших под своим началом максимальное

    количество работников культуры. Особенно значительным шагом в этом

    направлении в истории развития советского искусства было постановление ЦК

    ВКП (б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных

    организаций». Суть данного постановления состояла в «ликвидации кружковой

    замкнутости отдельных групп писателей, художников, архитекторов и

    образование единых творческих союзов с целью укрепления связи искусства с

    жизнью, с новой советской действительностью. При этом окрепло идейно-

    политическое и методологическое единство всех творческих сил страны».2

    Данное постановление «поставило точку» в

    ________________

    1 Очерки истории советского искусства, с.11

    2 Очерки истории советского искусства, с.11.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.