МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

    ценностей;

    - умение выражать и отстаивать свое отношение к тому или иному

    факту, событию.

    Ход урока.

    В своем вводном слове учитель говорит об особенностях развития

    Советского Союза в 20-30-е годы, о формировании режима тоталитарной власти

    и культа личности Сталина, раскрывает особенности системы тоталитарной

    власти вообще.

    Примерное содержание блока информации.

    Тоталитаризм как определенный тип политической системы, специфический

    политический режим – феномен ХХ века.

    Тоталитаризм - от латинского «total» - весь, целый, полный.

    В политический лексикон его впервые ввел Б. Муссолини для

    характеристики своего движения в 1925 г. В 30-е годы одним из первых

    ученых, который использовал понятие «тоталитаризм» – немецкий философ и

    политолог К. Шмидт. Позже понятие прочно вошло политологию и служит для

    обозначения режимов, стремящихся к полному, тоталитарному политическому

    контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

    Хотя тоталитаризм становится политической реальностью только в нашем

    веке, его идейные истоки уходят в далекое прошлое. В этом смысле в качестве

    его идейных источников можно рассматривать взгляды Платона о безусловном

    подчинении индивида и сословия государству, теорию сильной власти Н.

    Макиавели, концепцию общества – государство Т. Гоббса, идею Гегеля о

    всеобъемлющем характере государства.

    Научное осмысление тоталитаризма началось в 40-е года ХХ века. В 1944

    г. выходит первое крупное исследование феномена «Путь к рабству», автор

    которого Ф.А. фон Хайек.

    Тоталитаризм по фон Хайеку – следствие кризиса классического

    материализма с одной и появление массовой социалистического движения с

    другой стороны.

    Имея многовековую историю, тоталитарные идеи получают возможность

    практической реализации лишь в ХХ веке. Это связано со вступлением

    общества в индустриальную стадию, что привело к созданию массовых

    коммуникаций, усложнению общественных связей и организаций, сделало

    технически возможным и «тотальное промывание мозгов» и всеобъемлющий

    контроль над личностью. Кроме того появление тоталитаризма связано с ломкой

    старых политических и социальных структур, с возникновением острого

    социально-экономического кризиса резко усилившего бедствие и неравенство

    населения. Социальное отчуждение личности привело к появлению

    многочисленных маргинальных слоев, особенно восприимчивых к тоталитарной

    идеологии и склонных к политическому радикализму.

    Маргиналы – промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в

    социальной структуре, стабильной социально-этнической среды обитания,

    утратившие социально-этническую индетификацию.

    Рассмотрим наиболее характерные черты тоталитарного режима:

    1. Культ власти, восприятие власти как абсолютной ценности и высшего

    смысла человеческого существования.

    2. Монополия одной партии на власть, не ограниченная по существу

    никакими законами, даже уставом самой партии. Недопущение любого

    политического инакомыслия и политической оппозиции.

    3. Срастание партийного и государственного аппарата, когда в главе

    партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть.

    Правящая партия становится государством в государстве.

    4. Культ вождя, наделенного практичеки безграничными полномочиями и

    воплощающего не только абсолютную верховную власть, но и «дух нации».. Миф

    о всесилии хоризматического вождя, его непогрешимости выполнял

    интегрирующую функцию, сплачивал нацию или народ на этой основе.

    5. Фактическое отчуждение граждан от политического процесса,

    максимальное ограничение прав и свобод. Система террора и насилия приводит

    человека в состояние полного одиночества, «покинутости», незащищенности.

    6. Наличие системы террористической тайной полиции, превращение

    насилия в главное средство политической борьбы. Основной лозунг –

    «запрещено все, что не приказано»..

    В экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле

    партийно-государственного аппарата над производством и экономической в

    целом, на сверх централизованном плановом руководстве и управлении

    хозяйственной деятельностью.

    В духовной сфере важнейшей особенностью тоталитарного режима является

    доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной на построение

    нового политического и социального порядка, создание нового типа личности.

    Тоталитарная идеология претендует на то, чтобы быть воплощением абсолютной

    истины и, поэтому как единственно верное учение, носит обязательный

    характер.

    Выделяют несколько разновидностей тоталитаризма: коммунизм, фашизм,

    национальный социализм.

    Исторически первой стала коммунистическая модель, для которой

    характерны уничтожение частной собственности, абсолютная власть в

    государстве во всех сферах жизни общества, включая образование, средства

    массовой информации, частную жизнь граждан.

    Фашизм был установлен в Италии в 1922 году. Итальянский фашизм

    выступал не только за радикальное преобразование всего общества в

    соответствии с идеологической утопией, сколько за возрождение Римской

    империи, очищение «народной души» от бремени цивилизации, установление

    твердой государственной власти.

    Национал-социализм как общественный строй возник в Германии в 1933

    году. У национал-социализма много общего со сталинизмом, в частности оба

    основаны на идее социализма, на вере в возможность создания общества

    социальной Германии.

    Очевидно, что тоталитарная модель общества не жизнеспособна:

    осуществляемые меры не рациональны, так как основаны на насилии, росте

    социальных издержек, нарастании диспропорций в экономике.

    К началу 30-х годов в Советском Союзе окончательно оформляется режим

    тоталитарной власти. Советское общество 30-х годов по его отношению к

    режиму можно условно разделить на три группы:

    - искренне верившие в вождя и социализм с его идеями уравнительности

    и коллективизма;

    - колеблющиеся, сомневающиеся, неуверенные в правильности проводимой

    политики, но не сопротивляющиеся общему течению, а идущие за ним;

    - сопротивляющиеся режиму личной власти Сталина.

    Страна вошла в 30-е годы на волне «чрезвычайщины».. Колхозы

    обеспечили «перекачку» средств в пользу индустриализации, но силы деревни

    были подобраны. Результатом оголившей деревню «перекачки» стал голод 1932-

    1933 годы. Страна вошла в 30-е годы с опасными деформациями в системе

    власти и культуре политического руководства.

    Сознание масс стало привыкать к «чрезвачайным» мерам, многие их уже

    воспринимали как определенную норму и необходимость.

    Парадокс эпохи проявился в том, что порыв энтузиазма на строительстве

    Магнитки, Комсомольска-на-Амуре, Турсиба, Днепрогэса сочетался с трагедией

    несправедливо раскулаченных крестьян, массовым голодом, политическими

    репрессиями. Переплетались в жизни 30-х искренняя восторженность новой

    жизнью, породившей иллюзорное чувство хозяина страны, и слепое поклонение

    мнимым идеалам.

    Символом 30-х годов стал рекорд шахтера Алексея Стаханова, который с

    двумя помощниками вырубил за смену 102 т. угля, то есть около 5 норм на

    каждого (среднесуточная добыча на многих шахтах едва приближалась к 10 т.

    на человека).

    У ударников труда складывалась особая психология. Они осознавали

    значимость своих трудовых усилий, особое, героическое отношение к труду.

    Они не просто стояли у станка или работали в поле, а считали каждый свой

    шаг определенным революционным поступком. Если еще в 1931-1934 годах

    руководство страны пыталось стабилизировать положение с помощью хозрасчета

    в цехах и бригадах, поиска форм материального стимулирования колхозников,

    то позже главенствующим в экономике становится административно-командный

    натиск. Однако «психология штурма» мало способствовала росту специальных

    профессиональных знаний, вела к стремлению «наскоком» освоить новую

    технику. Гонка за рекордами вскоре стала бить по качеству. За «романтикой

    штурмов» скрывалось страшное зло производства – брак, который был

    следствием погони за количественными показателями. Отсутствие специальных

    знаний прямо сказывалось на культуре производства. Психология «натиска»

    формировала и особый тип руководителя. Это были люди энергичные, по-

    коммунистически волевые и принципиальные, но на деле подчас мешавшие

    производству из-за отсутствия должного профессионализма, культурного

    уровня. Компетентное и гибкое руководство подменялось добросовестным

    выполнением команд, идущих от столь же «компетентного» верхнего эшелона

    власти.

    Проблемы освоения техники показательными процессами решить не

    удалось. Для повышения квалификации стали в срочном порядке изменять и

    ускорять систему обучения в ФЗУ, кружках, техникумах. Но и это

    осуществлялось в «пожарном» порядке.

    Система нуждалась в героях. Через их подвиг она возвеличивала себя.

    Символом 30-х годов стали не только стахановцы, но и покорители техники и

    природы: Гризодубова В., Осипенко П., Раскова М. – первые летчицы,

    проложившие воздушную трассу Москва – Дальний Восток; Чкалов В., Беляков

    А., Байдуков Г., осуществившие первый беспосадочный перелет в США через

    Северный полюс, челюскинцы и их спасатели и другие.

    Все подвиги героев пропагандировались исключительно через призму

    мудрого руководства. Рекорды, изобретения, достижения указывались с культом

    вождя и создавали ему устойчивую популярность. Для большинства людей любовь

    к Родине становилась синонимом любви к социализму, руководству, Сталину.

    Они искренне и сознательно верили в светлое будущее своей страны. Но надо

    помнить, что слепая вера рождает культ. В обществе с низким уровнем

    образования, общей, правовой, профессиональной, политической культуры тем

    более имелась почва для появления культа. Более того, она не просто

    имелась, ее искали, на нее опиралась система.

    Если диктатура, режим личной власти возможны без поддержки "«низу"»

    то культ личности без нее невозможен. Культ -–это феномен массового

    сознания. Он имеет корни в устоявшихся традициях, психологии масс. Из-за

    забитости, вековой привычки к барскому понуканию и барской опеке различные

    слои общества приняли культ как должное, помогая тем самым укреплению

    диктаторского режима.

    Письмо Сталину в январе 1937 г. 12-летней Нины Шевцовой, дочери

    бывшего единоличника-середняка иллюстрирует отношение советских людей к

    Сталину И.В.: «Здравствуйте, дорогой товарищ Сталин, наш любимый вождь,

    учитель и друг всей счастливой Советской страны. Дорогой товарищ Сталин! Я

    слыхала по радио в Ваших речах, Вы говорили, что в Советском Союзе жизнь

    детям хороша, они учатся в школе, широко открыты им двери в школу. Это,

    конечно, верно, дорогой товарищ Сталин. Дорогой Иосиф Виссарионович, я и

    также мой брат Александр не в силах ходить в школу. Потому что, товарищ

    Сталин, питания у нас нет. Корову и лошадь у нас отобрал сельсовет в 1935

    году. И вот уже второй год мы живем без коровы и лошади. Теперь у нас в

    настоящее время нет никакой скотины ввиду того, что сельский Совет

    неправильно на нас положил налог. Он такой большой, что уплатить мы его не

    в силах… Семья у нас, товарищ Сталин, 8 человек: 6 детей, самой старшей

    девочке 14 лет и самому младшему 2 года.

    Дорогой товарищ Сталин, в школу нам ходить очень невозможно, так как

    нет питания, и к тому же у нас очень сильное малокровие.

    Дорогой и любимый вождь, товарищ Сталин! Я надеюсь, что вы окажите

    нам какую-либо помощь. Надеюсь на Вас, любимый вождь счастливой страны, что

    Вы не оставите мою просьбу».

    Интересно, как относился Сталин к прославлению своей личности. Вот

    письмо из архива: «Тов. Андрееву (Детиздат) и Смирновой (автору «Рассказов

    о детстве Сталина»). Я решительно против издания «Рассказов о детстве

    Сталина» … книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и

    людей вообще) культ личности, вождей, непогрешимых героев. Это опасно,

    вредно. Теория «героев» и «толпы» есть не большевистская, а эсеровская

    теория. Народ делает героев – отвечают большевики…

    Советую сжечь книжку.

    16 февраля 1938 г. И. Сталин»

    Как вы видите, героическая и трагичная, полная противоречий жизнь 30-

    х годов соединила в себе: массовый энтузиазм и отсутствие профессионализма

    и квалификации; революционную романтику масс и низкий уровень знаний и

    общей культуры; веру в «светлое будущее» и преклонение перед вождем;

    трудовой подвиг стахановцев и политические процессы над «вредителями»;

    прославление героев и массовые репрессии.

    Культурная жизнь общества в условиях тоталитарного режима не

    прекращается, она лишь приобретает иные формы. Вся культурная жизнь

    общества ставится в зависимость от идеологии. Всякое инакомыслие

    пресекалось в корне. В этих условиях продолжали работать выдающиеся

    советские художники, создававшие великие работы, получившие мировое

    признание.

    В сюжете каждой картины просматривается определенная тематика,

    логика, она определяется сама, вне зависимости видел ее сам художник или

    нет.

    Символом эпохи тоталитаризма может служить картина Шурпина Ф.С. «Утро

    нашей Родины». (см. приложение 2.1). Сюжет этой картины прост и

    величественен: на фоне необъятных просторов величественная фигура Сталина

    И.В., спокойного, уверенно смотрящего в даль, вселяющего надежду и

    умиротворенность в сердца людей.

    Тоталитарная власть строится на основе одной идеологии, обязательной

    для всех. Какое-либо изменение курса не представлялось возможным. Поэтому

    для тоталитарного государства необходима преемственность власти. Сталин

    должен был восприниматься советским народом как ученик, наследник Ленина,

    получивший власть на законных, почти родственных основаниях.

    Идея преемственности власти не могла не найти своего отражения в

    работах советских художников, например, в работе Грабаря И.Э.»Крестьяне-

    ходоки на приеме у В.И. Ленина» (см. приложение 2.2) на заднем плане за

    Лениным изображен Сталин, что-то записывающий. Проблему преемственности

    власти отображает Иогансон В.В. на картине «Вожди Октября» (см. приложение

    2.3), на которой вместе с Лениным В.И. в Смольном изображен Сталин И.В.

    Невооруженным взглядом видно, что историческая действительность на этих

    картинах искажена, но без этого сложно было бы обосновать идею

    преемственности власти.

    Учащимся задается вопрос: «Вправе ли мы осуждать художников за такое

    искажение исторической действительности?»

    В тоталитарном государстве вождь является отцом нации, отцом

    заботливым, отцом мудрым. На плечи художников была возложена задача

    показать Сталина в таком ракурсе. Сталин И.В. часто изображался за

    письменным столом, склонившись над бумагами, изучающим досконально все

    проблемы государства, человеком умным, спокойным, уверенным. Сталин

    является символом власти, полубогом. Сталина часто называют «русский

    сфинкс» за его портретные изображения, на всех он выглядит примерно

    одинаково: спокойный, величественный, уверенный в правильности

    происходящего, его лицо как-будто каменное, лишено эмоций. Например, именно

    так изобразил Сталина И.В. Налбандян Д.А. («Портрет И.В.Сталина» (см.

    приложение 2.4). советской общественностью вождь воспринимался ни как

    единичная личность, а как человек, работавший в окружении своих соратников.

    Этот взгляд на проблему отражает картина Герасимова А.М. «И.В.Сталин и

    К.Е.Ворошилов в Кремле» (см. приложение 2.5.). Сталин и Ворошилов на этой

    картине изображены как верные соратники, друзья. Отношение к личности

    Сталина у советских людей было неоднозначным, но большинство верили в

    Сталина, в правильность совершаемых им действий, для них Сталин был

    воплощением своих мечтаний с его личностью ассоциировался приход «светлого

    будущего». Герасимов А.М. таким увидел Иосифа Виссарионовича: «Спокойствие,

    вера в силу и героизм народа, поднявшего знамя величайшей из революций,

    твердая уверенность в окончательной победе и вместе с тем необычайная

    простота, скромность были основными, запомнившимися на всю жизнь

    впечатлениями от встречи с И.В. Сталиным, когда мне посчастливилось видеть

    его в майские сумерки по опустевшей после демонстрации Красной площади.

    Сталин – это победа. Победа дается только беззаветно смелым, только глубоко

    уверенным в правоте задуманного дела, правду и справедливость которого

    разделяют и защищают миллионы трудящихся». Личность Сталина вдохновила

    многих советских людей на трудовые подвиги. Чувство художников как и

    простых советских людей отображали сами названия картин «Незабываемая

    встреча» Ефанова (см. приложение 2.6), «Вождь, учитель, друг» Шегала Г.

    (см. приложение 2.7). На этих картинах Сталин-Бог, ему поклоняются

    миллионы. На них Сталин бесконечно добрый, мудрый, человечный человек,

    готовый придти на помощь в трудную минуту.

    Далее учащимся задаются вопросы: «Как вы считаете, было ли искренним

    отношение художников к Сталину, изображенное на картинах? Можно ли в

    условиях тоталитарного государства оставаться свободной творческой

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.