МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

    1 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература,

    1991, с. 178.

    2 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная литература,

    1991, с. 151.

    3 Троцкий Л.Д. «Литература и революция»; М.: Военная

    литература, 1991, с. 150

    2. Сложившаяся школа рассмотрения вопросов

    развития культуры 20-30-х годов в

    исторической науке советского периода.

    Рассмотрение вопросов развития советской культуры у практически всех

    историков советского периода одинаково, так как исследование любой проблемы

    жестко ограничивалось рамками официальной идеологии.

    В советской историографии в исследованиях Кима М.П. «История СССР:

    эпоха социализма», Сараевой С.А. «История СССР: эпоха социализма», Артемова

    Н.Е. «История ССР», в 8 томе «Истории СССР» в 12 томах под редакцией

    Пономарева Б.Н., в «Пособии для поступающих в МГУ» Марысевича И.Д. и

    многих других работах данной проблеме уделяется должное внимание.

    Для всех работ из ранних до 1989 г. характерно единство во мнении по

    отношению к тому или иному вопросу, в том числе и к вопросу развития

    культуры. Практически все исследователи сходятся во мнении, что одной из

    главных задач «культурной революции» была ликвидация неграмотности. В

    частности, Клим М.П. в работе «История СССР: эпоха социализма» отмечает

    значимость этой проблемы. Автор пишет о создании общества «Долой

    неграмотность» и о его большом значении в решении данной проблемы. По

    переписи населения 1926 г. грамотность в стране поднялась до 56,6%, против

    32% в 1920 г. В соответствии с ленинскими указаниями ВЦИК (Высший

    центральный исполнительный комитет) и Совнарком в августе 1923 г. издан

    декрет, в котором ликвидация неграмотности была признана «наиболее важной и

    ударной задачей народного просвещения в настоящих условиях, тесно связанной

    с хозяйственным возрождением страны».1 Осенью 1923 г. было создано

    массовое добровольное общество «долой неграмотность (ОДН), председателем

    которого был избран Калинин М.И. Общество провело большую, по мнению

    автора, работу по вовлечению широких трудящихся масс в борьбу с

    неграмотностью.2 Историк расшифровывает популярный лозунг того времени

    «овладел грамотой сам – обучи неграмотного!», пишет о включении в борьбу с

    неграмотностью сотен тысяч людей. В конце 20-х годов возникла новая форма

    активного участия общественности в борьбе с неграмотностью «культурный

    поход». Его инициаторами выступили москвичи, первыми организовавшие группы

    культармейцев – грамотных людей, способных обучать неграмотных. Ликвидация

    неграмотности среди взрослого населения была важным шагом в борьбе за

    всеобщую грамотность. Следующим шагом в решении проблемы неграмотности

    был, по мнению автора, «переход к всеобщему

    ___________________

    1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

    1974 г., с. 275.

    2 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

    1974 г., с. 275.

    обязательному начальному обучению».1 Согласно решению первого партийного

    совещания по вопросам народного образования (декабрь 1920 г. – январь 1921

    г.) была проведена перестройка средней школы. Разъясняя необходимость

    перехода к семилетней школе, Ленин писал, что «партия должна рассматривать

    понижение возрастной нормы учащихся до 15 лет и слияние старших классов

    школы с профтехшколами «исключительно» … как практическую необходимость,

    как временную меру, вызванную «нищетой и разорением» страны».2

    Расшифровывая данное положение, Клим М.П. пишет, что в связи с этим

    Владимир Ильич предостерегал от того, чтобы временное слияние старших

    классов школы с профтехшколами не привело к превращению обучения в

    ремесленничество, для чего необходимо, во-первых, «избегать ранней

    специализации» и, во-вторых, «расширить во всех школах общеобразовательные

    предметы».3 Историк положительно оценивает историко-ленинский принцип

    политехнической школы, определявший развитие не только общеобразовательной,

    но и профтехнической школы. Значительный шаг на пути к окончательному

    решению проблемы неграмотности был сделан введением с 1930-1931

    _________________

    1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

    1974 г., с. 276.

    2 Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 323.

    3 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

    1974 г., с. 276.

    учебного года всеобщего бесплатного обучения детей в возрасте 8-10 лет в

    объеме не менее четырехлетнего курса

    начальной школы. Данное решение было принято на основе декрета XVI съезда

    ВКП (б) ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» и

    одноименном законе, принятом 14.08.1930 г. Историк отмечает, что к концу

    первой пятилетки задача введения всеобщего обязательного начального

    обучения была в основном решена: в конце 1932 г. в начальной школе

    обучалось 98% всех детей в возрасте от 8 до 11 лет.

    В начале 30-х годов в «новых условиях развернутого наступления

    социализма по всему фронту, назрела необходимость коренным образом изменить

    содержание работы в школе: усилить ведущую роль педагога в школьном

    образовании, ввести твердые программы обучения, точно регламентировать

    учебный процесс.1

    В 20-е годы ХХ века шел процесс максимальной идеологизации школьного

    образования.

    В этот период повышается роль общественных наук в новых условиях. В

    1925 г. было создано научное общество марксистов-историков.

    В ноябре 1923 г. состоялся первый Всероссийский съезд научных

    работников.2

    __________________________

    1История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

    1974 г., с. 277.

    2 История СССР в 2-х т. т. 2/ Артемов Н.Е.- М.: «Высшая школа»,

    1982, с. 111.

    Артемов считал, что в развитии советской науки большое значение имело

    создание новых институтов в системе Академии наук. В области высшей школы

    важным достижением было коренное изменение социального состава

    учащихся и студенчества. В отличие от дореволюционного периода, когда

    образование получали в основном представители привилегированных классов, в

    20-е годы подавляющее большинство учащихся – представители сельской и

    рабочей молодежи. В 1923 г. были созданы школы крестьянской молодежи. В

    1925 г. в высших учебных заведениях РСФСР рабочие составляли 20,7%,

    крестьян 24,6%, что, по мнению автора, свидетельствовало о громадной

    демократизации состава студенчества.1

    Не меньше внимания уделяет Сараева С.А. в работе «История СССР: эпоха

    социализма» проблеме борьбы с неграмотностью. Осуществление культурной

    революции, считает Сараева С.А., предполагает прежде всего достижение

    всеобщей грамотности населения.2 Перелом в решении данной проблемы наступил

    в первой пятилетке, когда под руководством партии была развернута работа по

    ликвидации неграмотности. Автор отмечает значение привлечения к данной

    работе «более миллиона культармейцев».3

    _________________

    1 История СССР в 2-х т.т.2/Артемов Н.Е.-М.:«Высш. школа»,1982,с.111.

    2 История СССР. Эпоха социализма / Сараева С.А., М.: «Просвещение»,

    1983, с. 248.

    3 История СССР. Эпоха социализма / Сараева С.А., М.: «Просвещение»,

    1983, с. 249.

    Марысевич И.Д. в «Пособии для поступающих в МГУ» отмечал всенародный

    характер движения за ликвидацию неграмотности и малограмотности».1

    Всенародный характер это движение получило из-за участия в нем ленинского

    комсомола. Именно комсомольцы взяли на себя решение задачи нехватки

    педагогических кадров для обучения неграмотных, они претворили в жизнь

    популярный в те годы лозунг «Грамотный обучи неграмотного!». VII съезд

    ВЛКСМ в мае 1928 г. потребовал от комсомольцев более активного участия в

    борьбе за просвещение.2 Особенно сложной была работа в деревне, где

    неграмотных насчитывалось больше всего. Более успешно ликвидация

    неграмотности проходила в районах сплошной коллективизации.

    Препятствием на пути к всеобщей грамотности был классовый враг –

    кулачество, использовавшее в своих интересах темноту и невежество масс,

    бытовые и национальные предрассудки, нередко пытались чинить и физическую

    расправу над культармейцами и учащимися. Пономарев Б.Н. считал, что это не

    могло помешать развитию всенародной борьбы за ликвидацию неграмотности.3

    __________________________________

    1 История СССР. Пособии для поступающих в МГУ, М.: «МГУ», 1973, с.

    139.

    2 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 12, М.:

    «Наука», 1967, с. 632.

    3 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 12, М.:

    «Наука», 1967, с. 634.

    В советской исторической науке итоги этой борьбы оцениваются

    положительно. К 1932 г. подавляющая часть взрослого населения СССР

    научилась читать и писать. Хотя в целом по стране успехи преодоления

    неграмотности были реальны и велики, в ряде областей имели место факты

    завышения результатов этой работы. В начале за высокими показателями

    нередко к категории грамотных относили и тех, кто едва мог написать свою

    фамилию. Как показали последующие годы в СССР оставалось еще немало

    неграмотных, которых следовало обучить чтению и письму. Поэтому обучение

    неграмотных продолжалось и в дальнейшем.1

    Наряду с проблемой неграмотности ряд историков отмечает еще целый ряд

    важных задач культурной революции. Одна из них – идеологизация населения

    страны. Артемов Н.Е. считает, что идеологизированный фронт в условиях новой

    экономической политики стал одним из главных участков классовой борьбы.2

    Задачи социалистического строительства требовали подъема культурно-

    политического уровня рабочих масс. XVI съезд ВКП (б) указал, что необходимо

    пропитать культурно-просветительскую работу коммунистическим содержанием,

    борясь против малейших попыток оторвать ее от задач

    _________________

    1 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 12, М.:

    «Наука», 1967, с. 635.

    2 История СССР:эпоха социализма – М.:«Высшая школа»,1982г., с.110.

    социалистического строительства и решительно преодолевая в ней элементы

    аполитичности и узкого культурничества.1 Многие исследователи отмечают,

    что рост партийных рядов выдвигает на первый план задачу марксистско-

    ленинского воспитания членов партии.2 В области массовой культурно-

    просветительской работы в городе и в значительной мере в селе должны были

    играть профсоюзы.

    Интересна точка зрения Кима М.П., отмеченная в работе «История СССР:

    эпоха социализма, где указывается, что наряду с подъемом культурно-

    политического уровня партийных масс, задачи социалистического строительства

    систематически требовали усиления идеологической работы партии, укрепления

    марксистско-ленинского теоретического фронта.3 Автор ссылается на статью

    Ленина В.И. «О значении воинствующего материализма», в которой Владимир

    Ильич сформировал программу марксистского, в том числе атеистического,

    воспитания народа, показал необходимость борьбы с буржуазной идеологией.

    Большую роль в претворении этой программы в жизнь Клим М.П. отводил

    культурно-просветительским учреждениям города и деревни: клубам,

    библиотекам, музеям.

    ___________________

    1 История СССР:эпоха социализма – М.:«Высшая школа»,1982г.,с.137.

    2 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 8, М.:

    «Наука», 1967, с. 650.

    3 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

    1974 г., с. 280.

    Исключительно важную роль, в этом мнении сходятся многие советские

    исследователи, в политическом просвещении трудящихся играла советская

    печать.1 Новым явлением было возникновение в 1921-1922 годах стенных и

    фабрично-заводских газет. Большое распространение получает радиовещание. С

    конца 20-х годов оно все более широко входит в культурный

    обиход рабочих и крестьян. Историк отмечает значимость этого явления. По

    его мнению, радиовещание стало «могучим средством повседневной связи

    партии и советского правительства с массами», способствовало «культурному

    сближению деревни с городом».2 Радиовещание как явление Пономарев Б.Н.

    считал «могучим средством коммунистического воспитания народа».3 С самого

    начала радио считалось из-за своей доступности одним из основных органов

    пропаганды.

    Немалую роль в культурно-политическом воспитании трудящихся играли

    библиотеки и музеи. Расширяется книгоиздательство по всей стране. Летом

    1929 г. была проведена специальная компания, получившая название

    «Библиотечный поход» . Этот поход проходил под лозунгом:

    ____________

    1 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

    1974 г., с. 281.

    2 История СССР: эпоха социализма / Клим М.П. – М.: «Высшая школа»,

    1974 г., с. 281.

    3 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 8, М.:

    «Наука», 1967, с. 656.

    «Книгу в массы», «Укрепим библиотеки!». В дни похода расширяется актив

    друзей книги, были собраны дополнительные средства на комплектование

    библиотек.

    Советскими исследователями отмечается вклад Крупской Н.К. в развитие

    библиотечного дела. Крупская Н.К «неустанно проводила в жизнь указания

    Ленина В.И. по вопросам библиотечного строительства, способствовала

    развитию широкой сети библиотек, принимала непосредственное участие в

    разработке решений партии и правительства по вопросам библиотечного дела».1

    Все эти средства и методы сыграли, по мнению авторов, безусловно

    положительную роль в политическом образовании трудящихся. Происходило

    «формирование социалистического сознания у широкий слоев трудящихся как

    важнейшего повышения условия их активности а борьбе за построение

    социализма».2

    По мнению ряда советских исследователей, общий культурный подъем в

    стране нашел свое отражение с становлении литературы и искусства. Наряду с

    писателями старшего поколения в литературу вступили молодые прозаики

    Фурманов Д., Фадеев А., Леонов Л., Лебединский Ю., Федин К., Бабель И. и

    др. Гордостью советской литературы стали

    ____________________

    1 История СССР с древнейших времен до наших дней в 12 т., т. 8, М.:

    «Наука», 1967, с. 657.

    2 История СССР. Эпоха социализма / Сараева С.А., М.: «Просвещение»,

    1983, с. 249.

    замечательные советские поэты Маяковский В., Есенин С., Бедный Д. и др.

    Творчество подавляющего большинства работников литературы и искусства

    служило делу революции. По мнению советских историков, коммунистическая

    партия заботливо помогала художественной интеллигенции овладевать методом

    социалистического реализма, отстаивать и развивать важнейшие принципы

    советского искусства – народность, коммунистическую идейность,

    партийность.1

    Клим М.П. считал, что выдающуюся роль в борьбе за идейный подъем

    советской литературы сыграл Горький А.М.2 В конце 20-х начале 30-х годов

    он написал большое количество публицистических статей, в которых разоблачал

    подготовку новой империалистической войны, вел борьбу за мир и страстно

    защищал новое, социалистическое общество. Вторая половина 20-х годов

    принесла широкую популярность Шолохову М., Толстому А., Фадееву А.

    Все историки отмечают прочное внедрение метода социалистического

    реализма в советское искусство. Основной темой художественных произведений

    стала тема создания нового строя, наряду с изображением революционного

    прошлого.3 Вместе с героями строительства социализма в

    ______________

    1 История СССР с древнейших времен до наших дней, т. 8 / Пономарев

    Б.Н., М.: «Наука», 1967.. с. 658.

    2 История СССР:эпоха социализма – М.:«Высшая школа», 1974, с. 283.

    3 История СССР: эпоха социализма / Сараева С.А.- М.: «Просвещение»,

    1983, с. 252.

    советском искусстве становится очень популярна тема героев трудового

    фронта, отражающая новое явление в жизни деревни. Большой подъем переживает

    детская литература. Маяковский В., Маршак С. выступали с произведениями,

    ставшими классикой советской литературы для детей. Вместе с отображением

    советской жизни значительное место в творчестве литераторов стала занимать

    и историческая тематика.

    Наряду с бурным развитием советской литературы советские историки

    отмечают значительные достижения во всех других отраслях искусства. В

    частности, Сараева С.А., Артемов Н.Е., Клим М.П., Пономарев Б.Н. и многие

    другие пишут о больших успехах в театральном искусстве, в развитии

    которого значительную роль сыграли Станиславский К.С., Немирович-Данченко

    В.И., Охлопков Н., Таиров А. И др. Артемов Н.Е. указывает на утверждение

    метода социалистического реализма в театре.1

    Ленинские слова, сказанные им в беседе с Луначарским А.В. в феврале

    1922 г. о том, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино»,

    определили, по мнению советских историков, пути развития советского

    кинематографа. Благодаря огромному вниманию и помощи Советского

    правительства уже к 1925 г. было выпущено

    _________________

    1 История СССР: эпоха социализма / Артемов Н.Е. – М.: «Высшая

    школа», 1982, с. 138.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.