МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории

    стремлением мастера.

    Желание достигнуть предельной реалистической выразительности и

    жизненности живописи порождало в нем несколько странные попытки достигнуть

    в передаче предметов полной иллюзии. Иногда он, работая над картиной,

    прилаживал на холст настоящий небольшой предмет, например листок бумаги, и

    писал все остальное так, что листок сливался со всем, что было изображено

    на картине. Потом, при показе работ, он, радуясь как ребенок, торжественно

    подходил к холсту и снимал этот пришпиленный листок бумаги, который мы

    только что расхваливали как очень удачный кусок живописи. Однако нужно

    сказать, что лучшие произведения тридцатых годов были написаны им вне этих

    иллюзорных и классических увлечений, в частности, великолепный,

    драматический портрет Мейерхольда В.Э. 1938 года.

    Работа во «Всекохудожнике» сталкивала меня с самыми разными

    художниками всех возрастов и поколений. Естественно, я больше склонялся к

    молодежи и помогал ей, чем мог. Ребята были боевые и скоро организовали

    сатирический коллектив «Охра тертая», выпускали огромную стенную газету,

    изобразительно оформленную. В ней можно было увидеть прикрепленную клетку с

    живой канарейкой, и большую резиновую галошу, и огромные карикатуры, и

    шаржи. Заводилой в этом коллективе был мой ближайший друг, неиссякаемый на

    выдумки Исаак Эбериль, героический погибший в годы Великой Отечественной

    войны. Скоро мы организовали эстрадно-сатирическую труппу и начали

    выступать в Центральном Доме работников искусств, когда он помещался еще в

    подвале в Старо-Пименском переулке. Выступления наши пользовались

    необыкновенным успехом, они были остры, смелы и направлены против

    болезненных явлений в нашей художественной жизни. Высмеивалось чванство

    некоторых руководителей, вульгаризаторство критики, шаржировались и работы,

    и поступки известных художников, но, конечно, разыгрывались просто веселые

    юмористические сценки.

    Так, веселясь и в тоже время много работая, молодежь пробивала себе

    дорогу, но постепенно сдавала позиции искательства и романтизма. Конечно,

    не все, но многие оказались в плену все более распространявшегося

    безоблачного оптимистического и «аплодисментного» искусства, которое тогда

    поощрялось премиями и большими гонорарами. В этих условиях более уверенно

    работали мастера старшего поколения, приверженцы традиционного реализма.

    Среди них был художник, с которым я в конце 30-х годов очень дружил, это

    Николай Петрович Крымов. Он чувствовал себя неважно, сидел дома в черной

    бархатной шапочке и на улицу не выходил. Я приходил к нему просто так –

    поговорить об искусстве, событиях художественной жизни. Он вспоминал

    предреволюционные годы. Рассказчик он был замечательный, скорее не

    рассказчик, а артист, все время разыгрывающий в лицах живые сцены. Вот он

    встает, то ходит по комнате, то бросается к столу, жестами показывая, как

    он мчится на извозчике к Рябушинскому, еще до открытия выставки «Союза

    русских художников», но уже побывав на ней, врывается в дом и с порога

    кричит: «Немедленно в «Союз», там Врубель – берите, не зевайте», и снова на

    извозчике к Гиршману, к Морозову, и каждому конкретный совет с точной

    оценкой работ. Говорит, что собиратели слушали его и благодарили. Знал он

    художественную жизнь предреволюционной Москвы досконально и говорил мне,

    что очень верно судил о художниках».

    В третьей части урока учитель предлагает учащимся сформулировать

    собственное отношение к процессам, происходившим в культурной жизни

    Советского Союза в 20-30-е годы. Учащимся предлагается ответить на вопросы:

    Как вы считаете, было ли необходимо создание единого союза

    художников и почему?

    К чему привела унификация и идеологизация искусства?

    Может ли художник оставаться вне политики?

    Тема урока: “Вечные ценности новой культуры

    (урок-вернисаж)

    На уроке ученики получают дополнительную информацию об

    изобразительном искусстве 20-30-х годов ХХ века. Определяют место вечных

    ценностей художника в процессе строительства новой культуры.

    Рассматривается влияние октябрьских событий на смену приоритетов в выборе

    тем для картин.

    Методической особенностью урока является форма урока – вернисаж. В

    конце урока учащиеся решают познавательные задачи, определяют свое

    отношение к выбору тем художниками.

    Цель урока – показать учащимся значение «вечных ценностей» для

    культуры.

    Задачи:

    а) образовательные – сформировать у учащихся представление об

    особенностях советского изобразительного искусства в 20-30-е годы;

    сформировать у учащихся представление о влиянии идеологии

    общества на выбор тем;

    б) развивающие – формирование у учащихся умения составлять

    собственное мнение по тому или иному виду информации;

    в) воспитательные – продолжить формирование системы нравственных

    ценностей и собственного мнения по тем или иным нравственным категориям.

    Ход урока.

    В водном слове учитель определяет место общепринятых нравственных

    ценностей при построении новой культуры, определяет их основополагающее

    значение в системе ценностей.

    В 20-30-е годы меняется взгляд на многое, в том числе происходит

    изменение в традиционной системе ценностей. Многие художники отправляются

    «в свободный творческий поиск», экспериментируют с цветом, формой,

    наполняют новым содержанием свои картины. При выборе тем их фантазии ничем

    не ограничены, героями их картин становятся фабрики, заводы и даже

    геометрические фигуры. Реалистическое направление в живописи постепенно

    уступает свои позиции новым направлениям в изобразительном искусстве

    (формализму, кубизму, экспессионизму и т.д.). Эти направления возникали и

    исчезали на протяжении короткого времени. Имена многих художников,

    работавших в подобных стилях, были неизвестны современникам, забыты они и

    сейчас.

    Тем не менее у всех на слуху в настоящее время имена знаменитых

    художников-реалистов: Иогонсон Б., Герасимов А., Дейнека А. и многих

    других. Давайте разберемся, в чем же секрет их популярности. Ответ на этот

    вопрос можно получить взглянув на их картины. Секрет этих художников в

    том, что они, сохранив взаимосвязь со старым традиционным искусством,

    пропагандировали вечные человеческие ценности: любовь, материнство,

    показывали красоту природы и человека. Эти люди видели прекрасное в каждом

    предмете, природном явлении, в каждом человеке. Закономерен и выбор тем

    этими художниками для своих картин: пейзажи, натюрморты, портреты.

    Представителями данной школы художников можно назвать Башкеева В.Н.,

    Герасимова А.М., Крымова Н.П.. Бялиницкого-Берилю В.К., Дейнека А.А. и

    Пименова Ю.И.

    В следующей части урока учитель знакомит учеников подробнее с каждым

    из художников, с одной из его картин.

    Замечательный мастер русской пейзажной и жанровой живописи Башкеев

    В.Н. был одним из тех художников старшего поколения, сформировавшегося еще

    в предреволюционную эпоху, представители которого передали советскому

    искусству эстафету реалистических традиций. Башкеев родился в Москве,

    получил образование в Училище живописи, ваяния и зодчества. Картина

    молодого художника «Девушка кормящая голубей», показанная на ученической

    выставке, упрочнила за молодым художником репутацию реалиста. С 1907 г. в

    творчестве Башкиева большое место начинает занимать пейзаж. После Великой

    Октябрьской социалистической революции он вступает в АХРР. В 20-х годах им

    написаны такие картины как «Демонстрация», «Ленин в Разливе» , «Накануне 9

    января» и ряд других. Образ природы в полотнах Башкиева наполнен светлой

    поэзией. Больше всего любил художник раннюю весну.

    В картине «Голубая весна» (см. приложение 1.1.) художник передал

    гармонический синтез своих чувств, пробужденных весной, воплотил их в

    высокий философско-пластический образ.

    Вот как сам мастер говорит о той мелодии природы, которая вызвала в

    нем замысел картины «Голубая весна»::

    «Весна. Нигде нет снега, земля почти просохла, все наполнено теплым

    душистым воздухом. Пахнет прелым листом, кое-где пробивается зеленая трава;

    по бокам проселочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая

    сладкий медовый запах. Кругом раздавалось пение птиц. Причудливо рисуется

    на голубом фоне небо, ажурные верхушки берез, окрашенные в розовато-желтый

    цвет. Все наполнено теплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни

    в этом пробуждении природы!»

    Башкеевская «Голубая весна» воспринимается как воплощение огромной

    человеческой мечты.

    Творческая деятельность Бялыницкого-Бирюли охватывает более чем 60-ти

    летний период. Чуткий мастер, он всегда живо откликался на новые веяния в

    искусстве и жизни. В своем творчестве художник плодотворно развивал

    традиции русской живописи.

    Бялыницкому-Берюле свойственно на редкость тонкое восприятие жизни

    природы. Природа обычно дается им в ожидании перемен, взволнованная и

    одухотворенная. Работы художника демонстрировались на выставках

    передвижников. В послереволюционный период художник создает свои наиболее

    интересные пейзажи:«Лед пошел» (1930), «В час тишины» (1940), «Задумчивые

    дни осени» (1932-1942). Это одно из самых запоминающихся произведений

    художника.

    Прохладный, ветреный осенний день на исходе. Деревья уже потеряли

    листву, трава поблекла. Общий элегический строй произведения связан с темой

    раздумья. Но грустное раздумье не определяет собой содержание картины.

    Вглядываешься в нее – и все полнее овладевает душой напряженное чувство

    любви к родной земле. Созданный здесь образ пленительно выразителен. Не об

    увядании говорит осенний мотив. Оптимистическое звучание приобретает

    врывающийся в блеклую красочную гамму интенсивная зелень озимей, обещающих

    неизбежное торжество победы жизни.

    Пейзажи Крымова Н.П. определили целую эпоху в советской пейзажной

    живописи. Его произведения воспринимались как явления сугубо современные.

    Его простые по мотивам пейзажи нередко звучат как торжественный гимн

    красоте природы средней полосы России. Он старается передать национальный

    характер пейзажа, особенности его внутреннего строя. Пейзаж Крымова чужд

    помпезности и фальши. Обобщение, типизацию он органично сочетает с нежным

    лирическим чувством. Эти качества видны в пейзажах «У мельницы» (1929),

    «Утро в ЦПК и О им. Горького в Москве» (1937), «Летний день в Тарусе» (1939-

    1940).

    Крымов является продолжателем эпической линии русского пейзажа.

    Так, в картине «У мельницы» обобщенность живописных форм, крепость

    композиции создают ощущение мира величественного и вечного, как на полотнах

    выдающихся старых мастеров. Необыкновенно убедительно художник показывает

    здесь покой знойного летнего полдня.

    Юрию Пименову было 17 лет, когда он поступил во Вхутемас. Начав

    самостоятельную работу, Пименов вскоре стал одним из организаторов ОСТа. В

    его творчестве в этот период преобладает индустриальная тема. В 30-е годы

    творчество Пименова вступает в новый этап. Он создает отличающиеся острым

    ощущением современности произведения: «Актриса», портрет Л.А.Ереминой (все

    1935 г.), «Новая Москва» (1937) (см. приложение 1.4). Жизнь большого

    современного города все больше привлекает художника.

    Широкая улица, умытая весенним дождем, поток бегущих машин, спешащие

    москвичи, праздничное убранство домов. За рулем машины, въезжающей на

    площадь, женщина-шофер. Художник так строит композицию, что мы как бы

    внезапно въезжаем на улицу и перед нашим взором открывается панорама

    праздничной Москвы. Он берет такую точку зрения, при которой зритель

    ощущает себя сидящим в машине. Мы не задерживаем долго взгляд на первом

    плане. Главное – второй план: новая Москва.

    Он не дает развернутого сюжета, зритель любуется Москвой и чувствует

    ее очарование.

    Герасимов А.М. окончил Московское Училище живописи, ваяния и

    зодчества по двум факультетам – живописному и архитектурному. Его учителя,

    Серов В.А., Коровин К.А., оказали на него большое влияние. Самостоятельную

    творческую жизнь Герасимов начал работами в области пейзажа, натюрморта и

    портрета. Первые годы после Октябрьской революции художник провел на родине

    в г. Козлове. В 1925 г. он переехал в Москву и вступил в АХРР. Участие в

    больших тематических выставках открыло новую страницу в биографии

    Герасимова. Герасимов активно работал в области театральной декорации,

    писал пейзажи и натюрморты. Типичными его работами являются пейзажи:

    «Урожай» (1929), «Купание лошадей» (1930), натюрморты «Рябина» (1937),

    «Розы» (1940).

    На пейзаже «После дождя. Мокрая терраса» (1935) (см. приложение 1.5)

    изображена мокрая терраса, стеклянный кувшин с цветами на мокром столе,

    влажная зелень сада переданы сочно, материально, радостно. Вся эта

    небольшая картина полна живописной прелести: розы на столе террасы словно

    живые, благоухающие; дождевая влага на деревьях, на листве как будто

    ощущается. Все здесь написано крупными и энергичными выразительными

    мазками, и эта живописная форма полностью слита с оптимистическим

    содержанием образов.

    Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР, действительный

    член Академии художеств СССР Дейнека А.А., родился в Курске в семье

    железнодорожника. Учился в Харьковском художественном училище, затем в

    Москве во Вхутемасе, где его учителями были Моор Д.С., Фаворский В.А..

    После окончания института Дейнека работает в журналах «У станка»,

    «Безбожник», делает иллюстрации. К 1928 г. относится одно из лучших

    произведений Дейнеки – «Оборона Петрограда». Сочетание лиризма и

    монументальности привлекает следующая большая работа художника «Мать»

    (1932) (см. приложение 1.6). К 30-м годам относятся первые опыты Дейнеки в

    монументальной живописи. Самая значительная работа этого периода – мозаика

    для станции метрополитена в Москве «Маяковская».. Одновременно писались

    станковые картины «Будущие летчики» (см. приложение 1.7), «Первая

    пятилетка» (все 1937 г.). Перед самой войной были закончены мозаики для

    станции метро «Павелецкая».

    В 1932 г. художник создал картину «Мать» – одно из лучших своих

    произведений. В своей картине Дейнека стремился создать образ современной

    женщины-матери. Героиня Дейнеки – женщина-труженница, физически сильная,

    широкоплечая, но это не лишает ее очарования и мягкой женственности. Каждая

    эпоха создавала свой образ материнства. Художники всех времен и народов,

    каждый по-своему, давали представление о прекрасных человеческих качествах.

    Представление о материнстве как о высоком и светлом, радостном и тревожном

    подвиге, сохраняется из века в век.

    Одну из лучших своих картин «Будущие летчики» Дейнека создал по

    севастопольским зарисовкам. В центе композиции трое загорелых мальчуганов,

    отдыхающих после купания на теплых камнях приморской набережной. Богатый

    поэтическими ассоциациями образ картины не представляешь в ином цветовом

    решении. Пейзаж в картине нераздельно связан с фигурами юных мечтателей, он

    значительно расширяет внутренний смысл образов, передает присущий им новый

    строй чувств, современный характер восприятия.

    В заключительной части урока ученика предлагается ответить на

    вопросы: «Какие картины имеют, по вашему мнению, «более долгую жизнь»

    пропагандирующие вечные ценности или под влиянием моды и почему? Картины с

    каким сюжетом вам больше нравятся?»

    Тема урока: “Галерея Сталина в Советском искусстве”

    (урок-воспоминание)

    Урок позволяет учащимся понять закономерности развития

    изобразительного искусства в условиях тоталитарной власти. Увидеть влияние

    идеологизированного общества на искусство, особенности выбора тем, сюжетов,

    действующих лиц. Рассматривается влияние метода социалистического реализма

    на советское искусство, значение внедрения этого метода для культуры. В

    ходе урока вводятся новые блоки информации по истории советского

    изобразительного искусства, изучаются основные темы, сюжеты произведений

    советских художников.

    Методической особенностью урока является написание во второй части

    урока сочинения, в котором учащиеся на основе полученного в ходе урока

    материала, а также на основе полученных ранее сведений о периоде

    тоталитарной власти в нашей стране, сформировать свое отношение к личности

    Сталина, к той эпохе в форме описания воображаемой картины.

    Цель урока – показать учащимся влияние культа личности на

    советское изобразительное искусство.

    Задачи:

    а) образовательные – сформировать у учащихся представление о режиме

    тоталитарной власти;

    - сформировать у учащихся представление о сложности и

    противоречивости отношения советского народа к личности Сталина и

    к ее культу;

    - сформировать представление о влиянии идеологии на искусство;

    - обеспечить усвоение учащимися понятий: тоталитаризм, культ

    личности, маргинал.;

    б) развивающие – формирование у учащихся умения использовать

    произведения изобразительного искусства как исторический источник;

    - умение делать выводы на основе картин о положении в обществе;

    в) воспитательные – продолжить формирование системы нравственных

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.