МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Саморазвитие и менеджмент

    (стратегические игры). В свою очередь каждая такая подсистема содержит

    утверждения о различных этапах процесса принятия решения, таких, как

    создание представления о проблеме, оценка полезности и вероятности

    возможных исходов, выбор альтернатив или поиск новой информации.

    Как указано выше, предметом ПТПР является деятельность ЛПР в процессе

    выполнения определенных заданий.

    Анализ задач, требующих решения, является важным видом исследовательской

    деятельности, так как их структура в большой степени обусловливает

    поведение человека. Задачи, требующие решения, разнородны. К ним

    принадлежат и сравнительно простые ситуации, и достаточно сложные. Но при

    решении этих задач можно выделить общие черты. В каждой корректно описанной

    задаче дана совокупность альтернатив, и лицо, ее решающее, производит выбор

    одной из них. Каждая альтернатива или вариант решения приводит к одному из

    возможных исходов или последствий поведения. Эти исходы имеют некоторую

    ценность для субъекта. Далее, в задаче описаны условия (состояние дел),

    которые определяют, какой исход дает ЛПР выбор данной альтернативы. Следует

    отметить, что психологи все чище исследуют и поведение людей и

    неструктурированных ситуациях, в которых большая часть информации плохо

    описана или плохо поддается измерению. Такие задачи возникают в сферах

    образования, политики, в яичной жизни, в управлении. Благодаря этому

    область 1ТГПР шире, чем область ТПРР, которая занимается почти

    исключительно формализованными заданиями.

    Психолог, в отличие от специалистов в области статистики и • экономики,

    должен также раскрывать некоторые черты личности, которые играют важную

    роль в процессе принятия решений. Кроме известных различий между людьми,

    принимающими решения, мы имеем дело с некоторыми постоянными, то есть

    постоянно выступающими чертами характера того, кто решает. Одной из самых

    важных черт такого рода является то, что действия ЛПР всегда направлены на

    достижение определенных целей. Решая задачи, оно стремится к осуществлению

    некоторого желательного положения дел. Кроме того, ЛПР обладает некоторыми

    важными познавательными качествами, такими, как кратковременная и

    долговременная память или достаточно определенная скорость переработки

    информации. Эти неизменные черты того, кто принимает решение, играют

    основную роль при разрешении задач, требующих решения. Таким образом,

    психолог, пытающийся предвидеть и объяснить деятельность по принятию

    решения, должен исследовать как структуру задач по принятию решения, так и

    структуру свойств человека, разрешающего эти задачи.

    Положения теории.

    ПТПР - это система общих утверждений о разрешении задач по принятию

    решения. Эти утверждения принадлежат к типу логических предложений,

    описывающих соотношения между независимыми переменными, такими, как вид

    задачи или свойства личности принимающего решение, и зависимыми

    переменными, то есть его поведением в ситуации, допускающей выбор.

    В ПТПР можно выделить несколько классов утверждении. Приведем наиболее

    важные из них.

    1. Первый класс утверждений касается того, как у людей возникает

    представление о задаче по принятию решений - представление, которое

    является ее субъективным образом. Так, например, психологи обнаружили, что

    очень часто решающий добивается упрощения объективно стоящей задачи,

    забывая или игнорируя некоторые альтернативы или их последствия.

    2. Другой класс утверждений описывает процесс оценки субъективной

    ценности исходов, называемой полезностью. Это, скорее всего, самый важный

    класс утверждений, поскольку полезность исходов (последствий) альтернатив в

    значительной степени определяет решение человека.

    3. К третьему классу принадлежат утверждения, касающиеся субъективной

    вероятности обстоятельств, определяющих исходы (последствия) принятого

    решения. Так, например, психологи обнаружили, что люди переоценивают

    вероятности малоправдоподобных и одновременно недооценивают вероятности

    очень правдоподобных событий.

    4. В описываемой теории важна роль некоторых утверждений о стратегиях

    выбора поведения. Последние описывают – то, как ЛИР интегрируют информацию

    о полезности исходов и их вероятности, и то, какие правила выбора

    альтернатив они при этом используют. Психологи обнаружили, что в простых

    задачах, связанных с риском, ЛПР часто выбирает алгоритмические стратегии,

    максимизирующие субъективно ожидаемую полезность, то есть определенную

    комбинацию субъективной вероятности исходов и их полезности.

    5. Наконец, пятый класс утверждений описывает факторы, которые управляют

    процессами решения. К их числу принадлежат влияние окружающей среды,

    организация личности того, кто принимает решение, и влияние социальной

    группы. Например, чем сильнее у субъекта агрессивные установки и

    потребность в доминировании, тем более высокий уровень риска он допускает;

    решения, принимаемые коллегиально, более рискованны, чем индивидуальные

    решения, и т. д.

    Методы обоснования утверждении.

    Познавательное и практическое значение этой теории в большой мере зависит

    от методов формулирования ее утверждений и их обоснования. Психологи в

    последние годы разработали много солидных методов и методик исследования,

    позволяющих находить подходящие формулировки для хорошо обоснованных

    научных утверждений.

    В психологических исследованиях процессов принятия решений на передний

    план выступают три тесно связанных друг с другом метода. Первый метод -

    лабораторный эксперимент - позволяет строго контролировать независимые и

    правильно измерять зависимые переменные. Насколько в некоторых науках,

    например, в экономике, эксперимент рассматривается в качестве

    вспомогательного метода, настолько в психологии он является, несомненно,

    доминирующим. Путь к познанию поведения человека проходит через

    лабораторию.

    Второй метод, которым чаще всего пользуются в исследованиях процессов

    принятия решений, - это формализация. Последняя состоит в том, что на

    первом этапе исследователь строит аксиоматическую систему, то есть создает

    совокупность аксиом, касающихся какого-либо объекта, например, риска или

    предпочтения времени. На втором этапе выводятся (с помощью формальных

    рассуждений) новые утверждения, валяющиеся следствиями принятых аксиом.

    Третьим этапом является лабораторная эмпирическая проверка справедливости

    этих утверждений, которые надлежит трактовать как исследовательские

    гипотезы. Если эти гипотезы оказываются справедливыми, то можно утверждать,

    что формальная модель описывает реальное поведение человека.

    Наконец, третий метод основан на моделировании деятельности по принятию

    решении. Исследователь пишет программу для ЭВМ. Эта программа позволяет ЭВМ

    решать определенный класс задач, например, предвидеть бинарные исходы.

    Затем поведение машинной программы сопоставляется с поведением человека в

    аналогичной ситуации. Если их поведение логично, то эту программу,

    моделирующую человеческую деятельность, можно признать психологической

    теорией.

    Значение ПТПР и ее место в системе знаний.

    Чтобы ответить на вопрос о месте ПТПР в системе знаний, следует сначала

    обсудить проблему общности научных теорий. Как известно, общность теории

    можно измерять диапазоном явлений, составляющих ее предмет. Согласно Т.

    Томашевскому, психология есть наука, которая исследует деятельность людей в

    процессе решения разнообразных задач, относящихся к познанию, принятию

    решений и их исполнению.

    Анализ многих утверждений, сформулированных психологами, показывает, что

    люди в своем поведении достаточно часто, по-видимому, не учитывают

    постулатов методологической рациональности решений и в связи с этим во

    многих задачах выбирают не наилучшие решения. Не анализируя пока причин

    таких отклонений от оптимума, следует отметить, что их наличие является

    самым лучшим доводом в пользу необходимости ПТПР и ее способности

    формулировать нетривиальные утверждения о поведение человека. Если бы люди

    поступали исключительно в соответствии с принципами рационального выбора,

    если бы их предпочтения были всегда транзитивными, если бы они никогда не

    принимали ошибочных решений, то исследования психологии, посвященные

    принятию решений, не имели бы смысла. Однако, этого не происходит, и потому

    ПТПР, являясь самостоятельной системой утверждений, является дополнительной

    к ТПРР.

    Функции психологической теории принятия решений.

    ПТПР выполняет 3 основные функции:

    функция представления. Многие положения этой теории позволяют с большой

    вероятностью предсказывать, каким образом будут себя вести люди,

    принимающие решения в данной ситуации.

    функция объяснения. Некоторые утверждения ПТПР позволяют объяснить

    человеческий механизм выбора действия.

    ПТПР обладает известной практической ценностью.

    Функция предвидения.

    Важная функция научной теории - предвидение поведения человека. Теория

    принятия решений позволяет с большой вероятностью предвидеть структуру и

    направленность деятельности, приводящей к выбору и реализации решений.

    Несомненно, что с теории принятия решений имеется много утверждений,

    которые позволяют с большой вероятностью предвидеть поведение людей в

    процессе разрешения задач, требующих приятия решения. Эти утверждения,

    однако, сформулированы на основе лабораторных исследований, в которых для

    решения, как правило, предлагаются несложные задачи. В этой связи возникает

    вопрос: в какой мере они позволяют предвидеть поведение людей в таких

    сложных институциональных системах, как промышленность, культура или

    политика?

    Объяснительная функция.

    Все больше психологов обращают внимание на то, что целью психологии

    является не только предсказание поведения людей, но также - и даже прежде

    всего - его объяснение, то есть познание психических процессов,

    обусловливающих поведение.

    Современная теория принятия решений содержит немного утверждений,

    описывающих и объясняющих механизмы деятельности по принятию решении и

    указывающих при этом. какую систему правил переработки информации

    использует человек во время разрешения задач, требующих принятия решений.

    Объяснение есть важнейшая функция психологической теории принятия решении.

    Практическая функция.

    Можно ли использовать психологическую теорию принятия решений для

    усовершенствования процесса принятия личностных и институциональных

    решений? Является ли она инструментом, обеспечивающим, например,

    оптимизацию административных решений? Ответ, на зги вопросы непрост. Прежде

    всего психологическая теория принятия решении не может дать однозначных и

    простых предписании. ПТПР может быть очень полезна в процессе руководства и

    управления предприятием, в системе образования и т. д. Для иллюстрации

    этого тезиса выясним роль психологических утверждений в процессе создания

    решающих систем "человек - машина". Известно, что вычислительные системы

    все чаще включаются в сложные процедуры принятия решений. В этой связи

    возникает вопрос, как разделить функции между человеком и машиной. Ответ на

    него может дать психологическая теория. Проведенные исследования покрывают,

    что одни операции по принятию решений, люди выполняют более рационально,

    чем другие. Они, например, выносят достаточно точные суждения о ценности

    информации, но в то же время ввиду ограниченных возможностей их памяти

    часто совершают ошибки в процессе интеграции информации, происходящей из

    различных источников. Такого рода выводы могут быть полезны при создании

    эффективных систем "человек - машина". Было бы преувеличением сказать, что

    ПТПР может революционизировать процессы решения, устранить их ошибки.

    Впрочем, и по отношению к ПТПР, созданной праксеологами, экономистами и

    специалистами в области статистики, такие ожидания также не обоснованны.

    Тем не менее умелое использование психологических утверждений может в

    большой степени облегчить руководство реальными процессами принятия

    решений.

    Психологическая теория принятия решений получила реальное применение в

    нескольких жизненных сферах. Перечислим те, где ее роль особенно важна.

    1. Благодаря психологическим исследованиям положено начало

    конструированию так называемых диагностических и прогностических систем, с

    помощью которых можно определять вероятность событий.

    2. Психологи используют аппарат теории решений, касающихся людей. Как

    известно, решения такого рода, то есть подбор сотрудников, приглашение и

    увольнение с работы, относятся к числу самых трудных. Таким образом,

    психологические знания облегчают осуществление лозунга "соответствующий

    человек на соответствующем месте в соответствующих условиях в

    соответствующее время".

    3. Имеются попытки использования теории принятия решений в научных

    исследованиях. Результаты этой теории помогают лучше планировать и

    проводить эксперименты и оптимизировать организацию исследовательского

    процесса.

    4. Знания о поведении человека проект принятии решений применимы в

    обучении людей, призванных принимать решения; таким образом, они имеют

    несомненные дидактические достоинства.

    20 пек: - пек информации. В науку о психике, поведении и обучении

    человека вторгается поток новых понятий, методов и концепций, связанных с

    применением математических методов и идейно теоретическим и техническим

    арсеналом кибернетики. Представления о "процессе управления",

    "информационной системе", "хранении, запоминании и переработке информации",

    "кодировании", "обратной связи" и т. п. все более широко используются в

    теоретических работах по психологии. Но и кибернетика восприняла от наук о

    человеке, в частности от психологии, целую гамму идей и представлений: о

    "памяти (ЭВМ)", "обучении (системы управления)", "внутренние модели

    внешнего мира (кибернетические системы)" и т. д.

    Этот двусторонний процесс, происходивший на основе разработки и

    использования соответствующих математических методов, процедур

    алгоритмизации, формализации и моделирования в применении к психологической

    сфере и тесно связанный с прогрессом в области вычислительных систем и их

    математического обеспечения, привел к глубокому взаимопроникновению

    психологии и современных "точных" теорий науки об управлении и информации.

    Областью, в которой в сильнейшей мере проявляется тенденция к синтезу

    психологического (гносеологического) и идущего от "точных" наук подходов,

    стала теория принятия решений, рассмотренная в данной работе.

    Во все времена в актах принятия решений сталкивались интересы и

    стремления людей и социальных групп; во всех задачах по принятию решений

    имели значение объем и точность информированности JIIIP о наличной

    ситуации.

    Человечество накопило немалый опыт, свидетельствующий о том, что

    недостаточное знание проблемы приводит к неточным решениям,

    ошибочным прогнозам; о том, что принятие решении - сложный диалектический

    процесс. Однако, лишь недавно, когда ЛПР приходится иметь дело с постоянно

    возрастающим объемом информации, проблема рациональных - разумных,

    основательных, эффективных, оптимальных в каком-либо смысле - решении

    приобрела животрепещущий, неотложный характер. Немалую роль при этом

    сыграло возрастающее значение решений, принимаемых в процессе управления

    организациями. Ситуация, однако, осложняется тем, что обеспечение

    рациональности принятия решения требует переработки таких массивов

    информации, которые превышают возможности решающей системы.

    Итак, проблема "механизмов" принятия решений - причем решений

    рациональных - ныне стоит, как никогда остро. Здравого смысла, интуиции,

    опыта уже явно недостаточно для правильного определения альтернативных

    решений во многих областях жизни; просто "административная хватка" и чутье

    не гарантируют верных решений -нужны специальные знания, и не только в той

    области, к которой относится принимаемое решение, но и в психологии,

    социологии, математике, логике. Кроме того, эти знания не должны быть

    знаниями "вообще" - они должны быть тесно "привязаны" к проблеме выбора

    решения.

    ПОМНИТЕ!

    ГЛАВНОЕ ЗВЕНО РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРА - ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ.

    МЕНЕДЖЕР ДОЛЖЕН:

    ВЛАДЕТЬ ТЕХНИКОЙ ПРИНЯТИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ;

    КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ РЕШЕНИЕ ДЛЯ ЕГО НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ/СТАВИТЬ

    ЗАДАЧИ/;

    УЧИТЫВАТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Что такое “управленческое решение”?

    2. Сколько стадий включает в себя процесс управленческого решения?

    3. Каковы основные методы принятия решений?

    4. Какие требования предъявляются к управленческому решению?

    5. Почему одна из теорий принятия решений называется “рациональной”?

    6. Каковы основные этапы принятия рационального решения?

    7. В чем состоит суть психологической теории принятия ршений?

    3. "Функции управления".

    Цель изучения раздела:

    Формирование у слушателей понимания сущности и технологии

    осуществления основных управленческих функций:

    . планирования;

    . организации работы;

    . руководства и мотивации;

    . контроля и оценки;

    Формирование у слушателей базовых навыков осуществления основных

    управленческих функций на основе знания методов и технологий их

    осуществления.

    При изучении теоретической части раздела необходимо обратить

    внимание на следующие вопросы:

    1. Необходимость планирования в современной деловой организации;

    2. Сущность функции организации работы как управление созданием и

    развитием эффективных "команд";

    3. Роль лидерства в осуществлении функции руководства;

    4. Значение промежуточного контроля для повышения эффективности работы

    организации.

    Тема 9. Навыки менеджеров в области организации работы

    Ввведение

    Любая фирма, независимо от своих масштабов и сферы деятельности, должна

    заниматься планированием. Для начала можно рассмотреть, что же такое

    планирование вообще, какие элементы планирования, этапы и виды.

    Планирование - это определение целей предприятия на определенную

    перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Если

    долгосрочный план в основном является деятельностью наиболее крупных фирм,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.