Шпаргалки к госэкзамену по экономике и праву
за вред от Черноб-й аварии и др. Миним-й их размер уст-ся правительством
РФ.
Доплаты начисляются не в твердых размерах а в % отн-й к окладу, тариф.
ставки в соот. с Указом Пре-та РФ от 13 мая 92 года.
6.6.Время отдыха это свободное от работы время, кот. раб-к м. исп-ть по
своему усмотрению. Виды отдыха след-щие:
перерывы в течение раб.дня, смены
ежедневный отдых между рабочими днями т.е. междусменые перерывы
еженедельные выходные дни
ежегодные праздничные нераб-е дни
ежегодные отпуска
Отпуском называется ежегодный непрерывный отдых в течение нескольких дней
подряд с сохранением места работы и ср.заработка. Отпуска делятсяна осн-е и
допол-ые. Все раб-ки имеют право на ежегодный осн-й отпуск с оплатой по
ср.заработку продолжительностью не менее 24 раб.дней в расчете на 6-ю
раб.неделю. Отпуск за первый год работы предост-ся раб-м по истечению 11
мес-в непрерывной работы на даном пр\пр и т.д.. Отпуск за 2 и полед-щие
годы работы м. предост-ся в любое время раб.года в соот. с очереодность
предоставления отпуска. Этот график утверждается адм-й.
Допол.отпуск это непрерывный отдых в размере и на условиях пред-х законод-
м отраслевым соглашением, колективным или ТД.
Допол.отпуска по их основаниям и целям бывают след.видов:
А) за неблагопр-е условия труда или режим работы
Б) за стаж работы в данной проф-й
В) материнские отпуска
Г) в др.случаях предусмот-х законод-ом соглашениями и договорами
Д) отпуска целевым назначением для учебы и др.
6.9.Раследование и учет несчастных случаев на произ-ве(НСНП) возлагается
ст.147 КзоТ РФ на адм-ю. Она с участием представителей профкома а в уст-х
законо-м случаях с участием представителей др.органов, обязана в течение
суток правильно произ-ти раследование, учет несчостных случаев на произ-ве.
НСНП считаются случаи происшедшие при выпол-е труд-х обяз-в и совершение
действий в интересах произ-ва, в пути на работу и с работы на транспорте
произ-ва, на терр-й пр\пр включая перерывы во время суботника, при авариях
на произ-х обьектах, на транспорте или терр-й вахтового поселка во время
сменного отдыха, на личном транспорте в раб.время при наличие распоряжения
адм-й на право пользования им для служ.поездок.
Случаи же бытового травмотизма или по пути на работу и с работы на
город.транспорте оформ-ся актами произвольной формы.
К НСНП отн-ся также острые профес-е заболевания, ожоги, тепловые удары,
утопления и т.п.
Профес-е заболевания как правило в таком порядке не расмат-ся и не учит-
ся. Но если оно возникло в течение одной раб.смены воздей-я вредных веществ
то оно раледуется и учит-ся как несчаст.случай.
Несчастный случай с потерей работоспособности не менее одного дня оформ-я
актом формы Н-1. Созданая адм-цией комисия для раслед-я несчаст.случая
обязана составить такой акт в 4 экземплярах(пострадавшему, профкому, адм-й,
и вышестояшему органу). Акт утверж-ся рук-м пр\пр. В акте указываются
причины несчаст.случая по чьей вине он произошел и меры по его
предупреждению.
Спец-му раследованию подлежат груповые несчаст.случай и со смертельным
исходом.
4.1.Под прогнозом пон-ся научно обоснованное суждение о возможных
состояниях объекта в будущем, об альтерн-ых путях и сроках его осущ-я.
Процесс разработки прогнозов наз-ся прогноз-м.
Одним из важных направ-й прогноз-я общ-го разв-я яв-ся э-ое прогноз-е
–есть процесс разработки эк-х прогнозов, основанный на научных методах
познания эк-х явлений и использовании всей совокупности методов, ср-в и
способов эк-й прогностики.
Осн-ми фун-ми эк-го и соц-го прогноз-я яв-ся: научный анализ эк-х, соц-х,
научно-технических процессов и тенденций; исследование объективных связей
соц-э-их явлений развития Н\Х конкретных условиях в определенном периоде;
оценка объекта прогноз-я; выявление альтернатив развития эк-ки и соц-го
развития, накопление научного материала для обоснованного выбора опред-ых
решений.
Научный анализ эк-х, соц-х и научно-технич-х процессов и тенденций осущ-ся
по 3 стадиям: ретроспекция, диагноз, проспекция. Под ретроспекцией пон-ся
этап прогноз-я, на кот-м исследуется история развития объекта прогноз-я для
получения его систематизированного описания. Диагноз предст-ет собой такой
этап прогноз-я, на кот-м исследуется систематиз-е описание объекта прогноз-
я с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов
прогноз-я.
Проспекция представляет собой этап прогноз-я, на кот-м по данным диагноза
разрабатываются прогнозы объекта прогноз-я, производится оценка
достоверности, точности или обоснованности прогноза, а также реализация
цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов нa основе принципов
прогноз-я.
8.4.В условиях рын.эк-ки договор(Д) служит осн-ой прав.формой орг-ции и
регул-я эк-х отн-й между равноправными и независ-ми партнерами. Д в эк-й
сфере выполняет след. осн. ф-ции:
юрид-и закрепляет склад-щиеся между партнерами эк-е отн-я, придает им хар-
р обязат-в, выпол-е кот-х защищается силой закона;
служит ср-ом выявления реал-х потреб-й рынка в товарах, работах, услугах,
базой для формир-я пр-ных программ пр\пр и т.д.;
не только юрид-ки закрепляет взаимные обязательства сторон, но и
определяет порядок и способы их выпол-я, взаимодей-я и сотрудничества
партнеров;
предусматривает способы эк-й защиты интересов участников договорных отн-й.
Д прим-ся для устан-я и регул-я различных отн-й, связанных с продвижением
товаров от изготовителя к потребителю, выпол-м работ, оказанием услуг. Д
считается закл-м, когда между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях
форме, достигнуто соглашение по все сущ-ным его условиям. Предмет и другие
условия договора д. опред-ся достаточно конкретно. Для ряда договоров
сущест-м яв-ся срок испол-я обяз-тв. С либерализацией цен на товары,
работы, услуги их размеры в большинстве случаев опред-ся в договоре по
соглашению сторон. Если в соот. с законо-м уст-ны фиксир-е цены, то в
договоре д указываться их размеры, а также акты, кот-ми эти цены
определены. В Д м., кроме того, включаться условия о мерах, обеспечивающих
исполнение обязательств: неустойке, задатке, залоге. Д м закл-ся в письм-й
и устной форме.
Порядок закл-я Д предст.собой опред-ю законод-м процедуру, при соблюдении
кот-й соглашение сторон об уст-и обязател-ых отн-й считается достигнутым,
а Д оформленным. Она состоит из двух частей: предложение о закл-и Д,
исходящего от одной стороны, и принятие этого предл-я др.стороной. В
случаях, установленных соглашением сторон или законод-ом, разногласия,
возникающие между сторонами, м.б. рассмотрены судом, арбитражным судом или
третейским судом. По предварительному договору стороны обязуются заключить
в будущем договор на передачу товаров, выполнение работ и т.д. на условиях,
предусмотренных предварительным договором.
Как правило, в предварительном договоре согласовываются наиболее важные
для будущего договора вопросы. В нем необязательно отражать все условия,
существенные для иму-х Д соот-щего вида. При заключ-и в будущем Д, предусм-
щего конкретные обязательства, партнеры д исходить из условий предвар-го
соглашения, но могут дополнительно согласовывать и другие условия. Для
предвар-го Д, т.о., характерно следующее: он представ-т собой надлежащее
оформленное соглашение сторон о заключ-и между ними определенного договора
в будущем; сам предвар-й Д конкретных обязательств товарно-ден-го хар-ра не
порождает. Предв-й Д закл-ся в письменной форме. Если сторона предвар-го
договора уклоняется от заключения предусмотренного им договора, другая
сторона вправе обратится в суд, арб-й суд или третей-й суд с иском о
понуждении заключить соот-щий Д.
8.8.Для проведения антимон-ой пол-ки, контроля за применением антимон-го
законод-ва Закон предусмотрел образование спец органов исполн-ой власти –
Антимон-го комитета РФ и его терр-ых упр-й, а также наделил их рядом
властных полномочий, в том числе давать нарушителям предписания и применять
к ним различные виды санкций.
Антимон-е органы созданы для проведения гос политики по развитию тов-х
рынков и конкуренции, ограничению монопол-кой деят-ти и пресечению
недобросовестной конкуренции. Закон, опр-яя, задача антимон-х органов,
исходит из 2 сторон их деят-ти - репрессивной и созидательной. В рамках
репрессивных задач антимон-е органы осущ-ют предварит-й и текущий контроль
за дея-тью предпр-ей (хозяйс-щих субъектов), органов гос власти и упр-я,
их долж-х лиц; привлекают нарушителей к отв-ти, применяя санкции,
предусмотренные закон-ом. К созидательным задачам м.б. отнесены содей-е
форм-ю рын-х отн-й на основе развития конкуренции и предпр-ва, развитию
малого и среднего предпр-ва.
Антимон-е органы имеют в распоряжении такие ср-ва воздействия, как дача
соот-щих предписаний предпр-лям (хозяйс-щим субъектам), органам власти и
упр-я, а при их невыпол-и – наложение адм-ых взысканий (предупреждений и
штрафов). Суд органы, рассматривая соот-щие заявления, контролируют
законность решений Антимон-го комитета (его терр-х упр-й) и вправе признать
полностью или частично недействительным решение антимон-го органа, если оно
не соответствует законод-ву. На Антим-й комитет было возложено утверждение
Гос реестра объед-й и пр\пр-монополистов. Реестр служит основой для
контроля за объемами пр-ва продукции, выпускаемой пр\пр-монополистом, ее
качеством и гос контроля цен на товары и услуги пр\пр-монополистов.
Антимон-й закон уст-ет несколько видов санкций за нарушение его запретов,
а также в общем, виде опр-т порядок их примен-я. Осн-я гр-ко-правовая
санкция – возмещение потерпевшему предпр-лю, пр\пр, граж-ну убытков, прич-х
монопол-ой деят-тью и недоброс-ой конкуренцией. Наряду с возмещением
убытков предусм-но наложение на предпр-ля крупных штрафов до 1т.р. Неиспол-
е предписаний Антимон-го комитета РФ и его терр-х упр-й долж.лицами влечет
предупреждение или наложение штрафа, а непредставление по требованию этих
органов док-ов либо иной инф-ии наказывается предупреждением или наложением
штрафа. Уг.ответств-ть долж-х лиц хозяйст-их субъектов или органов предст-
ой и испол-ой власти уст-на за незак-е повышение или поддержание цен,
соверш-е в результате моноп-й деят-ти.
8.3.Под тов-ой биржей закон-ль понимает орг-ю с правами ЮЛ, формирующую
оптовый рынок путем орг-ции и регул-я биржевой торговли в форме гласных
публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в заранее
определенное время. По установленным ею правилам. Законом о тов-х биржах
прямо не уст-на орг-но-правовая форма товарной биржи. Она м учреждаться в
одной из форм, предусмотренных действующим законод-м, но при этом д.б.
соблюдены след-щие требования Закона о тов-х биржах: товарная биржа яв-ся
ЮЛ; учреж-ся на основе членства Ф и ЮЛ; число учредителей не д.б. менее 10,
так как их доля в уставном капитале не м. превышать 10%. Биржа не м.
заниматься торг-й, торг-посреднич-й и иной деят-тью, не связанной с орг-й
бирж. торговли, а также делать вклады, приобретать доли, акции пр\пр, деят-
ть кот-х не связана о орг-й биржевой торговли. Биржа не м совершать от
своего имени и за свой счет бирж-е сделки. Товар-я биржа подлежит гос регис-
и в уст-ом порядке.
Закон о тов-ых биржах возлагает гос регул-е и контроль за деят-тью
товарных бирж на Комиссию по товар-м биржам при ГКАП РФ.
Биржа, концентрируя спрос и предложение, предст.собой место соверш-я
различ-х сделок, кот-е называют бирж-ми- заключаются участ-ми
бирж.торговли, как правило, через биржевых посредников, кот-х принято
называть брокерами.
Учас-ми бирж.торговли яв-ся члены биржи, пост-е и разовые посетители.
Члены биржи - Ф или ЮЛ, кот-е внесли соот-щий взнос в уст-й капитал биржи.
Посетители биржи - Ф и ЮЛ, кот-е не яв-ся членами биржи и допус-ся к
участию в бирж.торгах за определенную плату. Различают пост-х и разовых
посетителей. Пост-ые посетители допуск-ся к участию в бирж.торгах на срок,
не более 3 лет. Их число не д. превышать 30% от числа членов биржи.
Под бирж.посредниками имеются в виду:
Брокерские фирмы – пр\пр, создаваемые в соответствии с Законом «О пр\пр и
предпр-й деят-ти»;
Брокер-е конторы - филиалы или другие обособленные подразд-я пр\пр, учр-й,
орг-й; брокерские конторы должны иметь отдельный баланс и расчетный счет;
Независ-е брокеры - ФЛ, зарегистр-е в качестве предпр-й, осущ-щих деят-сть
без образ-я ЮЛ.Члены биржи и пост-е посетители, не яв-щиеся брокерами, м.
непоср-но закл-ть бирж.сделки, но это отн-ся только к торговле реал-м тов-
м. В этом случае они не м. заним-ся бирж-м посреднич-м. Разовые посет-ли
соверш-т сделки в отн-ии реал-го товара само-но. От своего имени и за свой
счет вправе закл-ть сделки и бирж.посредники(деят-ть дилерская).
8.2.Цена яв-ся ден-й формой ст-ти произведенных тов-в, продукции, выпол-х
работ, оказанных услуг, результатов предпр-й деят-ти. Цена - важнейший
инструмент формир-я и функцион-я рынка. Свободное ценообр-е - один из
неотъемлемых элементов рын-х отн-й. Вместе с тем с ценами связаны развитие
эк-ки и соц интересы гр-ан. Поэтому гос-о оказывает влияние на
ценообразование и ценоприменение, исп-я различные формы возд-я. Пределы
вмешательства гос-а в ценообр-е и ценопр-е, способы прямого или косв-го
воздей-я на цены опр-ны нормат-ми актами. Функц-м органом, анализ-щим
процессы ценообр-я на тов-х рынках, ведущим стат-ое наблюд-е за рын-ми и
регул-ми ценами, координацию деят-ти органов гос упр-я в области ценообр-я,
яв-ся Комитет РФ по политике цен. В зависимости от порядка установ-я цен
различаются рын-е, регул-е и фиксир-е цены. Эк-е назначение цены – иной
критерий, кот-й используется для разграничения опт-х, розн-х и закуп-чных
заготовит-х цен. Рознич-е цены примен-ся на товары народ.потреб-я, а
закупочные – для расчетов за прод-ю и сырье, приобретаемые у С\Х-ых орг-ий
В ценообр-и различают осн-ю цену и ее эл-ты, имеющие само-ное значение по
отн-ю к осн-ой цене: доплаты скидки к фиксир-ным ценам, франкировка (распр-
е расходов по доставке), ст-ть тары и упаковки. Предпр-ли наделены широкими
правами по уст-ю цен. Предпр-ль вправе предложить своему контрагенту любую
цену на товар (работы, услуги), если цена на соот-щий товар не попадает в
сферу гос регул-я цен, предоставить своему контрагенту любую инф-ю о ценах.
Среди прав предпр-й следует назвать и право на подачу заявлений в общий суд
или арб.суд о признании недейств-ми соглашений органов власти и упр-я,
направ-х на повышение, снижение или поддержание цен, иных актов органов
власти и упр-я, принятых в области ценообраз-я с нарушением законод-ва.
Постан-ем Прав-ва предусмотрена обя-сть предпр-й-монополистов, т.е. предпр-
й, включ-х в гос реестр, осущ-ть декларирование повышения своб-х цен на
прод-ю, услуги, работы, по кот-м они яв-ся монополистами.
Гос дисциплина цен заключ-ся в строгом соблюдении предпр-ми устан-го
законод-м порядка опред-я и применения цен. Порядок применения санкций
включает в себя проверку органами ценообр-я и контроля за ценами соблюдения
предпр-ми дисциплины цен и прин-я ими реш-я о взыскании в доход бюджета
неосновательно получ-х сумм и штрафа. Такое реш-е направ-ся налог-й инс-
ции, зарегист-шей предпр-ля как налогоплат-щика, и в копии – самому предпр-
лю.
Органы гос нал-й службы на осн-и реш-я органов ценообр-я и контроля за
ценами в бесспорном порядке списывают в доход бюджета указанные в реш-и
суммы в 5-й срок с момента получ-я реш-я. Предпр-ли, выявившие само-но
допущенные ими нарушения при уст-нии или примен-и цен, вносят добровольно в
бюджет излишне получ-е суммы без уплаты штрафов. Нарушение гос дисциплины
цен, незаконное повышение или поддержание цен, нарушение порядка
декларирования цен может повлечь применение угол-й ответ-ти к граж-м –
предпр-ям, долж.лицам хоз-щих субъек-в.
4.7.Гос.прогноз – это офиц.док-т, предст-ый органами гос.власти, явл-ся S
научно обосн-х представл-й о напр-х соц-эк развития всей РФ, отд.регионов и
секторов нац.эк-ки. Исходный пункт гос.прогнозов – это расчеты внесист-х
пороговых параметров, выст-х в кач-ве рамочных ограничений соц-эк развития
страны.расчет таких порог-х параметров осущ-ся с исп-ем методов и моделей
демогр-го, соц-го, полит-го, экон …прогонз-я. Долгосроч.прогнозы в соот-ии
с з-ом разраб-ся раз в 5 лет на 10-летнюю перспективу и служат материалом
для подгот-ки концепции соц-эк развития, а также ориентиром для среднесроч-
х прогнозов (3-5 лет – с ежегодной корректировкой). Вновь избранный През-т
представляет федер.собранию концепцию долгосрочного соц-эк развития страны
– пакет предст-й о стратегич-х целях, задачах и приоритетах соц-эк политики
гос-ва. На основе концепции разраб-ся программа среднесрочного развития
страны, в кот-й д.б. отражены: оценки итогов соц-эк развития на средний
срок; макроэк политика; институц-е изм-я; инвестиц-я, аграрная и структ-я
политика; экол-я, внешнеэк-я и регион-я эк политика. Программу офиц-но
предст-т Прав-ву РФ. Кроме того, в послании През-та оглаш-ся задачи на
будущий год. Эти задачи и уточнения программы исходят из краткосрочного
прогноза, разраб-го на предст-ий период. Краткосрочный (годовой) пргоноз
форм-ой ежегодно явл-ся наиболее разверн-м и детальным. Проект краткосроч-
го прогноза представ-ся Прав-вом в Гос.думу одновременно с материалами, хар-
ми соц-эк развитие страны за прошедший период, а также проект федер.бюджета
на предст-й год…
8.10.Пр\пр м.б. объявлено несостоятельным (банкротом), как правило, в суд-
м порядке решением арб-го суда.
Основа-м для такого решения яв-ся неспособность пр\пр удовлет-ть
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|