Шпаргалки к госэкзамену по экономике и праву
мощностей; комплексные матер.балансы и балансы по осн-м видам прод-и;
фин.балансы; прогрес-ые нормы и нормативы по всем видам ресурсов.
Прогноз-е НТП ведется на всех уровнях управления Н\Х.
Стр-ра прогнозов НТП зависит от уровня Н\Х.
Стр-ры прогнозов НТП в др. док-х различ-х уровней Н\Х опред-ся соот-щими
методич-ми нормат.акт-ми и рекоменд-ми.
9.10.Договор(Д) - волевой акт, не разрозненные волевые дей-я двух или
более лиц, а единое волеизъявление, выражающее их общую волю. Для, того
чтобы эта общая воля м.б. сформирована и закреплена в Д он д.б. свободен от
какого-либо внешнего воздей-я. Свобода Д предполагает: что субъекты ГП
свободны в решении вопроса закл-ть или не закл-ть Д; свободу выбора
партнера при закл-и Д; свободу уч-ов гр-го оборота в выборе вида Д; свободу
усмотрения сторон при опр-и условии Д.
Условия, на которых достигнуто соглашение сторон, составляют содерж-е Д.
Существ-ми признаются условия, кот-е необх-мы и достаточны для закл-я
Д(условия о предмете договора;условия, кот-е названы в законе или иных
прав.актах как существенные;условия, кот-е необх-мы для Д данного
вида;условия, отн-но кот-х по заявл-ю одной из сторон д.б. достигнуто
соглашение).
Обычные условия не нуждаются в согласовании сторон. Обычные условия
предусмотрены в соот-щих нормат-х актах и авто-ки вступают в дей-е в момент
закл-я Д.
Случайными назыв-ся такие условия, кот-е изменяют, либо допол-т обычные
условия. Они включ-ся в текст договора по усмотрению сторон. Их отсутствие,
также как и отсутствие обычных условий, не влияет на действительность Д.
Гр-прав-е Д-ы различаются в зав-ти от их юр.направ-сти. Осн-й Д непоср-но
порождает права и обя-ти сторон, связ-ые с перемещ-м матер.благ, передачей
имущ-ва, выпол-м работ, оказанием услуг и т.п. Предварит-й Д-это соглаш-е
сторон о закл-и осн-го Д в будущем. Предварит.Д д. содержать условия позвол-
щие уст-ть предмет, а также др сущ-ные условия осн-го Д.
Д.различ-ся в зав-ти от того, кто м. требовать испол-я Д. Д. закл-ся в
пользу их уч-ов и право требовать испол-я таких Д принадлежит только их уч-
ам. Д в пользу 3 лица признается Д, в кот-м стороны уст-ли, что должник
обязан произ-ти испол-е не кредитору, а указ-му или не указ-му в Д 3 лицу,
имеющему право требовать от должника испол-я обязател-ва в свою пользу.
В зав-ти от хар-ра распр-я прав и обя-й м. уч-ми все Д делятся на
взаимные(каждая из сторон приобр-т права и одновр-но несет обя-ти по отн-ю
к др. стороне) и односторонние(порождает у од.стороны только права, а у др.-
только обя-ти). Д.различ-ся в зав-ти от опосредуемого Д хар-ра перемещ-я
матер.благ(возмездные и безвозмездные. По основаниям закл-я все Д делятся
на своб-е (закл-е зависит от усмотрения сторон)обяз-е (обяз-е для одной или
обеих сторон).Публичные Д-уч-ом яв-ся коммер.орг-ия
Д различ-ся в зав-ти от способа их заключения.
Закл-е Д проходит две стадии: оферта, акцепт. Предложение, признаваемое
офертой: а) д.б. достаточно опр-м и выражать явное намерение лица закл-ть
Д; б) д. содержать все сущест-ые условия Д; в) д.б.обращено к одному или
неск-м конкр-м лицам.
Акцептом признается согласие лица, кот-му адресована оферта, принять это
предложение, причем не любое согласие, а лишь такое, кот-е яв-ся полным и
безоговорочным. Соглашение считается сост-шимся в том момент, когда оферент
получил согласие акцептанта. Этот момент и признается временем закл-я Д. Д.
вступает в силу и становится обяз-м для сторон с момента его закл-ия.
Вместе с тем стороны вправе уст-ть, что условия закл-го ими Д прим-ся к их
отн-м, возникшим до закл-я Д.
Истечение срока Д только тогда прекращает его дей-е, когда стороны
надлежащим образом испол-ли все лежащие на них обя-ти. Если же не испол-на
надлежащим образом хотя бы одна обя-ть, вытекающая из Д, то посл-й не
прекращает свое дей-е и по истечении срока, на кот-й , был закл-н Д.
Изм-е (расторж-е) Д, также как и его закл-е, подч-ся опр-м правилам.
Соглашение об изм-и (расторж-и) Д совершается в той же форме, что и Д,
если из закона, иных прав.актов Д или обычаев дел.оборота не вытекает иное.
Иной порядок изм-я (расторж-я) Д уст-н для тех случаев, когда Д изм-ся или
расторгается не по соглашению сторон, а по треб-ю одной из них. Заинтер-я
сторона обя-на направить др.стороне предлож-е об изм-и (расторж-и) Д.
Др.сторона обя-на в срок, указ-й в предлож-и или уст-й в законе или в Д, а
при его отсутствии - в 30-й срок, направить стороне, сделавшей предлож-е об
изм-и (расторж-и) Д:1) либо извещение о согласии с предлож-м;2) либо
извещение об отказе от предлож-я;3) либо извещение о согласии изменить Д
на иных, усл-х.
Вместе с тем следует иметь в виду, что нельзя расторгнуть (изм-ть) уже
испол-й Д.
Если изм-е(расторж-е) Д произошло по взаим.соглашению сторон, то
основанное на нем обязательство соот-щим образом изм-я (прекращ-ся) с
момента закл-я сторонами соглаш-я об изм-и(расторж-и) Д. При изм-и (расторж-
и) Д в суд.порядке основанное на нем обязател-во соот. изм-ся или прекращ-я
с момента вступл-я в закон.силу реш-я суда об изм-и (расторж-и) Д.
8.9.Норм.актами регул-е правоотн-я: З РФ от 25.09.92. «О денеж.S РФ», З
РСФСР «О ЦБ РСФСР» в ред-ции от 12.04.95., З РСФСР «О банках и банк.дея-ти»
от 02.12.90. с послед-щими изм-ми и допол-ми., З РФ «О вал.регул-е и
вал.контроле» от 09.12.92.
В предпри-й дея-ти важн-е значение имеет своеврем-й и правильн-й расчеты,
чем больше предприн-й тем шире и разнообразнее хоз-эк. связей м. ними а
след-но и расчет-е правоотн-я.
Осн-ми правилами расчет-й отн-й м. ЮЛ это рсчет.операции осущ-ся через
комер.банки с расч-х и иных иных счетов открыв-х предпри-ми; все расчеты
превыш-е размеры уст-е Пра-ом РФ осущ-ся только в безналич.форме;формы расч-
х док-ов в уст-е ЦБ РФ и тд.
Для расч-го обслуж-я м. банком и предпри-м заключ-ся договор банк.счета.
Пред-е м. открыть в комер.банке расч.счет, депоз-й счет, судный, вал-й и
др. счета. Формир-е ср-в этих на счетах кроме вал-х и судных произ-ся путем
перечес-я с расчет-го счета. Все счета д. регист-ся в налог.органах для
контроля за правильную и своеврем-ую уплату пред-я налогов и др.платежей в
бюджет. Банк м. исп-ть денеж.ср-ва со счетов клиентов в кач-ве кредитного
ресурса но обязан гарантировать их наличие при предьявление требований к
счету со стороны клиента.
Стороны по Д вправе избрать и уст-ть в Д любую форму расчета:
расчеты по платеж-му поруч-ю(перевести ср-ва с од.счета на др.)
расчеты по акредитиву(денеж.обяз-во)
расчеты по инкасо
расчеты по чекам
зачет взаим-х треб-й
8.7.Д по оказанию услуг-где испол-ль обяз-ся по заданию заказчика оказать
услуги а заказчик обяз-ся оплатить эти услуги.
Перевозка грузов, пасажиров и багажа осущ-ся на основание перевозки.
Выделяют след. виды Д:
перевозка груза - траспорт-й экспедиции
пассажиров - займа
фрахтования(чартер) - гос.займа
кредитн-й - банк.вклада
банк.счета - хранения
страхования - поручения
комиссии - комер.концесии
Д коммер.концесии одна сторона(правообладатель) обяз-ся предоставить
др.стороне (пользователю) за вознагрож-е на срок или без указ-го срока
право исп-ть в предпри-й дея-ти пользователя комплекс исключ-х прав
принадлежащ-х правообладателю на охран-ю коммер.инф-ю а также на др.предус-
е Д обьекты исключ-х прав-товар.знак, знак обслуж-я и др.
Стороны –комер.орг-й и гр-не,зарегис-е в кач-ве индив-х предпрн-й.
Форма-письменая.
Страхование осущ-ся на осн-й Д им-го и личного страх-я заключ-х гр-ом или
ЮЛ со страх.орг-цией.
По Д банк.влада выплач-ся % вкладчику(граж-н),форма-письменая.
8.6.По Д подряда-подрядчик обяз-ся выпол-ть опр-ю работу и здать ее
результат заказчику а он обяз-ся принять результат работы и оплатить. Форма-
опр-ся общими правилами о форме сделок. Срок выпол-я работ(начал-й и конеч-
й). Оплата произ-ся после сдачи его срок.Стороны –ФиЮЛ.
По Д быт.подряда-подрядчик(ЮиФЛ) осущ-й предпри-ю дея-ть обяз-ся выпол-ть
по заданию заказчика(ФЛ) опр-ю работу предноз-ю для удолет-я бытовых или
др.потребностей заказчика а он обяз-ся уплатить и принять работу. Целью Д
яв-ся удол-е личных и бытовых потребностей гр-н. Предметом-выпол-е работы и
их резул-ты. Цена- по соглашению сторон(не выше гос-й).
По Д строит-го подряда-подрядчик обяз-ся в уст-й Д срок построить по
заданию заказчика опр-й обьект либо выпол-ть иные сроит-е работы а заказчик
обяз-ся создать подрядчику необх-е усл-я для выпол-я работы принять их
результат и уплатить обособленую цену.
По Д на выпол-е научно-ислед-х работ –исполнитель обяз-ся провести обусл-е
тех-им заданием заказчика научные иследования а по Д на выпол-е опытно-
конструкторских работ –разработать образец нового изделия, коструктор-ю
документацию на него или новую технологию а заказчик обяз-ся принять работу
и оплатить ее.
8.5.Договоры(Д) о передаче им-ва-Д в кот-х одна сторона обяз-ся передать
др.стороне вещь,а др.сторона обяз-ся принять эту вещь и уплатить за нее
денеж.сумму.
Д к-п м.б. закл-н на товар кот-й имеется в наличие у продовца или кот-й
будет создан или приобретен продавцом в будующем. Д д. опр-ть наимен-е и
кол-во товара.При передаче товара продавец и покуп-ль обя-н проверять кач-
во товара.Осн.обя-ти покуп-ля принять товар и оплатить его. Различают
след.Д-а к-п: розничной к-п, поставки, контроктации, энергоснабжения, к-п
недвиж-ти.
Д мены-каждая сторона обяз-ся передать в соб-ть др.стороне один тов-р в
обмен на др.тов-р(ЮиФЛ,предпри-ми).Вместо оплаты-вещь.
Д ренты-одна сторона передает др.стороне в соб-ть им-во а платильщик обяз-
ся в обмен на получаемое им-во переодически выплачивать получаемою ренту в
виде опр-й денеж.суммы либо предорст-е ср-в на его содерж-е в иной форме.
Гл.этот Д бесрочный. Предмет –движ-е и недвиж-е им-во. Сущ-е условия:
Форма-подлежит нотар.удостоверению(гос.регистр-й).
На усл-х пожизненого содер-я –переодичность и размер выплат.
8.11.Валют регул-е это гос регламентация меж-х расчетов и сделок с валют
ценостями. Валют регул-е осн-ся на Н.А. 2 видов:
-уст-е основу внешнеэк-й деят-ти (ГК РФ, з-х о вал регул-и и вал контроле,
указы пост-я);
-примен-е в развитии и исп-и Н.А., закона и указа Пре-та (инструкции,
письма ЦБ РФ, Минфина, гос тамож комитета РФ, гос налог-й службы).
Ст.19 Там. К РФ опр-ет все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в
РФ и вывоз из РФ тов-в и тр.ср-в в том, числе при осущ.ВЭД в порядке
предусмот-х законом.
Право на ввоз вывоз тов-в соот-ет нормам Конст-и РФ, нормам междун-го
права. Ограничения при реализ-и право на ввоз тов-в предус-ся только для
защиты публичного порядка и прост-х устоев общ-ва. Осущ-е этого права не
д.нарушать права и свободу др.лиц (защита –общ-го порядка, жизни и
здоровья, нранвствености насел-я, правоспособ-ти и тд.). Перемещ-е осщ-ся
через тамож режим.
Кватирование –кол-е или стоим-ые огр-е. Общие квоты экспорта уст-ся Мин.эк-
ки РФ. Виды квот:
1)квоты для гос нужд, предус-н экспорт тов-в для выпол-я ВЭД обяз-в РФ;
2) квоты пред-й, уст-е Мин эк-ки;
3) регл-е квоты, для аукц-ой продажи опр-ся Мин эк-ки.
Приобр-ые на аукц-нах квоты подтв-ся сертиф-ом.
Обя-е треб-е выдача лицензий. Законо-во РФ уст-ет перечень тов-в на кот-е
квоты не уст-ся, по лицензии обя-на: дикие живот-е, растения, лекарства,
коллекции минералов.
Выдаются лицензии:
1)генеральная на 1 календ.год(ровно);
2)разовый –до 12мес-в (не больше);
3)контроль за вывозом (ввозом) осущ-ся ГТК.
1.14.Под фискальной политикой (ФС) подразумевается возд-вие гос-ва на на
эк-ю коньюктуру по ср-ам объема гос расходов и налогооблажения. ФП м.б.:
1) Дискреционная, т.е. сознат-е регул-е, ф-ция эк S с помощью налогов и
гос расх-в, имеющих целью изменение величины нац-го продукта.
2) Недискрец-я пол-ка испол-я так назыв-х встроеных стабилизаторов кот-е
автоматически воздей-ют на нац-ю эк S (пол-ку).
ФП м. как благотворно так и болезнено воздей-ть на стаб-сть нац эк-ки.
Пол-ка стабилизации пред. собой действия Прав-ва по контролю над эк-й
ситуацией с целью максим-но приблизить V ВНП к его потенциальному уровню, и
подержать низкие и стаб-е темпы инфляции. Целью пол-ки эк роста яв-ся увел-
е фактич-х объемов ВНП.
Пол-ка ограничения деловой активности направлена на уменьш-е реального V
ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем.
Т.о. ФП м.б.:
Стимулирующая, т.е. направлена на выход из кризиса, для нее хар-ен рост
гос расх-в и снижение налогов.
Сдерживающая т.е. эк-ка в стадии перегрева, где наблюдается повышение
налогов и снижение гос расх-в.
Т.к. осущ-ие гос расх-в означает использ-е ср-в гос бюджета, а налоги яв-
ся осн-м источ-м их пополнения, ФП сводится в основном к манипулир-ю гос
бюджетов: гос-во м.финан-ть свои расходы з спос-ми: 1)гос-во м.увел-ть
налоговое поступление; 2) гос м.взять в долг у населения; 3)гос м.начать
деньги (кредитно-ден-ая пол-ка).
1.15.Гос бюджет (ГБ) это фин.план гос-ва сопоставляющий ожидаемые доходы и
расходы, организован он в виде балансов, дох-в и расх-в. Огромные суммы
концентрирующие в Б позв-ют гос-ву проводить активную эк и соц пол-ку, т.е.
ГБ пред.собой эк-ю форму перераспр-ых отн-й связанных с обособлением части
нац дохода. Перераспр-ем и ее использ-я с целью уровн-ия потр-ей всего общ-
ва.
В России различают 3 вида Б: Федеральный; Субъектов РФ; Муниципальный. Для
анализа состояния эк-ки и денеж S страны в целом применяют понятие
конселедированного Б объединяющий все выше названые Б-ы. Обычно анализ Б
нач-ют с хар-ки расх-в, а потом дох-й части.
Расходы Б –это эк отн-я возник-ие в связи с распр-ем фонда денеж ср-в гос-
ва, его испол-е по отраслевому целевому и терр-му назначению.
Доходы Б выр-ют эк отн-я возник-е у гос-ва с пред-ми, орг-ми,
объединениями и гражд-ми в процессе форм-я бюдж-го фонда страны.
Дефицит (Д) ГБ есть разность между расх-ми и дох-ми гос-ва на опред-й
период. Кач-во Б-го Д м.б. различ-ми:
1)Д связан с необ-тьюосущ-я крупных вложений в развитие эк-ки.
2) Д возникает в рез-те чрезвычайных обстоятельств.
3) Д м отражать кризисные явл-я в эк-ке (неэффек-ть фин-кред-х связей.,
неспособ-ть Прав-ва держать под контролем фин ситуацию в стране.).
Различают 2 составляющие Б-го Д: структурный и циклический.
1) Под струк-м Д подразумевается разность между текущими гос расх-ми и
теми дох-ми ГБ кот-е поступили бы в него в усл-ях полной занят-ти при
существовавшей S налогооблаж-я.
Циклич Д это разность между фактич-м и струк-м Д.
БД –это фин-е явление не относящаяся к разряду чрезвычайных исключит-х
событий, стран со стальным безД-ным Б-м практически нет.
Достижение сбалан-го Б с Д-м в размере 3-4% это задача эк пол-ки любого
гос-ва.
Финанс-е БД осущ-ся с 4 источников:
1)займы у ЦБ;
2)кредиты населения и ком бан.;
3)внешние ресурсы (иностр-я помощь и займы);
4)временная или пост-я продажа (приватизация) гос им-ва и гос активов.
На покрытие гос расх-в деньги поступают в осн.из 3 источ-ов: налоги;
займы; эмиссия ценных бумаг. Наибольший удельный вес принад-т налогам.
9.8.Содержание правособ-ти(ПС) составляют принадлежащие соб-ку правомочия
по влад-ю пользов-ю и распоряж-ю вещью. Указаные правомочия пред.собой юр-
ки обеспеченые возможности поведения соб-ка они принадлежат ему до тех пор
пока он остается соб-ком.
Правомочие владения-эти юр-ки обеспеченая возможность хоз-го господства
соб-ка над вешью.
Правомочие пользования-это юр-ки обеспеч-я возможность извлеч-я из вещи
полез-х свойств в процесе ее личного или произ-го польз-я.
Правомочие распоряжения-это юр-ки обеспеченая возможность опр-ть судьбу
вещи путем соверш-я юр-х актов в отн-й вещи.
Правособ-ти это S правовых норм регул-щих отн-я по влад-ю,польз-ю,и распор-
ю соб-ком принадлежащей ему вещью по усмотрению вмешательства всех 3 лиц в
сферц хоз-го господства.
Под гр-правовой защитой ПС понимается совок-ть предусмот-х гр-м закон-ом
ср-в применяемых в связи с совершеными против этих прав нарушения и
направленых на восстановление или защиты имущ-х интересов их обладателей.
Эти ср-ва неоднородны по своей юр-й природе и подразд-ся на неск-ко
относительно самост-х групп.
S ср-в защиты-вещно-правов-е ср-ва защита ПС харак-шейся те, что они
направлены непосред-но на защиту ПС как абсолют-го субъект-го П не связанны
с какими либо конкрет-ми обязат-ми и имеют целью либо востановить владения
польз-я и рапоряж-я собственика принадлежащей ему вещи либо устранить
препятствия в осущ-ии этих правомочий (иск о признании ПС, иск о устранении
наруш-я несоединеных с личным владением, иски об истребовании им-ва из
чужого незаконного влад-я).
2гр. обязательственно правовые ср-ва –это иск о возмещени причиненного
собств-ку вреда, иск о возврате вещей и тд.
3гр составляют те кот-е не отн-ся к вещно правовым и обяз-ным правовым ср-
вам и вытекают из различных институтов ГП.(правила о защите им-ных прав
собст-ка, об ответств-ти залога держателя, за порчу им-ва и тд.
4гр ср-ва направленны на защиту интересов собств-ка при прекращении ПС по
основаниям предусм-м в законе (гарантии установленные гос-м на случаи
обращении гос-ую собств-ть им-во находящегося в собст-ти граждан и ЮЛ.
5.4.Вал.регул-е это гос.регламентация меж-х расчетов и сделок с вал.
ценосями.
З.РФ от 09.10.92. «О вал.регул-й и вал.контроле» к вал.операциям (ВО)
относит:
ВО связаные с переходом правасоб-ти и иных прав на вал.цености(операции
связаные с исп-м в кач-ве ср-ва платежа иност.валюты и платеж-х док-в в
иностр-й валюте)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|