Шпаргалки к госэкзамену по экономике и праву
встречает препятствий – вход и выход из отрасли абсолютно свободен; нет
огран-й на доступ той или иной фирмы к инф-и о сост-и рынка, ценах на
товары и ресурсы, затратах…. Конкур-я, кот-я в той или иной степени связ. с
замет-м огран-ем своб-го предприн-ва, наз-ся несоверш-й. Для нее хар-но
незнач-е кол-во фирм в каждой сфере предприн-й деят-ти, возм-ть одного или
группы предприн-ей влиять на конъюнктуру рынка. При несоверш-й конкур-ии
сущ-т жесткие барьеры для проник-я на конкур-е рынки новых предприн-ей,
отсут-т близкие заменители прод-ии, выпуск-ой привелегир-ми произв-ми.
Между соверш-й и несоверш-й лежит тот вид, кот-й весьма часто встреч-ся и
явл-ся смесью этих видов – монопол-я конкур-я, кот-я предст-т собой тип
рынка, в усл-х кот-го большое кол-во мелких фирм предлагает разнородную
прод-ю.
2.10.Один вид конкур-ии отлич-ся от другого по средствам его ведения.
Различают ценовую и неценовую. Цен-я ведется путем маневрирования ценами в
целях наиб-е выгодного исп-я рын.конъюнктуры. В частности, в завис-ти от
обст-ки и степени проч-ти своего дела конкурент может исп-ть моноп-но
высокую цену, приносящую ему моноп.высокую прибыль, или врем.исп-ть
моноп.низкую цену для вытеснения с рынка менее могущ-го конкурента. Цена
«снятия сливок» исп-ся тогда, когда на рынке появ-ся «ниша», т.е. возм-ть
врем.упредить конкур-в в выпуске новых продуктов. Цена внедрения
предполагает врем.сниж.цен для завоевания позиций на новом для данной фирмы
рынке.Цена лидера сущ-т в усл-х, когда конкуренты догов-ся не маневрировать
произвольно ценами, а следовать кот.уст-т ведущая фирма. «Психологич-я»
цена предполагает ее уст-е на ур-не несколько меньшем, чем круглая цена. В
неценовой исп-ся ср-ва, не имеющие непоср-го отн-я к ценам – улучш-е кач-ва
прод-ии, реклама, орг-я выставок и ярмарок.
11.4.S-это нечто целое состоящее из частей которые взаимодействуют друг с
другом для выполнения задачи или достижения цели. Менеджмент рассмат-ся как
S. Когда руководство изменяет одну часть этой S меняется положение всей S
но сущ-ет опр-ый лаг во времени(лаг-это промежуток времени между изм-ем
части S и изм-ем всей S). Пример: на работу принят молодой раб-к, который
изменит положение фирмы в личную сторону. Поэтому менеджеру очень трудно из-
за этого лага найти причину многих явлений в орг-ции. Кроме внутр.факторов
на менеджмент влияет внешняя среда поэтому менеджмент-открытая S.Внутри
менеджмента как S сущ-ет подS:соц.S(люди),тех.S,S власти,S
мотивации,контроля,планирования.
Основные недостатки сист.подхода:
1)не сущ-ет конкр.советов как вести себя в каждой ситуации;
2)очень трудно опр-ть какие эл-ты S самые важные,т.к.их важность меняется
в зависимости от ситуации.
10.5.Законом РФ "об АО" предусм-ет различные объёмы прав для акционеров
владеющих 1%, 2%, 10% акций.
1%акций позволяет предъявить АО суд иски.
2% позволяет акционеру или их группе вносить предложение, повестку для
годового общего собрания акционеров и предлагать кандидатуру в Совет
директоров и ревизион. комиссию.
10% акций позволяет требовать созыва не очередного общего собрания по
желаемой повестке дня и созывать его само-но в случае отказа со стороны СД.
В сог-х усл-ях АО часто 10% и более акций принадлежат членам СД и это
значит, что общий контроль над АО принадлежит СД. Если 10% пакет пренад-т
гос-ву, то уже достаточный рычаг для направ-я дисц-й дея-ти АО по реальной
Рос жизни Г представитель 10% акций м. добиваться своих целей только через
конфликты. На практике 10% пакет делает предст-лей гос-ва равным среди др.
владельцев кампании.
Чем больше распылённость акц. капитала, тем меньше величина обеспечивающая
реальный полож-ый контроль над АО. На сегодня приемлемый контроль обесп-ет
пакет от 20 до 30% акций. Специфика АО с Г участием сходит на нет при
величине пакета акций менее 10%, а при величине пакета от 10 до 20%
возможности для Г предст-ля появл-ся, но не достаточно чтобы влиять на
жизнь кампании. Владения контр пакета не означает полное владение ОАО с Г
контр. пакетом наиболее оптим-я в сегод. Рос, форма соглас-я Г-х, частных,
групповых элементов.
10.3.Законом РСФСР «о пр/пр и пред. дея-ти» было уст-но, что в Рос могут
создаваться и дей-ть пр/пр смеш-й формы соб-ти, основанные на объед-е имущ-
ва наход-ся в частной, муниц-й и Г соб-ти.
В наст. время участие РФ, субъектов РФ и муниц-х обр-й основ-ся в первую
очередь по нормам ГК РФ.
По общему правилу сформу-му ст.65 ГК Г органы и органы м/с не м. выступать
учредителями хоз обществ если иное не уст-но законом.
Аналогичная по содер-ю правило в отн-и АО с участием Г и мун. обр-й
содержатся в ФЗ от 26.12.95. "об АО".
Причем общ-во ,учредителями кот-х выступают в случае уст-ми З.РФ субъект
фед-и, органом м/с (за иск-м созданных в процессе приват-и) м.б. только
открытыми.
Для создания АО учредителями кот-го выступают фед-я ,ее субъекты в наст.
время хар-ны опр. черты:
1) возможность участия указанных публичных субъектов в созданий АО д.б.
предусмотренного ФЗ. Это правило противоречит ФЗ "об осн-х принципах м/с в
РФ" ст.12,30 имеет приоритет перед по след. З-ом.
2) по своей орг-П-вой форме такие АО м.б. только открытыми. Учредителями
от имени РФ в таких АО выступает Госкомимущ-во РФ и Росфонд фед. имущ-ва
(РФФИ). Такие правомочия РФФИ предоставлены Положением утв-м указанием Пре-
а РФ от 17.12.93. №2173 .
Для участия в уст-ом капитале АО РФФИ вносит порядки оплаты приобрет -х
акций ср-ва выделяемые целевым назначением из бюджета РФ, небюдж-х фондов,
либо имущ-во передаваемое ему Госкомимущ-м. (ГКИ).
В соот с письмом ГКИ от 09.01.87г. №АР-19/74 учредители АО созд-х не в
процессе приватиз-и с внесением в кач-ве вклада фед С-ти от имени РФ м
выступать Пра-во.
Согл.ст.125 ГК РФ РФФИ и др. органы м. выступать в кач-ве учредителя АО
лишь в случаях предусмот-х ФЗ-ми, указами Пре-та, пост-ми Пра-ва по их спец
поручению или от имени Пра-ва.
Уст-но обя-ть Совета директоров АО не менее % голосующих, акции кот-е
наход-ся в ГС привлекать незав-х акционеров для опр-я рын. ст-ти имущ-ва АО
по треб-ю лиц, предст-лей Г-ва ,совета директоров.
Для подобных АО прим-ся спец. правило ликвидации, кот-е закл-ся в том ,что
если акционером ликвид-го АО оба - Г-ва или мун. обр-е. В составе ликвид-ой
комиссии включается предст-ль соот. комитета по упр-ю имущ-ом или фонд
имущ-ом.
При не включении этого требов-я орган осущ. Г регист-ю общ-ва не в праве
давать согласие на назначение регист. комиссии.
10.2.В соответствии с п.Г ст.72 К РФ вопросы разграничения Г С-ти
относятся к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. При этом п.Д
ст. К РФ определенно, что в ведении РФ нах-ся фед-я С-ть и упр-е ею. Это
означает, что именно федерация опред-ет какие объекты Г С-ти отн-ся к фед С-
ти и как она управляется.
Еще до принятия К в 92г закон о С-ти РСФСР в общей форме определил какое
имущ-во м нах-ся в фед С-ти, а какое имущ-во м нах-ся в С-ти субъектов фед-
ции или муниц С-ти.
В Г с-ти РФ нах-ся имущ-во органов власти и упр-я РФ, ресурсы
континентального шельфа и морской Э-й зоны, культ-е и историч-е ценности
общего Г значения, средства Г бюджета РФ, Г банка, золотой запас, алмазный
и валютные фонды, страховые, резервные и иные фонды.
В Г С-ти РФ и субъектов РФ могут нах-ся ср-ва произв-ва промыш-ти, пр/пр
транспорта, связи, инфор-ки, топливно-энергет-го комплекса, и иные пр/пр, и
иное иму-во, необх-ое для выполнения задач РФ, включая Г казну РФ и
соответственно казну республик и др субъектов фед-ции.
С-ти субъектов фед-ции нах-ся иму-во их органов власти и упр-я, культ-
историч-е ценности народов ее населяющих, ср-ва соответствующего бюджета, а
также пр/пр иму-ные комплексы и иное иму-во обеспечивающее самостоят-ть
национ-но Г-х и админист-терр-х объединений фед-ции.
В муниц-й С-ти районов и городов м.б. иму-ва местных органов Г власти и
местного самоупр-я, ср-ва местного бюджета и внебюдж-х фондов, жилищный
фонд, включая и не жилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры, м
также нах-ся пр/пр с/х, торговли, общепита, бытового обслуж-я, транспорта,
промышленностей, здравоохранения, образования, коммунального хоз-ва и др.
Закон РФ «Закон о С-ти РСФСР» был конкретизирован постановлением 3020-1 от
27.12.91г. «О разграничении Г С-ти на фед-ю, Г, субъектов РФ и муниц-ю С-
ть». В этом постановлении дается 3 приложения:
В приложении №1 дается перечень объектов относящихся только к фед-й С-ти.
В приложении №2 дается перечень объектов фед-й С-ти кот-е м.б. переданы в
С-ть субъектов фед-ции согласно решения Правительства РФ.
В приложении №3 дается перечень объектов отн-ся к муниц С-ти.
1.18.Иструментами гос.эк.политики яв-ся:
1)фин.пол-ка-совок-ть мероп-й гос-ва по орг-й и исп-ю матер-х и денеж-х
ресурсов для удолет-я потреб-й гос-ва и разл.общ.групп с учетом текущего
момента и стратег-их задач.
2)для получения нужных фин.ср-в гос-во осущ-т фискальную пол-ку. Гос-во
опр-ет набор потребностей кот-е будут финанс-ся за счет гос-ва опр-ет
приоритеты внутри набора общегос-х потребностей. В фис.пол-ки гл.проблема-
сбалансированость бюджета. Если возникает дефицит бюджета то его покрытие
возможно след.образом:1)эмисия денег2)внут.и внеш.займы.
3)кредитно-денежная пол-ка-совок-ть мероп-й гос-ва в области ден-го
обращения и кредита для поддержания платежеспособности нац.валюты и регул-я
развития Э-ки в нужном направ-й.
4)пром-я пол-ка-совок.мероп-й гос-ва для создания условий для развития
приоритетных отраслей промыш-ти.
5)аграрная пол-ка
6)торговая пол-ка-реализуется за счет уст-я соотв.пошлин на ввозимые и
вывозимые товар.
7)соц.пол-ка-совок.мероп-й гос-ва по регул-ю преобр-я общ.строя.
8)инвест-ая пол-ка-совок.мероп-й гос-ва по вложению инвестиций в
гос.сектор по регул-ю рынкассудных капиталов взав-ти от его стратаг.задач
условий развития Э-ки и сложивщейся традиций по участию гос-ва в мировом
рынке капиталов.
9)регион. пол-ка-совок.мероп-й гос-ва по регул-ю взаимоотн-й между
регионами(субьектами фед-й).
10)внешнеЭ-ая пол-ка-совок.мероп-й гос-ва регул-ю внешней торговли,
валют.и кред-х отн-й с др. странами исходя из внут.,внеш-й пол-ки,Э-х и соц-
х условий.
11)транспорт-я пол-ка-совок.мероп-й гос-ва по строительству
ж\д,трудопроводов,соверш-ю видов транспорта, схем перевозки грузов и
пасажиров,развитию средст связи.
12)антимоноп-я политика-целью ее яв-ся предупреждение и сохранение монопол-
х цен, дефицитности проз-ва.
Одним из инструментов гос.эк.пол-ки яв-ся гос.заказ.
1.6.Кейнсианская модель (КМ) рассматривает функционирование в Э-ке на
сравнительных коротких отрезках времени. Анализ СП базируется на след-х
предпосылках:
1) Э-ка функц-ет в усл-ях неполной занятости факторов пр-ва;
2) цены, номинальная з\пл и др номинальные величины относительно жесткие и
медленно реагируют на рыноч-е колебания;
3) реальные величины (объем выпуска, занятость, реальная з\пл и др) более
подвижны и реагируют быстрее на изменение рынка. Кривая AS КМ
горизонтальна.
уровень цен
AS2
реальный V пр-ва
С ростом совок.дохода увел-ся импорт т.к. потребители и инсесторы
увеличивает свой расходы на покупки как отече-х так и импортных товаров. А
экспорт из данной страны не зависит непосредственного от величины
совок.дохода а зависит от динамики совок.дохода страны ввозящей эти товары
и услуги. Поэтому зависимость между динамикой совок. Дохода данной страны Y
и динамикой ее чистого экспорта Xn отрицательна что и фиксируется знаком
минус в ф-ций чистого экспорта.
Е(планир.расходы) Y=E
Y1
E1 E=C+I+G+Xn
E0 A незапланир-е:
E2 накопление запасов
сокращ-е запасов
Y Y Y Y(доход)
Очевидно что линия планируемых расходов пересечет линию на кот-й реальные
и планируемые расходы =(Y=E) в кокой-то одной точке А. Этот чертеж получил
название креста Кейнса. На линий Y=E всегда соблюдается равенство
факт.инвестиций и сбережений. В точке А, где доход=планируемым расходам
достигается равенство планируемых и факт.инвестиций и сбережений т.е. уст-
ся макроЭ-е равновесие.
1.5.Классическая модель описывает поведение Э-ки в долгосрочном периоде.
Анализ СП в классической теории строится исходя из след.условий:
1) обьем выпуска зависит только от количества факторов произ-ва (труд,
капитал) и технологии и не зависят от уровня цен.
2) изменение факторов пр-ва и технологии происходят медленно.
3) Э-ка функционирует в усл-ях полной занятости, след-но равен
потенциальному.
4) цены и номинальная з\пл яв-ся гибкими и их изменение поддерживает
равновесие на рынках.
Кривая AS в этих услових вертикальна
уровень цен
AS1
Реальный V пр-ва
1.4.Макроэкономическое равновесие (МЭ Р)-это проблема выбора устраивающего
всех при кот-м способ исп-я ограниченных ресурсов в общ-ве (капитал, земля,
труд) для создания различ-х тов-в и их распределения между различными
членами общ-ва сбалансированы. Сбаланс-ть хар-ет состояние Э-ой S как
единого целостного организма. Поэтому эта сбаланс-ть означает что
достигается совокупное Р между:
1) пр-вом и потреб-м;
2) ресурсами и их исп-ем;
3) предложением и спросом;
4) факторами пр-ва и его рез-тами.
5) материально-вещественными и фин-ми потоками при различных комбинациях
указанных факторов.
Э-ты раз-ют:
1) частичное Р, т.е Р на индивидуальных рынках тов-в, услуг и факторов пр-
ва;
2) одноименное общее Р, т.е. единая взаимосвязанная S образованная всеми
рыночными процессами на основе закона свободной конкуренции;
3) реальное МЭ Р, т.е. Р кот-я устанавливается на рынке фактически.
Общее Э-е Р-это состояние, при кот-м пропорции обмена сложились таким
образом, что на всех рынках достигнуто одновр-но равенство между
предложением и спросом и при этом ни один из участников рыночных сделок не
заинтересован менять свои объемы покупок и продаж.
Первая Э-я модель таб-ца Кене (1694-1774). Он создал свой гл науч труд в
1758г-эк таб-цы. Здесь он провел анализ общ-го пр-ва с позиции установления
опред-х балансовых пропорций между натур-ми и стоимост-ми эл-ми общ-го пр-
ва на примере Э-ки Франции 18в. Кене описал процесс воспр-ва ВНП
посредством кругооборота ден-х потоков.
След МЭ модель К. Маркса: СОП=С+V+М, где
С-матер затраты, V-ст-ть рабочей силы, М-прибавочная ст-ть.
По материально-веществ-му составу Маркс разделил СОП на ср-ва пр-ва и
предметы потребления.
В.И.Ленин схема капиталистич-го общ-го расширенного воспр-ва была описана
с изменением органического строения капитала.
Модель Ж-Б. Сея – МЭ предложение тов-в рождает и балансирует его собст-й
спрос (AS=AD).
Модель Леона Вальраса общее предолж-е конечных продуктов в ден-м выражении
д.б. равна общему спросу на них как сумма доходов приносимых всеми
факторами пр-ва их собственникам.
1.3.Совокупное предложение (CП)-это общее кол-во товаров и услуг
произведенных в Э-ке в их стоимостном выражении. Это понятие часто исп-ся
как синоним ВНП (ВВП).
уровень
цен AS
реал-й V пр-ва
Кривая СП AS показ-ет какой обьем совок-го выпуска м.б. представлен
производителями на рынок при разных значениях общего уровня цен Э-ки.
Неценовым факторам СП относятся:
изменения в технологии
цены ресурсов
налогооблажение фирм.
Влияние вышеназваных факторов граф.отражается сдвигом криой AS влево и
вправо. Форма кривой AS интерпритеруется по разному классической и
кенсианской школами. Изменения величины СП под влиянием одного и того же
фактора м оказаться различными в зависимости от рассматриваемого времени
(долгосрочные, краткосрочные).
1.2.Совокупный спрос (СС)-это потребность представленная на рынке в ден-ой
форме со стороны населения, пр\пр и гос-во, т.е. это сумма планируемых
расходов на приобретение товаров и услуг. Сущ-ет ценовые и не ценовые
фактьоры влияющие на СС. К факторам опред-щим СС отн-ся:
1) доходы потреб-ля;
2) вкус потр-ля;
3) цены на товарозаменители;
4) предложение денег и число оборотов денег.
MV=PQ
M-количество денег в Э-ке
V-скорость обращения денег
P-уровень цен в Э-ке
Q-реальный выпуска прод-ции, на кот-ю предъявлен спрос.
В структуре СС можно выделить:
1) спрос на потреб-е товары и услуги;
2) спрос на инвестиционные товары;
3) спрос на товары и услуги со стороны гос-ва;
4) спрос на наш экспорт со стороны иностранцев.
уровень
цен
реал. объем пр-ва
СС м представить в виде кривой AD кот-я показывает различные объемы
товаров и услуг, т.е. реальный объем нац пр-ва, кот-е потреб-ли пр\пр и
правительства готовы купить при любом возможном уровне цен.
К неценовым факторам влияющим на СС относится все что воздействует на
потреб-е расходы дом. хоз-ств, инвестиционные расходы фирм, гос расходы,
чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, % ставки,
субсидии или льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов,
условия на внешних рынках и др. изменения неценовых факторов отражается на
графике сдвигов кривой AD. Н-р увеличение предлож-я денег и соответствующий
рост платежеспособного спроса в Э-ке отразится на графике сдвигом кривой AD
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|