Шпаргалки к госэкзамену по экономике и праву
вправо (AD1).
1.18.В модели AD-AS и модели Кейн.креста рын.ставка % яв-ся внешней
переменой и уст-ся на денеж.рынке относительно независимо от равновесия
товарного рынка. Осн-й целью анализа Э-ки с помощью модели IS-LM яв-ся
обьединение товар. и денеж. Рынков в единую S. В результате рын.ставка %
превращаются во внут. Переменую и ее равновесная величина отражает динамику
Э-х процессов происходяших не только на товарном но и на товарных рынках.
Модель IS-LM – модель товарно-денежого равновесия позволяющая выявить Э-ие
факторы опр-щие функцию совок.спроса. Модель позволяет найти такие
сочетания рын.ставки % R и дохода Y,при кот-х одновремено достигается
равновесие на товарном и денежном рынках. Поэтому модель IS-LM яв-ся
конкретизацией модели AD-AS.
Осн-ые упр-я модели IS-LM:
Y=C+I+G+Xn-осн-е макроЭ-е тождество.
C=a+b(Y-T)-ф-ция потребления
I=e-dR-ф-ция инвестиции
Xn=g-m`*Y-n*R-ф-ция чистого экспорта
M\P=k*Y-h*R-ф-ция спроса на деньги.
Внут.переменые модели:Y(доход) C(потребление) I(инвестиции) Xn(чистый
эксопрт) R(ставка%),внешние:G(гос.расходы) Ms(предложение денег)
t(налог.ставка).
Эмпирические коэфициенты (a,b,e,d,g,m`,n,k,h) положительно и относительно
стабильны.
В краткосрочном периоде когда Э-ка находится вне состояния полной
занятости ресурсов, уровень цен P фиксирован а величины ставки% R и
совок.дохода Y подвижны. Поскольку номин-е и реал-е значения всех переменых
совподают.
В долгосроч-м периоде когда Э-ка находится в состояние полной занятости
ресурсов уровень цен подвижен. В этом случае переменая Ms(предложение
денег) яв-ся номин-й величиной а все остальные переменые модели-реальными.
Кривая IS- кривая равновесия на тов.рынке(инвестици=сбережениям).
Кривая LM-кривая равенства на денежном рынке (спрос на деньги=их
предложению).
1.17.Номинальный валютный курс (ВК)-относительная цена валют 2 стран т.е.
цена одной валюты в единицах другой. Увелечение экспорта тов-в и услуг из
данной страны увеличивает спрос на нац.валюту за рубежом и одновременно
формирует предложение иностраной валюты в данной стране.
При S гибких ВК обменый курс уст-ся в результате свободных колебаний
спроса и предложения как равновесная цена валюты на валютном рынке. При S
абсалютно гибких ВК колебания обменого курса ничем не ограничены и поэтому
колебания обьемов экспорта и импорта а след-но и состояния торгового
баланса текушего счета и платежного баланса в целом могут оказаться
труднопронозируемыми что м. оказать дестабилизирующие воздей-е на
экономику.
При S фиксированых курсов курс нац.валюты уст-ся ЦБ кот-й берет на себя
обязательства покупать и продавать любое кол-во иност.валюты по уст-му
курсу. Обычно ЦБ уст-ет пределы свободных колебаний курс нац.валюты в целях
макроЭ-й стабилизации. Когда цена валюты приближается к верхней или нижней
границе этих пределов то ЦБ проводит интервенции: приблежение к нижнему
пределу требует покупки ЦБ этой валюты в обмен на иностраную или золото и
наоборот.
При собственно Золотом Стандарте официальные органы дают возможность
золоту свободно перемещаться из страны в страну. Потоки междун-х резервов
воздей-ет на кривуе спроса и предложения валют до тех пор пока они не
пересекутся в точке фиксированого ВК.
В режиме плавающих курсов понижение цены равновесия называется
обесцениванием валюты а повышение-удорожанием валюты. В режиме фиксированых
курсов эти процессы опр-ся соот. как девальвация и ревальвация.
1.13.Инфляция-устойчивая тенденция к повышению среднего уровня цен.
Дефляция наоборот.
Уровень инфляции-относительное изм-ие среднего уровня цен.
Дезинфляция-снижение уровня инфляции.
Инфляция спроса возникает как следствие избыточных совокупных расходов в
условиях близких к полной занятости.
Инфляция издержек возникает как следствие повышения средних издержек на
единицу продукции и снижения совок.предложения. Этот тип инфляции приводит
к одновременному росту инфляции и безработицы на фоне спада произ-
ва(стагляции).
Сочетание инф.спроса и инф.издержек образует инф.спираль,в кот-й возросшие
инф.ожидания Э-х агентов выполняют роль передаточного механизма. В усл-х
инфляции спроса Э-х агентов постепенно коректируют свое поведение:ставки
номин.з\пл. повышаются в новых труд.соглашениях в соот.с возросшими
инф.ожиданиями. Повышение ставок номин.з\пл. вызывает рост средних издержек
произ-ва что яв-ся осн-й для развертывания инф.издержек.Если Пра-во и ЦБ
не распологают инструментами упр-я инф.ожиданиями,то на основе спирали
«з\пл-цены» возникает гиперинфляция(неуправ-я инфляция).
Непридвиденая инфляция приводит к снижению всех видов фиксированых дох-в и
«субсидирует» тех Э-х агентов чьи номин.дох-ы возростают быстрее чем
ср.уровень цен. В условиях неож.инфляции получатели ссуд выигрывают за счет
кредиторов т.к. долги возрошаются обесценившими деньгами.
Антиифляционая политика(АП) Пра-ва согл. кривой Филипса в краткосрочном
периоде приводит к росту безраб-цы и снижению выпуска. Сокрашение
гос.расходов или денеж.массы снижает уровень цен, тогда как з\пл
зафиксированоя в труд.договорах, остается прежней. Прибыли фирм падают и
они сокращают обьем своего выпуска а значит и занятость. Для кол-й оценки
эф-ти борьбы с инфляцией исп-ся так называемый коэфициент потерь.Он
показывает сколько % реал-го годового обьема выпуска необх-мо принести в
жертву чтобы снизить инфляцию на один %.
АП м. проводится как методами «шоковой терапии» (когда жесткая
денеж.политика помогает быстро сбить инфляцию но сопровождается
значительным спадом произ-ва), так и постепено путем многократного снижения
темпов роста денеж.массы что позволяет избежать глубокого спада, однако не
дает возможности быстро снизить инфляцию.
Програмы постепеного снижения инфляции предусматривает активное регул-е
воздей-я гос-ва: поддержку важнейших отраслей произ-ва,
налог.стимулирование предпринивательства,частичное регул-е процесса
ценообразования,создание рын.инфрастр-ры и т.д.(это позволяет избежать
глубокого спада и безраб-цы).
1.12.Финансово-кредитную S э-ки обычно наз-ют ее кровеносной и нервной S.
Кредитно-ден-я политика гос-ва заключ-ся:
1) в опред-ии кол-ва денег, необходимых в обращении (рег-я эмиссии денег);
2) опред-е кред-й политики (% ставки, резервный фонд).
Гл целью кредитно-ден-й пол-ки яв-ся помощь э-ки в достижении такого
уровня пр-ва, кот хар-ся полной занятостью и отсутствием инфляции, т.е.
кред-я S стремится привести в соответствие уровень пр-ва, занятость, инф-
цию и цены.
Принципами кредита яв-ся:
1) платность, если кто-то берет кредит он обязан вернуть ссудный %;
2) целевой хар-р кредита;
3) срочность, т.е. кредиты даются на опред-й срок;
4) возвратность;
5) матер-я обеспеченность.
Э-е ф-ции кредита в рын-й э-ке заключ-ся в след-м:
1) в расширении пр-ва за рамки суммарного к-ла всех предпринимателей,
благодоря привлечению свобод-х ден-х ресурсов остальных членов общ-ва и
предоставлению их в распоряжение предпр-ей.
2) в перераспределении личных доходов, прибылей пр\пр и фирм, гос-ва и его
орг-ций в наиболее прибыльные сферы НХ, а также в сферы, нуждающиеся в фин-
й поддержке.
3) в экономии издержек обращения (карточки безналич расчет и тд.).
различ-ют след формы кредита:
1) коммерч-й кредит, предоставляемый пр\пр, орг-ми, учрежд-ми друг другу в
товарной форме. В основном он предост-ся в виде отсрочки платежей.
2) банковский кредит, он предост-ся специализированными кредитно-фин-ми
учрежд-ми (банками, различ фондами) всем хозяйств-м субъектам, нуждающимся
в нем.
3) потребительский кредит предост-ся физ-м лицам на приобретение тов-в
длительного пользования.
4) ипотечный кредит связан с недвижимостью, под кот-ю он и предост-ся.
5) межхозяйст-й кредит предост-ся субъектами рыноч э-ки друг другу.
6) гос кредит предост-ся населением своему гос-ву (займы, ц.б.).
7) международный кредит предост-ся странами друг другу в ден-й, тов-ой,
валютной формах.
Инструментами денежно-кредитной политики яв-ся:
1) лимиты кред-я; прямое рег-я ставки%;
2) изменение нормы обязательных резервов;
3) изменение учетной ставки (ставки рефинанс-я);
4) операции на открытом рынке.
1.10.Э-ий цикл-периодические колебания уровней занятости,произ-
ва,инфляции.Причинами цикличности яв-ся:периодическое истощение автономных
инвестиций,ослабление эффекта мультипликации,колебания обьемов денежной
массы, обновление «осн-х капитальных благ».
Осн.фазами ЭЦ яв-ся спад и подьем.
Реальный ВНП отклоняется от нормального-эти колебания фиксируются
дефлятором ВНП.
Потенциальный ВНП-обьем произ-ва при полной занятости всех ресурсов.
Циклически изм-ся также уровни занятости,безраб-
цы,ифляции,ставки%,валютного курса,обьем денежной массы. Однако осн-ми
индикаторами фазы цикла обычно служат уровни занятости,безработицы и обьема
выпуска т.к. динамика уровней инфляции,%ставки и валютного курса м.б.
взависимости от факторов вызвавших спад.
Обьемы произ-ва и занятости наиболее сильно реагирует на смену фаз ЭЦ в
отраслях произ-х ср-ва произ-ва и потребительские товары длительного
пользования.В отраслях произ-щих потреб-ие товары кратковременного
калебания занятости и выпуска значительны.
Для оценки состояния Э-ки и эф-ти Э-й политики нередко исп-ся так
называемый индекс нищеты-сумма уровней безраб-цы и инфляции как 2 осн-х
показателей макроЭ-й нестабильности.
2.3.В самом общем виде эк.равновесие – это соответствие между ресурсами и
потребностями. Т.к. потребности всегда опережают ресурсы, поэтому обычно
равновесие достиг-ся либо посредством огранич-я потреб-ей, либо увеличения
и оптимизации ресурсов. Достиж-ю равновесия спос-ет ценовой мех-зм. В рез-
те колебания цен происх-т выравнивание спроса и предлож-я товаров: в точке
их пересеч-я уст-ся равновесная цена. Равновесие через посредство ценового
мех-ма может уст-ся как для отд-х товаров, так и в масштабе нар.хоз-ва на
основе соглас-я агрегированного спроса и агрегир-го предлож-я, т.е. и на
микро- и на макроур-не. Функц-м органом, анализ-им процессы ценообр-я на
товарных рынках, ведущим статистич.наблюд-е за рын. и регул-ми ценами,
коорд-им деят-ть госорганов в сфере ценообраз-я, явл-ся комитет РФ по
политике цен. Наруш-е П уст-х з-вом запретов в сфере ценообраз-я влечет за
собой применение методов гос.регул-я ценообр-я. Гос.дисц.цен закл-ся в
строгом соблюдении П уст-го з-вом порядка опр-я и прим-я цен. Порядок прим-
я санкций вкл-т в себя проверку органами ценообраз-я и контроля за ценами
соблюд-я П дисц.цен и принятия ими реш-я о взыскании в доход бюджета
необоснованно полученных сумм и штраф.
2.4.Мера реакции одной величины на изм-е др.наз-ся эластичностью. Она
показ-т, на сколько % изм-ся одна переменная эк.величина при изм-и др.на
1%.примером может служить эл-ть спроса по цене, кот.показ-т, на сколько изм-
ся в % отн-и величина спроса на товар при изм-и его цены на 1% - Ep=^Q/^P.
Аналог-но можно опр-ть показ-ль эл-ти по доходам или др.эк.величине. Показ-
ль ценовой эл-ти спроса для всех товаров явл-ся отриц.величиной, т.к. при
сниж-и цены товара спрос на него растет, и наоборот (берут абс.величину).
Если абс.величина показ-ля цен.эл-ти спроса меньше 1, то значит спрос эл-
ен, т.е. изм-е цены в данном случае влечет за собой меньшее изм-е спроса.
При коэф-те эл-ти =1 – эл-ть единична, т.е. изм-е цены приводит к такому же
колич-му изм-ю спроса. Сущ-т, кроме этого, два крайних случая: в первом
возм-но сущ-ие только одной цены, по кот-й товар будет приобр-ся (любое изм-
е цены приведет либо к полному отказу от его приобрет-я, либо к неогранич-
му увелич-ю спроса на него – при этом спрос явл-ся абс.эл-ым); другой
случай предст-т собой пример абс.неэл-го спроса – изм-е цены не отраж-ся на
величине спроса.
6.3.Трудовой договор(ТД) опр-ет прав-ое положение гр-н как участника опр-й
кооперации труда в кач-ве раб-ка данного труд.колектива(ТК). Только за
исключением ТД трудящийся становится членом ТК данного пр\пр, учреж-я, орг-
и и подчиняется его внутренему труд.распорядку, режиму труда. Этим самым ТД
отличается от смежных договоров граж-го права связаных трудом.
Его предметом яв-ся личное выполнение труд.ф-ции в общем процессе труда
данного произ-го колектива. Предметом смежных гр-х договоров яв-ся
овеществленный конечный результат труда, а труд в них-это лишь способ
выполнения взятых обязательств.
Подчинение раб-ка в процессе выпол-я труд.ф-ции правилам внут-го
труд.распорядка с выпол-ем уст-ой меры труда. За нарушение этой обя-ти он
м. нести дисциплинарную отв-сть чего нет в гр-ко-правовых договорах.
Обязаность пр\пр орг-ть труд раб-ка, создавать ему нормальные условия
труда, повседневно обеспечивать его обусловленой работой, охранять его
здоровье и жизнь в процессе труда возног-ть его системотически за факт-й
труд по заранее уст-м нормам. По договору же личного подряда, поручения,
авторскому и т.п. трудящийся не подчиняется дисциплине, внут.распорядку, а
работу орг-ет сам выполняет за свой риск и т.д.
При ТД риск случ-ой гибели результата труда лежит на пр\пр, учр-й, орг-и,
а при договоре подряда, авторского этот риск не несет сам гр-н.
Содержания ТД состовляет совок-ть его условий. Эти условия Д опр-ют
правомочия и обяз-ти сторон.
Каждая сторона ТД имеет свои субьективные права и обя-ти, опр-ые ТД и
труд.закон-ом уст-м правопорядком по труду на данном произ-ве кот-му
стороны по договору обязались подчинятся. В зависимоти от порядка их уст-я
различают 2 вида условий ТД:
1)непосредственые уст-ваые соглашением при заключение ТД
2)производные уст-ые законод-ом кот-е м. изм-ся соглашением сторон.
Непосредственые условия это такие при отсуствии кот-х ТД не м.б. а след-но
не м. возникнуть реальное трудовое правоотн-е. К ним относятсяусловия:
-о месте работы
-о труд.ф-ции кот-ю будет выполнять работник
-о размере з\пл работника пр\пр
6.1.Труд.коллектив(ТК) это добровольно организационо само-ое обьединение
раб-ов для совместного труда на конкретном пр\пр, в учреж-й, орг-ции на
основе их труд.договоров или членства в данном пр-ом кооперативе.
ТК имеет сложную соц-правовую стр-ру, куда входят:
все раб-ки данного произ-ва
администрация во главе с руков-м
избраные ТК органы
общ-е орг-ции ТК и их органы
само-ые органы и общ-ые движения ТК.
Все ТК м. классифицировать по трем основаниям:
по виду общ-го труда и сфере его применения
по форме соб-ти на произ-ое имущество
по степени обьединения раб-ов их контактности в труде.
ТК имеет след.функции кот-е согласуются с его целями,задачами и
полномочиями:
1)ф-ция орг-и совместного труда, улучшение его условий
2)ф-ция участия в гос.полит-ой жизни
3)ф-ция участия в упр-й пр\пр, учреж-ем, орг-цией
4)ф-ция труд.и нраственного воспитания свойх членов, их добросовестного
отношения к труду.
Самоуправление ТК это само-ое осущ-ие им в соот. с Уставом пр\пр, законо-
ом и колективным договором организ-но-управленческих функции.
Основной формой осущ-я полномочий ТК яв-ся собрание (конференция).
6.2.Безработным считается:
трудоспособный по возрасту и по состоянию здоровья гр-н (пенсионер яв-ся
нетрудоспособным и имеет дох-д в виде пенсии)
трудоспособный гр-н не имеющий работы и зароботка, зарегис-х службой
занятости как безработный в целях поиска подходящей работы и готовы
приступить к ней.
Регистрация безраб-х проводится службой занятости по месту жительства при
предьявление паспорта, труд.книжки и др. док-ов.
Не признаются безработными гр-не:
до 16-го возвроста и пенсионеры, кроме пенсионеров по инвалидности 3
группы
отказавшиеся в течение 10 дней со дня обрашения в службу занятости от 2
вариантов подходяшей работы (кот-я соот. проф-ой подготовности с учетом
уровня подготовки, прежней работы, состоянию здоровья, транспортной
доступности рабочего места).
Трудоуст-во это процесс подыскивания подходящей работы, подготовки к ней и
уст-ва на эту работу. Формы трудо-ва:
общие-само-но или с помощью службы занятости трудо-во,
к спец-м отн-ся:
1.орг-ный набор раб.силы в отьезд на пр\пр, стройки районов, нуждающихся в
притоке раб.силы из трудоизбыточных районов;
2.направление на работу выпусников вузов и т.д. заключивших с
работодателями договоры о подготовке для их произ-ва молод-х спец-ов и
квалиф-х раб-их;
3.направления службоу занятости в счет уст-х местными органами власти для
работодателей квот по приему инвалидов, подростков и др.
Значение трудо-ва в том что оно:
оказывает гр-м помощь в реализации права на труд уст-ве на работу,
помогает работодателям подобрать необх-ю раб.силу,
сокрашает потери раб.времени почти в 3-4 раза при подыскивание новой
работы.
5.9.Страх.взносы(СВ)-это обя-ые платежи уплачив-е Ю и ФЛ в соот. фонды в
порядке и размерах уст-х правовыми актами. Ю.хар-ка данных СВ раскрывается
через хар-ые для них признаки, кот-е будучи закреплены законо-но опр-т их
правовой режим.
Одним из признаков яв-ся то что СВ яв-ся централиз.доходами гос-ва. СВ
относятся к обяз-м неналог. платежам. СВ имеют целевую направленость в исп-
й т.е.они зачисляются только в тот ВбФ кот. был опр-н в момент уст-я
взносов и исп-ся в соот. с целевым назначением этого фонда. Из этого
следует что СВ в составе ср-в каждого конкретного фонда не м.б. перерасп-ны
из одного фонда в др., кроме случаев предусм-х законод-м. Но сам факт
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|